Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Арт-терапия — искусство исцелять

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Арт-терапия сложное, многогранное, необычайно интересное и глубинное  по своему  воздействию явление.

Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы синтеза трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направление применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

Цель арт-терапевтических занятий — проведение терапевтической и коррекционной работы в сочетании с косвенной диагностикой.

Работа с рисунком или изображением — особая работа, связанная с радостью. Радость повышает уверенность в своих силах  и формирует позитивное отношение к жизни.  Это те качества, в развитии которых все больше и больше нуждается сейчас человек.

В арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер. Важно, что при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства специальная подготовка и художественные таланты участников не играют роли. Большое значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца. Художественные материалы  оказывают непосредственное воздействие на  творческое самовыражение человека. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают  эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе, являясь частицами реальности, эти материалы побуждают человека к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.

Благодаря изображению  человек ближе знакомится с собой и одновременно может переосмыслить события. Акт, выносящий внутреннее во внешний мир, модифицирует внутренний мир, очищает его до некоторой степени от напряжения и энергетической статики, выводит из бездействия, закрытости к осмысленному действию — это первый и важный момент в терапии искусством и изображением. Изображение открывает возможность самоизлечения — это  второй существенный момент, присущий искусству. Третий же момент заключается в том, что в самом процессе изображения и в конечном продукте становится видимым и понятным для других людей внутренний мир человека. Таким образом, может быть  переработан возникающий из бессознательного материал. [3]

Все мы, имея каждый свой собственный богатый  внутренний мир, взаимодействуем с миром внешним. Это взаимодействие имеет свои закономерности. Искусство поэтому и универсально, что способно открыть, показать нам эти закономерности.

В арт-терапевтическом  процессе реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека. Результатом такой работы являются подлинные психологические и психотерапевтические чудеса.

Пять взаимодействующих составляющих  помогают произойти этим чудесам [2]:

  1. Естественная человеческая потребность в самовыражении, сосредоточенная в арт-терапии на том, что беспокоит человека.
  2. Другой составляющей чуда  является привлекательность арт-терапевтических методов. Нематериальные плоские и объемные фигуры имеют изумляющую двойственную характеристику — они могут одновременно утаивать и выявлять.
  3. Третья составляющая касается человеческого организма и его возможностей. Структура фигур в более простой форме отражает структуру внутренних переживаний благодаря человеческой способности к изоморфизму.
  4. И, конечно, важнейшей составляющей являются привлекательные для человека художественные материалы из внешнего мира. Структура материала отражает структуру душевного переживания и, таким образом, влияет на выбор художественных средств  самовыражения.
  5. Пятой составляющей является сам метод арт-терапии. Данный метод — это синтез понятий феноменологии и принципов гештальт-теории восприятия.

Список литературы:

  • Рудестам К.  Групповая психотерапия СПб 1999г.
  • Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс 2002г. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс 2002г.
  • Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии СПб из-во Пирожкова 2001г.
 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.