Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Что такое ''Я''-высказывания и ''Ты''-высказывания | Глоссарий

Что такое ''Я''-высказывания и ''Ты''-высказывания

В психологии существует прямой запрет на один определённый тип высказываний в адрес другого человека.

Называются они «Ты»-высказывания...

  • Ты неправ!
  • Вечно ты лезешь со своими советами!
  • Только дурак мог поверить в это!
  • Какой ты неуклюжий!
  • Помолчи, пожалуйста!

Представьте себе ситуацию: мальчики идут по лесу. Один (самый младший) плетётся за ними следом, еле успевая. Его поманили и бросили эмоционально — не общаются по дороге, заставляя только не отставать.
И вот, что говорит этот малыш очень противным голосом, обращаясь к своему (предположим) старшему брату: «А я всё маме расскажу, что ты в лес пошёл!»
Вот он — типичный пример психологически неграмотного «ТЫ»-высказывания, провоцирующего конфликт, да ещё и какой.
Что должен был бы сказать этот мальчик? Что он действительно имел в виду?
Он имел в виду вот что: «Я так устал идти за вами, вы так быстро идёте. Мне страшно идти в этот лес. Я волнуюсь. Я хочу есть, пить и в туалет. Но вы меня бросили — идёте впереди и не общаетесь со мной. И мне от этого обидно, грустно и скучно. А я так хотел пойти с вами в этот лес». Вы видите — сколько в этом высказывании: Я, Мне, Меня? У Вас не рябит в глазах от такого «якания»? Наверное, рябит. Потому что нас учили никогда не говорить о себе. О своих чувствах. Получается, что нас, не напрямую, но однозначно, учили лишь — КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ.
Ведь гораздо проще бросить человеку: «Каждый раз на кухне бардак!», чем просто признаться (а что в этом стыдного?) «Мне неприятно садиться за грязный стол». У нас в обиходе почему-то считается, что «говорить о себе», начинать фразы с «Я», «мне» это как-то ... неприлично! Нет ничего вреднее этого заблуждения!!!

Вместо этого мифа ГОВОРИ О СЕБЕ

В каждый момент жизни у вас, как и у каждого живого человека, возникают какие-то чувства, они возникают помимо вашей воли, помимо вашего желания, и они могут не нравится вам. Тем не менее они есть, и они ваши. Но вы – это не только ваши чувства, у вас есть еще что-то, а значит, вы можете осознавать свои чувства в каждый конкретный момент и говорить о них. В напряженной ситуации, в ситуации конфликта, когда вы испытываете сильные чувства, но они не нравятся вам и у вас есть сложности с тем, чтобы выразить их, самый простой способ решить эту проблему – осознать свои чувства и назвать их партнеру. Именно этот способ самовыражения и называется Я-высказыванием.
Важно понимать, что Я-высказывание конструктивно изменяет не только Ваше собственное отношение к конфликтной ситуации, но и отношение Вашего собеседника к ней. Ваше искреннее свободное называние своих чувств с позиции осознания собственной ответственности за то, что происходит с вами, не может никого обидеть и вызвать агрессию, поэтому напряжение ситуации спадает.

Я-высказывание это:

  • Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях;
  • Конструктивная альтернатива Ты-высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого;
  • Способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.

Я-высказывания ещё называют открытым выражением эмоций. Если Вы думаете, что «открытое выражение эмоций» это — бить тарелки и ломать стулья, то Вы ошибаетесь. Это всего лишь плачевный результат слишком долгого сдерживания подлинных эмоций. А настоящее «открытое выражение эмоций» это умение откровенно и своевременно оповестить своего собеседника о том, какие ЭМОЦИИ вызывают у Вас его слова или поступки. И делать это нужно сразу, не копя в себе негатив. Тогда Ваша реплика прозвучит естественно и ни в коем случае не оскорбительно.

Зачем же доводить себя до точки кипения? Какие же эмоции и ощущения могут вызывать у нас слова и действия окружающих людей?

  • - мне страшно, когда ты начинаешь кричать...,
  • - мне неловко, когда они смотрят на нас...,
  • - мне стыдно, что мы прошли мимо этого человека...,
  • - мне ничего непонятно, когда ты начинаешь беседовать с Васей о компьютерах и поэтому становится скучно и неинтересно (Обратите внимание, ключевое слово: «непонятно», а только потом — «скучно» и «неинтересно»! Копайте глубже!)
  • - я сильно устаю, когда меня заставляют принимать участие в обсуждении того, чего ещё нет.

Технология "Я-высказывание" (по 5 шагам):

1 шаг.  Чувства.
Выражение чувств, касающихся фактов. "Я чувствую..."Например: «Я почувствовала обиду. Я обиделась».

Телесные ощущения. (можно рассказать и о них - смотрите по ситуации)
Выражение телесных ощущений, касающихся этих чувств. "Я ощущаю..."
Например: «У меня защипало в носу и захотелось расплакаться».

2 шаг. Факты.
Называются только факты, произошедшие в реальности, т. е. то, что произошло по факту.
Например: «Я заплакала, когда ты сказал мне, что я плохо выгляжу".

3 шаг. Мысли.
Здесь высказываются мысли, предположения, гипотезы, фантазии,
интерпретации, идеи. "Я думаю", "Я предполагаю", "Мне кажется" и др.
Например: «Я думаю, что ты меня не любишь, и что тебе нет до меня дела».
Если на этом шаге замечаете, что захлестывают чувства, то возвращайтесь к 1-му шагу.

4 шаг. Желания.
Здесь высказываются любые желания, возможно мечты. То есть то, о чём бы Вы хотели попросить этого человека.
Например: «И я хочу тебя попросить, чтобы ты больше обращал на меня внимание и говорил мне, когда я выгляжу хорошо».
Этот шаг помогает в улаживании конфликтов, в установлении отношений.
Здесь так же возможно возвращение к 1-му шагу, то есть к чувствам, которые Вы испытываете.

5 шаг. Намерения.
Высказывание того, что собираешься делать и как, в связи с произошедшим фактом.
"Я собираюсь", "Я буду", "Я не буду".
Например: "А я буду стараться не говорить тебе постоянно о том, что ты меня не любишь".
5-й шаг применяется не всегда, а в зависимости от ситуации. Иногда достаточно лишь 4-х шагов. Тем не менее, нельзя пропускать никакой из 4-х шагов или менять их местами.

Марина Смирнова

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе
    Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте! Встречалась с парнем 5 лет (с 18-ти). Он меня старше на 7 лет. Жили вместе 2 года... Я его ревновала... сейчас понимаю, что он склонен к флирту на стороне, а я склонна к ревности. Все время его контролировала и проверяла. Он переписывался с девушками, слега в них влюблялся, но до секса дело не доходило. Одновременно он все время сох по той, что была до меня, а она уже вышла замуж и давно про него забыла.

    Подробнее

  • Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости
    Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлены результаты сравнительного анализа феноменологии состояния наученной беспомощности, атрибутивного стиля и содержания мотивов учебной деятельности у школьников с различными уровнями успеваемости. Апробированы зарубежные и предложена авторская экспериментальная ситуация для фиксации проявлений наученной беспомощности. В итоге исследования выявлены факты, не соответствующие теоретической модели М. Селигмана, а именно – отсутствие корреляций проявлений беспомощности с атрибутивным стилем и с уровнем академических успехов учащихся.

    Подробнее

  • Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время
    Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время Вопрос психологу Психология отношений||Психология семьи Семейная психология

    Добрый день! Моей дочери 4 года, недавно начала шепелявить, говорит букву С, ставя язык между зубами, до этого прекрасно говорила и произносила все звуки, очень чистое произношение. Мы живем в Женеве, и мой муж итальянец, дочь соответсвенно говорит на французском, это ее родной язык, она даже играя со своими куклами говорит на французском, и немного по-итальянски. По-русски говорит только со мной иногда с моими друзьями и их детьми. Подскажите как реагировать на это изменение в ее речи, меня это волнует и начало раздражать в последне время, сорвалась на нее, она расплакалась, я тоже, потом ругала себя, пожалуйста, посоветуйте как быть. Спасибо заранее!

    Подробнее

  • Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка
    Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Обсуждается согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта.

    Подробнее

  • Символическая функция сознания и его субъект
    Символическая функция сознания и его субъект Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Статья посвящена анализу понятия и структуры символической функции сознания субъекта. Символическая функция соотносится с работой духовного слоя сознания и рассматривается как его функциональный орган. Активность символической функции направлена на понимание и переживание смысла отношений субъекта. В ее структуру включены такие компоненты как осознание антиномичности символа, порождение и реализация замысла, преобразование символической формы, интерпретация символического смысла.

    Подробнее

  • Сексуальные игры
    Сексуальные игры Психологические статьи Про секс Сексология

    Говорить на тему секса непросто — ведь о нем очень много написано. Как сохранить сексуальное влечение? Конечно, сексуальные игры — не панацея для всех проблем в отношениях пары. Но именно сексуальные игры позволяют человеку, будучи в образе, стать тем, кем он боится быть в реальности — нежным, скандальным, грубым, податливым… Ведь когда сексуальные отношения пары костенеют — из них уходит жизнь. А, как известно, «вся наша жизнь — игра». Так что, пока живы, — играйте!

    Подробнее

  • Стыд и близость
    Стыд и близость Психологические статьи Популярная психология

    Пожалуй, трудно найти человека, который никогда в жизни не испытывал чувство стыда. Стыд — общепринятая реакция того, кто "упал" ниже социальных норм или собственных принципов.Хотя это может показаться сложным, но если кто-то попал в неловкую ситуацию и испытывает чувство стыда, то есть надежда выйти за рамки этих болезненных эмоций.

    Подробнее

  • Интеллект против Сознания
    Интеллект против Сознания Психологические статьи Популярная психология

    Знакомство со статьями Дарио Саласа и его книгами, позволило окунуться в мир малоизвестной у нас герметической философии, называемой на Западе «матерью всех наук».

    Подробнее

  • Детская агрессия
    Детская агрессия Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы за выживание, попытке ребёнка изменить положение вещей... Поскольку причиной детской агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удаётся полностью освободить ребёнка от его агрессивности.

    Подробнее

  • Как вызвать доверие у клиентов: успех в продажах
    Как вызвать доверие у клиентов: успех в продажах Психологические статьи Психология успеха

    Что приводит к успеху в продажах, как повлиять на доверие клиентов и какое именно доверие необходимо для холодных продаж. Эксперимент ученых университета Джорджии показал, как происходит эволюция механизмов, с помощью которых люди принимают экономические решения

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси