Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Две женщины или Портрет в интерьере | Семейная психология

Рубрика: Психология семьи

Две женщины или Портрет в интерьере

Множество секретов, поведанных на ушко друг другу девочками, юными и взрослыми женщинами, мамами и бабушками связано с событиями их «женской судьбы». Это одна из универсальных тем женских разговоров. Конечно, не каждая женщина становится матерью, и не все матери производят на свет дочерей. Но у любой женщины есть или была мать, а иногда и несколько «мамочек». Говоря о «мамочках», подразумевается функция, а не место в генеалогической паре.

Вариативность этих, таких важных для жизнедеятельности женщины, отношений проявляется во всем своем многообразии: от конфлюенции, полного поглощения и потери собственного «Я» до дезорганизации и эмоционального разрыва в рассматриваемых диадных отношениях, где слишком жесткие внешние  границы приводят к отстраненности и изолированности друг от друга.

В литературных источниках описываются различные типы матерей (психодинамический подход):

  • матери-наставницы,
  • матери-законодательницы,
  • несправедливые,
  • неполноценные,
  • ревнивые,
  • подчиняющиеся и превосходящие матери.

А еще:

  • матери-кормилицы,
  • жертвующие,
  • альтруистичные,
  • безумно любящие матери.

И у всех детей испокон веков существует тайная мечта о принимающей, безусловно любящей матери.

В свою очередь дочери, становясь женщинами и матерями, пытаются решать дилемму: превращаться ли им в собственную мать, становиться ли похожей на нее. И это вопрос выбора, которого на самом деле нет. Ведь без идентификации не может быть и дифференциации с собственной матерью. А именно ее послания и высказывания девочка впитывает с детства вместе с материнским молоком, именно на нее так хочется быть похожей — на самую главную в ее жизни женщину. Эти процессы сопровождают все периоды жизни женщины:

  • рождение,
  • фаза сближения,
  • эдипова фаза,
  • подростковый период в связи с сексуальными влечениями и стремлением к автономии.

Часто созревающая женщина «застревает» на своем представлении о том, что можно быть совершенной. Вот тогда и происходит абсолютизация (позитивная либо негативная) образа собственной матери и, соответственно, себя. На этом этапе и возникают такие темы как:
- Я не хочу быть такой, как она!
Или же наоборот:
- Не трогайте мою маму!

Часто у женщин, обращающихся за помощью, встает вопрос о том, как быть-находиться в этих отношениях. Ведь отношения матери и дочери это не супружеские отношения, которые можно расторгнуть, следовательно, отношения становятся данностью, которую нельзя обойти. Эти диадные отношения просто есть и, безусловно, они оказывают влияние на становление и жизнь женщины.

И если женщину тяготит женское общество или же, наоборот, ей в нем особенно уютно, то это маленький звонок о том, что, возможно, в ее женских отношениях что-то надломлено…

В нашей жизни, как известно, ничто не проходит бесследно. Так кто же «пишет сценарий» нашей женской судьбы? И как разомкнуть этот замкнутый круг и не стать впоследствии монстром для собственной дочери, или для своей же  матери, когда с течением времени «расстановка сил» может поменяться… или, в первую очередь, для самой себя? Где же «живет» злость и как в ней, в Другой женщине, увидеть Человека?

Это трудное равновесие — мать и дочь... Соперничество или сотрудничество?

И часто вместо танца, в котором стороны сближаются и отдаляются, разворачивается жестокая борьба за сходство и несходство, борьба и соревнование, от которых страдают обе стороны.

Все эти размышления и привели нас к созданию терапевтической программы «Две женщины или Портрет в интерьере» про отношения «мать и дочь» или «про женщин…». Потому что, хотим мы того или нет, но находясь в обществе хотя бы одной женщины каждая из нас попеременно попадает в ситуацию, грубо говоря, «портрета в интерьере». Во всяком случае, именно так многие ее воспринимают. И тогда в какие-то моменты я могу быть «фигурой» в этих отношениях, а в какие-то «уходить в фон». Насколько это переносимо для каждой конкретной женщины и насколько в этих отношениях может реализовываться баланс «брать-давать», настолько возможно существование здоровой привязанности.

Основным фактором, лежащим в основе человеческих отношений, является привязанность. Для того, чтобы привязанность была возможна, необходимы сбалансированность и порядок. Сбалансированность трактуется Б. Хеллингером как баланс «давать» и «брать». Отношения сохраняются только тогда, когда вклад одного из партнеров превосходит то, что он взял от второго партнера, причем этот процесс должен быть двусторонним. Противоположная направленность баланса «давать» и «брать» (в сторону уменьшения взаимного вклада) имеет место тогда, когда речь идет о причиненном ущербе. Это также может позволить сохранить отношения. В противном случае отношения прекращаются.

В этом процессе формирования «здоровой привязанности», на наш взгляд, хорошей опорой может быть помощь женщине в осознании своей женской идентичности, влияния семейных сценариев и других аспектов, влияющих на ее «женскую судьбу». И если не проделать хотя бы символически, через принятие собственной матери, свой «путь к женщине», без этого, образно говоря,  невозможно по-настоящему «прийти к мужчине». Здоровые диадные отношения с мужчиной не могут существовать, пока женщиной не пройден этот непростой путь здоровой сепарации с матерью и родительской семьей. Бессознательное стремление к треангуляции, создание коалиций и прочие «штучки» зачастую просто безвозвратно портят нашу жизнь. В ходе этой работы обязательно происходит контакт с такими темами как: встреча с собственной «девочкой», идентификация и дифференциация с матерью, взаимодействие с другими женщинами и их жизненным опытом, осознавание и принятии своей слабости, обид, ненависти и нерастраченной нежности. А также, зачастую уже на следующем этапе, становятся  проявленными темы ревности, зависти, конкуренции, осознавания собственной женственности, своей агрессии и имеющихся в наличии способов обращения с ней.

«Мы с тобой одной крови: ты и я» — и это не пустые слова. Какая-то непреодолимая сила тянет нас реализовывать не свои программы жизни… Ни «жизнь для», ни «жизнь вопреки» не дает свободы женщине в самореализации. Протекающие между матерью и дочерью процессы идентификации и дифференцирования ведут к передаче некоторых конфликтов «мать-дочь» из поколения в поколение. Все это делает осознавание развития этих отношений и их влияния на развитие и жизнь женщины очень важной темой.

Авторы статьи:

Татьяна Зайцева.

Ольга Коваль.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Взрослый, как одно из эго-состояний человека
    Взрослый, как одно из эго-состояний человека Психологические статьи

    Подробнее

  • Прервать беременность или рожать?
    Прервать беременность или рожать? Вопрос психологу Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Я хочу спросить у вас....
    Беременность проходила через месячные (выделения, которые я посчитала за месячные и подумала, что это уже наступление климакса-мне 40 лет), когда поняла,что беременна-было уже 17-18 недель.
    Даже не почувствовала беременность......
    В это время принимала препараты,которые совершенно противопоказаны при беременности,особенно на ранних сроках.
    У меня двое детей.Старшему-16лет,младшему-1год 9мес.
    Сама болею гипотиреозом-перенесла 2 операции на щитовидной железе,сейчас на инвалидности.
    Врачи назначили искусственные роды по мед. показаниям.
    Очень мучаюсь......
    Но я бы уже решилась и на третьего ребенка,но принятие таких препаратов может негативно сказаться на ребенке.
    К тому же у меня удалена часть щитовидки и я пью таблетки,а во время беременности их нужно было пить больше(чтобы и плоду хватало).
    Но я правда,даже не почувствовала беременность и выделения приняла за месячные(как сказали врачи-это были угрозы выкидыша).
    Вот можно меня считать убийцей ребенка?
    Плохой,безответственной матерью?
    Или рожать?
    А вдруг инвалид с разными патологиями?
    Я у вас на форуме новичок-пожалуйста,помогите разобраться в себе-не могу ночами спать,прерывание беременности назначили на 26 апреля.
    Но ведь,если рожу инвалида,еще хуже наврежу ребенку-как в глаза ему тогда смотреть,как жить ему?
    Или я просто схожу с ума......
    У меня ужасная депрессия,я не могу ничего делать и думать......

    Подробнее

  • Муж недоволен мной и часто на меня кричит. Почему?
    Муж недоволен мной и часто на меня кричит. Почему? Вопрос психологу Психология общения Семейная психология

    Я живу с мужем 6 лет в браке, а знакома с ним 10. После того как мы поженились, я сменила свою насыщенную жизнь на семью, родила ребёнка. Потом муж стал бизнесменом!!! Это хорошо, но чем дальше, тем хуже.

    Подробнее

  • У меня проблема лишнего веса. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать?
    У меня проблема лишнего веса. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать? Вопрос психологу Психология и стресс

    У меня проблема лишнего веса, мне 22 года, лишнего веса 30 кг. Проблема заключается в том, что ночью я просыпаюсь 2 раза и иду есть, причем организм еды не просит, это в голове что-то срабатывает, причем не всегда осознанно. Утром могу не помнить что именно ела. А когда ночую где-то в гостях, то этой проблемы нет. Чем дальше, тем все тяжелее. Что делать?

    Подробнее

  • Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения
    Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения Психологические статьи Психология отношений Зависимости и их лечение

    Так случилось, что в терапии я много работаю с зависимыми отношениями.
    Если обобщить конкретные истории, с которыми ко мне обращались чаще всего, это выглядит примерно так:

    Подробнее

  • Я встречаюсь с девушкой. Было все отлично, теперь она все время занята
    Я встречаюсь с девушкой. Было все отлично, теперь она все время занята Вопрос психологу Психология отношений Популярная психология

    Здравствуйте !!! У меня проблема, я встречаюсь 7 месяцев с девушкой, она на 6 лет меня младше (ей 18), познакомились по интернету... Она говорит что любит меня, а я её.... Всё было сначала отлично, вместе долго проводили время, теперь она фактически всё время занята и у неё нет на меня время (как она говорит).А я сильно к ней привязался и мне нелегко долго её не видеть.Недавно я очень сильно расстроился по этому поводу и у меня случилось проявление НЦД, паническая атака, которая не проявлялась уже 6 лет и была только в подростковом возрасте... Не знаю как быть..??? и что делать...?? переступить через себя и порвать с девушкой ??? Попытаться переключится на кого-нибудь ещё или познакомится параллельно (но это не в моих принципах),а нервничать и ''ловить'' панические атаки, после того как она отказывается встретится я не хочу...

    Подробнее

  • Виктимизация детей в школьной среде
    Виктимизация детей в школьной среде Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. В ходе исследования было выявлено, что что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

    Подробнее

  • Образ медведя и страх перед мужчинами.
    Образ медведя и страх перед мужчинами. Психологические статьи Случаи из практики

    Образ медведя в сновидениях женщин - наличие определенного комплекса, в котором сливаются два элемента: страх перед мужчинами и плохие отношения с отцом. Медведь может символизировать жениха, любимого человека, мужа, даже отца. То есть, мужчину, с которым невесту, жену, мать, женщину связывает наличие чувств или их отсутствие: любви—нелюбви, привязанности или отсутствия оной, но желаемой, сексуальных отношений или их отсутствия.

    Подробнее

  • Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации?
    Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Меня беспокоят отношения моей сестры и её бывшего гражданского мужа.
    Начались проблемы после их расставания и в один день, он приехал к ней на работу и избил её очень сильно, после чего пытался совершить попытку к самоубийству, но его спасли. Маленькую доченьку моя сестра по выписке из больницы забрала, и жила бы себе мирно, но его выпустили из больницы досрочно, не проведя с ним никаких разговоров о случившемся. Теперь он намерен преследовать мою сестру, пишет её сообщения что он всегда будет рядом.
    Я лично беспокоюсь о дальнейшем развитии событий, а особенно за мою маленькую племянницу, которую он хочет забрать себе.
    Подскажите пожалуйста, что делать в такой ситуации и как проверить состояние человека на вменяемость?

    Подробнее

  • Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка?
    Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка? Вопрос психологу Психология семьи Психология детей и подростков

    Переезжаем. В 3 класс сын пойдет в новую школу.
    У ребенка очень хрупкая нервная система. Вокальные тики почти с 6 лет.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси