Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Возрастные этапы формирования личности по Эриксону | Популярная психология

Рубрика: Популярная психология

Возрастные этапы формирования личности по Эриксону

Эриксон, в отличие от Фрейда, считал Эго, а не бессознательное, основной частью структуры личности. По его теории, Эго выполняет функцию сохранения индивидуальности и целостности.

Ведущую роль учёный отдавал отношениям ребёнок мать, в которых врождённые влечения (инстинкты) направляются через воспитание в детском возрасте. В результате происходит процесс социализации человека.

Влияют на социализацию, кроме родителей и других близких людей, еще и социальное окружение, а также культура, принятая в данном обществе. Так Эриксон обосновывал влияние культуры и окружение на развитие психики ребенка и прохождение социализации.

Процесс развития и социализации был назван Эриксоном "формированием идентичности". Автор считал важной задачей сохранить целостность личности, целостности Эго, что позволит быть устойчивым к неврозам.

В процессе развития идентичности Эриксон выделил 8 возрастных этапов, на которых происходит формирование определенных качеств, в зависимости от условий воспитания и социализации. Каждый этап - это кризис, который может привести к появлению противоположных черт. Далее происходит осознание своих особенностей и идентификация себя с ними.

Важным этапом Эриксон считал подростковый и юношеский возраст, в котором изменения протекают особенно бурно как в биологическом, так и в психологическом плане. Изменение тела приводят к идентификации себя с другим образом Я.

0-1 год - доверие или недоверие


В этот период у ребенка закладывается основа - базовое доверие к миру. Для того, чтобы в дальнейшем человек доверял людям, миру, событиям, с оптимизмом смотреть в будущее и т.п., необходим позитивный опыт. Какой? - Когда мама рядом и готова быстро отреагировать на крик, и малыш чувствует безопасность, получает достаточное количество любви, заботы о физическом комфорте, внимания. Нехватка этого может повлечь за собой замкнутость, недоверие, ощущение себя одиноким и недостойным внимания, тревожность и неспособность ощутить себя в безопасности.

1-3 года - независимость или стыд

Это время отличается развитием воли, стыда. Ребенок может быть капризным, отстаивать то, что ему важно. При балансе ограничений, необходимых для безопасности, и свободы, дающей возможность проявить себя, реализовать свои желания, в этот критический период формируется самостоятельность и уверенность в себе. А вот необоснованно завышенные требования и ожидания, а также гиперопека приводят к появлению сомнений, неуверенности и стыда.

3-6 лет - инициатива или вина

Игра становится полем для проявления активности, решения задач, освоения новых навыков (в том числе общения), возможности взять на себя ответственность. Так же, как и в прошлом периоде, поощряя свободу, самостоятельность, родители способствуют развитию инициативности и умению трудиться, а подавляя активность, ограничивая, контролируя могут сформировать чувство вины, скованность и пассивность.

6-12 лет - компетентность или неполноценность

В школьной жизни ребенок приобретает навыки достижения, дисциплины, исполнительности, приложения усилий. Успешный опыт способствует развитию трудолюбия и компетентности, негативный обуславливает появление чувства неполноценности

12-20 лет - идентичность или ролевое смещение

В это время складывается представление о личной уникальности. Человек находит себя, задает для себя значимые вопросы, ориентируется с актуальным направлением. Как раз в данном возрасте закладывается мировоззрение.

20-40 лет - близость или изоляция / продуктивность или инертность

Это этап, когда пересматриваются представления о жизни, осознаются значение находящихся вокруг людей. И как раз данный критический период человек должен пройти автономно: он либо выбирает устанавливать близкие отношения, либо изолируется от общества.

40-60 лет - продуктивность или инертность

Это возраст творчества, подъем внутренней, духовной энергии, время продуктивной работы над собой и готовности, а ключевое, умения помогать. Пройдя этот кризис, человек становится Наставником. Тот, кто прожил собственную жизнь не зря, почти все одолел и почти все осмыслил - и готов разделить собственные размышления с окружающими. Увы, не все готовы его выслушивать, так как любой обучается на личных промахах.

После 60 лет - целостность Эго или отчаяние

Человек пересматривает собственную жизнь, подводя для неё конечные выводы. В данный этап складывается ощущение удовлетворение, понимание идентичности и единства собственной жизни. Или, напротив, человеком завладевает отчаяние, жизнь видится составленной из несвязанных клочков и прожитой зря. Последние ощущения снова же гибельны для личности и ведут к невротизации.

По Эриксону самым важным является сохранение целостности личности, то, что внутренние конфликты привносят дисбаланс. Для людей с базисным ощущением недоверия к миру лучше оставаться в данном русле становления, чем менять его, нарушая целостность их личности.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Как вызвать доверие у клиентов: успех в продажах
    Как вызвать доверие у клиентов: успех в продажах Психологические статьи Психология успеха

    Что приводит к успеху в продажах, как повлиять на доверие клиентов и какое именно доверие необходимо для холодных продаж. Эксперимент ученых университета Джорджии показал, как происходит эволюция механизмов, с помощью которых люди принимают экономические решения

    Подробнее

  • Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия
    Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Представляется проблемное поле межкультурного взаимопонимания в аспекте определения нерешенных вопросов в области методологии, теории и метода исследования современной психологии. Обозначается проблема культурного фрейминга в межкультурной коммуникации и определяются перспективы и направления его изучения. Предъявляются результаты исследований по субкультурному фреймингу в контексте предубеждений и национальной идентичности.

    Подробнее

  • Он не хочет работать над отношениями
    Он не хочет работать над отношениями Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Как включить любимого в работу над отношениями?

    Здравствуйте. 

    Меня зовут Настасья, мне 26 лет. Мы с моим любимым вместе почти 2 года, все это время живем вместе, оба работаем, особ не нуждаемся. Для меня это уже 3й опыт совместной жизни, серьезных отношений (предыдущие длились макс. чуть больше года, был очень болезненный разрыв). Для него - первый, ему 27 лет, до этого у него было пару увлечений, влюбленностей, отчасти безответных. Я его люблю и уверена, что именно с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Хотя четкого о ней представления я не имею... Но это отдельная тема - я знаю о своих проблемах, о нелюбви к себе и неуверенности, постоянно хожу к своему психологу, мы над этой проблемой и многими другими работаем. Один раз даже вместе с парнем сходили к другому психологу, я была инициатором - чтобы улучшить наши отношения. Но у меня возникла острая необходимость именно сейчас (поскольку психолог в отпуске) задать кому-то этот вопрос. 

    У нас много разных ситуаций и нюансов в отношениях, но я знаю, что он тоже хочет, чтобы у нас все получилось, чтобы мы были вместе и чтобы это не было так проблемно, как сейчас. Но больше к психологу он ходить не хочет. И он уверен в том, что сам знает, что и как делать, чтобы сохранить наши отношения. В основном это конечно требования ко мне) Но мы уже договорились (спустя почти 2 года), что менять друг друга - это не метод построения отношений. В общем, в силу своего опыта, любив, будучи уже любимой, расставшись, встречаясь с психологом, читая книжки и статьи, я стараюсь вести себя и строить отношения так, как ''советуют'' эти специалисты, так, чтобы они были долгими, взаимными, полными любви и искренности, поддержки. Такими я хочу, чтобы они были. Но одних моих действий и знаний недостаточно. Но я не знаю, как приобщить, включить любимого в этот процесс!

    Недавно у нас была ссора, после которой мы решили ''начать заново и очень стараться'', договорились о некоторых вещах. И я была уверена, что теперь он будет более чутким к моим предложениям по улучшению совместной жизни. Какое-то время так и было. Однажды я попросила его, как меня учила психолог, о том, чтобы мы с ним каждый вечер садились и искренне обсуждали интересующие нас темы, рассказывали о себе, как прошел день, что делать на выходных, что нам нравится и нет. (Это одна из тех вещей, на которых лично для меня строятся близкие отношения и любовь - это понимание! А чтобы было понимание, мне необходимо человека узнавать и чувствовать. А у меня это через беседу происходит. Я ему это все объяснила и мягко спросила его согласия) Во время этого разговора он сидел, потупив взгляд и немного отстранившись от происходящего. Хотя согласился беседовать каждый вечер. Но прошла неделя, и мы так и не поговорили, как договаривались. И вот пару дней назад я напомнила ему об этом, и мы пошли, уединились в комнате с чайком, и я хотела обсудить, почему мы не общаемся все же. Но он перевел тему на другое. На то, что ''Вот такие натянутые разговоры, постоянные выяснения отношений ничем нам не помогут. Нужно просто научиться радоваться жизни, себе самим, а ПОТОМ уже друг другу''. В чем-то он конечно прав. Но по его мнению чувство любви тогда вернется САМО СОБОЙ. Поэтому он предлагает ни в чем не копаться, а жить как живется, легко и радостно просто идти по жизни, занимаясь личными делами и не ''усложняя'' все. Ну мы и отдалились, ушли типа от ответственности друг перед другом, то есть живем, как будто мы не обременены отношениями. Практически не разговариваем, хотя постоянно в компании, с друзьями общаемся. Не целуемся, сексом не занимаемся, спим под разными одеялами и при этом я делаю вид что все хорошо! И это под одной крышей... тяжко... но не об этом((.

    Я понимаю, у него сейчас такая стадия, когда хочется свободы, и потом он захочет вернуться к близости... Но даже когда у нас отношения на подъеме, он сторонится всяких разговоров, чтения статей, на которые я ему присылала ссылки, выяснения отношений... Я понимаю, это ему все ''усложняет''. Влюбленность у нас была волшебная. И несколько раз что-то подобное за 2 года возобновлялось)) Но в остальном ежедневно мы имеем натянутые и скорее соседские отношения, чем любовь и перспективы счастья вдвоем... Зная, как нам бывает хорошо, что мы в принципе можем обо всем договориться, что мы подходим друг другу и любим (я уверена, он тоже любит, просто не привык любовь видеть такой) - я верю, что у нас все получится!!! По-моему, он путает любовь с влюбленностью и никак не хочет осознавать, что это разные вещи, что отношения вообще требуют работы, требуют выбора любить! Или это я заблуждаюсь? Я боюсь ему навязывать это мнение, разрушать его мечты об идеальной любви и о том, что все может быть просто и само собой (нет, оно конечно так и будет, но для этого надо сначала научиться тому, что потом будет само собой)).

    Я понимаю, что я не такой человек, чтобы одной ''вытянуть'' наши отношения... Я не могу одна танцевать этот парный танец... Помогите! Как сохранить нашу любовь? 

    Подробнее

  • Притча царя Соломона
    Притча царя Соломона Психологические статьи Сказки и притчи)

    Счастье Царя Соломона

    Подробнее

  • 10 продуктов, которые укрепят ваш мозг
    10 продуктов, которые укрепят ваш мозг Психологические статьи Красота и здоровье

    Многие продукты, оказывающие благотворное воздействие на мозг, одновременно способствуют предотвращению сердечно-сосудистых заболеваний, так как обеспечивают стабильное снабжение тканей кислородом.

    Подробнее

  • Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей?
    Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Я пытаюсь скорректировать свой вес, но делаю только хуже. Я постоянно думаю о еде. Ограничиваю себя. Как итог - срыв и переедание. В последние дни мысли стали настоящим наваждением. Я не знаю, за каким занятием спрятаться от них. У меня замечательная жизнь: живу с молодым человеком, хожу на любимую работу, езжу в другой город к заботливым родителям. Меня понимают, что для меня является самым ценным. Многие заедают стрессы, но у меня все наоборот: в момент стресса я могу ничего не есть, но как только все становится прекрасно, ем все подряд. Жить стало тяжелее. Меня беспокоит то, что я раньше считала чем-то несерьёзным и меня не касающимся. Очень прошу помощи. Как перестроится и убежать от мыслей? Спасибо

    Подробнее

  • Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета
    Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье показаны семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями. Качественное изменение понимания семейных проблем студентами в процессе перехода от одного старшего курса к другому указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов. Сделан вывод, что студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

    Подробнее

  • Натуральные продукты для ухода за кожей
    Натуральные продукты для ухода за кожей Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Правильное питание помогает уходу за кожей
    Источник молодости Вашей кожи находится в вашей кухне, а не в кабинете пластического хирурга.
    Говорит известный дерматолог, профессор Николас Перрикон: «Используя комплексный подход, сочетающий правильное питание, пищевые добавки и кремы, мы можем контролировать процесс старения кожи. Более того, мы можем отодвинуть необходимость хирургического вмешательства, в т.ч. подтяжку лица, на 15-20 лет».

    Подробнее

  • Поведение ребенка, которое  должно настораживать родителей
    Поведение ребенка, которое должно настораживать родителей Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Существует ряд симптомов, по которым можно определить в поведении ребенка что-то неладное.

    Подробнее

  • Что означает статья 18Б в военном билете?
    Что означает статья 18Б в военном билете? Психологические статьи

    Что означает статья в военном билете "18"?
    Смогу ли я с ней пройти водительскую коммиссию?
    И можно ли ее снять или поменять (переосвидетельствоваться).??!!
    БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА ОТВЕТЫ.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси