Эриксон, в отличие от Фрейда, считал Эго, а не бессознательное, основной частью структуры личности. По его теории, Эго выполняет функцию сохранения индивидуальности и целостности.
Ведущую роль учёный отдавал отношениям ребёнок мать, в которых врождённые влечения (инстинкты) направляются через воспитание в детском возрасте. В результате происходит процесс социализации человека.
Влияют на социализацию, кроме родителей и других близких людей, еще и социальное окружение, а также культура, принятая в данном обществе. Так Эриксон обосновывал влияние культуры и окружение на развитие психики ребенка и прохождение социализации.
Процесс развития и социализации был назван Эриксоном "формированием идентичности". Автор считал важной задачей сохранить целостность личности, целостности Эго, что позволит быть устойчивым к неврозам.
В процессе развития идентичности Эриксон выделил 8 возрастных этапов, на которых происходит формирование определенных качеств, в зависимости от условий воспитания и социализации. Каждый этап - это кризис, который может привести к появлению противоположных черт. Далее происходит осознание своих особенностей и идентификация себя с ними.
Важным этапом Эриксон считал подростковый и юношеский возраст, в котором изменения протекают особенно бурно как в биологическом, так и в психологическом плане. Изменение тела приводят к идентификации себя с другим образом Я.
0-1 год - доверие или недоверие
В этот период у ребенка закладывается основа - базовое доверие к миру. Для того, чтобы в дальнейшем человек доверял людям, миру, событиям, с оптимизмом смотреть в будущее и т.п., необходим позитивный опыт. Какой? - Когда мама рядом и готова быстро отреагировать на крик, и малыш чувствует безопасность, получает достаточное количество любви, заботы о физическом комфорте, внимания. Нехватка этого может повлечь за собой замкнутость, недоверие, ощущение себя одиноким и недостойным внимания, тревожность и неспособность ощутить себя в безопасности.
1-3 года - независимость или стыд
Это время отличается развитием воли, стыда. Ребенок может быть капризным, отстаивать то, что ему важно. При балансе ограничений, необходимых для безопасности, и свободы, дающей возможность проявить себя, реализовать свои желания, в этот критический период формируется самостоятельность и уверенность в себе. А вот необоснованно завышенные требования и ожидания, а также гиперопека приводят к появлению сомнений, неуверенности и стыда.
3-6 лет - инициатива или вина
Игра становится полем для проявления активности, решения задач, освоения новых навыков (в том числе общения), возможности взять на себя ответственность. Так же, как и в прошлом периоде, поощряя свободу, самостоятельность, родители способствуют развитию инициативности и умению трудиться, а подавляя активность, ограничивая, контролируя могут сформировать чувство вины, скованность и пассивность.
6-12 лет - компетентность или неполноценность
В школьной жизни ребенок приобретает навыки достижения, дисциплины, исполнительности, приложения усилий. Успешный опыт способствует развитию трудолюбия и компетентности, негативный обуславливает появление чувства неполноценности
12-20 лет - идентичность или ролевое смещение
В это время складывается представление о личной уникальности. Человек находит себя, задает для себя значимые вопросы, ориентируется с актуальным направлением. Как раз в данном возрасте закладывается мировоззрение.
20-40 лет - близость или изоляция / продуктивность или инертность
Это этап, когда пересматриваются представления о жизни, осознаются значение находящихся вокруг людей. И как раз данный критический период человек должен пройти автономно: он либо выбирает устанавливать близкие отношения, либо изолируется от общества.
40-60 лет - продуктивность или инертность
Это возраст творчества, подъем внутренней, духовной энергии, время продуктивной работы над собой и готовности, а ключевое, умения помогать. Пройдя этот кризис, человек становится Наставником. Тот, кто прожил собственную жизнь не зря, почти все одолел и почти все осмыслил - и готов разделить собственные размышления с окружающими. Увы, не все готовы его выслушивать, так как любой обучается на личных промахах.
После 60 лет - целостность Эго или отчаяние
Человек пересматривает собственную жизнь, подводя для неё конечные выводы. В данный этап складывается ощущение удовлетворение, понимание идентичности и единства собственной жизни. Или, напротив, человеком завладевает отчаяние, жизнь видится составленной из несвязанных клочков и прожитой зря. Последние ощущения снова же гибельны для личности и ведут к невротизации.
По Эриксону самым важным является сохранение целостности личности, то, что внутренние конфликты привносят дисбаланс. Для людей с базисным ощущением недоверия к миру лучше оставаться в данном русле становления, чем менять его, нарушая целостность их личности.