Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста

Разработанная автором аффективно-динамическая теория позволяет утверждать, что нарушения поведения у детей имеют интрапсихическую природу. В рамках этой теории агрессия рассматривается как один из базовых компонентов человеческой активности, а точнее как основной способ адаптации. Агрессивность — есть предрасположенность или предпочтение человеком агрессивной модели поведения. Однако в качестве нарушений поведения мы рассматриваем лишь агрессивность и негативизм деструктивной и асоциальной направленности, мотивированные гневом и страхом, злобой и ненавистью.

Нашими исследованиями [1] было установлено, что деструктивная и асоциальная агрессивность, а также негативизм в первую очередь опосредуются нарушениями в различных сферах регуляции поведения.

Мотивационная сфера. Общая направленность мотивации детей с высокой агрессивностью и негативизмом вне зависимости от пола и возраста имеет четко выраженные регрессивные тенденции, то есть характеризуются доминированием поддерживающих (дефицитарных) мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединенности, идентификации, насыщении желаний любви и нежности).

С точки зрения А. Маслоу [3] такая направленность мотивации носит ярко выраженный депривационный характер. Иными словами, такой тип мотивации характерен для детей, нуждающихся в стабильности, предсказуемости событий, защите от различных угрожающих их жизнедеятельности ситуаций. Таким образом, они постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит отношений привязанности с другими и любви, что сопровождается ощущением одиночества, отсутствия дружеских связей, отверженности.

Вместе с тем, хотя дефицитарная мотивация — это стремление удовлетворить (а вернее устранить) существующий дефицит или требования окружающих, она все же нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Высокие коэффициенты мотивационной напряженности (соотношение между идеальным и реальным состоянием побуждений), обнаруженные в наших исследованиях, подтверждают это. Более того, мы убеждены, что агрессия в этом случае используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения.

Нельзя не упомянуть и мотивы роста, которые хотя и не являются доминирующими, находятся по большей части в неудовлетворенном состоянии. По мнению А. Маслоу, в результате могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия, цинизм и другие виды психических расстройств. Кроме того, для людей с неудовлетворенными мотивами роста характерны гневливость, скептицизм, ненависть, безответственность, утрата смысла жизни.

Эмоциональная сфера. Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают и серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психотического, депрессивного характера. Установленные между ними корреляционные связи свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективности, раздражительности, несдержанности) и астенических (тревожных, фобических, ипохондрических) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности. Выраженную психическую неуравновешенность:
− с преобладанием невротических тенденций имеют юноши с вербальной и косвенной агрессией;
− с преобладанием психотических тенденций имеют мальчики-подростки с косвенной и вербальной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также девушки с физической агрессией;
− с преобладанием депрессивных тенденций имеют мальчики-подростки с физической агрессией и негативизмом, а также юноши с физической и вербальной агрессией.

Установлены также категории детей, не имеющих эмоциональных расстройств, у которых агрессивность является одной из индивидуально-психологических особенностей их личности. Предрасположенностью к физической агрессии отличаются мальчики с высоким уровнем общей активности, девочки с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, юноши экстравертированного типа. Склонностью к вербальной агрессией выделяются девочки с высоким уровнем эмоциональной стабильности, юноши экстравертированного типа, а также с выраженным стеническим профилем эмоционального реагирования. Предрасположенность к косвенной агрессии характерна для мальчиков и юношей с высокими уровнем активности, девочек с гипертимными тенденциями, а также экстравертированного типа, девушек с низким уровнем невротизма.

Волевая сфера. Неблагоприятное (в большей степени) или благоприятное (в меньшей или незначительной степени) эмоциональное состояние у некоторых категорий детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Важное значение здесь имеют нарушения в механизмах волевой регуляции у всех категорий агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относятся импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций, низкая фрустрационная толерантность, трудности в процессе целеполагания, плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии — эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (в случае негативных эмоциональных состояний), а также импульсивность, низкий самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При расположенности к негативизму — несдержанность и плохое самообладание (только у юношей), а также эмоциональная нестабильность и низкая фрустрационная толерантность (у девушек).

Нравственная сфера. Определено, что различные виды нарушений поведения обнаруживаются в поведении трех категорий детей, имеющих специфические особенности механизмов нравственной регуляции [2].

Первая — это дети (мальчики с физической агрессией, девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией, девушки с косвенной агрессией), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения (слабое «Я» подчиненное инстинктам «Оно»).

Вторая категория — это дети (мальчики с косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все половозрастные группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность собственных моральных норм и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором сдерживающим их агрессивность является страх наказания, отраженный в высоком чувстве вины (слабое «Я», находящееся между конфликтующими «Оно» и «Сверх-Я»). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний.

Третья — это дети (юноши и девушки с физической агрессией, девушки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в нравственном плане. Однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами (зрелое «Я», испытывающее значительные трудности в реализации «принципа реальности»).

Таким образом, можно заключить, что как отсутствие внутренних моральных оценочных критериев, так и неадекватные (завышенные/заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.

Наряду с выше изложенным, представляют интерес данные об особенностях социальной адаптации детей подросткового и юношеского возраста, имеющих нарушения поведения.

Сфера межличностных отношений. Социальная адаптация детей с различными видами нарушений поведения независимо от пола и возраста преимущественно отличается доминированием процессов активного приспособления и использованием прямолинейно-агрессивного (характеризующегося настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношение окружающих, спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом, чувством враждебности при противодействии и критике в своей адрес), властно-лидирующего (характеризующегося высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, нетерпением к критике, ориентацией в основном на собственное мнение, переоценкой собственных возможностей) и независимо-доминирующего (отличающегося уверенной, независимой, соперничающей манерой поведения, самодовольством, нарциссизмом, выраженным чувством собственного превосходства, неадекватно завышенным уровнем притязаний, выраженным чувством соперничества) стилей взаимоотношений с окружающими.

Менее распространенными являлись стратегии адаптивного самоограничения с использованием сотрудничающе-конвенционального (отличающегося стремлением к установлению компромиссов, к сотрудничеству, поиску признания у авторитетных людей, компенсацией вытесненных эгоцентричности и агрессивности за счет повышенного дружелюбия), недоверчиво-скептического (проявляющегося в обидчивости и подозрительности, склонности к критицизму, недовольству окружающими, враждебностью) и ответственно-великодушного (отражающего выраженную готовность помогать и сочувствовать окружающим, гибкую ролевую «палитру», коммуникабельность, возможно, проблемы подавленной или вытесненной враждебности) стилей.

Исключение составляли определенные категории детей, в частности, юношей с косвенной агрессией и все половозрастные группы детей с негативизмом, отдающих предпочтение пассивному приспособлению: зависимо-послушному (характеризующемуся сверхконформностью, потребностью в помощи и доверии со стороны окружающих, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой, подавленной эгоистичностью и агрессивностью) или покорно-застенчивому (характеризующемуся скромностью, повышенным чувством вины, самоуничижением) стилю межличностных отношений.

Таким образом нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания.

Литература

  1. Фурманов И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. — Минск: НИО, 1997. — 198 с.
  2. Фурманов И. А. Нравственная регуляция агрессивного поведения // Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии / Мат. Респуб. научн.-практ. конф. — Мн., 1998. — С.14–18.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 496–500.

Напечатана в «Развитие субъективности личности в процессе ее социализации» / Под ред. Я. Л. Коломинского, С. И. Коптевой, А. П. Лобанова. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999. — С. 43–49.

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину
    Как перестать переедать? Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину Психологические статьи Популярная психология

    Добрый день!
    Мой вопрос в том, как перестать переедать? По будням, когда большую часть дня я провожу на работе, такая проблема передо мной стоит редко. Во время обеденного перерыва я отправляюсь в магазин за шоколадкой или йогуртом, кушаю и продолжаю спокойно работать. Хотя есть ощущение, что съела бы больше, но вскоре оно проходит, так как отвлекаюсь делами. Вечером выпиваю кружку молока с мёдом или кушаю мюсли. Я ограничиваю себя сознательно от употребления большего количества пищи. Мне нравится английская пословица: ''Завтрак съешь сам, ужин раздели с другом, а ужин отдай врагу''. Стараюсь ей следовать. На выходные чаще всего уезжаю к родителям, проживающим в другом городе. Здесь-то и начинается моя проблема. Внутренний ограничитель перестаёт действовать, пробуждается дикое влечение к пище. Я не могу успокоиться, пока не съем вообще всё, что есть на кухне. Осознаю, что нужно остановиться, но прекращаю есть лишь тогда, когда приходит ощущение переедания, тяжести внутри или когда больше нечего кушать. Я осуждаю себя, ругаю и обещаю больше не доводить себя до обжорства, но… ничего не выходит. На очередных выходных всё повторяется вновь. А с понедельника я пью зелёный чай, кушаю не больше 150 г в день, хожу на фитнес и дня через три-четыре уже довольна тем, как выгляжу. Если на выходные не езжу к родителям, то не переедаю. Через неделю отпуск. Я буду дома, без дела. Может, найти себе дело, чтобы переключить внимание, а не есть от скуки? Может. Но не получалось так у меня. Однако когда я знаю, что предстоит свидание с молодым человеком, то тогда даже забываю о необходимости питаться. Переедания случаются также в период подавленного состояния, расстройства. В такие моменты еда помогает мне расслабиться. Особая тяга наркотического свойства у меня к сладостям. Я обожаю всё: от мороженого до тортов. Завтракаю халвой, обедаю шоколадом, но в небольших количествах. Исключение – злосчастнее выходные. Если в пакете полкило конфет, я не забуду о них, пока не съем все до одной.
    Помогите, пожалуйста, выявить психологическую причину влечения к сладкому и переедания в выходные дни.

    Подробнее

  • У жены любовник, что делать? Жена любит другого
    У жены любовник, что делать? Жена любит другого Консультация психолога онлайн

    У моей жены был любовник, почему был.... надеюсь, что все закончилось, но слишком болезненную рану он ей нанес и время от времени эта рана начинает ныть. Что делать в этом случае. Как быть, чтобы избавиться от этого недуга и пост-любовного синдрома?
    Привет. Беспокоит, что ничего не пишете о собственных чувствах. Вы очень включены в состояние жены, но, вероятно, есть …

    Подробнее

  • Стресс
    Стресс Психологические статьи Глоссарий Глоссарий

    Подробнее

  • Конфликты с женой, дело уже почти доходит до развода
    Конфликты с женой, дело уже почти доходит до развода Психологические статьи Психология отношений||Психология общения Семейная психология

    Здравствуйте! C женой мы живем 5 лет, воспитываем 2 детей (5 и 2 лет). Все трудности начались когда жена начала ездить на Украину . Она познакомилась с девченками и начала с ними дружить. Все бы ничего, да вот только они ее сманивают, то на дискотеку, то посидеть за пивом. Я сам по натуре домашний человек. Всегда с работы бегу домой, нигде не задерживаюсь, но в последнее время мне пропало желание побыстрее прийти домой. Просто стало страшно, что как только я ступлю на порог, жена может сказать: ''Я поеду к подружкам посижу''. И дело не в том,что я бы не пускал, но эти посижевание становятся затяжными, т.е. она может прийти и в 10 часов вечера, а может, если собируться спонтанно на дискотеку и до 3 часов ночи. Мне как мужу это не нравиться и не потому что я думаю что жена мне изменяет, нет я в ней вполне уверен, но мне обидно, почему она не дома, вместе не с семьей и детьми а со своими подругами. И подруги в курсе, что такие обстоятельства в семье! Просто их мужья все позволяют и не запрещают и может она думает, что мне тоже надо так делать! Бегать как она я тоже не хочу! а потом мне все говорят люди, что видели там-то и там. Просто городок у нас небольшой и все почти друг друга знают. И на этой почве у нас начали конфликты, дело уже почти доходит до развода. Ни знаю как с ней поговорить и что делать!!! Мне 30 лет а жене 23. Подскажите, заранее большое спасибо!

    Подробнее

  • Поведение ребенка, которое  должно настораживать родителей
    Поведение ребенка, которое должно настораживать родителей Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Существует ряд симптомов, по которым можно определить в поведении ребенка что-то неладное.

    Подробнее

  • Замените углеводы белком — и оздоровите ваше сердце
    Замените углеводы белком — и оздоровите ваше сердце Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Все три диеты в общем сокращают риск сердечных заболеваний, снижают кровяное давление и улучшают показатели холестерина. Но диета, содержащая белки и ненасыщенные жиры, более эффективна, чем диета, богатая углеводами. Богатая белками диета сокращает опасность сердечных болезней на 21%, а диета, богатая мононенасыщенными жирами, — на 20%. Богатая углеводами диета сокращает эти показатели на 16%.

    Подробнее

  • Кто-то теряет, а кто-то находит...
    Кто-то теряет, а кто-то находит... Психологические статьи Популярная психология

    Интервью апр.2004г. Рубрику ведет Ирина Дергач

    Подробнее

  • Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии.
    Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Хотелось бы получить совет. Постараюсь вкратце, как получится, описать проблему. Мне 25 лет.Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Мой муж - полная противоположность. У нас есть маленький ребёнок. Дело в том, что жить с таким характером мне очень тяжело, а ещё тяжелее моей семье. Постоянно возникают ссоры по моей вине, причём на ровном месте. Многие плохие черты я унаследовала от своего отца, а вот с основной массой негатива во мне, я надеюсь, можно ещё бороться. Посещала бесплатного психотерапевта в поликлинике, но ничем особо она мне не помогла. Психолог мне сказала, что корни моей проблемы растут из детства. Мой отец - жестокий человек, постоянно избивал мать. Всё моё детство прошло в страхе за неё. Я уверена, что именно из -за этого сейчас я такая "нехорошая". Но как мне с этим бороться? В данный момент я кормлю ребёнка грудью и собираюсь ещё долго. Психолог сказала, что кроме таблеток и самопомощи нечем помочь. Но таблетки мне противопоказаны пока, а вот самой решить проблему не удаётся. Подскажите, существует ли какой-то метод, который превратит меня в "нормального" человека?Стоит ли обращаться к платному врачу?Возможно, посоветуете специалиста, который занимается подобными проблемами?

    Подробнее

  • Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации?
    Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Меня беспокоят отношения моей сестры и её бывшего гражданского мужа.
    Начались проблемы после их расставания и в один день, он приехал к ней на работу и избил её очень сильно, после чего пытался совершить попытку к самоубийству, но его спасли. Маленькую доченьку моя сестра по выписке из больницы забрала, и жила бы себе мирно, но его выпустили из больницы досрочно, не проведя с ним никаких разговоров о случившемся. Теперь он намерен преследовать мою сестру, пишет её сообщения что он всегда будет рядом.
    Я лично беспокоюсь о дальнейшем развитии событий, а особенно за мою маленькую племянницу, которую он хочет забрать себе.
    Подскажите пожалуйста, что делать в такой ситуации и как проверить состояние человека на вменяемость?

    Подробнее

  • Что говорят люди о ...  или  мифы о психологах
    Что говорят люди о ... или мифы о психологах Психологические статьи Популярная психология

    Мифы о психологах. Кто такой психолог? Для чего нужна психологическая консультация? Что такое психологическая помощь?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси