Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста

Разработанная автором аффективно-динамическая теория позволяет утверждать, что нарушения поведения у детей имеют интрапсихическую природу. В рамках этой теории агрессия рассматривается как один из базовых компонентов человеческой активности, а точнее как основной способ адаптации. Агрессивность — есть предрасположенность или предпочтение человеком агрессивной модели поведения. Однако в качестве нарушений поведения мы рассматриваем лишь агрессивность и негативизм деструктивной и асоциальной направленности, мотивированные гневом и страхом, злобой и ненавистью.

Нашими исследованиями [1] было установлено, что деструктивная и асоциальная агрессивность, а также негативизм в первую очередь опосредуются нарушениями в различных сферах регуляции поведения.

Мотивационная сфера. Общая направленность мотивации детей с высокой агрессивностью и негативизмом вне зависимости от пола и возраста имеет четко выраженные регрессивные тенденции, то есть характеризуются доминированием поддерживающих (дефицитарных) мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединенности, идентификации, насыщении желаний любви и нежности).

С точки зрения А. Маслоу [3] такая направленность мотивации носит ярко выраженный депривационный характер. Иными словами, такой тип мотивации характерен для детей, нуждающихся в стабильности, предсказуемости событий, защите от различных угрожающих их жизнедеятельности ситуаций. Таким образом, они постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит отношений привязанности с другими и любви, что сопровождается ощущением одиночества, отсутствия дружеских связей, отверженности.

Вместе с тем, хотя дефицитарная мотивация — это стремление удовлетворить (а вернее устранить) существующий дефицит или требования окружающих, она все же нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Высокие коэффициенты мотивационной напряженности (соотношение между идеальным и реальным состоянием побуждений), обнаруженные в наших исследованиях, подтверждают это. Более того, мы убеждены, что агрессия в этом случае используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения.

Нельзя не упомянуть и мотивы роста, которые хотя и не являются доминирующими, находятся по большей части в неудовлетворенном состоянии. По мнению А. Маслоу, в результате могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия, цинизм и другие виды психических расстройств. Кроме того, для людей с неудовлетворенными мотивами роста характерны гневливость, скептицизм, ненависть, безответственность, утрата смысла жизни.

Эмоциональная сфера. Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают и серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психотического, депрессивного характера. Установленные между ними корреляционные связи свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективности, раздражительности, несдержанности) и астенических (тревожных, фобических, ипохондрических) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности. Выраженную психическую неуравновешенность:
− с преобладанием невротических тенденций имеют юноши с вербальной и косвенной агрессией;
− с преобладанием психотических тенденций имеют мальчики-подростки с косвенной и вербальной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также девушки с физической агрессией;
− с преобладанием депрессивных тенденций имеют мальчики-подростки с физической агрессией и негативизмом, а также юноши с физической и вербальной агрессией.

Установлены также категории детей, не имеющих эмоциональных расстройств, у которых агрессивность является одной из индивидуально-психологических особенностей их личности. Предрасположенностью к физической агрессии отличаются мальчики с высоким уровнем общей активности, девочки с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, юноши экстравертированного типа. Склонностью к вербальной агрессией выделяются девочки с высоким уровнем эмоциональной стабильности, юноши экстравертированного типа, а также с выраженным стеническим профилем эмоционального реагирования. Предрасположенность к косвенной агрессии характерна для мальчиков и юношей с высокими уровнем активности, девочек с гипертимными тенденциями, а также экстравертированного типа, девушек с низким уровнем невротизма.

Волевая сфера. Неблагоприятное (в большей степени) или благоприятное (в меньшей или незначительной степени) эмоциональное состояние у некоторых категорий детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Важное значение здесь имеют нарушения в механизмах волевой регуляции у всех категорий агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относятся импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций, низкая фрустрационная толерантность, трудности в процессе целеполагания, плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии — эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (в случае негативных эмоциональных состояний), а также импульсивность, низкий самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При расположенности к негативизму — несдержанность и плохое самообладание (только у юношей), а также эмоциональная нестабильность и низкая фрустрационная толерантность (у девушек).

Нравственная сфера. Определено, что различные виды нарушений поведения обнаруживаются в поведении трех категорий детей, имеющих специфические особенности механизмов нравственной регуляции [2].

Первая — это дети (мальчики с физической агрессией, девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией, девушки с косвенной агрессией), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения (слабое «Я» подчиненное инстинктам «Оно»).

Вторая категория — это дети (мальчики с косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все половозрастные группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность собственных моральных норм и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором сдерживающим их агрессивность является страх наказания, отраженный в высоком чувстве вины (слабое «Я», находящееся между конфликтующими «Оно» и «Сверх-Я»). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний.

Третья — это дети (юноши и девушки с физической агрессией, девушки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в нравственном плане. Однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами (зрелое «Я», испытывающее значительные трудности в реализации «принципа реальности»).

Таким образом, можно заключить, что как отсутствие внутренних моральных оценочных критериев, так и неадекватные (завышенные/заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.

Наряду с выше изложенным, представляют интерес данные об особенностях социальной адаптации детей подросткового и юношеского возраста, имеющих нарушения поведения.

Сфера межличностных отношений. Социальная адаптация детей с различными видами нарушений поведения независимо от пола и возраста преимущественно отличается доминированием процессов активного приспособления и использованием прямолинейно-агрессивного (характеризующегося настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношение окружающих, спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом, чувством враждебности при противодействии и критике в своей адрес), властно-лидирующего (характеризующегося высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, нетерпением к критике, ориентацией в основном на собственное мнение, переоценкой собственных возможностей) и независимо-доминирующего (отличающегося уверенной, независимой, соперничающей манерой поведения, самодовольством, нарциссизмом, выраженным чувством собственного превосходства, неадекватно завышенным уровнем притязаний, выраженным чувством соперничества) стилей взаимоотношений с окружающими.

Менее распространенными являлись стратегии адаптивного самоограничения с использованием сотрудничающе-конвенционального (отличающегося стремлением к установлению компромиссов, к сотрудничеству, поиску признания у авторитетных людей, компенсацией вытесненных эгоцентричности и агрессивности за счет повышенного дружелюбия), недоверчиво-скептического (проявляющегося в обидчивости и подозрительности, склонности к критицизму, недовольству окружающими, враждебностью) и ответственно-великодушного (отражающего выраженную готовность помогать и сочувствовать окружающим, гибкую ролевую «палитру», коммуникабельность, возможно, проблемы подавленной или вытесненной враждебности) стилей.

Исключение составляли определенные категории детей, в частности, юношей с косвенной агрессией и все половозрастные группы детей с негативизмом, отдающих предпочтение пассивному приспособлению: зависимо-послушному (характеризующемуся сверхконформностью, потребностью в помощи и доверии со стороны окружающих, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой, подавленной эгоистичностью и агрессивностью) или покорно-застенчивому (характеризующемуся скромностью, повышенным чувством вины, самоуничижением) стилю межличностных отношений.

Таким образом нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания.

Литература

  1. Фурманов И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. — Минск: НИО, 1997. — 198 с.
  2. Фурманов И. А. Нравственная регуляция агрессивного поведения // Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии / Мат. Респуб. научн.-практ. конф. — Мн., 1998. — С.14–18.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 496–500.

Напечатана в «Развитие субъективности личности в процессе ее социализации» / Под ред. Я. Л. Коломинского, С. И. Коптевой, А. П. Лобанова. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999. — С. 43–49.

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Соль и наше питание: опасность натрия
    Соль и наше питание: опасность натрия Психологические статьи Красота и здоровье

    Нет сомнения в том, что мы любим соль — это естественно. Еще до того, как появились солонки, сделав приятным вкус натрия в растительных продуктах, природа нас побуждала их потреблять для того, чтобы мы получали не только натрий, но и другие важные минералы, например, калий, который всегда идет вместе с натрием.

    Подробнее

  • Символическая функция сознания и его субъект
    Символическая функция сознания и его субъект Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Статья посвящена анализу понятия и структуры символической функции сознания субъекта. Символическая функция соотносится с работой духовного слоя сознания и рассматривается как его функциональный орган. Активность символической функции направлена на понимание и переживание смысла отношений субъекта. В ее структуру включены такие компоненты как осознание антиномичности символа, порождение и реализация замысла, преобразование символической формы, интерпретация символического смысла.

    Подробнее

  • Три мудреца о прошлом, настоящем и будущем... Притча
    Три мудреца о прошлом, настоящем и будущем... Притча Психологические статьи Сказки и притчи)

    Что важнее, прошлое, настоящее или будущее

    Подробнее

  • Как стать долгожителем
    Как стать долгожителем Психологические статьи Психология жизни Красота и здоровье

    Человеку генетически гарантированы 150 лет жизни, но наш век значительно короче. И если японцы умудряются дожить в среднем до 79 лет, то нигерийцы и сомалийцы с трудом дотягивают до 47. Наши соотечественники - где-то посередине. Между тем, тщательно изучив опыт долгожителей, специалисты разработали 10 правил, следуя которым, можно продлить свое земное существование.

    Подробнее

  • У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей
    У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей Психологические статьи Психология общения Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Моей дочери 20 лет. В детстве у нее были проблемы с речью.Отсюда небольшой опыт социального общения. У нее нет подруг, друзей. Много комплексов и большая неуверенность в себе. На этой почве были депрессии. С ней работает индивидуальный психолог. Дочь хочет общения, просит помочь ей в этом. Я больше не могу смотреть на ее переживания. Я пыталась найти какие-то групповые занятия, но везде была ориентация НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, на уверенных, успешных и целевых людей. НА эти тренинги ее не хотели брать. На мой вопрос, а что делать таким, как моя дочь, разводили руками. Неужели моя дочь одна такая в мире. На данном этапе ей надо всего лишь научится общаться без страха, что ее обидят и посмеются над ней. Подскажите, может кто проводит занятия позитивной групповой психотерапии. Буду очень благодарна.

    Подробнее

  • Молодая... бабушка
    Молодая... бабушка Психологические статьи Популярная психология

    А кто же такая бабушка для малыша?

    Подробнее

  • Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий
    Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Отечественная и зарубежная статистика показывает, что дети, как правило, чаще становятся жертвами насилия, чем взрослые. В статье рассмотрены наиболее распространенные формы насилия в семье, имеющие для ребенка глубокие психологические последствия.

    Подробнее

  • Самые полезные весенние продукты
    Самые полезные весенние продукты Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Весной самым дефицитным элементом для нашего организма становится витамин С. Его главные источники — свежие овощи и фрукты, которые после зимнего хранения, увы, не могут похвастаться обилием полезных веществ/

    Подробнее

  • Осторожно, анорексия. Мама, я  - толстая
    Осторожно, анорексия. Мама, я - толстая Психологические статьи Психотерапия

    Вернемся к худеющим девочкам-подросткам. Родителям важно вовремя обратить внимание на то, что дочь излишне много говорит о диетах, изводит себя физическими упражнениями, искренне считает себя толстой, хотя объективно это не наблюдается. Нервная анорексия — тяжелое заболевание, лечение длительное и сложное. Вот примерные симптомы анорексии:

    Подробнее

  • Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия
    Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Представляется проблемное поле межкультурного взаимопонимания в аспекте определения нерешенных вопросов в области методологии, теории и метода исследования современной психологии. Обозначается проблема культурного фрейминга в межкультурной коммуникации и определяются перспективы и направления его изучения. Предъявляются результаты исследований по субкультурному фреймингу в контексте предубеждений и национальной идентичности.

    Подробнее



Карта сайта


Адрес: Революционная, 14, Минск, Беларусь Выбрать другой город   


Психологи в других городах Беларуси

Задать вопрос
психологу онлайн
40 запросов | 0.8139 s