Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Инфантильная детская психологическая травма и ее влияние на формирование базисного личностного дефекта

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Автор статьи Можарова Светлана

"У меня сегодня много дела,
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить".
Анна Ахматова


Тема ранней детской психологической травмы изучается западными психоаналитиками на протяжении нескольких десятков лет. В своих исследованиях они пытались ответить на вопросы:

  1. Что происходит с ребенком, когда он лишается матери в раннем детском возрасте? 
  2. Как он переживает эту потерю?
  3. Каковы последствия разрыва эмоциональных отношений с матерью (в результате потери матери или временного расставания с ней) для формирования личности малыша?
  4. Как организовать эффективную и профессиональную психологическую помощь детям и взрослым людям, которые живут с этой травмой?
  5. Как избежать профессионального выгорания специалистам (психологам, психотерапевтам, социальным работникам), которые оказывают помощь людям, пережившим эту потерю?

К сожалению, материал для изучения этой проблемы не иссякаем. До середины ХХ в. революции, мировые войны и локальные конфликты и финансовые кризисы приводили к массовому сиротству. Со второй половины ХХвека эта проблема не стала менее актуальной. Массовый алкоголизм и наркомания ежегодно делает социальными сиротами тысячи детей и эта проблема приобретает все более угрожающий характер. В нашей стране по официальным данным каждый 25-й является алкоголиком, дети начинают употреблять спиртное в среднем с 14 лет. Появляется все большее количество семей, где алкоголизм является наследственным. По официальным статистическим данным социальными сиротами в стране являются около 36 000 детей.
Но даже в том случае, если не брать экстремальные ситуации жизни и развития ребенка, значит ли это, что проживая и воспитываясь в относительно благополучной социальной среде, ребенок защищен от получения психологических травм, которые затем скажутся на формировании его личности? В том то и дело, что нет. Развод и уход из семьи одного из родителей, госпитализация ребенка, помещение ребенка в детский сад или круглосуточные ясли, отъезд матери в отпуск или на обучение, не говоря уже о смерти одного из родителей и т.д. —- все эти факторы могут оказать негативное влияние на психическое и психологическое состояние ребенка и деформировать развитие его личности. Не травматичного детства не бывает, вопрос только в интенсивности этой травмы, ее продолжительности и повторяемости. Это именно те факторы, которые во многом определяют дальнейшее формирование личности ребенка (сюда еще следует добавить социальное окружение, которое либо  помогает ему справиться с психологической травмой и миминизировать ее последствия, либо, наоборот, усугубляют ее, а так же, биологическую, генетическую составляющую).
Тема настолько обширна и глубока, что нет возможности рассмотреть все ее аспекты в одной статье и поэтому я попробую коротко ответить на вопросы:

Что происходит с ребенком, когда он лишается матери в раннем детском возрасте?

Думаю, что большинству приходилось сталкиваться непосредственно или быть свидетелем сцены, когда мать пыталась оставить малыша на попечение близких или знакомых (или в детском садике) на время, чтобы решить какие-то собственные проблемы. Ребенок начинал плакать, протестовать, требовать возвращения матери. Иногда это происходит сразу же в момент расставания с ней, или через какое-то время, когда ребенок осознает потерю. Если это разлука кратковременна (2-3 часа или чуть больше), то после возвращения матери ребенок успокаивается, хотя и испытывает тревогу всякий раз, когда мать предпринимает попытки отлучиться. А что происходит с малышом, если это расставание затягиваться на несколько дней или месяцев? Эта тема исследовалась Д. Робертсон, К. Хейнеке, Д. Боулби и др. Изучалось поведение малышей 2-3 лет, которые на время оставались без материнской заботы в больнице (период госпитализации) или круглосуточных детских учреждениях. В результате этих исследований пришлось расстаться со многими мифами и обратить серьезное внимание на период раннего детства и его значение для формирования личности.
Миф 1: если ребенок потерял мать в раннем возрасте (на время или навсегда), то это для него не будет иметь серьезных последствий, так как он все равно это забудет.
Так что же такое материнская фигура для ребенка до 3-х лет? Сейчас общеизвестно, что ребенок этого возраста не отделяет себя от матери. Весь окружающий его мир — это часть мамы. Материнская фигура — это еда, безопасность, удовлетворение всех его физиологических и эмоциональных потребностей, это то, что обеспечивает его существование (сам он это пока делать не может). С потерей материнской фигуры рушится мир ребенка. Можно только предполагать в каком состоянии ужаса находится малыш. Как беспомощному и маленькому существу выжить в этом огромном мире? Мир воспринимается ребенком, как угрожающий, способный поглотить его. Особенно разрушительные последствия этот факт имеет для людей, которые пережили потерю матери в возрасте до 3-х лет, когда психические процессы еще не были сформированы, соответственно не были сформированы и психологические защиты. Когда у нас случается какая-нибудь беда, мы можем поделиться своими чувствами, переживаниями, страхами с другими людьми и принять их утешение и поддержку — становится легче. Ситуация усугубляется тем, что в таком возрасте ребенку не возможно объяснить, что мама не бросила его навсегда, что она вернется, что она его любит и будет о нем заботиться дальше, так как в этом возрасте ребенок еще плохо говорит и не имеет такого понятийного аппарата, а поэтому потерю материнской фигуры он воспринимает, как катастрофу. Горе расставания с матерью тяжело для любого ребенка в любом возрасте, но особенно тяжелые последствия для дальнейшего психоогического и психического развития имеет потеря матери ребенком до 3-лет. Малыш может забыть сами события, но вот полученный опыт останется с ним и будет влиять на формирование его личности.

Как ребенок переживает травму потери материнской фигуры?

Наблюдать это горе и работать с ним мне неоднократно приходилось, когда в свое время я работала психологом детского социального приюта, а затем, работая с клиентами, которые  получили эту травму в детстве. Переживание потери (траур) имеет свою периодизацию и закономерности. Исследователи дают разную периодизацию переживания потери (от 3-х до 12-ти периодов в разных публикациях), но большинство склоняются к тому, что это 4 периода.

Протест. Потеря матери может осознаваться ребенком сразу или через некоторое время (час, несколько часов спустя). Реагирует ребенок на уход матери слезами, криком, гневом. Демонстрирует желание уйти следом за ней (отправиться на поиски). Реакции вначале могут быть достаточно бурными, но постепенно накал может уменьшаться. Это не значит, что малыш смирился с потерей, он просто устал. Внимательно наблюдая за ним, вы увидите, что он постоянно находится в ситуации ожидания: следит за входной дверью, прислушивается к шагам и голосам. Периоды относительного успокоения могут опять прерываться слезами и криками, бросанием игрушек, попытками борьбы с лицами, которые осуществляют уход.
Этот период может длиться 1-3 дня. Цель — во что бы то ни стало вернуть любимый объект.

Отчаяние. Реакции становятся тише, но ребенок по-прежнему находится в состоянии ожидания. Однако на этой фазе он начинает терять надежду на возвращение матери и переходит в состояние отчаяния: все бесполезно, она утеряна для меня навсегда. В этот период он может начать отказываться от еды, нарушается сон, может внезапно и беспричинно подниматься температура, постоянно плачет, трудно отвлечь и утешить. Он весь — несчастье. Эти два периода могут чередоваться: надежда сменяется отчаянием и наоборот. В конце этого периода ребенок доходит до состояния психического и физического изнеможения.
Период может длиться 3-4 дня. Цель — принятие факта потери любимого объекта.

Депрессия, апатия. Отсутствие внешних реакций: тихо сидит в углу и сосет палец, не проявляет интереса к игрушкам, предметам и людям, которые его окружают. Может долго лежать или сидеть в одном месте и смотреть в одну точку. От еды может отказываться или механистически ее поглощать. Нет психической и физической энергии, нет активности. Иногда может чередоваться периодами отчаяния: слезами, протестами.
Длится 1-3 дня. Цель - принятие необратимости потери и смирения с этим фактом.

Миф 2: Даже после долгой разлуки с матерью, ребенок обязательно узнает ее и их отношения не изменятся. Это по-прежнему будут отношения любви и доверия.

Отчуждение.Ребенок может играть и взаимодействовать с другими людьми, но в любой момент это взаимодействие может прерываться вспышками ярости и деструктивного поведения. Кажется, что он забыл свою мать. Если она опять появляется в его жизни на этой стадии, то он не узнает ее, не идет к ней на руки и ведет себя так, как будто перед ним чужой человек, чем причиняет ей страдания. Обратимость ситуации зависит от того, как долго длилась разлука и на какой стадии отчужд  эмоциональная связь с матерью так и не восстановится. Более короткая разлука (в течение нескольких дней) дает больше шансов ребенку и матери, хотя потребуется время для того, чтобы эти отношения восстановились и последствия этой разлуки, обычно, не проходят для ребенка без следа.
Цель — мамы нет и не будет никогда. Я буду жить без нее.
Эти закономерности переживания утраты материнской фигуры ребенком очень схожи с тем, как взрослые люди переживают потерю близких людей и, периоды переживания утраты, во многом схожи с периодами переживания траура в связи с потерей близких.
Многие исследователи отмечали, что даже если разлука с матерью длится от нескольких часов до нескольких дней, то последствия для ребенка могут быть весьма серьезными: плаксивость, прилипчивость, нарушение сна, отказ от еды, агрессивность. Если расставание с матерью носит более длительный характер (от нескольких недель до 6 месяцев) — период отчуждения ребенка от матери может стать необратимым. Разрушается эмоциональная связь — ребенок переживает потерю матери, как ее смерть. В этой ситуации все функции психики и организма сводятся к потребности обеспечить одну задачу — выжить в этом огромном и опасном мир, где никому нельзя доверять.
Формируется базисный личностный дефект — невозможность устанавливать близкие эмоциональные связи с другими людьми.

Факторы, влияющие на формирование базисного личностного дефекта при травме:

  • В каком возрасте ребенок получил психологическую травму;
  • Длительность психологической травмы по времени, ее частота и по-вторяемость;
  • Социальное окружение ребенка;
  • Собственная генетика (биология) ребенка.

Соответственно, нет возможности устанавливать отношения привязанности — доверия, сотрудничества и любви, а жить без них не возможно, так как это базисные человеческие потребности. Если не возможности удовлетворить их здоровым способом, то они удовлетворяются способом патологическим — через выстраивание отношений зависимости — созависимости.

Что такое отношения зависимости – созависимости?
Созависимые люди:

  • Видят смысл своей жизни в отношениях с партнером;
  • Не способны определить свои психологические границы;
  • Стремятся производить хорошее впечатление на других людей (зависят от оценки окружающих вплоть до угодничества);
  • Не доверяют своим собственным взглядам, чувствам, убеждениям. Зависимы от точки зрения окружающих.
  • Стараются быть необходимыми другим людям (вы без меня не сможете обойтись);
  • Играют роль мученика;
  • Стремятся к тотальному контролю над другими людьми (безуспешно);
  • Искажают свои собственные чувства и как следствие, плохо разбираются в характерах других людей. Часто становятся жертвами обманов и манипуляций со стороны других;
  • Робкие, ригидные, здравомыслящие люди с преобладанием «черно-белого» мышления;

Признаки созависимых отношений:

  • Не способны разорвать отношения с партнером даже тогда, когда они становятся для него невыносимы, а иногда и угрожают жизни;
  • Скрывают правду об этих отношениях о т других людей;
  • Предпринимая попытки изменения этих отношений испытывают сильный испуг и немедленно  возвращаются к прежним моделям;
  • При утрате партнера — тоска, одиночество и опустошенность. Может сопровождать психосоматическими реакциями — боли в области сердца, скачки давления, повышение температуры и т.д.

Таким образом, прочная уверенность в собственных силах, независимость, уверенность базируются на доверии родителю, который обеспечивает ребенка безопасной опорой, отталкиваясь от которой ребенок может исследовать окружающий его огромный мир.
К сожалению, мы, взрослые люди, далеко не всегда всерьез воспринимаем внутреннюю жизнь ребенка. Иногда пренебрежительно реагируем на попытки ребенка донести до нас всю серьезность его потребностей и обид (да и что значат наши взрослые проблемы по сравнению с разбитой коленкой или отнятой кем-то игрушкой). Но при этом мы не задумываемся о том, что серьезность и глобальность наших проблем выросла вот из этого детства, где мы впервые получили опыт несправедливости, отвержения, обиды, унижения.
Думаю, что эти знания необходим не только специалистам, но и любому из нас, так как все мы когда - то были детьми и зачастую тащим за собой по жизни хвост детских несчастий и травм, даже не подозревая о том, как они калечат нашу жизнь и жизнь наших близких.
Будьте бережны и добры к себе...

С уважением,   
Можарова Светлана, психолог.

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.