Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Использование песочной психотерапии в работе с детьми | Психотерапия

Рубрика: Детская психология

Использование песочной психотерапии в работе с детьми

 

 

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:
''Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают  здоровое функционирование психики”.
На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует  его отношения с внешним миром: 

Пример:

Кирилл, 5 лет —- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.
После трех сеансов песочной терапии —- ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет  с детьми бесконфликтно.

Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.
Уже после первого сеанса песочной терапии — наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов —-расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. 
Песочная терапия помогает:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.
Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).   Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети  с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих ''агрессора” и его ''жертву”. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Например, картина на песке Вероники (10,5 лет). Ребенка беспокоили ночные страхи, крики во сне. Последние несколько лет мама переселилась в детскую комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не было страшно». Свой поднос она назвала «Зоопарк» и рассказала о нем следующее: «Там живут динозавры, горилла, тигры, и добрая черепаха. В центре зоопарка есть бассейн, где плавают дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди. Звери разговаривают между собой и с людьми. Черепаха просит выпустить ее на свободу. Всем животным не хватает свободы. Они должны быть сами по себе – самостоятельные». То есть образы становятся языком, через который ребенок может сообщить бессознательный материал психологу и себе.

Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество Песочной терапии состоит в том, что это позволяет человеку создавать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы быть создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную и совершенную дорожку к самооткрытию, происходит глубоко трансформационная работа как для ребенка так и для психолога.

На приеме Паша 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу по причине пропуска подростком уроков в течении недели. На работу в подносе с песком откликнулся с удовольствием. Паша назвал построенный им мир «Загрязненное море». «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще живого есть. Остаются только банки из под спрайта, пачки из под сигарет, бутылки из под водки… Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, Я. Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не нравиться эта картина. А можно я ее изменю?». Песочная терапия обеспечивает доступ к самому внутреннему ядру чувств души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Создавая то, что выражает внутренний голос, ребенок привносит во внешнюю действительность его собственные отношения с собой и позволяет бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит больше осознания того, что прежде подавлялось или было непонятным.

Людмила Овсяник

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение.
    По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение. Психологические статьи Психология отношений Сексология

    Мы говорили с легендарным белорусским сексологом Дмитрием Капустиным.

    о сексуальном воспитании белорусов и не только: о том, почему начинать сексуальное воспитание в школе уже очень поздно; почему будущие социальная и сексуальная жизнь человека начинают формироваться еще до его зачатия; каковы этапы формирования сексуальности человека.

    Кроме прочего, Дмитрий Капустин рассказал о том, как зависит социальное и сексуальное поведение человека от первых месяцев его или ее жизни; как становятся импотентами и стервами; а также что такое ''кастрирующее поведение'' жен в браке.

    Подробнее

  • Что такое тренинги на развитие успешности и почему туда стоит пойти?
    Что такое тренинги на развитие успешности и почему туда стоит пойти? Психологические статьи Тренинги Популярная психология

    Маленькие девочки играют в куклы, большие — ходят на тренинги. Западное увлечение психотерапевтическими перфомансами и групповой терапией пришло и в Беларусь: заинтересованных в своем личностном росте и успешности у нас становится все больше.

    Подробнее

  • Воля
    Воля Психологические статьи Глоссарий

    Воля — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством.

    Подробнее

  • Надо меньше фантазировать...
    Надо меньше фантазировать... Психологические статьи Популярная психология

    Осенью 2008г. мне довелось побывать на обучающем семинаре немецкого психотерапевта Моритца Егетмейера по работе с метафорическими ассоциативными картами OH-cards (OH-карты). С тех пор этот метод удачно пополнил мою сокровищницу инструментариев познания и самопознания человеческой души. Диапазон представляемого метода очень широк: от заданных методик и правил до импровизации и рождения собственных. Метафорические ассоциативные карты предполагают смелость, спонтанность, образность мышления и… фантазирование, в котором рождается истина.

    Подробнее

  • Первое впечатление: улыбка воспринимается быстрее
    Первое впечатление: улыбка воспринимается быстрее Психологические статьи Психология общения

    Наш мозг получает первое впечатление о социальных сигналах других людей уже через 100 миллисекунд (0,1 сек) после того, как мы посмотрим на чье-то лицо. Однако насколько правильно мы воспринимаем сигналы других людей? Международная группа экспертов провела углубленное исследование того, как мы обрабатываем выражения эмоций на лицах других людей

    Подробнее

  • Мой ребенок панически боится сдать анализ крови из вены. Как избавить ребенка от этого страха?
    Мой ребенок панически боится сдать анализ крови из вены. Как избавить ребенка от этого страха? Вопрос психологу Психология и стресс||Детская психология Психология детей и подростков

    Здравствуйте. Моему ребенку 9 лет. Ему необходимо сдать анализ крови из вены, но он панически боится. Дома он говорит, что знает, что это не больно и не страшно, что через неделю он будет готов сдать анализ, но как только мы заходим в кабинет начинается страшная истерика. Перепробовали уже все методы: и кнутом и пряником. ничего не помогает. Как избавить ребенка от этого страха?

    Подробнее

  • Инфантильная детская психологическая травма и ее влияние на формирование базисного личностного дефекта
    Инфантильная детская психологическая травма и ее влияние на формирование базисного личностного дефекта Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Тема ранней детской психологической травмы изучается западными психоаналитиками на про-тяжении нескольких десятков лет. В своих исследованиях они пытались ответить на вопросы: Что происходит с ребенком, когда он лишается матери в раннем детском возрасте? Как он переживает эту потерю? Каковы последствия разрыва эмоциональных отношений с матерью (в результате потери матери или временного расставания с ней) для формирования личности малыша? Как организовать эффективную и профессиональную психологическую помощь детям и взрослым людям, которые живут с этой травмой? Как избежать профессионального выгорания специалистам (психологам, психотерапевтам, социальным работникам), которые оказывают помощь людям, пережившим эту потерю?

    Подробнее

  • Нервная анорексия. Симптомы
    Нервная анорексия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная анорексия относится к нарушениям питания. Это состояние сопровождается постоянной обеспокоенностью по поводу мнимого увеличения веса, которая сохраняется даже при явном истощении; постоянной неудовлетворенностью пациента своей фигурой; пациент уделяет чрезмерное внимание изучению различных диет и постоянно подсчитывает калорийность потребляемой пищи.
    Нервная анорексия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Стыд и близость
    Стыд и близость Психологические статьи Популярная психология

    Пожалуй, трудно найти человека, который никогда в жизни не испытывал чувство стыда. Стыд — общепринятая реакция того, кто "упал" ниже социальных норм или собственных принципов.Хотя это может показаться сложным, но если кто-то попал в неловкую ситуацию и испытывает чувство стыда, то есть надежда выйти за рамки этих болезненных эмоций.

    Подробнее

  • Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений
    Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений Психологические статьи Научные публикации

    Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов «садизм» и «мазохизм» их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер.В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси