Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Жизненный сценарий (Эрик Берн) | Глоссарий

Жизненный сценарий (Эрик Берн)

С точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, сознание человека можно представить как сублимацию трех состояний «Я»:
♦ Взрослый
♦ Родитель
♦ Ребенок.

Все эти состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Формирование состояний "Я" начинается в детстве, когда из своего состояния формируется позиция "Ребенок", из представлений о родителях - позиция "Родитель". Пара Ребенок-Родитель представляет собой отношения доминирования и подчинения, взгляда как бы "снизу вверх" и "сверху вниз". На ряду с этими состояниями формируется и состояние Взрослого, где отношения строятся на равноправии.

Согласно Э. Берну, поведение человека строится на ритуалах, развлечениях и играх, которые структурируют время, помогают избежать  скуки и, в то же время, позволяют извлекать максимально возможное  удовлетворение  из каждой  ситуации.

Вдобавок, у каждого человека есть подсознательный  план жизни,  или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю свою жизнь, – заполняя их периодами   ритуальной  деятельности,  развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивидууму удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя  или  короткими эпизодами близости.  Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые  могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам. В ряду этих кризисов в подростковом возрасте можно выделить переоценку родителей и причудливые протесты [1; 184].

Каждый  человек  еще  в детстве, чаще всего бессознательно,  думает  о своей  будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое  будущее он  может  только планировать, например, каким человеком будет  его  супруг (супруга),  сколько  в их семье будет детей и т.п. В жизни,  однако,  может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.

Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно [1; 187].

Сценарий   предполагает:  1)  родительские  указания;  2)   подходящее личностное  развитие;  3)  решение, принятое в детсве;  4)  реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или  неудачи;  5) убеждающую   установку или правдоподобия [1; 189].

 Со сценарием неразрывно связаны жизненные установки личности

Сходство между театральным и жизненным сценариями 

1.  Оба базируются  на  ограниченном количестве  тем: большинство  можно  найти  в  греческой  драме  и мифологии.  Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые  нами модели человеческой жизни.   Психотерапевту,  анализирующему  чьи-то  транзакционные  сценарии  или игры,  может  быть  известен их конец, если он  знает  суть  интриги  и  ее действующие  лица.

2. Чтобы человек имел оправдание для своих поступков, необходим вполне определенный диалог между ним и окружающими. Реплики заучиваются и произносятся именно таким образом и в то время, чтобы вызвать необходимую реакцию окружающих. Если герой  заменит  текст  и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Это изменит весь сценарий и является задачей психотерапевта.

3.  Сценарий должен быть доработан и отрепетирован.  Жизненный  сценарий начинается в детстве в примитивной  форме,  которая  называется "протоколом". Здесь круг ролей весьма ограничен: родители, братья и сестры, – все они играют свои роли прямолинейно. В  отрочестве (когда круг общения расширяется) индивид интуитивно  ищет  тех, кто  играл бы  роли, предписанные его сценарием, а он – играл роль, предполагаемую их сценариями. Таким образом  подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения. Благодаря ряду  таких  адаптации  человек подходит к основному представлению и финальному выигрышу.

4.  В каждом сценарии есть роли Хорошего и Плохого,   Победителя и Неудачника, объединенные иногда в две роли (Хороший Победитель и Плохой Неудачник). В  сценарном  анализе психотерапевты называют Победителей  - Принцами  и Принцессами,  а  Неудачников – Лягушками.  Задача  анализа  состоит  в превращении   Лягушек  в  Принцев  и  Принцесс.  Клиент  может  сопротивляться  превращению  в  Победителя,  так  как должен будет  отказаться  от  сценария частично или полностью и начать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

   5.  Все  сценарии (театральные и  жизненные) отвечают   на  главный   вопрос человеческих взаимодействий: что говорить партнеру после приветствия, каким образом выстраивать с ним отношения? Если сценарии встретившихся людей взаимодополняемы, они продолжают взаимодействия, если нет – расстаются.

6.   Сцены  в  сценарии  обычно  определяются   и мотивируются  заранее. Жизненные  сценарии основываются на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно  дает  жизни  цель.  Во-вторых, оно  дает  ему приемлемый (для родителей) способ структурировать свое время. В-третьих, родители передают детям свой опыт (Неудачники передают своим детям программу  неудачников, Победители – победителей).  Долгосрочная   модель   всегда предполагает  сюжетную  линию. И хотя результат предопределен  Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может  избрать  свой собственный сюжет [1; 191-194].

Формирование сценария на протяжении жизни

Первая  и  самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который  воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда  окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими  фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.  

С  годами  малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается  в более  романтический  мир и дорабатывает  свой сценарий, приводя  в  его соответствие  с новыми представлениями.  В  этом помогают волшебные сказки и истории  о  животных, которые  сначала читает ему мать, а потом он читает их сам. В сказках есть своя магия,  они дают ребенку целый ряд новых действующих  лиц, исполняющих  роли в его фантазиях. Представители животного царства  знакомы ему  либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие  то  ужас,  то восхищение, либо как полувоображаемые  существа  с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал.  

На  первой  стадии  своего развития малыш имеет дело  с  "магическими" людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие качества.  Эта  тенденция до определенной степени  сохраняется  и  в  жизни некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.  

 В отрочестве подростки опять переписывают свой сценарий, адаптируя его  к  новой реальности: все еще романтичной  и сияющей или с искусственно наведенным глянцем. Постепенно   человек   движется   к   завершающему "представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее [1; 194].

Одну  из  целей  сценарного анализа Берн видит в соотнесении  жизненного плана  пациента с грандиозной историей развития человеческой  психологии  с самых  пещерных  времен  вплоть до наших дней.  Некоторые  ученые,  освещая принципы  сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг  и  их  последователи показали,  логика  и  деяния  героев  мифов  живы  и  по  сей  день...  Они утверждают,  что  мифический  герой достиг всемирно-исторического  триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах.

Таким образом, по Э. Берну судьбу человека определяет его жизненный сценарий, запрограммированный в детстве под воздействием родителей и отредактированный несколько раз по мере взросления и расширения круга общения. Люди с взаимодополняющими сценариями взаимодействуют друг с другом, в ином случае – расходятся. Сценарная роль подразумевает поведение, реплики и интонацию человека, с помощью которых он получает ожидаемую реакцию от окружающих.

 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 576 с

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Жизнь после теракта, посттравматический стресс
    Жизнь после теракта, посттравматический стресс Психологические статьи Психология и стресс

    Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие.
    Эта статья написана для того, чтобы помочь вам в том случае, если вы стали жертвами или очевидцами теракта, либо жертвами или очевидцами были ваши друзья, родственники, знакомые. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становится непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что ''никто не может понять, через что я прошел''. Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке.

    Подробнее

  • Как активизировать метаболизм
    Как активизировать метаболизм Психологические статьи Красота и здоровье

    С возрастом человека метаболизм замедляет свой ритм, что неизменно сказывается на самочувствии и образовании лишнего веса. Самый распространенный и эффективный способ справиться с этими проблемами –физические упражнения. Чтобы обменные процессы в организме вернулись на тот же уровень, необходимо взять за правило физические занятия дома или в спортзале.

    Подробнее

  • Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье
    Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    В статье обсуждается проблема эстафеты агрессии и насилия в семье. Отмечается, что эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских и родительскодетских отношениях. Делается вывод, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не каким-то одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

    Подробнее

  • Мужское молчание
    Мужское молчание Психологические статьи Психология отношений

    Когда он молчит, «ты должна понимать, угождать и не мешать!» Более того, тебе тоже лучше помолчать и не предъявлять отъявленно женских капризных претензий. Как сказала одна моя подруга: «Это что-то в мозжечке – не обращай внимания!». Но это не значит, что надо смириться с тем, что он сильный пол, и ему все можно. Они не любят, когда их допрашивают. Значит нужно сделать все, чтобы он сам тебе все рассказал. Попробуй стать мужчиной и разобраться, почему и о чем ты молчишь.

    Подробнее

  • Возвращение к истокам
    Возвращение к истокам Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Помните ли вы, как в детстве все казалось ярким, насыщенным, полным красок и ощущений – и стрекотание кузнечика среди травы, и лай собаки, и жужжание майского жука? И чувства были до того полноводны, что казалось, если радость – то на весь мир, если обида, то вселенская, если дружба, то навек. И сколько было любопытства к окружающему миру – вот стрекоза, как вертолет покачивает хвостиком и глаза у нее, как очки у горнолыжника – а интересно, что она ест, а сколько живет, а долго ли она просидит на пальце, если не шевелиться? А бабочки, лягушки, белки, муравьи – это же целый мир. И так легко придумывались сказки, а фантазии уносили на космических кораблях и на крыльях сказочных птиц к далеким эльфийским лугам. И мальчики – воины, победители, спасатели, а девочки – принцессы и феи.

    Подробнее

  • Развод и дети
    Развод и дети Психологические статьи Детская психология

    Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

    Подробнее

  • Советы тем, кто не любит овощи
    Советы тем, кто не любит овощи Психологические статьи Красота и здоровье

    Если вы не едите овощи, вы лишаете себя жизненно важных элементов: клетчатки, антиоксидантов и других растительных элементов.

    Подробнее

  • Скажи, зачем пришел ко мне, клиент?
    Скажи, зачем пришел ко мне, клиент? Психологические статьи Популярная психология

    Действительно, начинающий терапевт, зачем пришел к тебе, клиент? Что с тобой происходит? Ошибкой начинающего терапевта (как правило, очень желающего помочь и осчастливить клиента), является «проскакивание» преконтакта и переход непосредственно «К работе». Что я имею в виду. Клиент, не почувствовав себя здесь и сейчас, не войдя до конца в контакт с терапевтом, «кидается» рассказывать историю. Это его способ справиться с тревогой. Начинающий терапевт на это «ведется» и начинает активно «помогать» - делать интервенции, строить гипотезы, спрашивать о чувствах.

    Подробнее

  • Сценарий или связь поколений?
    Сценарий или связь поколений? Психологические статьи Популярная психология

    Новое исследование, основанное на данных о трех поколениях семей из Орегона, показывает, что ''позитивное воспитание'' оказывает не только положительное воздействие на подростков, но и на то, какими родителями они будут для своих детей. Речь идет, в том числе, о таких факторах, как душевная теплота, наблюдение за детской активностью, соучастие и дисциплинированность.

    Подробнее

  • Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях
    Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях», которое предполагает наличие конструктивных и деструктивных последствий проявления агрессии. Дано описание адаптированной методики для изучения последствий проявления агрессии в служебных отношениях. Излагаются результаты изучения ожиданий сотрудников в случае проявления ими агрессии в отношениях с коллегами по работе. Автор рассматривает половые различия в ожидании последствий проявления агрессии, представляет зависимость модальности последствий от уровня агрессивности. Проводится анализ взаимосвязей ожиданий последствий, форм проявления агрессии в служебных отношениях, способов выражения агрессии и агрессивности как личностной черты.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси