С точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, сознание человека можно представить как сублимацию трех состояний «Я»:
♦ Взрослый
♦ Родитель
♦ Ребенок.
Все эти состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Формирование состояний "Я" начинается в детстве, когда из своего состояния формируется позиция "Ребенок", из представлений о родителях - позиция "Родитель". Пара Ребенок-Родитель представляет собой отношения доминирования и подчинения, взгляда как бы "снизу вверх" и "сверху вниз". На ряду с этими состояниями формируется и состояние Взрослого, где отношения строятся на равноправии.
Согласно Э. Берну, поведение человека строится на ритуалах, развлечениях и играх, которые структурируют время, помогают избежать скуки и, в то же время, позволяют извлекать максимально возможное удовлетворение из каждой ситуации.
Вдобавок, у каждого человека есть подсознательный план жизни, или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю свою жизнь, – заполняя их периодами ритуальной деятельности, развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивидууму удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя или короткими эпизодами близости. Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам. В ряду этих кризисов в подростковом возрасте можно выделить переоценку родителей и причудливые протесты [1; 184].
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о своей будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое будущее он может только планировать, например, каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье будет детей и т.п. В жизни, однако, может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.
Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно [1; 187].
Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее личностное развитие; 3) решение, принятое в детсве; 4) реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или неудачи; 5) убеждающую установку или правдоподобия [1; 189].
Со сценарием неразрывно связаны жизненные установки личности
Сходство между театральным и жизненным сценариями
1. Оба базируются на ограниченном количестве тем: большинство можно найти в греческой драме и мифологии. Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые нами модели человеческой жизни. Психотерапевту, анализирующему чьи-то транзакционные сценарии или игры, может быть известен их конец, если он знает суть интриги и ее действующие лица.
2. Чтобы человек имел оправдание для своих поступков, необходим вполне определенный диалог между ним и окружающими. Реплики заучиваются и произносятся именно таким образом и в то время, чтобы вызвать необходимую реакцию окружающих. Если герой заменит текст и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Это изменит весь сценарий и является задачей психотерапевта.
3. Сценарий должен быть доработан и отрепетирован. Жизненный сценарий начинается в детстве в примитивной форме, которая называется "протоколом". Здесь круг ролей весьма ограничен: родители, братья и сестры, – все они играют свои роли прямолинейно. В отрочестве (когда круг общения расширяется) индивид интуитивно ищет тех, кто играл бы роли, предписанные его сценарием, а он – играл роль, предполагаемую их сценариями. Таким образом подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения. Благодаря ряду таких адаптации человек подходит к основному представлению и финальному выигрышу.
4. В каждом сценарии есть роли Хорошего и Плохого, Победителя и Неудачника, объединенные иногда в две роли (Хороший Победитель и Плохой Неудачник). В сценарном анализе психотерапевты называют Победителей - Принцами и Принцессами, а Неудачников – Лягушками. Задача анализа состоит в превращении Лягушек в Принцев и Принцесс. Клиент может сопротивляться превращению в Победителя, так как должен будет отказаться от сценария частично или полностью и начать все сначала. Этого люди обычно опасаются.
5. Все сценарии (театральные и жизненные) отвечают на главный вопрос человеческих взаимодействий: что говорить партнеру после приветствия, каким образом выстраивать с ним отношения? Если сценарии встретившихся людей взаимодополняемы, они продолжают взаимодействия, если нет – расстаются.
6. Сцены в сценарии обычно определяются и мотивируются заранее. Жизненные сценарии основываются на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель. Во-вторых, оно дает ему приемлемый (для родителей) способ структурировать свое время. В-третьих, родители передают детям свой опыт (Неудачники передают своим детям программу неудачников, Победители – победителей). Долгосрочная модель всегда предполагает сюжетную линию. И хотя результат предопределен Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может избрать свой собственный сюжет [1; 191-194].
Формирование сценария на протяжении жизни
Первая и самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.
С годами малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается в более романтический мир и дорабатывает свой сценарий, приводя в его соответствие с новыми представлениями. В этом помогают волшебные сказки и истории о животных, которые сначала читает ему мать, а потом он читает их сам. В сказках есть своя магия, они дают ребенку целый ряд новых действующих лиц, исполняющих роли в его фантазиях. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал.
На первой стадии своего развития малыш имеет дело с "магическими" людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие качества. Эта тенденция до определенной степени сохраняется и в жизни некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.
В отрочестве подростки опять переписывают свой сценарий, адаптируя его к новой реальности: все еще романтичной и сияющей или с искусственно наведенным глянцем. Постепенно человек движется к завершающему "представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее [1; 194].
Одну из целей сценарного анализа Берн видит в соотнесении жизненного плана пациента с грандиозной историей развития человеческой психологии с самых пещерных времен вплоть до наших дней. Некоторые ученые, освещая принципы сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг и их последователи показали, логика и деяния героев мифов живы и по сей день... Они утверждают, что мифический герой достиг всемирно-исторического триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах.
Таким образом, по Э. Берну судьбу человека определяет его жизненный сценарий, запрограммированный в детстве под воздействием родителей и отредактированный несколько раз по мере взросления и расширения круга общения. Люди с взаимодополняющими сценариями взаимодействуют друг с другом, в ином случае – расходятся. Сценарная роль подразумевает поведение, реплики и интонацию человека, с помощью которых он получает ожидаемую реакцию от окружающих.
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 576 с
-
-
-
Марина Смирнова, психолог (Минск)
- Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление ||
- Отношения. Общение и коммуникативные проблемы ||
- Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.
- Арт-терапия ||
- Гештальттерапия, гештальт-подход ||
- Трансактный анализ (Эрик Берн)
Психологические статьи
Отвечает на вопросы на портале