Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Жизненный сценарий (Эрик Берн) | Глоссарий

Жизненный сценарий (Эрик Берн)

С точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, сознание человека можно представить как сублимацию трех состояний «Я»:
♦ Взрослый
♦ Родитель
♦ Ребенок.

Все эти состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Формирование состояний "Я" начинается в детстве, когда из своего состояния формируется позиция "Ребенок", из представлений о родителях - позиция "Родитель". Пара Ребенок-Родитель представляет собой отношения доминирования и подчинения, взгляда как бы "снизу вверх" и "сверху вниз". На ряду с этими состояниями формируется и состояние Взрослого, где отношения строятся на равноправии.

Согласно Э. Берну, поведение человека строится на ритуалах, развлечениях и играх, которые структурируют время, помогают избежать  скуки и, в то же время, позволяют извлекать максимально возможное  удовлетворение  из каждой  ситуации.

Вдобавок, у каждого человека есть подсознательный  план жизни,  или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю свою жизнь, – заполняя их периодами   ритуальной  деятельности,  развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивидууму удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя  или  короткими эпизодами близости.  Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые  могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам. В ряду этих кризисов в подростковом возрасте можно выделить переоценку родителей и причудливые протесты [1; 184].

Каждый  человек  еще  в детстве, чаще всего бессознательно,  думает  о своей  будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое  будущее он  может  только планировать, например, каким человеком будет  его  супруг (супруга),  сколько  в их семье будет детей и т.п. В жизни,  однако,  может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.

Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно [1; 187].

Сценарий   предполагает:  1)  родительские  указания;  2)   подходящее личностное  развитие;  3)  решение, принятое в детсве;  4)  реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или  неудачи;  5) убеждающую   установку или правдоподобия [1; 189].

 Со сценарием неразрывно связаны жизненные установки личности

Сходство между театральным и жизненным сценариями 

1.  Оба базируются  на  ограниченном количестве  тем: большинство  можно  найти  в  греческой  драме  и мифологии.  Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые  нами модели человеческой жизни.   Психотерапевту,  анализирующему  чьи-то  транзакционные  сценарии  или игры,  может  быть  известен их конец, если он  знает  суть  интриги  и  ее действующие  лица.

2. Чтобы человек имел оправдание для своих поступков, необходим вполне определенный диалог между ним и окружающими. Реплики заучиваются и произносятся именно таким образом и в то время, чтобы вызвать необходимую реакцию окружающих. Если герой  заменит  текст  и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Это изменит весь сценарий и является задачей психотерапевта.

3.  Сценарий должен быть доработан и отрепетирован.  Жизненный  сценарий начинается в детстве в примитивной  форме,  которая  называется "протоколом". Здесь круг ролей весьма ограничен: родители, братья и сестры, – все они играют свои роли прямолинейно. В  отрочестве (когда круг общения расширяется) индивид интуитивно  ищет  тех, кто  играл бы  роли, предписанные его сценарием, а он – играл роль, предполагаемую их сценариями. Таким образом  подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения. Благодаря ряду  таких  адаптации  человек подходит к основному представлению и финальному выигрышу.

4.  В каждом сценарии есть роли Хорошего и Плохого,   Победителя и Неудачника, объединенные иногда в две роли (Хороший Победитель и Плохой Неудачник). В  сценарном  анализе психотерапевты называют Победителей  - Принцами  и Принцессами,  а  Неудачников – Лягушками.  Задача  анализа  состоит  в превращении   Лягушек  в  Принцев  и  Принцесс.  Клиент  может  сопротивляться  превращению  в  Победителя,  так  как должен будет  отказаться  от  сценария частично или полностью и начать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

   5.  Все  сценарии (театральные и  жизненные) отвечают   на  главный   вопрос человеческих взаимодействий: что говорить партнеру после приветствия, каким образом выстраивать с ним отношения? Если сценарии встретившихся людей взаимодополняемы, они продолжают взаимодействия, если нет – расстаются.

6.   Сцены  в  сценарии  обычно  определяются   и мотивируются  заранее. Жизненные  сценарии основываются на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно  дает  жизни  цель.  Во-вторых, оно  дает  ему приемлемый (для родителей) способ структурировать свое время. В-третьих, родители передают детям свой опыт (Неудачники передают своим детям программу  неудачников, Победители – победителей).  Долгосрочная   модель   всегда предполагает  сюжетную  линию. И хотя результат предопределен  Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может  избрать  свой собственный сюжет [1; 191-194].

Формирование сценария на протяжении жизни

Первая  и  самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который  воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда  окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими  фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.  

С  годами  малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается  в более  романтический  мир и дорабатывает  свой сценарий, приводя  в  его соответствие  с новыми представлениями.  В  этом помогают волшебные сказки и истории  о  животных, которые  сначала читает ему мать, а потом он читает их сам. В сказках есть своя магия,  они дают ребенку целый ряд новых действующих  лиц, исполняющих  роли в его фантазиях. Представители животного царства  знакомы ему  либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие  то  ужас,  то восхищение, либо как полувоображаемые  существа  с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал.  

На  первой  стадии  своего развития малыш имеет дело  с  "магическими" людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие качества.  Эта  тенденция до определенной степени  сохраняется  и  в  жизни некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.  

 В отрочестве подростки опять переписывают свой сценарий, адаптируя его  к  новой реальности: все еще романтичной  и сияющей или с искусственно наведенным глянцем. Постепенно   человек   движется   к   завершающему "представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее [1; 194].

Одну  из  целей  сценарного анализа Берн видит в соотнесении  жизненного плана  пациента с грандиозной историей развития человеческой  психологии  с самых  пещерных  времен  вплоть до наших дней.  Некоторые  ученые,  освещая принципы  сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг  и  их  последователи показали,  логика  и  деяния  героев  мифов  живы  и  по  сей  день...  Они утверждают,  что  мифический  герой достиг всемирно-исторического  триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах.

Таким образом, по Э. Берну судьбу человека определяет его жизненный сценарий, запрограммированный в детстве под воздействием родителей и отредактированный несколько раз по мере взросления и расширения круга общения. Люди с взаимодополняющими сценариями взаимодействуют друг с другом, в ином случае – расходятся. Сценарная роль подразумевает поведение, реплики и интонацию человека, с помощью которых он получает ожидаемую реакцию от окружающих.

 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 576 с

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Дисциплинирование ребенка: тактика разрешения родительско-детского конфликта
    Дисциплинирование ребенка: тактика разрешения родительско-детского конфликта Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    В статье обсуждается понятие дисциплины.Детальный анализ тактик разрешения родительско-детского конфликта позволил конкретизировать и выявить некоторые отличительные особенности дисциплинарного поведения матерей и отцов в отношении детей. Рассматриваются такие ключевые понятия, как дисциплина, психологическая агрессия, телесные наказания, проявление жестокости, тактики разрешения родительско-детского конфликта.

    Подробнее

  • Арт-терапия: глиняное чудо
    Арт-терапия: глиняное чудо Психологические статьи Психотерапия Психотерапия

    Арт-терапия (терапия искусством) — одно из самых многогранных направлений психотерапии. Искусство является питательной почвой для арт-терапевтического процесса, а источниками самовыражения служат материалы природного происхождения. Как психолог, в своей работе я очень люблю применять глину.

    Подробнее

  • Нервная анорексия. Симптомы
    Нервная анорексия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная анорексия относится к нарушениям питания. Это состояние сопровождается постоянной обеспокоенностью по поводу мнимого увеличения веса, которая сохраняется даже при явном истощении; постоянной неудовлетворенностью пациента своей фигурой; пациент уделяет чрезмерное внимание изучению различных диет и постоянно подсчитывает калорийность потребляемой пищи.
    Нервная анорексия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Имя
    Имя Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Что такое имя? Когда у кого-то из знакомых рождается ребенок, что мы спрашиваем после того, как выясняем, мальчик или девочка и все ли в порядке? Правильно, «как назвали?». Почему это так важно для нас? Играет ли имя какую-то роль в нашей жизни, а если да, то какую? Имя — одна из основ нашей самоидентификации (то есть ответа на вопрос «Кто я? Какой я?»). Попробуйте спросить трехлетнего незнакомого малыша «Ты кто?», и скорее всего он ответит либо «я — мальчик», либо «я — Толик» (например). Конечно, имя не в такой степени определяет будущую жизнь человека, как, скажем, пол...

    Подробнее

  • Образ психолога в представлении студентов-психологов
    Образ психолога в представлении студентов-психологов Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Описываются особенности профессионального самоопределения, мотивы выбора профессии. Описываются особенности образа профессии психолога. Дается анализ стереотипных представлений о профессии психолога, исследований образа психолога и его личностных характеристик.

    Подробнее

  • Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке
    Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Рассматривается проблема методологических оснований современного психологического знания. Представляются основные подходы к методологии, сложившиеся в русскоязычной психологической традиции. Описываются контуры новой методологии психологической науки. Предлагаются составляющие методологии психологии: когнитивная, коммуникативная и практическая с выделением соответствующих методологий.

    Подробнее

  • Голод или белковый перекус!
    Голод или белковый перекус! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Сегодня я хочу предложить вам разобраться с таким явлением, с которым часто сталкиваются люди, контролирующие вес, — голод. Согласно научному определению, голод — состояние человека, вызванное недостаточным поступлением веществ, необходимых для поддержания постоянства внутренней среды. Голод наступает позже аппетита — приятного чувства, обозначающего, что пришло время принимать пищу. Если вы пропустили прием пищи в привычное время, организм напоминает об этом неприятным чувством голода.
    И чувством голода, и аппетитом управляет часть головного мозга (гипоталамус), а реагирует наш мозг на уровень глюкозы крови, которая образуется в процессе поступления пищи в организм человека.
    Чувство голода влияет на психику и поведение человека.

    Подробнее

  • Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей
    Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Статья посвящена выявлению отличительных особенностей проявления просоциальных тенденций и эмоционального выгорания стоматологов, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Сравнительный анализ показал, что врачи от студентов отличаются по всем фазам эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение», а также по проявлению альтруизма. Проведенное исследование позволило установить взаимосвязь эмпатии, альтруизма, совестливости, морально-этической ответственности личности работающих и обучающихся стоматологов с проявлениями эмоционального выгорания

    Подробнее

  • Удержание сброшенного веса
    Удержание сброшенного веса Психологические статьи Красота и здоровье

    Удерживать потерянный вес тяжелей, чем любимого. А также сохранение достигнутого результата зависит от того, был ли истинно лишним вес, который человек скинул. Либо это не совсем лишний, или даже совсем нелишний вес.
    Только от истинно лишних килограммов можно избавиться навсегда.

    Подробнее

  • Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста
    Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Нарушения поведения детей подросткового и юношеского возраста обусловлены целым рядом психологических причин в результате неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания. Также рассмотрены различные сферы, в которых наиболее ярко проявляются данные нарушения.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси