Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Жизненный сценарий (Эрик Берн)

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Жизненный сценарий (Эрик Берн)

С точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, сознание человека можно представить как сублимацию трех состояний «Я»:
♦ Взрослый
♦ Родитель
♦ Ребенок.

Все эти состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Формирование состояний "Я" начинается в детстве, когда из своего состояния формируется позиция "Ребенок", из представлений о родителях - позиция "Родитель". Пара Ребенок-Родитель представляет собой отношения доминирования и подчинения, взгляда как бы "снизу вверх" и "сверху вниз". На ряду с этими состояниями формируется и состояние Взрослого, где отношения строятся на равноправии.

Согласно Э. Берну, поведение человека строится на ритуалах, развлечениях и играх, которые структурируют время, помогают избежать  скуки и, в то же время, позволяют извлекать максимально возможное  удовлетворение  из каждой  ситуации.

Вдобавок, у каждого человека есть подсознательный  план жизни,  или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю свою жизнь, – заполняя их периодами   ритуальной  деятельности,  развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивидууму удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя  или  короткими эпизодами близости.  Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые  могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам. В ряду этих кризисов в подростковом возрасте можно выделить переоценку родителей и причудливые протесты [1; 184].

Каждый  человек  еще  в детстве, чаще всего бессознательно,  думает  о своей  будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое  будущее он  может  только планировать, например, каким человеком будет  его  супруг (супруга),  сколько  в их семье будет детей и т.п. В жизни,  однако,  может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.

Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно [1; 187].

Сценарий   предполагает:  1)  родительские  указания;  2)   подходящее личностное  развитие;  3)  решение, принятое в детсве;  4)  реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или  неудачи;  5) убеждающую   установку или правдоподобия [1; 189].

 Со сценарием неразрывно связаны жизненные установки личности

Сходство между театральным и жизненным сценариями 

1.  Оба базируются  на  ограниченном количестве  тем: большинство  можно  найти  в  греческой  драме  и мифологии.  Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые  нами модели человеческой жизни.   Психотерапевту,  анализирующему  чьи-то  транзакционные  сценарии  или игры,  может  быть  известен их конец, если он  знает  суть  интриги  и  ее действующие  лица.

2. Чтобы человек имел оправдание для своих поступков, необходим вполне определенный диалог между ним и окружающими. Реплики заучиваются и произносятся именно таким образом и в то время, чтобы вызвать необходимую реакцию окружающих. Если герой  заменит  текст  и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Это изменит весь сценарий и является задачей психотерапевта.

3.  Сценарий должен быть доработан и отрепетирован.  Жизненный  сценарий начинается в детстве в примитивной  форме,  которая  называется "протоколом". Здесь круг ролей весьма ограничен: родители, братья и сестры, – все они играют свои роли прямолинейно. В  отрочестве (когда круг общения расширяется) индивид интуитивно  ищет  тех, кто  играл бы  роли, предписанные его сценарием, а он – играл роль, предполагаемую их сценариями. Таким образом  подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения. Благодаря ряду  таких  адаптации  человек подходит к основному представлению и финальному выигрышу.

4.  В каждом сценарии есть роли Хорошего и Плохого,   Победителя и Неудачника, объединенные иногда в две роли (Хороший Победитель и Плохой Неудачник). В  сценарном  анализе психотерапевты называют Победителей  - Принцами  и Принцессами,  а  Неудачников – Лягушками.  Задача  анализа  состоит  в превращении   Лягушек  в  Принцев  и  Принцесс.  Клиент  может  сопротивляться  превращению  в  Победителя,  так  как должен будет  отказаться  от  сценария частично или полностью и начать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

   5.  Все  сценарии (театральные и  жизненные) отвечают   на  главный   вопрос человеческих взаимодействий: что говорить партнеру после приветствия, каким образом выстраивать с ним отношения? Если сценарии встретившихся людей взаимодополняемы, они продолжают взаимодействия, если нет – расстаются.

6.   Сцены  в  сценарии  обычно  определяются   и мотивируются  заранее. Жизненные  сценарии основываются на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно  дает  жизни  цель.  Во-вторых, оно  дает  ему приемлемый (для родителей) способ структурировать свое время. В-третьих, родители передают детям свой опыт (Неудачники передают своим детям программу  неудачников, Победители – победителей).  Долгосрочная   модель   всегда предполагает  сюжетную  линию. И хотя результат предопределен  Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может  избрать  свой собственный сюжет [1; 191-194].

Формирование сценария на протяжении жизни

Первая  и  самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который  воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда  окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими  фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.  

С  годами  малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается  в более  романтический  мир и дорабатывает  свой сценарий, приводя  в  его соответствие  с новыми представлениями.  В  этом помогают волшебные сказки и истории  о  животных, которые  сначала читает ему мать, а потом он читает их сам. В сказках есть своя магия,  они дают ребенку целый ряд новых действующих  лиц, исполняющих  роли в его фантазиях. Представители животного царства  знакомы ему  либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие  то  ужас,  то восхищение, либо как полувоображаемые  существа  с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал.  

На  первой  стадии  своего развития малыш имеет дело  с  "магическими" людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие качества.  Эта  тенденция до определенной степени  сохраняется  и  в  жизни некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.  

 В отрочестве подростки опять переписывают свой сценарий, адаптируя его  к  новой реальности: все еще романтичной  и сияющей или с искусственно наведенным глянцем. Постепенно   человек   движется   к   завершающему "представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее [1; 194].

Одну  из  целей  сценарного анализа Берн видит в соотнесении  жизненного плана  пациента с грандиозной историей развития человеческой  психологии  с самых  пещерных  времен  вплоть до наших дней.  Некоторые  ученые,  освещая принципы  сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг  и  их  последователи показали,  логика  и  деяния  героев  мифов  живы  и  по  сей  день...  Они утверждают,  что  мифический  герой достиг всемирно-исторического  триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах.

Таким образом, по Э. Берну судьбу человека определяет его жизненный сценарий, запрограммированный в детстве под воздействием родителей и отредактированный несколько раз по мере взросления и расширения круга общения. Люди с взаимодополняющими сценариями взаимодействуют друг с другом, в ином случае – расходятся. Сценарная роль подразумевает поведение, реплики и интонацию человека, с помощью которых он получает ожидаемую реакцию от окружающих.

 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 576 с

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.