Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Надо и должна | Популярная психология

Надо и должна

Эти бесконечные «надо» и «должна»!
ДОЛЖНЫ жить так, как мы ХОТИМ…
Эта фраза в полной мере отражает парадоксальность многих долженствований в жизни взрослого человека.
В том случае, если ты внутренне принимаешь долженствования, они перестают быть тяжким гнетом.
Конфликтов не будет, если «надо» внешнее превратится в «надо» внутреннее.

Ребенок рождается с требованием «хочу». Потом появляется «могу», но для того, чтобы в обществе как-то жить, возникает понятие «надо». Если бы в своих поступках мы руководствовались только личным волеизъявлением, то не смогли бы жить друг с другом: только «хочу» разрушает общество. Поэтому долженствования разного рода необходимы, в этом есть некая правильность. Хочу есть, но чтобы есть, надо ходить на работу и зарабатывать деньги. Хочу в туалет, но в данный момент надо потерпеть, чтобы не испортить жизнь окружающим.

Родители forever!

И понятно, что первым «надо» и «должна» нас учат родители. Но, как говорится: вначале мамы и папы мечтают о том, чтобы дети ходили и говорили, а позже — о том, чтобы они сидели и молчали. Звучит утрированно, но рациональное зерно есть в этом высказывании: то есть в семье закладываются азы взаимоотношений людей в сложном мире взрослых. Если ребенок нарушает родительские «надо», то в свою очередь ощущает чувство вины. Так вот во взрослую жизнь человек часто входит с довольно парадоксальной установкой: лучше сделаю, как «надо» (мы забиты этими догмами) и не буду чувствовать себя виноватым. Но я не хочу, как «надо»! Столкновение надо и хочу? Не совсем так.
Рассмотрим такой пример: мама говорила, что жена должна быть внимательной к мужу. Парадокс, потому что если я должна быть внимательной, значит, я заставляю себя быть таковой. А когда я себя заставляю, то все время оглядываюсь на незримо присутствующий мамин образ. И злюсь на нее, вступаю с ней в конфликт. И в этой ситуации ни до мужа, ни до своих желаний уже никакого дела нет. Есть дело только до выяснения отношений с маминой властной фигурой. Но мамы рядом нет, а супруг вот, рядом с тобой, значит, адресованная маме агрессия выливается на кого? Ответ очевиден. Или другой парадокс: «Я бы не стала бы этого делать, но ради детей я вынуждена….» Выходит, что заставляют делать «нежелаемое» именно дети. Вот уже и готов образ нового «врага».

Понять, чего хочу на самом деле.

И подобного рода догмы касаются всех наших социальных ролей, а у взрослого человека слишком много «перевернутых» долженствований. Обычно с чем работают психотерапевты? Как раз с тем, чтобы человек разобрался в том, чего он хочет. И не подменял свои желания желаниями других, и не навешивал «чужие роли» на своих близких. Если этого не происходит, мы фактически насилуем себя, протестуя против долженствований, что позже выливается в насилие над окружающими, вольно или невольно. Я заставляю себя «любить» мужа, а потом я извожу себя этим, не выдерживаю, и набрасываюсь на него со словами: «Вот я люблю, стараюсь все для тебя делать, я себя заставляю, а ты неблагодарный...И ты еще требуешь от меня того-то и того-то», — говорит жена мужу. Хотя он лично ничего этого от нее не требует, этого требовали от нее родители. И она, борясь с ними, приписывает установки родителей супругу. Но муж, естественно, такой же человек, набитый своими долженствованиями. И практически получается, что общаются в семье не два самостоятельных свободных человека, а две роли, две установки. Корни где? В детстве, разумеется.
Вот до боли знакомая ситуация: ребенок хочет играть, а родители говорят ему, что он должен спать. «Если я не буду хотеть спать, — моделируем логику малыша, — я вступлю в конфликт с мамой и папой. Они меня за это накажут, перестанут меня любить. Значит, я ложусь в кровать с мыслью, что хочу спать. И лежу, страдая от бессонницы. Но родители сказали: «Ты должен хотеть спать». Значит, я хочу спать?» Вот из подобных подмен желаний вырастают наши протесты против избыточных «надо» и «должна» во взрослой жизни. Родители вбили их в голову, не объяснив, а что надо для этого делать. Это как пресловутый сказочный посыл: пойди туда, не зная куда... А это работает почему: потому что ребенка всегда можно парализовать таким образом. А ты уже умная, большая девочка, сама можешь догадаться, куда сходить и что принести. Да что дети, взрослые тоже сходят с ума от абстрактных долженствований! «Ты не видишь во мне взрослого человека» — бросает женщина мужу. Абсурдный протест, потому что муж никоим образом не может лишить тебя свободы. А когда один взрослый человек доказывает другому, что он взрослый, в этом его детскость и проявляется. Ведь нет уже рядом тех самых родителей, перед которыми ты отстаиваешь свою свободу! Итак, большинство наших мучительных долженствований — всего лишь навсего слепо принятые на веру догмы. Которые не помогают, а лишь запутывают и осложняют жизнь. Вот от них лучше всего отказаться.

Подружиться с «надо» и «должна».
Нормальные и болезненные долженствования.


Итак, долженствования (спасибо им) помогают нам стать членами общества. Но не только за это свойство, мы, так их любим. Оказывается, что они очень даже удобны, потому что — это как в армии: делай раз, делай два — и думать не надо, ответственность лежит не на мне! Если ты внутренне содрогаешься при очередном «надо» и тем не мене делаешь, как «велено», задай себе вопрос: не пытаешься ли ты таким образом снять себя ответственность, переложив ее на плечи руководящей фигуры? Тем не мене жить в мире и согласии с разумными «надо» и «должна», все–таки можно. И это те случаи, когда «надо внешнее» превращается в «надо внутреннее». Как происходит этот процесс? На первом этапе — и это наше беззаботное детство — мы конформисты и следуем всем родительским «надо» (делаю так, как мне говорят). На следующей ступени, психологически от них отстраиваясь, мы превращаемся в нонконформисов, препятствуя их требованиям, бунтуя и не соглашаясь с их установками (делаю все наоборот). В связи с этим вспомним одно примечательное выражение. Что значит быть взрослым? Это значит посметь сделать что–то, зная, что этого может не одобрить мама. Наконец, наиболее развитая степень свободы: я не просто следую в поступках своим желаниям, а добровольно соизмеряю их с желаниями окружающих. Здесь тоже возникает «надо», но, как ни странно, оно уже не пугает, в нем нет уже привкуса тоски и предательства по отношению к себе. Например, я понимаю, что для того чтобы у меня было свободное время, мне надо рано утром (хотя чертовски хочется спать) отвести детей в детский сад. Я понимаю, что должна приготовить обед мужу. Но не потому, что он «тиран», а потому что в данное время он зарабатывает деньги. Если он будет заниматься детьми и хозяйством, то я вынуждена буду отвечать за семейный бюджет. То есть взрослый человек, конечно, используя свои волевые усилия, выбирает те или иные «надо», понимая, что осознанно заставляет себя. Но лишь он сам, а не какие-то «авторитетные» фантомы, будь то родители, супруг, дети или кто-нибудь другой. Вопрос не в том, что долженствований в принципе быть не должно, а вопрос в том, что они должны иметь свое место.

Борис Новодержкин, психолог психотерапевт

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Он не хочет работать над отношениями
    Он не хочет работать над отношениями Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Как включить любимого в работу над отношениями?

    Здравствуйте. 

    Меня зовут Настасья, мне 26 лет. Мы с моим любимым вместе почти 2 года, все это время живем вместе, оба работаем, особ не нуждаемся. Для меня это уже 3й опыт совместной жизни, серьезных отношений (предыдущие длились макс. чуть больше года, был очень болезненный разрыв). Для него - первый, ему 27 лет, до этого у него было пару увлечений, влюбленностей, отчасти безответных. Я его люблю и уверена, что именно с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Хотя четкого о ней представления я не имею... Но это отдельная тема - я знаю о своих проблемах, о нелюбви к себе и неуверенности, постоянно хожу к своему психологу, мы над этой проблемой и многими другими работаем. Один раз даже вместе с парнем сходили к другому психологу, я была инициатором - чтобы улучшить наши отношения. Но у меня возникла острая необходимость именно сейчас (поскольку психолог в отпуске) задать кому-то этот вопрос. 

    У нас много разных ситуаций и нюансов в отношениях, но я знаю, что он тоже хочет, чтобы у нас все получилось, чтобы мы были вместе и чтобы это не было так проблемно, как сейчас. Но больше к психологу он ходить не хочет. И он уверен в том, что сам знает, что и как делать, чтобы сохранить наши отношения. В основном это конечно требования ко мне) Но мы уже договорились (спустя почти 2 года), что менять друг друга - это не метод построения отношений. В общем, в силу своего опыта, любив, будучи уже любимой, расставшись, встречаясь с психологом, читая книжки и статьи, я стараюсь вести себя и строить отношения так, как ''советуют'' эти специалисты, так, чтобы они были долгими, взаимными, полными любви и искренности, поддержки. Такими я хочу, чтобы они были. Но одних моих действий и знаний недостаточно. Но я не знаю, как приобщить, включить любимого в этот процесс!

    Недавно у нас была ссора, после которой мы решили ''начать заново и очень стараться'', договорились о некоторых вещах. И я была уверена, что теперь он будет более чутким к моим предложениям по улучшению совместной жизни. Какое-то время так и было. Однажды я попросила его, как меня учила психолог, о том, чтобы мы с ним каждый вечер садились и искренне обсуждали интересующие нас темы, рассказывали о себе, как прошел день, что делать на выходных, что нам нравится и нет. (Это одна из тех вещей, на которых лично для меня строятся близкие отношения и любовь - это понимание! А чтобы было понимание, мне необходимо человека узнавать и чувствовать. А у меня это через беседу происходит. Я ему это все объяснила и мягко спросила его согласия) Во время этого разговора он сидел, потупив взгляд и немного отстранившись от происходящего. Хотя согласился беседовать каждый вечер. Но прошла неделя, и мы так и не поговорили, как договаривались. И вот пару дней назад я напомнила ему об этом, и мы пошли, уединились в комнате с чайком, и я хотела обсудить, почему мы не общаемся все же. Но он перевел тему на другое. На то, что ''Вот такие натянутые разговоры, постоянные выяснения отношений ничем нам не помогут. Нужно просто научиться радоваться жизни, себе самим, а ПОТОМ уже друг другу''. В чем-то он конечно прав. Но по его мнению чувство любви тогда вернется САМО СОБОЙ. Поэтому он предлагает ни в чем не копаться, а жить как живется, легко и радостно просто идти по жизни, занимаясь личными делами и не ''усложняя'' все. Ну мы и отдалились, ушли типа от ответственности друг перед другом, то есть живем, как будто мы не обременены отношениями. Практически не разговариваем, хотя постоянно в компании, с друзьями общаемся. Не целуемся, сексом не занимаемся, спим под разными одеялами и при этом я делаю вид что все хорошо! И это под одной крышей... тяжко... но не об этом((.

    Я понимаю, у него сейчас такая стадия, когда хочется свободы, и потом он захочет вернуться к близости... Но даже когда у нас отношения на подъеме, он сторонится всяких разговоров, чтения статей, на которые я ему присылала ссылки, выяснения отношений... Я понимаю, это ему все ''усложняет''. Влюбленность у нас была волшебная. И несколько раз что-то подобное за 2 года возобновлялось)) Но в остальном ежедневно мы имеем натянутые и скорее соседские отношения, чем любовь и перспективы счастья вдвоем... Зная, как нам бывает хорошо, что мы в принципе можем обо всем договориться, что мы подходим друг другу и любим (я уверена, он тоже любит, просто не привык любовь видеть такой) - я верю, что у нас все получится!!! По-моему, он путает любовь с влюбленностью и никак не хочет осознавать, что это разные вещи, что отношения вообще требуют работы, требуют выбора любить! Или это я заблуждаюсь? Я боюсь ему навязывать это мнение, разрушать его мечты об идеальной любви и о том, что все может быть просто и само собой (нет, оно конечно так и будет, но для этого надо сначала научиться тому, что потом будет само собой)).

    Я понимаю, что я не такой человек, чтобы одной ''вытянуть'' наши отношения... Я не могу одна танцевать этот парный танец... Помогите! Как сохранить нашу любовь? 

    Подробнее

  • Как научиться радоваться жизни и быть в гармонии с собой?
    Как научиться радоваться жизни и быть в гармонии с собой? Психологические статьи Психология общения Семейная психология

    Здравствуйте! Мне 26 лет и у меня накопилось очень много психологических проблем, которые цепляются одна за другую, и с которыми я не могу справиться. Я замужем (мужу почти 28) почти 3 года, до официального замужества жили вместе, а вообще вместе уже около 9 лет. Вот уже несколько лет у нас существуют проблемы в отношениях, они проявляются в частых ссорах. С моей стороны неудовлетворенность материальным положением, не устраивает то, сколько муж зарабатывает. Дело в том что живем мы не в родном городе и у нас стоит проблема жилья. Деньги, которые муж зарабатывает хватает только на отплату квартиры и ''кормить машину''. Отказаться от машины как от статьи расходов не можем т.к. она является средством зарабатывания денег мужем. Меня также не устраивает то, что мужа никогда нет дома он ежедневно, включая выходные возвращается с работы не раньше 12 ночи.Получается, что я всегда одна целыми вечерами и выходными днями, а если и удается нам побыть вместе, то всегда заканчивается ссорой, причем по разным причинам. Сейчас я беременна и у меня возникает очень много страхов, касающихся нашей дальнейшей жизни, я боюсь, что муж не сможет обеспечить потребности ребенка, Раньше у нас были распределены немного обязанности, я оплачиваю коммунальные и кормлю нас, а он квартиру и машину. Нам очень много помагают наши родители деньгами и продуктами, а мне хочется финансовой независимости от родителей. Получается он не прочувствует до конца остроту нехватки денег, т.к. поесть у него есть всегда, за квартиру он заплатит и все, сидит радостный. А то что необходимо обустраивать быт, делать какие то покупки типа мебели либо посуды, так на это и денег нет. Ему это не нужно. Я хочу вернуться жить к родителям, когда родится ребенок, т.к. перспектив я не вижу, живя в чужом городе, а перспектива для меня сейчас в первую очередь не работа, а именно квартира, на нее нет вообще никаких денег и кредит взять нет возможности. А для него перспектива-это клиенты, которые приносят ежемесячных доход, и кое какие связи, но доход этот мизерный для чужого города. Как убедить мужа, что мне в этом городе плохо живется: общаться не с кем, не нравится квартира в которой живем,хочется свое жилье, а если за столько лет, а именно около 7, ничего со своим жильем не вышло, то и снимать всю жизнь не хочу.
    А также у меня существует психологическая проблема неудовлетворенности обсолютно во всем. Меня всегда все не устраивает и плохое настроение, хотя еще несколько лет назад я была более жизнерадостная и чаще находилась в хорошем настроении, а теперь всегда молчаливая, неулыбчивая, злая. Меня уже не радеут ничего, просто не нахожу радости в жизни. Единственное, когда забеременела надеялась что что-нибудь изменится в восприятии окружающего мира, но увы...У меня возникли проблемы в общении на работе, практически с первого рабочего дня меня ''не прияняли'' с этого и пошел затяжной скрытый конфликт, До этого на других работах все было хорошо, но там были маленькие коллективы, в больших меня не принимают почему то, хотя я изначально стараюсь произвести хорошее впечатление о себе.
    И я главное понимаю, что нужно проще, мягче, но справиться с собой не могу.Мужа очень не устравиет мое такое состояние и он говорит работать над контролем эмоций, не быть такой вспыльчивой и т.д. Как же справиться с собой?Научиться радоваться жизни, быть в гармонии с собой?

    Подробнее

  • Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости
    Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлены результаты сравнительного анализа феноменологии состояния наученной беспомощности, атрибутивного стиля и содержания мотивов учебной деятельности у школьников с различными уровнями успеваемости. Апробированы зарубежные и предложена авторская экспериментальная ситуация для фиксации проявлений наученной беспомощности. В итоге исследования выявлены факты, не соответствующие теоретической модели М. Селигмана, а именно – отсутствие корреляций проявлений беспомощности с атрибутивным стилем и с уровнем академических успехов учащихся.

    Подробнее

  • Скажи мне кто твой друг...
    Скажи мне кто твой друг... Психологические статьи Психология общения

    Когнитивные механизмы дружбы между людьми. Психологи из Университета Пенсильвании изучающие когнитивные механизмы дружбы между людьми, определили: то, как вы оцениваете своих лучших друзей связано с вашими представлениями о том, как они оценивают вас.

    Подробнее

  • Нервная булимия. Симптомы
    Нервная булимия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная булимия представляет собой заболевание, характеризующееся эпизодами неконтролируемого обильного потребления пищи, часто чрезмерного количества высококалорийных продуктов.
    После этого больной, страдающий нервной булимией, старается вызвать у себя рвоту и/или применяет слабительные средства для ''очищения'' организма от съеденной пищи. И потребление пищи, и последующее очищение обычно проводятся в секрете. Нервная булимия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Овощи против депрессии
    Овощи против депрессии Психологические статьи Красота и здоровье

    Те, кто придерживается средиземноморского питания или диет на его основе, менее подвержены развитию депрессии, свидетельствует исследование Университета Наварры, опубликованное в октябрьском номере журнала ''Archives of General Psychiatry''. Особенностью данной кухни является преобладание в рационе овощей, фруктов, орехов, цельных зерен и рыбы.

    Подробнее

  • Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка
    Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Обсуждается согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта.

    Подробнее

  • Роль организационной культуры в формировании имиджа компании
    Роль организационной культуры в формировании имиджа компании Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются такие понятия, как имидж компании и организационная культура. Дается определение понятию имидж, выделяются два подхода к пониманию процесса формирования имиджа, выводится авторский подход. Раскрывается функциональное значение имиджа для эффективной деятельности организации и выявляются факторы формирования имиджа компании. Выявляется роль организационной культуры в формировании имиджа компании.

    Подробнее

  • Символическая функция сознания и его субъект
    Символическая функция сознания и его субъект Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Статья посвящена анализу понятия и структуры символической функции сознания субъекта. Символическая функция соотносится с работой духовного слоя сознания и рассматривается как его функциональный орган. Активность символической функции направлена на понимание и переживание смысла отношений субъекта. В ее структуру включены такие компоненты как осознание антиномичности символа, порождение и реализация замысла, преобразование символической формы, интерпретация символического смысла.

    Подробнее

  • Мой ребенок панически боится сдать анализ крови из вены. Как избавить ребенка от этого страха?
    Мой ребенок панически боится сдать анализ крови из вены. Как избавить ребенка от этого страха? Вопрос психологу Психология и стресс||Детская психология Психология детей и подростков

    Здравствуйте. Моему ребенку 9 лет. Ему необходимо сдать анализ крови из вены, но он панически боится. Дома он говорит, что знает, что это не больно и не страшно, что через неделю он будет готов сдать анализ, но как только мы заходим в кабинет начинается страшная истерика. Перепробовали уже все методы: и кнутом и пряником. ничего не помогает. Как избавить ребенка от этого страха?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси