Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Надо меньше фантазировать... | Популярная психология

Надо меньше фантазировать...

«Надо меньше фантазировать!»… Так ответила мне когда-то в пятом классе учительница русского языка, когда я, набравшись смелости, задала ей свой невинный вопрос: «Почему за все сочинения без ошибок она ставит мне «4»?»… Та девочка была слишком беззащитна перед лицом грозного арбитра и не нашлась, что ответить. И … она перестала писать, в том числе и свои маленькие рассказы, которые очень любила…

Сейчас я могу только порадоваться тому, что фантазии помогают мне приблизиться к себе... и к другим. Наверное, это звучит странно?! Но это смотря как с ними обходиться…

Как часто в жизни нас останавливают: «туда не ходи», «сюда не ходи», «не дорос еще», «не имеешь права» и прочее. Желающих вмешаться в чужую жизнь или в чужой процесс хоть отбавляй. Но ведь никто, только мы сами решаем, принимать ли и следовать ли тем ограничениям, которые нам кто-то пытается установить. И самое обидное, что дальше в своей жизни эти ограничения мы начинаем устанавливать себе сами. И тогда наша интуиция становится подобна заброшенному ребенку. Слишком много рамок… чтобы «услышать себя». И как же в них «живется» нашей внутренней реальности?

Осенью 2008г. мне довелось побывать на обучающем семинаре немецкого психотерапевта Моритца Егетмейера по работе с метафорическими ассоциативными картами OH-cards (OH-карты). С тех пор этот метод удачно пополнил мою сокровищницу инструментариев познания и самопознания человеческой души. Диапазон представляемого метода очень широк: от заданных методик и правил до импровизации и рождения собственных.
Если Вы допускаете возможность существования чего-то необъяснимого, то добро пожаловать! Этот метод помогает нам расширить свои горизонты, не разучиться удивляться и раздвинуть любые рамки, какими бы жесткими они ни были. Карты как будто приглашают нас в путешествие, потом ведут за собой, предлагая порой самые невообразимые и труднодоступные для обычной логики ходы.

В нашей жизни есть много необъяснимого, хотя мозг лихорадочно пытается «схватиться за соломинку», чтобы устоять в этой глобальной неопределенности.

Теория поля Курта Левина немного «узаконила» и в то же время сделала проявленной эту неопределенность и взаимосвязанность. Берт Хеллингер тоже создал некую модель, которая, определенно, работает и в которой «работает поле»… И эта модель тоже действительно «работает»… Только никто (в том числе и он сам) до конца не может объяснить, как это происходит. Но ведь если за дверью кто-то стоит, а я этого не вижу, то это вовсе не означает, что его там нет… Слепой человек не может увидеть солнца. А древние люди считали, что Земля плоская, и свято в это верили.
Чтобы отпустить «мнимую» определенность или свой же контроль нужна определенная смелость. Хотя парадокс заключается в том, что делаем мы это или нет, это все равно по большому счету ничего не меняет. Надеюсь, что еще не очень запутала вас своими рассуждениями?

Каждый групповой терапевт знает, что почему-то практически у всех людей, например, пришедших сегодня в группу, наиболее актуализированной и проявленной в данный момент оказывается одна и та же фигура. Есть некая концентрация на существенном в каждый данный конкретный момент времени. И чем более человек готов «отпустить себя», тем больше «его самого» будет присутствовать в рождающихся у него непроизвольно в данный конкретный момент времени метафорах, фантазиях, и тем более это будет связано с его актуальной доминирующей в летящем «Здесь и Сейчас» потребностью. Как часто в повседневной жизни мы обращаемся к своему воображению и потоку ассоциаций?

В групповой работе карты помогают разворачивать и поддерживать групповую динамику, быстрее справиться с тревогой в преконтакте и создать себе и участникам «среду обитания». Ведь от этой среды зависит, какой процесс в ней можно будет организовать. Это и есть со-творение, некое совместное делание, проживание, рождение, танец, путешествие. И это как произведение, авторами и участниками которого является каждый причастный к этому процессу. Здесь хочется вспомнить творческое приспособление и Фредерика Перлза, который писал, что «нет правильных и неправильных действий, есть лишь ситуация, в зависимости от которой мы можем реагировать тем либо иным образом». Это может быть и основой нашей успешной работы в психотерапии и ключом для понимания своих действий в жизни. Вокруг, как оказывается, есть масса возможностей. Вопрос только в том, что я себе могу позволить, на что решиться (с учетом, естественно, моего опыта, знаний, гипотез, феноменологии и собственной спонтанности и аутентичности). Карты помогают людям раскрыть в себе «художника» и понаблюдать за своим творческим приспособлением.

Проективность или фантазирование — наш прекрасный помощник на пути «к себе». Вот только преодолеть барьеры бывает достаточно сложно: «Я не могу фантазировать!», или «Как я могу фантазировать?», «А зачем?»… А порой наоборот, фантазии выдаем за реальность и сами же свято в это верим. Как научиться жить «за пределами иллюзий» и при этом не запрещать себе фантазировать? Непросто соединяться со своей спонтанностью и аутентичностью, чтобы в потоке сознания можно было «вынести из себя» и тогда рассмотреть то, чем на самом деле я сейчас живу, к чему бессознательно стремлюсь или от чего хочу убежать.

Мой текст, который я сейчас пишу, тоже достаточно метафоричен. Но именно метафора позволяет более легко и безопасно (не очень я люблю это слово) «приблизиться к себе». В своей терапевтической практике я очень люблю работать с метафорами, как в индивидуальной, так и в групповой работе. Особенно в темах, к которым трудно подступиться, или в которых клиенту очень важна конфиденциальность, или у клиентов с ведущей логической системой восприятия. Особенно вначале работы, когда для меня очень важно уважать сопротивление клиента, быть бережной, и в то же время помочь ему пройти через этот барьер, «пощупать» возможность сделать «шаг вперед». Метафора помогает осознать многообразие окружающего мира и ценность индивидуальности каждого отдельного человека в нем. Она обогащает восприятие и помогает расширить поле видения «легким движением руки», а значит, быть более осознанным, целостным, устойчивым, тотально проживающим свою жизнь.

Здесь я пытаюсь представить этот метод, пропущенный через мое терапевтическое сознание. На мой взгляд, проективные карты предоставляют возможность каждому:

  • увидеть свое, а также осознать многообразие миров других людей;
  • продвинуться на своем пути к целостности и подлинности;
  • получить доступ к своему творческому, креативному началу;
  • соприкоснуться с глубинами своего бессознательного;
  • расширить поле видения и изменить угол зрения на проблему;
  • прочесть послание и дать позитивную коннотацию проблеме;
  • найти простое решение трудноподъемной задачи.

Мастер-классы и обучающие семинары по работе с метафорическими ассоциативными картами, которые я провожу с разными людьми, подтверждают живой интерес широкого круга специалистов. Это психологи, педагоги, гештальт-терапевты, консультанты, коучи, специалисты по диагностике и оценке персонала, а также каждый, кто интересуется практической психологией и саморазвитием. OH-карты применимы в работе с различной проблематикой клиента. Они позволяют проводить своеобразную проективную диагностику, дают возможность создавать желаемый контекст, работать с барьерами и регулировать «глубину погружения» при работе с клиентом.
Карты помогают очень быстро изменять состояние, переключаться, легко переходить от ментальной сферы к эмоциональной и физической, а значит, достигать большей осознанности. И что не менее важно, они помогают подружиться со своей интуицией, а, следовательно, «подпитать» и «оживить» свой потенциал. Ведь мудрость — спутница интуиции

Метафорические ассоциативные карты предполагают смелость, спонтанность, образность мышления и… фантазирование, в котором рождается истина. «Я могу это сделать!» — это ощущение, которое рождается в процессе работы с картами и помогает целостно усвоить новый опыт и встроить его в свою реальную жизнь.
А еще, как это ни банально, карты помогают экономить время и, соответственно,  деньги. Вы спросите зачем? Как же! Ведь это время нашей жизни… И поэтому можно быть счастливым когда-нибудь завтра, а можно прямо сейчас.

Каждый человек всегда сам лучше всего знает ответы на свои вопросы. Только не всегда имеет к ним доступ... OH-карты, формируя свой собственный, непохожий ни на какие другие карты жанр, уважая уникальность и неповторимость, инаковость или «другость» каждого, помогают сделать это очевидным.

Статья напечатана в сборнике «Ассоциативные метафорические карты. Опыт — 2010» («Associative Metaphoric Cards. Experience – 2010»).

Ольга Коваль

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Взаимосвязь удовлетворенности браком и уровня самоактуализации личности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи
    Взаимосвязь удовлетворенности браком и уровня самоактуализации личности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи удовлетворенности браком и уровня самоактуализации личности супругов на разных этапах жизненного цикла семьи. Выдвигается и проверяется предположение о большей удовлетворенности браком супругов с высокими уровнями самоактуализации личности. Отмечается тот факт, что удовлетворенность браком (и мужа, и жены) больше связана с самоактуализацией жены, чем мужа. Дается возможное объяснение найденным результатам.

    Подробнее

  • У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать
    У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Мне 21 год. Со своим мужем я знакома 4 года. Все было хорошо. Создали семью, стали на очередь на квартиру. Я забеременела. Все было нормально. Но как только я родила, приехала домой после родов он мне сказал, что меня больше не любит. Причину объяснил, что я его очень много обманывала и поэтому не хочет быть с нами (с сыном). Потом я узнала что у него другая. Советовалась с подругами, каждая говорит по разному. Одна говорит, что перебесится и вернется, другая говорит что уходить надо, мол молодая встретишь другого. Ему 24 года. Я очень хочу сохранить семью, чтобы сын рос в полноценной семье. Некоторые говорят, что это кризис отношений. Так ли это? И если это так, то через сколько он проходит и если смысл ждать чего - нибудь? Пожалуйста посоветуйте что делать? Заранее спасибо.

    Подробнее

  • Когда отношения становятся более близкими, он не хочет общаться и избегает встреч
    Когда отношения становятся более близкими, он не хочет общаться и избегает встреч Психологические статьи Психология отношений

    На протяжении 12 лет у меня отношения с мужчиной, с которым работаю в одном коллективе. Оба в разводе. Когда мне кажется, что отношения становятся более близкими, и в скором времени должно последовать предложение совместной жизни, как он рвет все отношения, причем без объяснений, не хочет общаться, не отвечает на телефонные звонки, избегает встреч, начинает общаться с другими женщинами. Проходит время и начинается все с начала. 6 лет назад был разрыв,все это время мы не общались, но недавно отношения возобновились. Все было превосходно в течение месяца, в последнюю встречу с его стороны прозвучали слова, что он не хочет от меня уходить, а через день перестал со мной разговаривать.
    Что это за отношения, я пробовала его забыть, но не получается, такое чувство, что как только я успокаиваюсь и начинаю жить, не замечая его, он это чувствует и начинает меня возвращать. Как это можно изменить в какую-нибудь сторону: или сойтись, или сделать так, чтобы он меня отпустил. Человек с очень сложным характером, я знаю, что мне будет очень тяжело в длительных близких отношениях, и все равно готова на эти отношения. Заранее благодарна.

    Подробнее

  • Меня преследует страх смерти, не могу спать
    Меня преследует страх смерти, не могу спать Вопрос психологу Психология и стресс

    Здравствуйте,
    Меня зовут Оксана, мне 20 лет.
    У меня некрофобия, с детства снятся трупы, могилы, похороны.. Я панически всего этого боюсь...
    Но последнее время меня начал преследовать еще один стах, срах смерти. Ясно, что это глупый страх, но я никак не могу побороть эту танатофобию.. каждую ночь, ложась в спать у меня начинается паника, я боюсь умереть, слезы и т.д. Я просто не знаю как справиться с этим. Может успокоительное или снотворное поможет?

    Подробнее

  • Плачущая женщина
    Плачущая женщина Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о плачущей и постоянно жалующейся женщине.

    Подробнее

  • Переехала в город, в котором живет мой парень, и наши отношения ухудшились
    Переехала в город, в котором живет мой парень, и наши отношения ухудшились Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Добрый день, уважаемые психологи!
    Прошу вас помочь разобраться в мужском поведении или психологии.
    Я встречалась с парнем (32 года, неженат), живя в разных с ним городах. Встречи были 1-2 раза в месяц. Затем по сложившимся обстоятельствам я переехала к родителям в тот город, в котором живет он. Казалось бы, если нам хорошо вместе, то теперь встречи будут чаще, и это только замечательно. Но в действительности оказалось несколько иначе.
    В отношении ко мне он проявляет ту же нежность и ласку, постоянно заботится обо мне, чтобы мне было хорошо. Но встречи наши нечасты. Его семья – это мама и разведенная сестра с 2 детьми. Поэтому он взвалил на себя все дела, свои и их тоже. И получается, что у него работа (напряженная, иногда командировки), домашние дела (что-то постоянно ремонтирует дома, выходные на даче), разные мужские дела (например, с машиной, гаражом). И видимся мы редко. Он понимает, что мало времени уделяет мне, говорит, что старается всюду успевать, но не так легко это. Я его понимаю, что у него есть собственные дела и заботы. Возникали мысли, а нет ли у него другой девушки. Нет, он ни с кем не встречается параллельно. Сама инициировала встречи, порой тихо возмущалась, но поняла, что от этого лучше не становится. Предлагала компромиссные варианты – чтобы я составляла компанию в его делах, не во всех конечно, а в тех, в которых это будет удобно или уместно. На что он ответил, «я сам всегда все делаю, и если чем-то занимаюсь, то не могу вести еще и беседы». Не стала настаивать, а сказала только «подумай». Решила просто ждать, сказала, когда сможешь встретиться, буду очень рада. Проходило больше недели, никаких встреч. Длительное телефонное общение каждый день по вечерам. Мне кажется, он тем самым пытается компенсировать реальное общение, «не получается встретиться, но я же с тобой».
    А вообще проблема, наверное, в том, что он не готов или не хочет впускать меня в свою жизнь. И стоит ли мне ждать, когда у него появится время? Может он вовсе и не любит меня?
    Заранее благодарна.

    Подробнее

  • Переживания личности в эпоху Средневековья
    Переживания личности в эпоху Средневековья Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Обосновывается необходимость культурно-исторического анализа в раскрытии сущности и феноменологии переживаний. Признавая уникальность, приватность, интимность переживаний, фиксируется их социально-психологический генезис и социально-психологическая онтология. Проанализированы взгляды на переживания мыслителей средневековья, динамика этих взглядов и использование в современной психологии. Показано, что переживания характеризуют человека не только как субъекта внутренней психологической жизни, но и как субъекта межличностных отношений, как субъекта культурно-исторического процесса. Предложено на основе культурно-исторического анализа определение переживания.

    Подробнее

  • Физические наказания в семье и их последствия
    Физические наказания в семье и их последствия Психологические статьи Психология семьи Психология детей и подростков||Семейная психология

    Издавна родители использовали физические наказания как средство воспитания детей. В статье рассматриваются предпосылки и следствия применения родителями физических наказаний, а также их влияние на социализацию и становление ребенка как личности.

    Подробнее

  • Самые полезные весенние продукты
    Самые полезные весенние продукты Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Весной самым дефицитным элементом для нашего организма становится витамин С. Его главные источники — свежие овощи и фрукты, которые после зимнего хранения, увы, не могут похвастаться обилием полезных веществ/

    Подробнее

  • Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить
    Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить Психологические статьи Психология и стресс Психотерапия

    Здравстуйте. Я работала учителем в одной из столичных гимназий. Сейчас в д/о. Моему старшему ребенку исполнилось в мае 6 лет. Воспитатели, логопед, психолог в саду и психолог из психоневрологического диспансера сказали, что ребенок полностью готов к школе и по развитию превышает своих сверстников. Мы бегло читаем, умеем складывать( понимаем процесс сложения и вычитения, т.е. можем спокойно вычесть и сложить числа в пределах 100 ,а если не сложно, то и 1000 и.т.д.), имеем понятие об умножении. В садике был открытый урок. Там присутствовала одна из родительниц. Она мне позвонила и очень долго рассказывала, какой у меня ребенок умница, что он на порядок был выше, чем все остальные.И вот проблема...... Я хотела, чтобы мой ребенок учился в гимназии. Мы отходили год на подготовительные курсы, но не прошли по рейтингу. Причем, я видела наши баллы у школьного психолга, которая в графе каммуникабельность, поставила нам 3балла из 5. Мой ребенок совершенно без комплексов. Он знакомится совершенно спокойно со всеми, начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми людьми. Я даже знаю, почему так все сложилось. Я своему новому директору ( бывшая зам. директора) не сказала правду, о том , что ухожу в дикрет. Сказать честно, я соврала. Потом я ей объяснила, почему я это сделала( только вышла из больницы с угрозой позднего выкидыша). Но она меня не простила. У самой ее детей нет ( ей 52года). И дала указание, моего ребенка в гимназию не брать( я это знаю точно, проболталась учитель, к которому мы ходили на подготовительные курсы). Помогите, пожалуйста, мне справиться с ОБИДОЙ. Она мне не дает жить, я просто задыхаюсь. У меня грудной ребенок, а я ночами не сплю. Все думаю, мечтаю как отомстить за обиду и унижение. Ведь я столько сделала для гимназии. До того как я туда пришла, по моему предмету уже много лет не было олимпиадников. Все годы, что я там проработала, я давала результат: 1и 2 места на районе, 2 место на городе, выступления на городском уровне( я руководила ресурсным центром). А сколько я провела бесплатных дополнительных уроков- не сосчитать. После всего оказалось. что для руководства я пустое место. Один проступок перечеркнул все. Я знаю, что, если бы не ушел старый директор, моего ребенка взяли бы в гимназию, даже, если бы он вообще ничего не умел. Новый директор на мой вопрос о том, что хотя бы в память о моих предыдущих заслугах, возьмите ребенка . Она сказала, что знает, что я хороший учитель, но.....увы.
    Я уже смирилась с тем, что мой ребенок не будет учиться в гимназии в 1 класс( сказали, что возьмут нас во второй класс). Но вот обида не проходит. Посоветуйте, как от нее избавиться, как забыть???????????

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси