Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Образ медведя и страх перед мужчинами. | Случаи из практики

Образ медведя и страх перед мужчинами.

Рейнальдо Перес Ловелле
Вера Михайловна Конина

Гипотеза и ее источники.

С феноменом, который впоследствии привел к порождению нашей гипотезы, мы впервые столкнулись, когда одной нашей юной пациентке (12 лет) приснился медведь, и не просто мишка, а страшный и пугающий, очень опасный медведь. Девочка приехала в Москву к родственникам из Италии, куда эмигрировали ее родители (отец — художник, мать — балерина). Эта пациентка страдала неврозом навязчивых состояний, истерией и страхами различного рода, а также булемией. Больная прошла двухнедельную госпитализацию в психоневрологическом диспансере, но состояние ее оставалось неудовлетворительным. Тогда родственники забрали девочку из больницы и обратились к нам за помощью. После десяти сеансов психотерапии состояние больной заметно улучшилось. Затем девочке приснился сон, что за ней гонится медведь, и она испытала чувство жуткого страха. По словам девочки, еще страшнее ей стало, когда на месте медведя она вдруг обнаружила отца. Пациентка очень боялась снова увидеть этот сон. Нужно добавить, что эта девочка первые восемь лет своей короткой жизни прожила в России, т. е. с культурно – этнической точки зрения, она русская.
Оказалось, что в семье маленькой пациентки серьезные проблемы: у отца явно недостает четкой самоидентификации с точки зрения пола, брак между родителями является пустой формальностью, более того, и мать, и бабушка пациентки относятся к ее отцу с опаской и пренебрежением. Как часто бывает в таких случаях, девочка изо всех сил старается не замечать тяжелые внутрисемейные отношения, что и объясняет ее симптоматику. Она боится всех незнакомых мужчин, и это создало некоторые трудности в начале психотерапии.

Все это могло остаться просто как курьезный случай, если бы через два месяца другая пациентка, двадцати двух лет, не рассказала бы на сеансе психотерапии свой страшный сон, что она лежит на кровати, а в ногах у нее сидит медведь, и от него исходит опасность, угроза. Она хочет прогнать зверя, но страх ее парализует. Такой сон снился ей неоднократно. При свободных ассоциациях пациентка выразила догадку, что данный медведь каким–то образом ассоциируется с ее отцом. В семье этой пациентки тоже очень жесткие отношения между родителями. Отец — известный физик, эмоционально холодный, мать — агрессивная и властная домохозяйка, терроризирующая всех членов семьи. Пациентка обратилась к нам за помощью по поводу высокой тревожности, неуверенности в себе и наличия проблем в сексуальной сфере.
Девушка страдала фригидностью и имела явные и вполне осознанные гомосексуальные наклонности. После первых 15-ти сеансов психотерапии она нашла удовлетворяющего ее требованиям сексуального партнера в лице юноши, который, по словам самой пациентки, был похож на девушку и по внешнему виду, и по характеру.

Третий случай, где происходит совпадение страха перед медведями во сне со страхом перед мужчинами наяву, относится к молодой женщине, инженеру по профессии, которая обратилась за психологической помощью из-за неуверенности в себе, мешавшей ей добиться успеха в работе. История ее отношений с мужчинами коротка: по окончании института у нее начался роман с молодым человеком, живущим по соседству. Вскоре они поженились. Первая ночь после свадьбы была кошмарной, так как они не смогли совершить половой акт. В последующие недели она не сумела преодолеть чувство страха, которое вызывал у нее любой намек на сексуальную близость, и вскоре они развелись. После этой драматичной истории она больше не решалась устанавливать какие — либо отношения с мужчинами, думая, что «все равно ничего хорошего не получится».
На одном из психотерапевтических сеансов пациентка рассказала приснившийся ей накануне сон следующего содержания: ее преследуют белые медведи, она бежит от них, но один из медведей ее догоняет и собирается загрызть. Она просыпается в жутком страхе. Даже сам пересказ психотерапевту этого сна вызывает у нее сильные отрицательные эмоции. Характерно, что у данной пациентки дома тоже неблагополучно, как и у предыдущих, отношения между родителями очень агрессивные, хотя она и не любит особенно заострять на этом внимание.

В итоге возникла гипотеза о существовании некой связи между образом медведя в сновидениях и страхом перед мужчинами у пациенток — россиянок.

Следующий случай начался с сюрприза для пациентки. Женщина, двадцати пяти лет, обращается за психологической помощью из-за неспособности найти занятие, отвечающее ее духовным потребностям, а также из-за неспособности установить любовные отношения с партнером. Пациентка рассказывает, что отец развелся с матерью, когда ей было восемь лет, и она никогда не смогла установить теплые отношения с отцом. Никогда также у нее не было ни с кем любовных отношений. Всех поклонников молодая женщина отвергала, как только они проявляли интерес к ней, как к женщине. По завершении рассказа психотерапевт спросил у нее: «А не снятся ли Вам медведи?». После этого последовал удивленный ответ пациентки: « Откуда Вы это знаете?».

В данном случае имеет место предсказание еще неизвестного факта, а предсказательная сила гипотезы является одним из главных критериев ее истинности.

Гипотезу можно сформулировать следующим образом:

У пациенток-россиянок, страдающих неврозами, наличие образа медведя в сновидениях положительно коррелирует со страхом перед мужчинами и с неудовлетворительными отношениями с отцом.

В гипотезе речь идет, во–первых, о носителях российской культуры, а не только о женщинах русской национальности и, во–вторых, о корреляциях между явлениями и никоим образом о причинных связях между ними.

Обоснование гипотезы.

Любая гипотеза нуждается в обосновании, в данном случае, часть обоснования лежит в области герменевтики и в области российского фольклора. Что касается герменевтики, то, если данная наука первоначально занималась только толкованием текстов, в современном понимании — это наука об общении вообще. Центральное понятие герменевтики — понимание, но понимание не в смысле аналитического расчленения, а понимание целостного. Оно достигается путем интуитивного схватывания целостного, ведущего к непосредственному пониманию и последующему истолкованию, в котором понимание оформляется и рационализируется. Современная герменевтика имеет археологическую направленность, цель которой первопричина высказывания, выявление подоплеки явного смысла и разоблачение скрытого смысла. В наибольшей мере это относится к психоаналитическим интерпретациям, в первую очередь, школ Фрейда и Юнга.
Следовательно, наличие образа медведя в сновидениях можно истолковать, как знак наличия определенного комплекса (в юнгианском смысле), в котором сливаются два элемента: страх перед мужчинами и плохие отношения с отцом для определенной совокупности пациенток, представительниц определенной культуры.
В юнгианской теории данный знак является элементом коллективного бессознательного россиян и может быть использован в психотерапевтическом процессе. При такой постановке вопроса приходится допустить, что также имеется какой –то подобный знак в бессознательном российских мужчин. Этот вопрос нуждается в отдельной трактовке в последующих публикациях. Пока можно остановиться на вопросе о смысловом значении образа медведя в фольклоре российского культурного ареала.
Медведь, как определенный символ, часто встречается в фольклоре России и других североевропейских народов.
Медведь может символизировать жениха, любимого человека, мужа, даже отца, то есть, мужчину, с которым невесту, жену, мать, женщину связывает реально наличие каких-либо чувств или их отсутствие: любви—нелюбви, привязанности или отсутствия оной, но желаемой, сексуальных отношений или их отсутствия, скрытого желания, потенциально могущего иметь место, инцеста.

В русском фольклоре медведь является тотемом. То же относится и к славянскому фольклору. В славянской мифологии человеческий род ведется от медведя. С ним мечтали породниться, то есть, в основе лежит охранительная магия. Медведь — зверь, представляет опасность для человека, и человек стремится защитить себя. Люди использовали оберег — фигурку медведя, либо какую-нибудь часть его тела для защиты, например, ученые находили при раскопках захоронений просверленные медвежьи зубы, которые, очевидно, носили как амулет, оберег.

Для русского человека медведь значил очень много, хотя на него и охотились. Однако если охотились на медведя, и охотник убивал медведя, то, чтобы себя обезопасить, наказывались предметы, которыми был убит медведь, например, камни или рогатина. Раньше по деревням ходили так называемые “медвежатники” и водили с собой медведя. Они потешали людей, устраивали медвежью потеху. В то же время медведя побаивались, хотя и потешались над ним. Считалось, что медведь владеет лечебной магией, может исцелять, беременной женщине может предсказать, кого родит — мальчика или девочку. Медведя почитали, его воспринимали как разумное существо, как человека, который женится на крестьянских дочерях. Россияне даже называют медведя человеческим мужским именем “Михаил, Миша, Мишенька”, дают отчество “Потапыч, Михалыч, Иваныч” и фамилию “Топтыгин”, а иногда и звание “Генерал Топтыгин”. В старину устраивались медвежьи праздники.

Часто имели место детские «игры в медведя», где кто-либо из детей играл роль медведя. Всё это составляет обычный мотив русского фольклора, а также народов Севера и Дальнего Востока. Согласно мнению профессора Аникина В.П., крупнейшего специалиста в области русского фольклора, старожилы русского Севера, т.е., народы, живущие на Севере, считают, что медведь — это тот же человек, но в результате колдовства стал медведем. Тотемное представление медведя в народе отчетливо проступает в сборнике А. Н. Афанасьева “Народные русские сказки”. Нельзя обижать медведя, иначе случится, как в одной из сказок (“Медведь”): старик отсек топором лапу медведю, и тот сделал себе липовую ногу и вломился среди ночи в избу, чтобы наказать обидчиков.

В славянской и русской, в частности, культуре медведь символизирует собой мужское начало, принимая образ суженого, что нашло широкое отражение в художественной литературе. Героине поэмы А..С. Пушкина “Евгений Онегин” Татьяне Лариной снится “чудный” сон, где ей является медведь и прямо отождествляется с женихом, суженым, которого Татьяна хотела бы увидеть в зеркале во время гадания. В пьесе–сказке Е. Шварца “Обыкновенное чудо” главный персонаж — молодой медведь, превращенный в человека, возлюбленный принцессы. Он наделен всеми человеческими достоинствами: высоконравственностью, благородством, добротой и т.д. Место действия — Карпаты, т.е. отправной точкой становится уже фольклор юго–западных славян. У замечательного французского классика Х1Х века Проспера Мериме в новелле “Локис” главный герой тоже человек–медведь. Локис — граф и медведь суть одно и то же. Граф — суженый, жених — женится в конце концов на очаровательной пани. Однако, конец ужасен: граф–медведь разорвал свою жертву, невесту. Мериме ссылается прямо на литовский фольклор и на верования славян. Отличителен момент, что в литературных произведениях образ медведя–человека в целом сопряжен с исходящей от него, особенно для женщин, угрозой.

Медведь — конкретная реалия для россиян, и не только потому, что на территории России и бывшей территории СНГ водятся медведи. Еще в раннем детстве образ медведя входит в сознание людей (известная сказка Л. Толстого “Три медведя”, песенки о медведе, игрушки, воссоздающие физический облик медведя, конфеты и шоколад с изображением медведя на обёртке и т.д.) и формируется отношение к нему. Как бы ни был забавен и привлекателен образ “косолапого мишки”, всё равно ребенок чувствует какую-то угрозу, исходящую от зверя, а некоторые дети открыто его боятся и даже требуют изменить на “хеппи энд” концовку отдельных сказок или наделить «Мишутку» другими качествами и добродетелями, очеловеченными.

Гипотеза о смысле образа медведя имеет определенное диагностическое значение по простой формуле: если представительнице российской культуры снится опасный медведь, то можно с большей степенью вероятности предполагать наличие других элементов комплекса: страх перед мужчинами и непростые отношения с отцом. Существует и другое, менее тривиальное использование данного знания: за последние годы набирает силу целенаправленное использование образов в психотерапии. Тут объединились разные традиции: первоначальные работы Юнга, пионерские работы Мильтона Эриксона, разные азиатские учения, публикации последователей Карлоса Кастанеды, современное нейролингвистическое программирование и др. Можно предположить, что образ медведя может быть использован для того, чтобы улучшить отношение к отцу и к мужскому полу вообще у пациенток, имеющих такого рода проблемы. Работа в этом направлении уже начата, и первые результаты весьма обнадеживающие.

Исследование началось с той пациентки, у которой «было угадано», что ей снятся медведи. Сеансы проводились следующим образом:

Пациентке в состоянии релаксации дается установка на то, что она стоит на опушке леса и вызывает зверей, живущих в этом лесу. Среди зверей выходит и медведь ( в данном случае, зверь появляется «сам», но можно давать установку на вызов медведя). Во время сеанса поддерживается диалог с пациенткой таким образом:

Психотерапевт: « Как выглядит медведь?»

Пациент: « Большой и страшный…»

Терапевт: « Можете ли Вы его покормить. Предложите ему меду. Сделали? Кушает?»

Пациент: « Да, он ест»

Терапевт: « Как он выглядит сейчас?»

Пациент: « Подобрел…»

Терапевт: « Можете его приласкать?»

Пациент: « Могу…… он очень жесткий… волосы жесткие…»

Терапевт: « Можете его обнять?»

Пациент: « Могу. Он - теплый…»

В последующие дни можно отметить высоко результативную реакцию пациентки: она восстановила контакты с отцом, сначала по телефону, а потом его навестила, после чего их отношения потеплели. По истечении последующих четырех сеансов, настало время летних отпусков, и мы с пациенткой не встретились до осени. Во время летнего отпуска она установила три любовных связи с разными мужчинами, одна из которых привела, по словам пациентки, к весьма удовлетворительными сексуальным отношениям.

Конечно, в рамках работы одного психотерапевта трудно накопить достаточно большую статистику, но, с одной стороны, в психотерапии очень много закономерностей типа «у некоторых пациентов наблюдается...» и, с другой стороны было бы интересно обмениваться опытом с другими психотерапевтами, работающими в России и каким-либо образом оперирующими образами и символами в психотерапии.

Использованная литература:
 

  • Bunge Mario. La investigacion cientifica. 1976. Instituto del libro. La Habana.
  • Хализеев В. Е. Теория литературы. 2000 г. «Высшая Школа». Москва.
  • Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации.1996. «Наука» москва.
  • Хегай Л. (составитель) Хрестоматия по глубинной психологии, выпуск 2. 1997. «Добосвет». Москва.
  • Ацикиц В. П. Русские народные сказки. 1984. «Художественная Литература». Москва
  • Пушкин А. С. Сочинения. Том 1. 1999. «Вече». Москва.
  • Мериме П. Локис, в книге Новеллы. 1968. «Художественная литература». Москва.
  • Толстой Л. Н. Три медведя. 2001. «Мир Искателя». Москва.
  • Фрейджер Р. и Фрейдмен Д. Личность Стр. 78 - 114. 2001. «Олма Пресс» Москва.
  • Эриксон М. Стратегия психотерапии. 2000. «Летный Сад». Санкт-Петербург.
  • Козлов В. В. Психотехнология измененных состояния сознания.2001. Издательство Института психотерапии. Москва.
  • Санчес В. Учение Дона Карлоса. 1996. «Ось - 89». Москва.
  • Гриндер Д. И Бендлер Р. Формирование транса. 1994. «Класс». Москва.
  • Стюарт В. Работа с образами в психологическом консультировании. 1998. «Класс». Москва.

supporter.ru

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке (продолжение)
    Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке (продолжение) Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Продолжение статьи, в которой рассматривается проблема методологических оснований современного психологического знания. Представляются основные подходы к методологии, сложившиеся в русскоязычной психологической традиции. Описываются контуры новой методологии психологической науки. Предлагаются составляющие методологии психологии: когнитивная, коммуникативная и практическая с выделением соответствующих методологий.

    Подробнее

  • Видеозапись снов стала возможной
    Видеозапись снов стала возможной Психологические статьи Психология жизни

    Японские исследователи впервые в мире смогли зафиксировать и воспроизвести на экране зрительные образы из мозга человека, что в перспективе открывает путь к видеозаписи снов и визуальных фантазий.

    Подробнее

  • Как наладить отношения с подругой?
    Как наладить отношения с подругой? Психологические статьи Психология отношений||Психология общения Популярная психология

    Привет!
    У меня проблема отношений с подругами. Дело в том, что у нас сложные отношения, и мне бы хотелось чтобы вы подсказали как поступить или как себя вести чтобы отношения снова были хорошими как раньше...
    Вот моя история... Я познакомилась с подругой Наташей уже давно, у нас явно были общие интересы и нам легко было общаться, мы понимали друг друга с полуслова! Но как бы ни так...Один раз Наташа познакомила меня со своей подругой Олей, ну само собой она вмешалась в наши отношения, и все пошло наперекосяк после встречи с Олей один на один, она мне разумеется наговорила про Наташу всяких гадостей, а я такая дура поверила ей...И вот она после этого как бы вошла в нашу компанию, и мы ее считали тоже хорошей подругой. Дело в том что когда мы гуляем вместе у нас всегда был третий лишний, и в частности это была я. Такими темпами я все больше и больше отдалялась от Наташи...Но один раз поговорив с ней по душам, мы поняли что это все Оля тем самым портя наши отношения... И вот мы снова общаемся с Наташей вместе, меня конечно это радует....но дело в том что у нас сейчас не такие уже отношения как раньше... Я даже не знаю что делать и как вернуть те чувства испытываемые к друг другу!? Пожалуйста подскажите! Для меня это очень важно! Заранее благодарна! =)

    Подробнее

  • Как справиться с экзистенциальным кризисом?
    Как справиться с экзистенциальным кризисом? Вопрос психологу Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Меня мучит такое состояние как навязчивые мысли.
    С помощью абсурдных иррациональных верований я как-будто отключаю себя из жизни. Это происходит со мной уже давно, и я пришла к тому, что избегаю таким образом взросления, осознания своей конечности, одиночества и бессмысленности жизни. Я понимаю, что мне очень тяжело принять эти экзистенциальные факты. Но периодически я скатываюсь обратно в тупое состояние навязчивостей.

    Подробнее

  • Часть 2. Транзактный анализ Ребенок
    Часть 2. Транзактный анализ Ребенок Психологические статьи

    Упражнения транзактного анализа для проработки состояния Ребенка

    Подробнее

  • Использование песочной психотерапии в работе с детьми
    Использование песочной психотерапии в работе с детьми Психологические статьи Детская психология Психотерапия

    Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.

    Подробнее

  • Скажи мне кто твой друг...
    Скажи мне кто твой друг... Психологические статьи Психология общения

    Когнитивные механизмы дружбы между людьми. Психологи из Университета Пенсильвании изучающие когнитивные механизмы дружбы между людьми, определили: то, как вы оцениваете своих лучших друзей связано с вашими представлениями о том, как они оценивают вас.

    Подробнее

  • Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело
    Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравстуйте! Для начала хотелось бы рассказать немного о себе, чтобы впоследствии лучше понять меня.
    Еще учась в школе, я часто задавала себе вопрос насчет будущей специальности. Какое-то время я интересовалась живописью и посещала дополнительные уроки рисования, в старших классах это была химия. Но впоследствии я стала опираться на те предметы, которые давались мне без особого труда. В число таких входила история. Я понимала, что этот предмет мне действительно интересен, поэтому с удовольствием посещала различные олимпиады. Но, к сожалению. занимаясь одной историей ''далеко не уедешь'' в наше время. поэтому я решила заниматься дополнительно английским.( в рамках своего класса и школьной программы знала его очень хорошо). В итоге после окончания 11 класса поступила на переводчика-референта.(стоит сказать, что название факультета было многообещающим и, казалось, перспективным). Но в первое же время я столкнулась с тем, что моих знаний было недостаточно. На фоне остальных я была достаточно слабой студенткой. Хотя до этого я всегда привыкла быть в лидерах по учебе.
    Я решила все-таки наверстать упущенное, начала заниматься дополнительно, но, признаюсь, мне было все равно тяжело, тк. объем был для меня велик, а преподаватели даже не пытались как-то поддержать или просто понять, что у всех разный уровень и нельзя просто так ''душить''. Одна дама даже заявила как-то мне, что ''Вы не туда пошли совершенно''.
    Родители, как и все остальные, говорили о том, что нужно всего лишь время. Потом будет все хорошо.
    так я закончила 1 курс. потом 2. Для меня все это перешло в мучение. Я ходила как на каторгу, ощущая, что это все не мое. Я не могу себя тут проявить полностью. а для меня это было хуже всего(например, осознавать, что среди пересдающих обязательно всегда я).
    На 3 курсе я начала работать. Но спустя 2 месяца поняла, что тяжело совмещать работу и учебу. Я и раньше-то с трудом справлялась, а теперь стало вообще накладно.
    В настоящее время ощущаю себя очень подавлено, такое ощущение, что по мне проехался каток. Нет ни сил на что-то, ни желания. Еще у меня есть такая особенность: от напряжения всегда болит голова. Поэтому частенько мне было трудно делать домашние задания в полной мере. тк. я быстро уставала и не могла дальше воспринимать информацию. так вот сейчас это состояние усилилось. Прихожу с занятий, нет сил делать что-то, просто ложусь спать, просыпаюсь в 12. Начала много пропускать, ничего не успеваю. такое ощущение, что внутри все перегорело. До того. как стала учиться тут. вообще не страдала какими-либо депрессивными настроениями, а сейчас частенько. Но именно весной как-то это усилилось. Хочется сбежать на край света.
    Я понимаю, данная проблема не нова, но все-таки хотелось бы получить какой-нибудь совет, что делать в таком случае?

    Подробнее

  • Вторичная выгода
    Вторичная выгода Психологические статьи Глоссарий

    Что такое вторичная выгода? Почему даже когда человек очень хочет измениться и имеет положительный опыт, иногда это не происходит? Вторичная выгода иногда может находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному намерению. Вторичная выгода появляется тогда, когда у человека нет варианта поведения, в котором эта вторичная выгода выступала бы в роли позитивного намерения.

    Подробнее

  • Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей
    Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей Вопрос психологу Психология семьи

    У моего сына (7 лет) есть привычка во всех своих неудачах обвинять родителей: не умеет завязывать шапку - это ты, мама, не научила; упал ботинок с ноги - это ты, мама виновата; не может найти свои игрушки - это папа их куда-то убрал. Мы должны оправдываться перед ним? Не могу поверить, что он на самом деле не понимает, что происходит. Это манипуляция какая-то?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси