Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Оценка эмоционального состояния детей-сирот при различных условиях оздоровления

Для того чтобы оценить психологическую эффективность любой деятельности, необходимо знание об эмоциональном состоянии ее исполнителей. С другой стороны, доминирование в структуре личности тех или иных эмоций дает важную информацию не только о модальности эмоционального фона жизненного пространства человека, но и об особенностях адаптационного процесса в целом.

В прессе и общественных кругах как в Республике Беларусь, так и за ее пределами длительное время дискутируется проблема эффективности оздоровления белорусских детей за рубежом. Большинство фондов, занимающихся оздоровлением, высказываются однозначно положительно. Вместе с тем, существует и другая точка зрения, основанная не на социальных, экономических, медицинских и других интересах – точка зрения психолога о том, что «у любой монеты две стороны».

Эта точка зрения первоначально опиралась на многолетние наблюдения автора, беседы с учителями и педагогами, беседы с детьми. Затем было решено проверить эту точку зрения, высказав гипотезу, что перемещение ребенка в другую социокультурную ситуацию всегда сопровождается процессами дезадаптации, а «челночное» перемещение ребенка формирует у него еще и маргинальный статус.

Исходя из этого, чтобы оценить психологическую эффективность оздоровления детей, была проведена диагностика их эмоционального состояния. Использовалась «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда [1]. Оценивались десять фундаментальных эмоций и четыре комплекса аффектов.

Фундаментальные эмоции:

  1. Волнение – положительная эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления, повышает внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса.
  2. Радость – характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением любви.
  3. Удивление – возникает чаще всего из-за какого-либо нового или внезапного события, стимулирует познавательные процессы.
  4. Горе – эмоция, испытывая которую человек падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе, стремится уединиться.
  5. Гнев – эмоция, которая вызывает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе, является началом выражения неудовольствия и агрессии.
  6. Отвращение – проявляется в желании избавиться от кого-либо или чего-либо, в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение.
  7. Презрение – развивается как средство подготовки к встрече с опасным, неприятным, ничтожным объектом, базой возникновения является чувство превосходства и пренебрежительное отношение к людям.
  8. Страх – возникает в ситуациях реальной или воображаемой опасности, сопровождается сильной неуверенностью и дурными предчувствиями, мотивирует реакции избегания.
  9. Стыд – мотивирует реакции отдаления, желание спрятаться, исчезнуть.
  10. Вина – возникает при нарушениях моральных и этических стандартов в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность.

Комплексы аффектов:

  1. Тревожность – состояние, в котором человек испытывает чувство страха, повышенное беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
  2. Депрессия – состояние, характеризующееся мрачными настроениями, подавленностью или печалью, ощущением собственной неполноценности, различными соматическими симптомами, жалобами на состояние здоровья.
  3. Удовольствие – состояние самоудовлетворенности, удовлетворенности окружающими и всем миром, сопровождающиеся ощущением способности справиться с трудностями и наслаждаться жизнью.
  4. Враждебность – состояние, мотивируемое чувством ненависти к окружающим людям или ситуациям, вызывающим гнев, отвращение и презрение; возникает в результате взаимодействия агрессивных влечений, аффектов и мыслей или образов, связанных с причинением вреда объекту враждебности.

Были обследованы дети 13-15 лет учащиеся школ-интернатов, которые условно были разбиты на три группы:

  • А – дети, находившиеся на отдыхе в иностранных семьях;
  • Б – дети, находившиеся на отдыхе в лагере и посещающие иностранные семьи добровольно;
  • В – дети, находившиеся на отдыхе в белорусских семьях.

Динамика эмоционального состояния оценивалась по результатам трех измерений: до поездки, во время отдыха, после приезда.

На основании анализа полученных данных были выявлены некоторые особенности и закономерности изменения эмоционального состояния детей при различных условиях оздоровления.

Во-первых, следует отметить, что проживание в иностранной семье сопряжено с определенными позитивными сдвигами в эмоциональном состоянии детей. В частности, превалировали эмоции радости и удивления. Эмоции горя, гнева, отвращения, презрения, страха были выражены в наименьшей степени. В целом, оценивая комплексы аффектов, можно указать на наиболее низкие показатели тревожности, депрессии и враждебности. Эмоциональное состояние детей до и после проживания в иностранной семье в целом существенно не различалось. После отдыха в иностранной семье значительно снизились показатели эмоций радости, а также чувства стыда и вины. (Диаграмма 1). Все это свидетельствует об очень комфортном самочувствии детей на отдыхе. После возвращения дети чувствуют себя менее довольными, но более раскованными и свободными.

Во-вторых, аналогичные тенденции в эмоциональном состоянии детей наблюдались и при отдыхе за границей и лагере. Единственными негативными моментами после приезда из лагеря были снижение удовольствия и возрастание чувства враждебности (Диаграмма 2).

В-третьих, пребывание на отдыхе в белорусских семьях наряду с общим удовольствием (а именно, эмоциями радости и удивления) не имело существенных позитивных изменений. Иными словами, находясь в белорусских семьях, дети испытывали ту же интенсивность эмоций гнева, презрения, отвращения, что и в обычных условиях школы-интерната. А чувство стыда у них даже усилилось. После возвращения из белорусской семьи также усилились эмоции гнева и презрения. (Диаграмма 3).

Сравнительный анализ (Диаграмма 4) эмоционального состояния детей при различных условиях проживания показал, что:

  • в иностранной семье и в лагере дети испытывали больше радости и удовольствия и меньше негативных эмоций;
  • проживание в белорусской семье более травматично и связано с более сильными эмоциями гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и аффектом враждебности;
  • наиболее приемлемой формой оздоровления, исходя из оценки эмоционального состояния, является пребывание в лагере.

Последний вывод подтверждается результатами оценки эмоционального состояния детей после приезда в интернат (Диаграмма 5). Хотя дети, отдыхавшие в лагере, и испытывали меньше волнения, радости и удивления, в целом их эмоциональное состояние было значительно лучше.

Можно сделать и другое не менее важное заключение о том, что вне зависимости от места жительства семей, эмоциональное состояние детей после проживания и оздоровления в них значительно хуже, чем после лагеря. Это связано, на наш взгляд, с похожестью образов жизни в интернате и лагере. Отдыхая в лагере, дети чувствуют себя более адаптивно, привычно и комфортно.

Резкое различие в укладе и образе жизни детей в интернате и в семье приводит к тому, что последствия отдыха в семьях можно оценить как негативные. Этот факт следует признать, но его нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, дети, попадая в семьи, познают совершенно другие условия существования и взаимоотношений, от которых они испытывают удовольствие. Вместе с тем они не могут не сознавать непродолжительность такого положения, а также не понимать отведенную им роль «детей без родителей и семьи» . И, если сюда добавить часто бесплодные мечты и фантазии детей об усыновлении, то становится понятным, что возвращение из семьи обратно в интернат является для детей крайне болезненным, вызывает негативные переживания и страдания.

С другой стороны, мы считаем, что проживание в семьях, несмотря на возможную его травматичность, имеет и целый ряд преимуществ, которые можно положительно оценить с точки зрения психологического развития ребенка. В частности, дети, никогда не жившие в семье и не имеющие представления о системе внутрисемейных отношений, получают возможность познакомиться с образцами не только родительско-детских и детско-родительских отношений, но и с супружескими паттернами поведения. Наконец, у них формируются психические образы «Родителя»  и «Супруга», которые в дальнейшем облегчат их ролевую адаптацию в будущей семейной жизни.

В заключение необходимо остановиться и на еще одном очень важном аспекте. По нашим данным, ведущими потребностями детей из школ-интернатов являются потребности в эмоциональной близости, дружбе, уважении и поддержке. Несомненно, что, находясь на оздоровлении в семье, дети эти потребности удовлетворяют. Об этом свидетельствует то удовольствие, которое они испытывают. Однако при этом не следует забывать, что дети-сироты – это дети очень специфической категории. Это дети, как правило, с очень высоким уровнем тревожности, социальной дезадаптированности, с устойчивыми потребительскими установками. По известной типологии Э. Фромма, они по всем признакам принадлежат к людям с рецептивной ориентацией [2]. Для них единственный способ удовлетворения потребностей – это получение благ из внешнего источника. При такой ориентации проблема любви состоит почти исключительно в том, чтобы «быть любимым», а не в том, чтобы любить. Поэтому они часто «бросаются» за всеми, кто предлагает им любовь или то, что на нее похоже.

Подарить подарок – это естественное желание одного человека сделать другому приятное, доставить ему удовольствие. Но, если обычный ребенок воспринимает подарок как знак внимания со стороны родителей или других взрослых, то ребенок с рецептивной ориентацией – как признак любви. Таким образом, у них в сознании возникают устойчивые ассоциативные связи «подарок – любовь» и «отсутствие подарка – утрата любви». И эти связи подкрепляется всякий раз, когда такие дети попадают в семьи на некоторое время.

Дети с рецептивной ориентацией чрезвычайно чувствительны ко всякому отдалению или отказу со стороны любимого человека. Поэтому по качеству и количеству сделанных им подарков они оценивают меру любви к ним. И, если это не соответствует их представлениям – возникает агрессия. Возможно, именно этим можно объяснить напряженность и конфликтность, которые появляются между некоторыми «временными» семьями и «временными» детьми.

У детей, воспитанных на такой «подарочной» любви в ситуации депривации потребностей может формироваться и эксплуататорская ориентация. Когда, не надеясь получить что-либо в дар от других, эти дети стремятся получить блага силой или хитростью. В результате закрепляется агрессивный или манипулятивный стиль взаимоотношений с окружающими.

Подводя итог изложенному, необходимо отметить, что работа иностранных и белорусских организаций по оздоровлению детей-сирот важная и нужная. Однако она с самого начала требовала и требует до сих пор определенных подготовительных действий. Во-первых, необходимо знать мотивацию семей, принимающих детей на оздоровление и учитывать ее при распределении детей. Во-вторых, необходима определенная психологическая подготовка семей к принятию именно такой категории детей. В-третьих, необходима организация социально-психологической и психологической помощи детям в их реадаптаци после возвращения.

Литература

  1. Изард К. Эмоции человека. — М.: Изд-во МГУ, 1980. — 375 с.
  2. Фромм Э. Человек для себя. — Минск: Коллегиум, 1992. — 853 с.
     

Напечатана в журнале «Пазашкольнае выхаванне». — № 3, 1998. — С. 13–16.

 

 

 

 

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка
    Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка Психологические статьи Психология семьи Психология детей и подростков

    Семья, как один из важнейщих факторов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. Обследование детей подросткового и юношеского возраста с деструктивной и асоциальной направленностью агрессивного поведения, а также с предрасположенностью к физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизму позволило выявить стили семейного воспитания, провоцирующие названные нарушения поведения.

    Подробнее

  • Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий
    Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Отечественная и зарубежная статистика показывает, что дети, как правило, чаще становятся жертвами насилия, чем взрослые. В статье рассмотрены наиболее распространенные формы насилия в семье, имеющие для ребенка глубокие психологические последствия.

    Подробнее

  • 10 фраз, которые помогут вам на пути к снижению веса
    10 фраз, которые помогут вам на пути к снижению веса Психологические статьи Красота и здоровье

    Чтобы снизить вес, нужен процесс изменения образа жизни.
    В группах поддержки по снижению веса вы увидите много людей, которые страдали от лишнего веса и получили впечатляющие результаты по его снижению. Впитайте их силу и их мотивацию и помните, что если они смогли, то никакие силы не могут помешать вам добиться успеха.

    Подробнее

  • Как быть хорошей мамой?
    Как быть хорошей мамой? Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Самое лучшее, что мы можем дать ребенку — это нашу безусловную любовь. Безусловная любовь закладывает основу правильного воспитания уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живем. Родителям важно помнить что любовь, которую нам суждено познать, начинается с любви, которую мы познаем в детстве. Очень часто детям приходится чувствовать, что для того, чтобы завоевать нашу любовь, им нужно делать что-то особенное. С безусловной любовью дети получают от нас бесценный дар — умение поддерживать свою детскую веру в жизнь.

    Подробнее

  • В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке?
    В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке? Психологические статьи Психология отношений

    Удивительно, но согласно новому исследованию, разрыв отношений можно наиболее точно предсказать, когда партнеры переживают как раз лучшие времена, и их отношения можно назвать вполне здоровыми.

    Подробнее

  • Возрастные этапы формирования личности по Эриксону
    Возрастные этапы формирования личности по Эриксону Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Мы ищем себя, задаем себе важные вопросы, определяемся с жизненным направлением. В каком возрасте формируется представление о собственной уникальности? Как и когда закладываются основы мировоззрения, и картина мира становится осознанной и яркой. Когда наступает период, где человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.

    Подробнее

  • Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии
    Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии Психологические статьи Научные публикации

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях». Автором предлагается ролевая структура агрессии в служебных отношениях. Роль в агрессивном взаимодействии рассматривается как фактор, способствующий или сдерживающий проявление агрессии в служебных отношениях сотрудников. Объясняется наличие взаимосвязей между динамикой эмоционального состояния в зависимости от роли и проявлением агрессии в служебных отношениях.

    Подробнее

  • Распознавание лжи
    Распознавание лжи Психологические статьи Психология общения

    Согласно часто цитируемому исследованию 1996 года, проведенному в Университетом Вирджинии и возглавленного психологом Б. Де Паоло, ложь — это часть человеческого существования. Де Паоло и коллеги попросили 147 участников в возрасте 18-71 года в течение недели вести дневник и записывать информацию о своих контактах, в том числе рассказывать о ситуациях, когда они говорили неправду. В среднем, каждый солгал более 10 раз, и только 7 участников утверждали, что были честны.

    Подробнее

  • Как вес влияет на успех в любви.
    Как вес влияет на успех в любви. Психологические статьи Психология отношений

    Имеет ли вес человека влияние на его отношения с партнером? Д-р Джанет Д. Лазер, доцент психологии Университета Гавайи в Маноа в соавторстве с другим ученым написали статью по результатами исследования веса женщин и мужчин, а также рассмотрели взаимосвязь качества романтических отношений и веса партнера

    Подробнее

  • У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни
    У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни Психологические статьи Психология отношений||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте!
    Меня зовут Ольга. Мне 22 года, я студентка.
    Моя проблема достаточна банальна, но выхода из нее никак не могу найти...
    Где-то с зимы у меня пропал интерес ко всему. Ничем не могу себя развлечь, заинтересовать. Днями валяюсь на диване и с огромным нежеланием делаю все, что просто необходимо.
    Сначала думала, что скоро пройдет (раньше такое бывала, но с этим чувством я справлялась). Делала все, что советовали многочисленные сайты, форумы, книги (как выйти из депрессии). Но теперь все безрезультатно.
    Я бы не сказала, что мне очень плохо. Просто я ощущаю себя растением.
    Причину вижу (хотя, возможно, это совсем и не та причина) в потере цели. Если глубже...
    В детстве была очень во всем заинтересованной и целеустремленной девочкой (чем только не занималась).
    Но главным занятием было рисование. И, примерно, с класса 6-ого решила, что стану дизайнером. Мечта со временем превратилась в цель (учится в столице (Минск) в главном вузе страны, сама я из провинции). И так мелкими шажками-целями я двигалась вперед и все у меня получалось. И вот я поступила...
    И как поступила, поняла, что не хочу быть дизайнером. Долго мучилась, но во время учебы вновь появился интерес и цели.
    И вот теперь у меня вроде все хорошо, но одно но... ничего это не радует. И вот живу я себе, простите, как утка (поспала, поела, покакала и по кругу)
    На носу пятый курс... и я решила, что депрессия из-за боязни, а что же будет дальше. Но... если раньше я хоть могла мечтать о будущем, то теперь мне даже этого не хочется.
    И мне все чаще кажется, что в итоге у когда-то такой хорошенькой умненькой девочки нет ничего... ни любимого дела, ни нормальной личной жизни. К чему я шла все эти 21 год?..
    Помогите, пожалуйста, вернуться той жизнерадостной целеустремленной девочке.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси