Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения | Зависимости и их лечение

Рубрика: Психология отношений

Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения

(История о том, где заканчивается любовь и начинается зависимость).

Так случилось, что в терапии я много работаю с зависимыми отношениями.
Если обобщить конкретные истории, с которыми ко мне обращались чаще всего, это выглядит примерно так:

Молодая женщина (в моей практике от 24 до 36 лет) живет с мамой. Папа по каким-то причинам отсутствует (родители развелись, попал в автокатастрофу, умер от хронической болезни, о нем ничего неизвестно в принципе). Дочка — единственный ребенок в семье. Приходит с запросом: «Не могу выйти замуж...». В ходе совместной работы выясняется, что, помимо сложностей и страхов по поводу мужчин (это отдельная история, которой здесь касаться не будем), не меньше страхов и сложностей типа «как же я оставлю маму». Версии здесь могут быть различные, например: «так, как мама, меня никто не сможет полюбить...», «...она угадывает мои желания, покупает мне дорогие подарки, возит отдыхать на хорошие курорты...», «я люблю свою маму и не могу оставить ее одну...», «если я от нее уйду — она заболеет и умрет...», «...каждый раз, когда я собираюсь уходить, у нее и приступы...» и т. д. (продолжать можно бесконечно).

С похожими сценариями приходили, конечно же, и мужчины (мама и сын), и взрослые дети из полных семей (мама, папа, сын или дочь). Правда, несколько реже.

Как вы полагаете, любят ли они друг друга? Кажется, да... По крайней мере, много говорят об этом. А что они получают, благодаря этой любви? Помогает ли она им развиваться, самореализовываться, жить счастливо, получать удовольствие? Думаю, вряд ли... По крайней мере, об этом все больше молчат, грустят или злятся.

Еще одна история, которая встречалась не раз:

Пара прожила совместно достаточно долго («всю жизнь»), есть дети. В какой-то момент он/она говорит ей/ему: «Я, кажется, полюбил/ла другого человека... Уходить не хочу, но что делать — не знаю...» (либо «...ухожу, не могу тебя обманывать», либо ничего вообще не говорит, но «и так все понятно»). На терапии звучит примерно следующее: «...я посвятила/л ему/ей всю свою жизнь... мне незачем больше жить... у меня нет собственных интересов... у меня ничего нет... из ревности я давно перестала/л общаться со своими подругами/друзьями...» и т.д. И в достаточно зрелом возрасте режутся вены, находятся таблетки, приходят запои, в общем, совершаются различные, демонстративные и не очень, попытки закончить собственную жизнь. И очень сложно найти какие-то смыслы, которые могли бы остановить.

Что это – страстная любовь или сумашествие? Что это за отношения, при которых жизнь полностью теряет смысл без партнера, с его уходом уходит все, и уже ничего не держит в этой жизни? На мой взгляд, это все те же зависимые отношения.

В более раннем периоде предыдущая история выглядит так:

Девушка разошлась с парнем — не ест, не пьет, работать не может, не выпускает из рук телефон, постоянно в «одноклассниках»: что у него в статусе, как часто появляется, кто в друзьях, появился ли кто-то новый и т.д. И в общем, все это похоже на обычное переживание разрыва, но как-то слишком интенсивно, вся остальная жизнь пропадает напрочь, фиксация только на парне, и длится все это неопределенно долго... Но вот появляется новое знакомство — и опять не ест, не пьет, думает «позвонит — не позвонит», и снова нет места для чего-либо еще, и вся жизнь заполнена уже новым парнем. И опять все это похоже на обычное состояние периода влюбленности и первичной эйфории, но снова все как-то слишком интенсивно... Потом приходят длительные отношения, и спокойствия больше, но мысли не отпускают: «нужна — не нужна... нравлюсь — не нравлюсь... почему сегодня не звонил целый день... флиртует с моими подружками... и т. д.» Т. е. фиксация опять на партнере, и энергии на что-либо другое немного.

Что же объединяет все эти истории? На мой взгляд, всё это разные примеры проявления со-зависимости (излишней включенности в жизнь других людей) и построения все тех же печально известных зависимых отношений. В данном случае осознанно не рассматриваю классические примеры созависимости, т.е. примеры, когда созависимый человек живет рядом с химически зависимым, и посвящает свою жизнь болезни другого. В этом случае, все совершенно очевидно.

А прикрываются зависимые отношения чаще всего любовью. Как часто я слышала: «Я люблю свою дочь, своего сына и желаю ей/ему только блага...», «...я люблю своего партнера и не могу и не хочу жить без него...» И не так важно, что такая любовь прибивает, лишает радости и жизненной энергии, разрушает обоих партнеров, не позволяет увидеть ни себя, ни другого.

Представьте такой своеобразный экспресс для тех, кто «любит» так самозабвенно:
«Добро пожаловать в отношения... Осторожно, двери закрываются... Свобода, жизнь и собственная уникальность остаются на перроне... Удачного путешествия! Следующая остановка через ... лет»(это будет зависеть от того, насколько человек готов встретиться с собственной реальностью).

«Так что же со всем этим делать?» — надеюсь, спросите вы. Для того чтобы ответить на этот вопрос, важно проанализировать, на чем держатся зависимые отношения. В данном случае, где вход, там и выход.

Итак, попробуем разобраться, какие черты характерны для людей, строящих зависимые отношения. В данной статье я только их обозначу. Причины и условия их формирования — тема другой статьи (с рабочим названием «Мама, позволь мне остаться собой, или Рекомендации по воспитанию зависимого человека»).

В первую очередь это, конечно же, отсутствие собственной ценности. Для того чтобы фокусироваться на другом человеке и подстраивать свою жизнь под чужую жизнь, нужно очень не ценить собственную. Что мы делаем с вещью, которая не представляет никакой ценности? Чаще всего выбрасываем. Созависимые люди, сомневаясь в собственной ценности, очень боятся оказаться ненужными и, как это не цинично звучит, выброшенными из отношений за ненадобностью. Отсюда частые вопросы в отношениях — «нужна ли я тебе?», «для чего я тебе нужна?», фразы при расставании — «он меня бросил» (а не «мы разошлись» или «он ушел»).

Отсутствию ценности сопутствует непонимание про собственную индивидуальность и уникальность. Вопросы «кто я?», «какая/ой я?» ставят созависимых людей в тупик. Т. е., человек по форме есть, но по смыслу и содержанию его как бы нет. Как слоган в социальном ролике по торговле людьми — «тебя нет... тебя нигде нет...». Собственно говоря, на мой взгляд, созависимость — это и есть в некотором роде торговля: продаешь свою индивидуальность, уникальность, жизнь — за внимание, любовь, точнее, за иллюзию внимания и любви. Ведь кого любить, если «тебя нет...» Пустоту любить сложно... да и из пустоты любить сложно...

Вообще, по сути, один из основных конфликтов созависимых людей — это большая потребность в любви и в то же время невозможность ее удовлетворения. Даже если рядом с созависимым появляются люди любящие (что в принципе маловероятно, т. к. созависимый сделает все, чтобы с ними не встретится), есть удачные способы обесценить эти чувства (пишу от женского лица, но способы характерны, как для мужчин, так и для женщин).

Итак, тройка лучших «хитов»:

  • Меня любить невозможно... Когда он говорит, что любит, — это неправда. Он врет и манипулирует, а, на самом деле, просто хочет меня каким-то образом использовать.
  • Он говорит, что любит меня, и, похоже, не врет. Но он так говорит потому, что плохо знает меня. Я старалась и создала удачный и красивый образ себя. Если бы он на самом деле знал — какая я, он бы сразу меня бросил. Ведь меня любить невозможно...
  • Он говорит, что любит меня, и, похоже, это правда. Но если он может испытывать ко мне любовь, значит, он такой же, как и я, т.е. человек никчемный и неполноценный. Потому что достойный человек не может меня полюбить. Ведь меня любить невозможно...

Рассмотрим, что еще характерно для созависимых. В связи с тем, что нет представления о себе и собственной личности, нет представления и о собственных границах, т. е. о том,  где я начинаюсь, и где я заканчиваюсь, где моя территория, а где — нет. В этом случае, я с успехом могу, как беспрекословно подчиняться чужим правилам, так и настойчиво навязывать свои правила (и взрослым, и детям). Как часто вы злились и расстраивались, сталкиваясь с действиями ваших родителей и партнеров, желающих принести вам благо (исходя из собственных представлений о вашей реальности и счастье)?! Как часто сами, вооружившись лучшими побуждениями, совершали в отношении близких странные и никого не радующие поступки?!

В связи со сложностями с границами, а кроме того, тревогой и недоверием к другим людям, созависимые пытаются контролировать все и вся в отношениях. Им обязательно необходимо знать, что делает партнер в данное время, когда придет, чем занимается и т.д. Контроль часто прикрывается интересом и любовью, но выдают его такие чувства, как тревога, страх, и недоверие. Где-то рядом может быть и ревность. Попытка контролировать другого — большая ловушка для созависимого человека, поскольку, в принципе, эта задачка невозможная. А в попытках проконтролировать жизнь другого человека, созависимый теряет контроль над собственной жизнью.

Учитывая проблемы с границами и острое желание быть нужными, созависимые люди плохо разделяют заботу и опеку. Очень часто они пытаются подменить заботу в отношениях опекой над взрослыми и вполне дееспособными людьми, затрачивая при этом массу сил и вызывая гнев и раздражение у партнеров. Любимый девиз созависимых в данном случае — «без меня все рухнет» или «кто, если не я?!»

И, конечно же, созависимые люди привыкли сдерживать, подавлять, не проявлять истинные чувства.

Это очень общий портрет человека, строящего зависимые отношения. Если вам что-то откликнулось из представленного портрета, есть желание это поисследовать, что-то поменять в отношениях — у вас есть такая возможность: разбирайтесь с собственной ценностью, индивидуальностью; с границами в отношениях; с наследством, которое вы получили из родительской семьи; реанимируйте собственные чувства и т.д. В общем, работы на ближайшее время предостаточно.

В свою очередь, мы с коллегами посвятили этой теме терапевтический шатл (интенсивную шестидневную терапевтическую программу, в которую входят лекции, терапевтические группы, индивидуальная или семейная /по выбору/ терапия) «Это сладкое слово — свобода...» Если есть желание — присоединяйтесь, будем разбираться вместе .

Надежда Агеева

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • У меня постоянное чувство тревоги, размышляю о своих поступках. Что делать?
    У меня постоянное чувство тревоги, размышляю о своих поступках. Что делать? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! У меня постоянное беспокойство! Я всё время думаю, размышляю о своих поступках! Вечное чувство тревоги! На людях я общительная и всё нормально. Но как остаюсь одна..то сразу вспоминаю о чём-то и начинаю себя корить, мучить..даже за мельчайшие какие-то действия..Что делать? как перестать всё время анализировать себя и свои поступки? некоторые живут и не переживают, всё у них хорошо, а я думаю, думаю, думаю...

    Подробнее

  • Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить
    Помогите мне справиться с обидой. Она мне не дает жить Психологические статьи Психология и стресс Психотерапия

    Здравстуйте. Я работала учителем в одной из столичных гимназий. Сейчас в д/о. Моему старшему ребенку исполнилось в мае 6 лет. Воспитатели, логопед, психолог в саду и психолог из психоневрологического диспансера сказали, что ребенок полностью готов к школе и по развитию превышает своих сверстников. Мы бегло читаем, умеем складывать( понимаем процесс сложения и вычитения, т.е. можем спокойно вычесть и сложить числа в пределах 100 ,а если не сложно, то и 1000 и.т.д.), имеем понятие об умножении. В садике был открытый урок. Там присутствовала одна из родительниц. Она мне позвонила и очень долго рассказывала, какой у меня ребенок умница, что он на порядок был выше, чем все остальные.И вот проблема...... Я хотела, чтобы мой ребенок учился в гимназии. Мы отходили год на подготовительные курсы, но не прошли по рейтингу. Причем, я видела наши баллы у школьного психолга, которая в графе каммуникабельность, поставила нам 3балла из 5. Мой ребенок совершенно без комплексов. Он знакомится совершенно спокойно со всеми, начиная от маленьких детей и заканчивая пожилыми людьми. Я даже знаю, почему так все сложилось. Я своему новому директору ( бывшая зам. директора) не сказала правду, о том , что ухожу в дикрет. Сказать честно, я соврала. Потом я ей объяснила, почему я это сделала( только вышла из больницы с угрозой позднего выкидыша). Но она меня не простила. У самой ее детей нет ( ей 52года). И дала указание, моего ребенка в гимназию не брать( я это знаю точно, проболталась учитель, к которому мы ходили на подготовительные курсы). Помогите, пожалуйста, мне справиться с ОБИДОЙ. Она мне не дает жить, я просто задыхаюсь. У меня грудной ребенок, а я ночами не сплю. Все думаю, мечтаю как отомстить за обиду и унижение. Ведь я столько сделала для гимназии. До того как я туда пришла, по моему предмету уже много лет не было олимпиадников. Все годы, что я там проработала, я давала результат: 1и 2 места на районе, 2 место на городе, выступления на городском уровне( я руководила ресурсным центром). А сколько я провела бесплатных дополнительных уроков- не сосчитать. После всего оказалось. что для руководства я пустое место. Один проступок перечеркнул все. Я знаю, что, если бы не ушел старый директор, моего ребенка взяли бы в гимназию, даже, если бы он вообще ничего не умел. Новый директор на мой вопрос о том, что хотя бы в память о моих предыдущих заслугах, возьмите ребенка . Она сказала, что знает, что я хороший учитель, но.....увы.
    Я уже смирилась с тем, что мой ребенок не будет учиться в гимназии в 1 класс( сказали, что возьмут нас во второй класс). Но вот обида не проходит. Посоветуйте, как от нее избавиться, как забыть???????????

    Подробнее

  • Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка?
    Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка? Вопрос психологу Психология семьи Психология детей и подростков

    Переезжаем. В 3 класс сын пойдет в новую школу.
    У ребенка очень хрупкая нервная система. Вокальные тики почти с 6 лет.

    Подробнее

  • Я встречаюсь с девушкой. Было все отлично, теперь она все время занята
    Я встречаюсь с девушкой. Было все отлично, теперь она все время занята Вопрос психологу Психология отношений Популярная психология

    Здравствуйте !!! У меня проблема, я встречаюсь 7 месяцев с девушкой, она на 6 лет меня младше (ей 18), познакомились по интернету... Она говорит что любит меня, а я её.... Всё было сначала отлично, вместе долго проводили время, теперь она фактически всё время занята и у неё нет на меня время (как она говорит).А я сильно к ней привязался и мне нелегко долго её не видеть.Недавно я очень сильно расстроился по этому поводу и у меня случилось проявление НЦД, паническая атака, которая не проявлялась уже 6 лет и была только в подростковом возрасте... Не знаю как быть..??? и что делать...?? переступить через себя и порвать с девушкой ??? Попытаться переключится на кого-нибудь ещё или познакомится параллельно (но это не в моих принципах),а нервничать и ''ловить'' панические атаки, после того как она отказывается встретится я не хочу...

    Подробнее

  • Стресс от женской жизни летом
    Стресс от женской жизни летом Психологические статьи Психология и стресс

    Как мы представляем идеальное лето? Дети играют во дворе и наслаждаются тем, что им не нужно ходить в школу. Муж на рыбалке. А вы убираете дом, стираете и готовите. Знакомо? Хотя лето — это время, когда надо наслаждаться отдыхом и солнцем, большинство женщин продолжают выполнять рутинную работу, заботясь о своей семье и не давая себе передохнуть. Лето — это идеальное время, чтобы направить энергию, обычно используемую для помощи окружающим, на отдых, личное время и перерыв от каждодневной ответственности. Эта техника способна помочь в предотвращении физических и эмоциональных трудностей, с которыми сталкивается женщина, когда ставит в приоритет интересы других и игнорирует свои собственные.

    Подробнее

  • Нервная анорексия. Симптомы
    Нервная анорексия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная анорексия относится к нарушениям питания. Это состояние сопровождается постоянной обеспокоенностью по поводу мнимого увеличения веса, которая сохраняется даже при явном истощении; постоянной неудовлетворенностью пациента своей фигурой; пациент уделяет чрезмерное внимание изучению различных диет и постоянно подсчитывает калорийность потребляемой пищи.
    Нервная анорексия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Виктимизация детей в школьной среде
    Виктимизация детей в школьной среде Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. В ходе исследования было выявлено, что что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

    Подробнее

  • Современные папы и как им живется
    Современные папы и как им живется Психологические статьи Популярная психология

    Современные папы и как им живется.

    Подробнее

  • Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия
    Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    Представляется проблемное поле межкультурного взаимопонимания в аспекте определения нерешенных вопросов в области методологии, теории и метода исследования современной психологии. Обозначается проблема культурного фрейминга в межкультурной коммуникации и определяются перспективы и направления его изучения. Предъявляются результаты исследований по субкультурному фреймингу в контексте предубеждений и национальной идентичности.

    Подробнее

  • Возвращение к истокам
    Возвращение к истокам Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Помните ли вы, как в детстве все казалось ярким, насыщенным, полным красок и ощущений – и стрекотание кузнечика среди травы, и лай собаки, и жужжание майского жука? И чувства были до того полноводны, что казалось, если радость – то на весь мир, если обида, то вселенская, если дружба, то навек. И сколько было любопытства к окружающему миру – вот стрекоза, как вертолет покачивает хвостиком и глаза у нее, как очки у горнолыжника – а интересно, что она ест, а сколько живет, а долго ли она просидит на пальце, если не шевелиться? А бабочки, лягушки, белки, муравьи – это же целый мир. И так легко придумывались сказки, а фантазии уносили на космических кораблях и на крыльях сказочных птиц к далеким эльфийским лугам. И мальчики – воины, победители, спасатели, а девочки – принцессы и феи.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси