Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Программирование ребенка | Психология детей и подростков

Программирование ребенка

Программирование ребенка: инструкция «наоборот» для родителей 

От 1,5 до З лет

«Ты это сделаешь, потому что я так сказала!» или «Мало ли чего ты хочешь!»

Почему нельзя?
В этот период ребенок учится отстаивать свою самостоятельность и добиваться своей цели. Он хмурит брови и непрерывно повторяет: «Не хочу!» и «Нет». Он не желает садиться на горшок по маминому приказу, требует, чтобы ему дали то, чего никогда не дают: хрустальную вазу с верхней полки или папин мобильный телефон. Если на всякое его «нет» и «не хочу» без объяснений отвечать вышеуказанными фразами, он утратит всякую надежду повлиять на ход событий и станет пассивным, забитым и смирным. Возможно, очень послушным, но слабым и зависимым от других.

Как надо?
Надо спорить с ребен­ком, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя», и он почувствует себя уважа­емым человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения и анализировать ситуацию.

 «Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) - отдам тебя вон той тете».

Почему нельзя?
Бедный ребенок верит. И очень боится. Поэтому сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы так легко с ним расстаться? Не дай бог в этот период у него появится сестричка или братик - все! Комплекс неполноценности «я был такой ужасно плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка» останется с ним на всю жизнь.

Как надо?
Откажитесь от угроз и не доводите дитя до ночных кошмаров и комплексов. «Будешь кушать - вырастешь большим, умным, красивым. «Как следует выспишься - пойдем в зоопарк».

От 3 до 6 лет

«У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу - мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».

Почему нельзя?
Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктивно, как зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на родителей, ревнует папу и маму друг к другу и постигает на личном опыте, что оборотная сторона любви - это ненависть. Он за что-то сильно обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!»А она вдруг и говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь». У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.

Как надо?
Если родители стойко выдерживают его обиды и не жалуются на невыносимые страдания, которые он доставляет им своим непослушанием, ребенок растет в святой уверенности, что любить и прощать того, кого любишь, - это здорово!


«Чтоб ты провалился!», «Исчезни! Уйди с глаз моих долой!», «И чтобы я тебя не видела и не слышала!»

Почему нельзя?
Воспринимается как прямое указание к действию. До 3 лет малыш еще не понимает, что такое умереть. В 5-6-летнем возрасте уже знает: смерть - это когда кого-то «не видно и не слышно», потому что человек «провалился под землю туда, где хоронят». То есть он получил родительскую установку на то, чтобы его не было.

Как надо?
Хочется тишины и покоя - предложите ребенку заняться каким-нибудь своим делом, этим задаете ему программу на самостоятельность.

От 7 до 10 лет

«Не трогай, сломаешь!», «Как всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого лентяя никогда в жизни не видела».

Почему нельзя?
В этот период ребенок познает свои силы и возможности. Подобные суждения убивают в нем самооценку и уверенность в себе. Родители говорят, что никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие, они знают. Значит, я буду самым бестолковым!» - думает школьник. И делает следующий вывод: «Мне незачем учиться, все равно я неумеха». Если ваш сын прогульщик и лентяй, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторые волевые и крепкие дети стремятся доказать родителям, что чего-то стоят, но не получают от своих успехов никакой радости.

Как надо?
«Давай, я помогу», «я покажу, как обращаться с этой вещью», «для начала неплохо, в следующий раз будет и вовсе замечательно», «не вышло? Зато ты плаваешь быстрее всех в классе!»


«А я знаю девочку, которая танцует (учится, поет) лучше тебя». «А какая оценка у Сережи? - «Пять»? А почему ты получил только «четыре?»

Почему нельзя?
Какие чувства у вас пробуждает вскользь брошенная мужем фраза: «У Ольги мясной салат всегда вкусней получается, чем у тебя». Желание отличиться, приготовить суперсалат и угодить мужу... или зашибить Ольгу чем-нибудь вроде здоровой мухобойки?!
А почему вы думаете, что постоянные сравнения вашего сына или дочки с преуспевающими соучениками вызовут какие-то другие чувства? Это же так унизительно, когда тебя считают хуже других! Хотите воспитать мрачного мизантропа, ненавидящего человечество, или коварного интригана - сравнивайте своего ребенка с кем-то из умных ровесников и ехидно приговаривайте: «А ты все равно хуже!»

Как надо?
«Я не знаю никого, кто был бы лучше тебя, мое ненаглядное, гениальное солнышко!»

Ни в каком возрасте

«Ты плохой, не буду с тобой разговаривать!»

В чем опасность?
Для ребенка самое непереносимое - это когда его не замечают. Это уже не психология, а физиология. В научном эксперименте одного крысенка ласкали и чесали ему спинку, из него выросла здоровая, большая и сильная крыса. Другого били и дергали за хвост. И он вырос маленьким, кусачим и болезненным. А третьего только кормили из миски и не обращали на него внимания. Он взял и умер.
Ребенок инстинктивно начинает шалить или устраивать истерики, лишь бы вы на него посмотрели и опять с ним заговорили. Малыш способен ошпариться или забраться на опасный подоконник. Ребенок постарше получит плохую оценку, разобьет чужое окно. Если он сегодня испугался и послушался - жди сюрприза через неделю. Отложенная на потом шалость является проверкой (замечаютлиего?) и в то же время - маленькой местью.

Как надо?
Довел до белого каления? Поставьте его в угол, пусть спиной ко всему человечеству постигает азы самоанализа, размышляет, что он сделал не так и за что наказан. В крайнем случае - не покупайте мороженое или не отпускайте в кино.

4 марта 2008 | Газета "ТриД" (г. Ярославль)

ОБРАЗОВАНИЕ.by

Марина Смирнова

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта
    Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта Психологические статьи Психология детей и подростков

    Обсуждается проблема соотношения нормативности и индивидуальности в поведении ребенка. Рассматривается возможность формирования у ребенка нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения). Обосновывается медиаторная функция родителей в дисциплинировании ребенка.

    Подробнее

  • Виктимизация детей в школьной среде
    Виктимизация детей в школьной среде Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. В ходе исследования было выявлено, что что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

    Подробнее

  • У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней! Вопрос психологу Психология отношений Популярная психология||Семейная психология

    Здравствуйте! У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У меня 3 месяца ребенку. Очень прошу его, чтоб не уходил, помог подрастить сына. Но нет! Сказал что решение уже принято давно! Подскажите как поступить правильно!

    Подробнее

  • Арт-терапия: глиняное чудо
    Арт-терапия: глиняное чудо Психологические статьи Психотерапия Психотерапия

    Арт-терапия (терапия искусством) — одно из самых многогранных направлений психотерапии. Искусство является питательной почвой для арт-терапевтического процесса, а источниками самовыражения служат материалы природного происхождения. Как психолог, в своей работе я очень люблю применять глину.

    Подробнее

  • Как стать долгожителем
    Как стать долгожителем Психологические статьи Психология жизни Красота и здоровье

    Человеку генетически гарантированы 150 лет жизни, но наш век значительно короче. И если японцы умудряются дожить в среднем до 79 лет, то нигерийцы и сомалийцы с трудом дотягивают до 47. Наши соотечественники - где-то посередине. Между тем, тщательно изучив опыт долгожителей, специалисты разработали 10 правил, следуя которым, можно продлить свое земное существование.

    Подробнее

  • Очень нужен совет!
    Очень нужен совет! Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте. Мне 24, ему 28. Я встречалась с парнем 3 года, 2 раза расставались, по причине того, что он не уверен в своих чувствах, а я очень давила его своими чувствами. Но с каждым возвращением, наши отнашения с обеих сторон становились гораздо прочнее и лучше. Я первая никогда не звонила, он возвращался со слезами на глазах. У меня была гениальная выдержка, так как понимала, что и так все испортила показав как я к нему отношусь. Первый раз расстались на 4 месяца, затем на месяц. Второй раз я начала немного принимать ухаживания другого МЧ, он тут же объявился и жутко ревновал, сказав, что мы не расставались, а отдыхали друг от друга. Я понимаю, что он для меня не лучший вариант, но я решила, что без него мне хуже, чем с ним таким как есть. Сейчас расстались (правда договорились созвониться через неделю и обсудить наши впечатления как нам будет все-таки порознь, но никто не позвонил) и уже прошло 3 месяца. Я довольно симпатичная и поклонников у меня хватает. Как только расстались я ходила с ними в кафе, кино ... не переступаю конечно черты, думала, что может я разлюблю его, но в итоге меня просто все начали раздражать со своими чувствами, когда у меня сердце не было настроено на отношения. Видя их искренность я решила отступить и побыть одна. Начала каждый вечер бегать с сестрой, так как здоровый образ жизни для меня вполне превычен. Правда недавно он в фейсбуке прокоментировал мое старое фото, что я просто красавица и улыбка просто суппер, так как я была там зарегистрирована случайно, не сильно хорошо относясь к онлайн общению, я сразу удалилась, но с ним так и надо, что я поняла. Потом мне звонил посторонний парень и сказал, что видел где-то меня и очень хочет встретиться, я отказалась, так он неделю каждый день звонил по 10 раз, я не брала трубку, потом меня это начало пугать и я спросила, кто его попросил меня дастовать, он замялся и сказал никто, но звонки прекратились. Я думаю это проверки моего С. Друзья с его работы сказали, что всегда видят когда мы расстаемя без слов, на нем нет лица и блеска в глазах, он становиться тенью. А сейчас вообще опаздывает на работу из-за пьянок с дружками. Я чувствую, что ему тоже не сладко, но первая никогда не позвоню, это его пререгатива... Очень жду его в душе, самообманом заниматься не хочу, оценивая ситуацию и зная, что он не подарок, но только с ним я развиваюсь внутренне, с остальными я становлюсь эгоисткой, я не боюсь последствий наших отношений и с открытыми глазами смотрю на это все..... Скажите свое мнение.... Большое спасибо.

    Подробнее

  • Депрессия: взгляд гештальт-терапевта: часть 1
    Депрессия: взгляд гештальт-терапевта: часть 1 Психологические статьи Научные публикации Научные публикации

    В настоящее время депрессия стала глобальной мировой проблемой. Основной задачей данной статьи мы считаем построение гештальт-терапевтической модели депрессивного состояния. Механизмы развития депрессивного состояния и его динамика, характеристика терапевтических отношений и трудностей работы с депрессивными пациентами, особенности диалогической позиции гештальт-терапевта.

    Подробнее

  • Нервная анорексия
    Нервная анорексия Психологические статьи Зависимости и их лечение

    И хотя анорексия, булимия и компульсивное переедание рассматриваются в известной степени отдельно друг от друга многие проблемы взаимно пересекаются. Поэтому каждому, кто сталкивается с ними будет полезно ознакомится со всеми тремя нарушениями, а не останавливаться лишь на одном из них. Кроме того, одни и те же люди в разные периоды своей жизни страдают разными нарушениями питания.

    Подробнее

  • Как оказывать психологические услуги в Беларуси
    Как оказывать психологические услуги в Беларуси Психологические статьи

    Нужно ли лицензирование психологической деятельности? Что необходимо, чтобы легально оказывать психологическую помощь

    Подробнее

  • Травма поколений: как психология военного поколения связана с травмами воспитания их внуков и правнуков
    Травма поколений: как психология военного поколения связана с травмами воспитания их внуков и правнуков Психологические статьи Психология семьи

    Статья о травмированном поколении....Учитывая, что большая часть семей на постсоветском пространстве, так или иначе, травмирована, можно сделать вывод: в терапии членов семьи, принадлежащей к поколениям, получившим травму, необходимо учитывать опыт помощи взрослым детям и внукам алкоголиков

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси