Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Программирование ребенка | Психология детей и подростков

Программирование ребенка

Программирование ребенка: инструкция «наоборот» для родителей 

От 1,5 до З лет

«Ты это сделаешь, потому что я так сказала!» или «Мало ли чего ты хочешь!»

Почему нельзя?
В этот период ребенок учится отстаивать свою самостоятельность и добиваться своей цели. Он хмурит брови и непрерывно повторяет: «Не хочу!» и «Нет». Он не желает садиться на горшок по маминому приказу, требует, чтобы ему дали то, чего никогда не дают: хрустальную вазу с верхней полки или папин мобильный телефон. Если на всякое его «нет» и «не хочу» без объяснений отвечать вышеуказанными фразами, он утратит всякую надежду повлиять на ход событий и станет пассивным, забитым и смирным. Возможно, очень послушным, но слабым и зависимым от других.

Как надо?
Надо спорить с ребен­ком, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя», и он почувствует себя уважа­емым человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения и анализировать ситуацию.

 «Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) - отдам тебя вон той тете».

Почему нельзя?
Бедный ребенок верит. И очень боится. Поэтому сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы так легко с ним расстаться? Не дай бог в этот период у него появится сестричка или братик - все! Комплекс неполноценности «я был такой ужасно плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка» останется с ним на всю жизнь.

Как надо?
Откажитесь от угроз и не доводите дитя до ночных кошмаров и комплексов. «Будешь кушать - вырастешь большим, умным, красивым. «Как следует выспишься - пойдем в зоопарк».

От 3 до 6 лет

«У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу - мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».

Почему нельзя?
Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктивно, как зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на родителей, ревнует папу и маму друг к другу и постигает на личном опыте, что оборотная сторона любви - это ненависть. Он за что-то сильно обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!»А она вдруг и говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь». У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.

Как надо?
Если родители стойко выдерживают его обиды и не жалуются на невыносимые страдания, которые он доставляет им своим непослушанием, ребенок растет в святой уверенности, что любить и прощать того, кого любишь, - это здорово!


«Чтоб ты провалился!», «Исчезни! Уйди с глаз моих долой!», «И чтобы я тебя не видела и не слышала!»

Почему нельзя?
Воспринимается как прямое указание к действию. До 3 лет малыш еще не понимает, что такое умереть. В 5-6-летнем возрасте уже знает: смерть - это когда кого-то «не видно и не слышно», потому что человек «провалился под землю туда, где хоронят». То есть он получил родительскую установку на то, чтобы его не было.

Как надо?
Хочется тишины и покоя - предложите ребенку заняться каким-нибудь своим делом, этим задаете ему программу на самостоятельность.

От 7 до 10 лет

«Не трогай, сломаешь!», «Как всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого лентяя никогда в жизни не видела».

Почему нельзя?
В этот период ребенок познает свои силы и возможности. Подобные суждения убивают в нем самооценку и уверенность в себе. Родители говорят, что никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие, они знают. Значит, я буду самым бестолковым!» - думает школьник. И делает следующий вывод: «Мне незачем учиться, все равно я неумеха». Если ваш сын прогульщик и лентяй, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторые волевые и крепкие дети стремятся доказать родителям, что чего-то стоят, но не получают от своих успехов никакой радости.

Как надо?
«Давай, я помогу», «я покажу, как обращаться с этой вещью», «для начала неплохо, в следующий раз будет и вовсе замечательно», «не вышло? Зато ты плаваешь быстрее всех в классе!»


«А я знаю девочку, которая танцует (учится, поет) лучше тебя». «А какая оценка у Сережи? - «Пять»? А почему ты получил только «четыре?»

Почему нельзя?
Какие чувства у вас пробуждает вскользь брошенная мужем фраза: «У Ольги мясной салат всегда вкусней получается, чем у тебя». Желание отличиться, приготовить суперсалат и угодить мужу... или зашибить Ольгу чем-нибудь вроде здоровой мухобойки?!
А почему вы думаете, что постоянные сравнения вашего сына или дочки с преуспевающими соучениками вызовут какие-то другие чувства? Это же так унизительно, когда тебя считают хуже других! Хотите воспитать мрачного мизантропа, ненавидящего человечество, или коварного интригана - сравнивайте своего ребенка с кем-то из умных ровесников и ехидно приговаривайте: «А ты все равно хуже!»

Как надо?
«Я не знаю никого, кто был бы лучше тебя, мое ненаглядное, гениальное солнышко!»

Ни в каком возрасте

«Ты плохой, не буду с тобой разговаривать!»

В чем опасность?
Для ребенка самое непереносимое - это когда его не замечают. Это уже не психология, а физиология. В научном эксперименте одного крысенка ласкали и чесали ему спинку, из него выросла здоровая, большая и сильная крыса. Другого били и дергали за хвост. И он вырос маленьким, кусачим и болезненным. А третьего только кормили из миски и не обращали на него внимания. Он взял и умер.
Ребенок инстинктивно начинает шалить или устраивать истерики, лишь бы вы на него посмотрели и опять с ним заговорили. Малыш способен ошпариться или забраться на опасный подоконник. Ребенок постарше получит плохую оценку, разобьет чужое окно. Если он сегодня испугался и послушался - жди сюрприза через неделю. Отложенная на потом шалость является проверкой (замечаютлиего?) и в то же время - маленькой местью.

Как надо?
Довел до белого каления? Поставьте его в угол, пусть спиной ко всему человечеству постигает азы самоанализа, размышляет, что он сделал не так и за что наказан. В крайнем случае - не покупайте мороженое или не отпускайте в кино.

4 марта 2008 | Газета "ТриД" (г. Ярославль)

ОБРАЗОВАНИЕ.by

Марина Смирнова

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Имя
    Имя Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Что такое имя? Когда у кого-то из знакомых рождается ребенок, что мы спрашиваем после того, как выясняем, мальчик или девочка и все ли в порядке? Правильно, «как назвали?». Почему это так важно для нас? Играет ли имя какую-то роль в нашей жизни, а если да, то какую? Имя — одна из основ нашей самоидентификации (то есть ответа на вопрос «Кто я? Какой я?»). Попробуйте спросить трехлетнего незнакомого малыша «Ты кто?», и скорее всего он ответит либо «я — мальчик», либо «я — Толик» (например). Конечно, имя не в такой степени определяет будущую жизнь человека, как, скажем, пол...

    Подробнее

  • Нравственная регуляция агрессивного поведения людей
    Нравственная регуляция агрессивного поведения людей Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Если поступок ребенка несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, именно агрессивная энергия высвечивает перед ним порицающие образы родителей. И если даже ребенок не сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленной вовнутрь агрессии, возникающей от его безнравственного поведения, проявляется в виде потребности в наказании.

    Подробнее

  • Натуральные продукты для ухода за кожей
    Натуральные продукты для ухода за кожей Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Правильное питание помогает уходу за кожей
    Источник молодости Вашей кожи находится в вашей кухне, а не в кабинете пластического хирурга.
    Говорит известный дерматолог, профессор Николас Перрикон: «Используя комплексный подход, сочетающий правильное питание, пищевые добавки и кремы, мы можем контролировать процесс старения кожи. Более того, мы можем отодвинуть необходимость хирургического вмешательства, в т.ч. подтяжку лица, на 15-20 лет».

    Подробнее

  • У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни
    У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни Психологические статьи Психология отношений||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте!
    Меня зовут Ольга. Мне 22 года, я студентка.
    Моя проблема достаточна банальна, но выхода из нее никак не могу найти...
    Где-то с зимы у меня пропал интерес ко всему. Ничем не могу себя развлечь, заинтересовать. Днями валяюсь на диване и с огромным нежеланием делаю все, что просто необходимо.
    Сначала думала, что скоро пройдет (раньше такое бывала, но с этим чувством я справлялась). Делала все, что советовали многочисленные сайты, форумы, книги (как выйти из депрессии). Но теперь все безрезультатно.
    Я бы не сказала, что мне очень плохо. Просто я ощущаю себя растением.
    Причину вижу (хотя, возможно, это совсем и не та причина) в потере цели. Если глубже...
    В детстве была очень во всем заинтересованной и целеустремленной девочкой (чем только не занималась).
    Но главным занятием было рисование. И, примерно, с класса 6-ого решила, что стану дизайнером. Мечта со временем превратилась в цель (учится в столице (Минск) в главном вузе страны, сама я из провинции). И так мелкими шажками-целями я двигалась вперед и все у меня получалось. И вот я поступила...
    И как поступила, поняла, что не хочу быть дизайнером. Долго мучилась, но во время учебы вновь появился интерес и цели.
    И вот теперь у меня вроде все хорошо, но одно но... ничего это не радует. И вот живу я себе, простите, как утка (поспала, поела, покакала и по кругу)
    На носу пятый курс... и я решила, что депрессия из-за боязни, а что же будет дальше. Но... если раньше я хоть могла мечтать о будущем, то теперь мне даже этого не хочется.
    И мне все чаще кажется, что в итоге у когда-то такой хорошенькой умненькой девочки нет ничего... ни любимого дела, ни нормальной личной жизни. К чему я шла все эти 21 год?..
    Помогите, пожалуйста, вернуться той жизнерадостной целеустремленной девочке.

    Подробнее

  • Как справиться с застенчивостью (социофобией)  и избавиться от чувства стыда
    Как справиться с застенчивостью (социофобией) и избавиться от чувства стыда Консультация психолога онлайн Психология общения Случаи из практики

    Хочу справиться с застенчивостью (социофобией), со страхом стыда. В моей жизни всё вокруг стыда, либо мне стыдно за себя либо за других, либо я сам стыжу себя и окружающих, это мне неприятно и я этого часто избегаю. Но только это для меня важно. Стоит мне пережить сильное чувство стыда, как у меня полностью пропадает мотивация, и желание вообще делать что-либо, време…

    Перейти к ответу психолога

  • Физические наказания в семье и их последствия
    Физические наказания в семье и их последствия Психологические статьи Психология семьи Психология детей и подростков||Семейная психология

    Издавна родители использовали физические наказания как средство воспитания детей. В статье рассматриваются предпосылки и следствия применения родителями физических наказаний, а также их влияние на социализацию и становление ребенка как личности.

    Подробнее

  • Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело
    Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравстуйте! Для начала хотелось бы рассказать немного о себе, чтобы впоследствии лучше понять меня.
    Еще учась в школе, я часто задавала себе вопрос насчет будущей специальности. Какое-то время я интересовалась живописью и посещала дополнительные уроки рисования, в старших классах это была химия. Но впоследствии я стала опираться на те предметы, которые давались мне без особого труда. В число таких входила история. Я понимала, что этот предмет мне действительно интересен, поэтому с удовольствием посещала различные олимпиады. Но, к сожалению. занимаясь одной историей ''далеко не уедешь'' в наше время. поэтому я решила заниматься дополнительно английским.( в рамках своего класса и школьной программы знала его очень хорошо). В итоге после окончания 11 класса поступила на переводчика-референта.(стоит сказать, что название факультета было многообещающим и, казалось, перспективным). Но в первое же время я столкнулась с тем, что моих знаний было недостаточно. На фоне остальных я была достаточно слабой студенткой. Хотя до этого я всегда привыкла быть в лидерах по учебе.
    Я решила все-таки наверстать упущенное, начала заниматься дополнительно, но, признаюсь, мне было все равно тяжело, тк. объем был для меня велик, а преподаватели даже не пытались как-то поддержать или просто понять, что у всех разный уровень и нельзя просто так ''душить''. Одна дама даже заявила как-то мне, что ''Вы не туда пошли совершенно''.
    Родители, как и все остальные, говорили о том, что нужно всего лишь время. Потом будет все хорошо.
    так я закончила 1 курс. потом 2. Для меня все это перешло в мучение. Я ходила как на каторгу, ощущая, что это все не мое. Я не могу себя тут проявить полностью. а для меня это было хуже всего(например, осознавать, что среди пересдающих обязательно всегда я).
    На 3 курсе я начала работать. Но спустя 2 месяца поняла, что тяжело совмещать работу и учебу. Я и раньше-то с трудом справлялась, а теперь стало вообще накладно.
    В настоящее время ощущаю себя очень подавлено, такое ощущение, что по мне проехался каток. Нет ни сил на что-то, ни желания. Еще у меня есть такая особенность: от напряжения всегда болит голова. Поэтому частенько мне было трудно делать домашние задания в полной мере. тк. я быстро уставала и не могла дальше воспринимать информацию. так вот сейчас это состояние усилилось. Прихожу с занятий, нет сил делать что-то, просто ложусь спать, просыпаюсь в 12. Начала много пропускать, ничего не успеваю. такое ощущение, что внутри все перегорело. До того. как стала учиться тут. вообще не страдала какими-либо депрессивными настроениями, а сейчас частенько. Но именно весной как-то это усилилось. Хочется сбежать на край света.
    Я понимаю, данная проблема не нова, но все-таки хотелось бы получить какой-нибудь совет, что делать в таком случае?

    Подробнее

  • Личностный рост. Или зачем идти на тренинг
    Личностный рост. Или зачем идти на тренинг Психологические статьи Тренинги Популярная психология

    Тренинг — это макет отношений. Это новое знание, осознавание, проживание и обратная связь. Тренинг не просто дает знания — он дает уникальную возможность прожить ситуацию и попробовать сделать что-то по-другому.

    Подробнее

  • Хочу работать психологом. Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу?
    Хочу работать психологом. Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу? Психологические статьи Психотерапия

    Здравствуйте психолог.
    Мне 30 лет. Проживаю в Минске. На данный момент нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком. Недавно получила второе высшее образование по специальности педагог-психолог. Первое мое образование экономическое и стаж работы около 5 лет. В настоящий момент я хочу выйти из декретного отпуска и работать психологом. Меня привлекает направление семейная психология (в частности: детская психология, работа с подростками, разрешение семейных конфликтов, личностный рост каждого члена семьи, поиск спутника жизни, утрата близких, семейные сценарии и т.д.). Очень мне близко консультирование с любовью, доверительностью и эмпатией как у Роджерса. Но мои теоретические знания имеют малую практическую базу т.к. консультирую я в основном знакомых по телефону и дома. Иногда мое консультирование не приносит результата, знакомых психологов, которые могли бы проконсультировать, у меня нет. Подскажите есть у нас в Минске супервизорство? Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу? Для меня не имеет значения государственный или частный центр для меня самое главное значение имеет консультирование, повышение своего профессионального уровня, возможность обсудить свою работу с опытным психологом.

    Подробнее

  • Возвращение к истокам
    Возвращение к истокам Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Помните ли вы, как в детстве все казалось ярким, насыщенным, полным красок и ощущений – и стрекотание кузнечика среди травы, и лай собаки, и жужжание майского жука? И чувства были до того полноводны, что казалось, если радость – то на весь мир, если обида, то вселенская, если дружба, то навек. И сколько было любопытства к окружающему миру – вот стрекоза, как вертолет покачивает хвостиком и глаза у нее, как очки у горнолыжника – а интересно, что она ест, а сколько живет, а долго ли она просидит на пальце, если не шевелиться? А бабочки, лягушки, белки, муравьи – это же целый мир. И так легко придумывались сказки, а фантазии уносили на космических кораблях и на крыльях сказочных птиц к далеким эльфийским лугам. И мальчики – воины, победители, спасатели, а девочки – принцессы и феи.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси