Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Программирование ребенка

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Программирование ребенка

Программирование ребенка: инструкция «наоборот» для родителей 

От 1,5 до З лет

«Ты это сделаешь, потому что я так сказала!» или «Мало ли чего ты хочешь!»

Почему нельзя?
В этот период ребенок учится отстаивать свою самостоятельность и добиваться своей цели. Он хмурит брови и непрерывно повторяет: «Не хочу!» и «Нет». Он не желает садиться на горшок по маминому приказу, требует, чтобы ему дали то, чего никогда не дают: хрустальную вазу с верхней полки или папин мобильный телефон. Если на всякое его «нет» и «не хочу» без объяснений отвечать вышеуказанными фразами, он утратит всякую надежду повлиять на ход событий и станет пассивным, забитым и смирным. Возможно, очень послушным, но слабым и зависимым от других.

Как надо?
Надо спорить с ребен­ком, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя», и он почувствует себя уважа­емым человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения и анализировать ситуацию.

 «Не будешь кушать (спать, сидеть тихо) - отдам тебя вон той тете».

Почему нельзя?
Бедный ребенок верит. И очень боится. Поэтому сомневается, нужен ли он родителям, если они готовы так легко с ним расстаться? Не дай бог в этот период у него появится сестричка или братик - все! Комплекс неполноценности «я был такой ужасно плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка» останется с ним на всю жизнь.

Как надо?
Откажитесь от угроз и не доводите дитя до ночных кошмаров и комплексов. «Будешь кушать - вырастешь большим, умным, красивым. «Как следует выспишься - пойдем в зоопарк».

От 3 до 6 лет

«У меня от тебя болит голова», «Не доешь кашу - мама умрет», «У папы от твоих воплей сердце прихватило».

Почему нельзя?
Ребенок в этом возрасте учится любить не инстинктивно, как зверек, а душой и разумом, как человек. Временами он сердится на родителей, ревнует папу и маму друг к другу и постигает на личном опыте, что оборотная сторона любви - это ненависть. Он за что-то сильно обиделся на маму и подумал: «Хоть бы она умерла!»А она вдруг и говорит: «Ты меня своим поведением в гроб загонишь». У ребенка складывается впечатление, что он способен разрушить весь мир своей обидой или недовольством, невольно причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.

Как надо?
Если родители стойко выдерживают его обиды и не жалуются на невыносимые страдания, которые он доставляет им своим непослушанием, ребенок растет в святой уверенности, что любить и прощать того, кого любишь, - это здорово!


«Чтоб ты провалился!», «Исчезни! Уйди с глаз моих долой!», «И чтобы я тебя не видела и не слышала!»

Почему нельзя?
Воспринимается как прямое указание к действию. До 3 лет малыш еще не понимает, что такое умереть. В 5-6-летнем возрасте уже знает: смерть - это когда кого-то «не видно и не слышно», потому что человек «провалился под землю туда, где хоронят». То есть он получил родительскую установку на то, чтобы его не было.

Как надо?
Хочется тишины и покоя - предложите ребенку заняться каким-нибудь своим делом, этим задаете ему программу на самостоятельность.

От 7 до 10 лет

«Не трогай, сломаешь!», «Как всегда ничего не вышло!», «Ты растешь неряхой и неумехой», «Я такого лентяя никогда в жизни не видела».

Почему нельзя?
В этот период ребенок познает свои силы и возможности. Подобные суждения убивают в нем самооценку и уверенность в себе. Родители говорят, что никогда не видели никого более бестолкового? «Они большие, они знают. Значит, я буду самым бестолковым!» - думает школьник. И делает следующий вывод: «Мне незачем учиться, все равно я неумеха». Если ваш сын прогульщик и лентяй, вспомните, не говорили ли вы ему что-то подобное. Некоторые волевые и крепкие дети стремятся доказать родителям, что чего-то стоят, но не получают от своих успехов никакой радости.

Как надо?
«Давай, я помогу», «я покажу, как обращаться с этой вещью», «для начала неплохо, в следующий раз будет и вовсе замечательно», «не вышло? Зато ты плаваешь быстрее всех в классе!»


«А я знаю девочку, которая танцует (учится, поет) лучше тебя». «А какая оценка у Сережи? - «Пять»? А почему ты получил только «четыре?»

Почему нельзя?
Какие чувства у вас пробуждает вскользь брошенная мужем фраза: «У Ольги мясной салат всегда вкусней получается, чем у тебя». Желание отличиться, приготовить суперсалат и угодить мужу... или зашибить Ольгу чем-нибудь вроде здоровой мухобойки?!
А почему вы думаете, что постоянные сравнения вашего сына или дочки с преуспевающими соучениками вызовут какие-то другие чувства? Это же так унизительно, когда тебя считают хуже других! Хотите воспитать мрачного мизантропа, ненавидящего человечество, или коварного интригана - сравнивайте своего ребенка с кем-то из умных ровесников и ехидно приговаривайте: «А ты все равно хуже!»

Как надо?
«Я не знаю никого, кто был бы лучше тебя, мое ненаглядное, гениальное солнышко!»

Ни в каком возрасте

«Ты плохой, не буду с тобой разговаривать!»

В чем опасность?
Для ребенка самое непереносимое - это когда его не замечают. Это уже не психология, а физиология. В научном эксперименте одного крысенка ласкали и чесали ему спинку, из него выросла здоровая, большая и сильная крыса. Другого били и дергали за хвост. И он вырос маленьким, кусачим и болезненным. А третьего только кормили из миски и не обращали на него внимания. Он взял и умер.
Ребенок инстинктивно начинает шалить или устраивать истерики, лишь бы вы на него посмотрели и опять с ним заговорили. Малыш способен ошпариться или забраться на опасный подоконник. Ребенок постарше получит плохую оценку, разобьет чужое окно. Если он сегодня испугался и послушался - жди сюрприза через неделю. Отложенная на потом шалость является проверкой (замечаютлиего?) и в то же время - маленькой местью.

Как надо?
Довел до белого каления? Поставьте его в угол, пусть спиной ко всему человечеству постигает азы самоанализа, размышляет, что он сделал не так и за что наказан. В крайнем случае - не покупайте мороженое или не отпускайте в кино.

4 марта 2008 | Газета "ТриД" (г. Ярославль)

ОБРАЗОВАНИЕ.by

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.