Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Н. В. Кухтова, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических и гуманитарных дисциплин ИПК и ПК Витебского государственного университета им. П. М. Машерова.

Статья посвящена выявлению отличительных особенностей проявления просоциальных тенденций и эмоционального выгорания стоматологов, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Сравнительный анализ показал, что врачи от студентов отличаются по всем фазам эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение», а также по проявлению альтруизма. Проведенное исследование позволило установить взаимосвязь эмпатии, альтруизма, совестливости, морально-этической ответственности личности работающих и обучающихся стоматологов с проявлениями эмоционального выгорания.

Ключевые слова: просоциальные тенденции, эмпатия, альтруизм, морально-этическая ответственность личности, совестливость, эмоциональное выгорание.

Prosocial tendencies and emotional burning out of stomatologists and students of stomatologic specialities

N. V. Kukhtova, PhD in Psychology, Associate Professor

This article is devoted to reveal distinctive features of prosocial tendencies display and emotional burning out of stomatologists which are directly connected with their professional work. The comparative analysis has shown that doctors differ from students at all phases of emotional burning out: "tension", "resistance", "exhaustion", and also on indicators of altruism display. The conducted research has allowed to establish interrelation of empathy, altruism, conscientiousness, morally-ethical responsibility of working and trained stomatologists with the displays of emotional burning out.

Key words: prosocial tendencies, empathy, altruism, morally-ethical responsibility , conscientiousness, emotional burning out.

Повышение качества и культуры медицинской помощи населению страны, развитие ее специализированных видов и осуществление широких профилактических мероприятий во многом определяется соблюдением принципов медицинской этики, психологической деонтологии и проявлением гуманизма, так как в основе нормативного профессионального поведения людей и профессиональной этики лежит просоциальное поведение, и большая роль отводится чувству социальной ответственности перед людьми и обществом в целом.

Проблемы, связанные с нравственными аспектами профессионального долга специалистов помогающих профессий, нельзя отделить от самых острых методологических, теоретических и прикладных проблем психологии. Большое число российских и зарубежных специалистов занимаются этими проблемами в рамках различных психологических дисциплин (В. А. Абабков, А. А. Александров, Б. С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Н. Е. Водопьянова, Л. А. Головей, М. А. Гулина, Н. В. Гришина, Е. С. Калмыкова, Б. Д. Карвасарский, Л. А. Колчанова; Л. А. Коростылева, Е. П. Кораблина, Р. Кочюнас, Г. С. Никифоров, Е. С. Протанская, В. А. Ташлыков, А. М. Эткинд, С. А. Чёрняева, Л. И. Юрьев, М. Балинт, Дж. Бьюдженталь, А. Гюггенбюль-Крейг, Р. Мэй и другие). Белорусские исследователи М. Н. Мисюк, В. В. Максименко изучали синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи [1].

В общей системе гуманистических отношений одним из важнейших компонентов является просоциальное поведение как основа обеспечения детерминации действий, ориентированных на благо других. Базовой характеристикой, «фундаментом» помогающих профессий является просоциальная активность, берущая начало в обыденной, повседневной жизни, однако успешно преобразовавшаяся через комплекс мотивов в профессиональную деятельность. Побудительными силами просоциальных тенденций являются альтруизм, эмпатия, высокий уровень нравственного мышления, совестливости, стремление соблюдать общепринятые моральные и этические нормы, что необходимо для работы людей медицинских специальностей. Считается, что определяющее значение для осуществления просоциальных действий имеет наличие у субъекта альтруистической мотивации и подчеркивается неразрывная связь альтруистических мотивов с порождаемой ими альтруистической деятельностью, отмечается важная роль феноменов идентификации, эмпатии и альтруистических установок в реализации альтруистической деятельности и так далее.

При этом цели проявления просоциального поведения могут быть различные:

  • получение выгоды (генетической, материальной, духовной, то есть выгода, может быть в виде денежного вознаграждения, продолжения рода и так далее);
  • приобретение социального статуса и положительного расположения окружающих людей;
  • управление эмоциональной сферой;
  • расширение и проверка собственного образа (самоанализ поведения).

Следует отметить, что просоциальные тенденции являются ингибитором эмоционального выгорания и связанны с личностными образованиями нравственно-деонтологического характера и готовности помогать другим людям. Бойко В. В. описывает различных симптомов «выгорания». При этом Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал его как неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакция организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства. При эмоциональном выгорании выражены все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания [2].

Поэтому с целью получения данных о просоциальных тенденциях и проявлениях эмоционального выгорания стоматологов было проведено исследование, в котором использовались: методика «Шкала совестливости», шкала «Выявление установок, направленных на «альтруизм-эгоизм» методики «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере», разработанной О. Потемкиной, методика «Диагностика уровня эмпатии» (модифицированная методика И. М. Юсупова), методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко В. В.), опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально-этической ответственности личности. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием прикладной программы SPSS 10: корреляционный анализ, Т-тест [2] [3] [4].

В исследовании приняли участие 60 человек (практикующие врачи-стоматологи и студенты-медики в возрасте от 22 до 50 лет). Базой исследования явились УЗ «Витебская городская стоматологическая поликлиника», УЗ «Пинская городская стоматологическая поликлиника», стоматологическое отделение УЗ «Столинская ЦРБ» и УО «Витебский государственный медицинский университет». Опыт работы респондентов составлял от 2-х до 26 лет. Представителей мужского пола было 41,67%, женского – 58,33%.

Известно, что врачи – это работники в сфере «человек-человек» и эмоциональное выгорание происходит чаще, чем у других специалистов. В связи с этим, идея исследования состоит в том, что нужно снижать признаки эмоционального выгорания, для того чтобы стоматологи были более просоциальны. В тоже время можно предположить, что если человек имеет характеристики просоциальной личности, то он меньше выгорает, так как в силу своих личностных особенностей тратит меньше эмоциональных проявлений.

С помощью сравнительного анализа (Т-тест) было установлено, что врачи-стоматологи (при р ≤ 0,01) отличаются от студентов-стоматологов более высокими показателями следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, неадекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нравственное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосомато-психовегетативные нарушения.  В свою очередь студенты по сравнению с врачами более  альтруистичны, тревожны и подвержены депрессии (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнительный анализ просоциальных тенденций и эмоциональное выгорание стоматологов

Так, было установлено, что у врачей по сравнению со студентами выпускного курса стоматологического факультета в большей степени проявляется осознание психотравмирующих факторов в профессиональной деятельности, в результате не способности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, вследствие чего врачи испытывают недовольство собой и работой в целом. В том числе врачи ограничены в эмоциональной отдачи за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов, таким образом, они неадекватно «экономят» на эмоциях, что может проявляться в эмоциональной черствости, неучтивости, равнодушии. При этом у врачей нередко возникает потребность в самооправдании, а проявление эмоций недостаточно стимулирует нравственные чувства. Также у врачей проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. В большей степени у врачей наблюдается эмоциональная защита в форме «выгорания», которая становится неотъемлемым атрибутом личности. Это выражается в том, что они эмоционально не могут «помогать» людям, сочувствовать, «отзываться на ситуации» (это проявляется в грубости, резкости, раздражительности). Чаще всего в профессиональной деятельности врачи исключают эмоции (это признак эмоциональной защиты), а в ряде случаев наблюдается полная или частичная утрата интереса к человеку как субъекту профессионального действия, что провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях.

При этом студенты в большей степени проявляют чувство неудовлетворенности в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии. Также они более альтуристичны, то есть они более бескорыстны ради блага других людей, стремятся к оказанию помощи и ориентации на мнение окружающих вне зависимости от контекста ситуации.

В том числе был проведен корреляционный анализ, который осуществлялся по основным просоциальным тенденциям: эмпатия, альтруизм, совестливость и морально-этическая ответственность личности.

В результате корреляционного анализа по всей выборке была обнаружена взаимосвязь альтруизма со следующими показателями: расширение сферы экономии эмоций (r = –0,27, р ≤ 0,05). Также установлена взаимосвязь совестливости с расширением сферы экономии эмоций (r = 0,39, р ≤ 0,01) и неадекватными эмоциональными реакциями (r = –0,30, р ≤ 0,05). Эмпатия коррелирует с загнанность в клетку (r = 0,30, р ≤ 0,05), неадекватные эмоциональные реакции (r = –0,36, р ≤ 0,01), эмоциональная отстраненность ( r = –0,42, р ≤ 0,01). Морально-этическая ответственность личности корреляционных связей не имеет.

Корреляционный анализ по врачам-стоматологам показал, что взаимосвязи альтруизма с другими переменными не выявлено. При этом у альтруистичных студентов-стоматологов была обнаружена отрицательная взаимосвязь альтруизма с советливостью (r = –0,38, р ≤ 0,05),  с расширением сферы экономии эмоций (r = –0,38, р ≤ 0,05), эмоциональным дефицитом  (r = –0,40, р ≤ 0,05), личностной отстраненностью ( r = –0,40, р ≤ 0,05) (см. рис.1).

Рисунок 1 - Взаимосвязь альтруизма с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием  у студентов-стоматологов

Так, альтруистичные студенты обычно легкомысленны, небрежны и безответственны, часто уклоняются от выполнения своих обязанностей. При этом они еще не пресыщены человеческими контактами, но и не способны оказывать профессиональную деятельность сочувственно. У студентов еще не утрачен интерес к людям, они не тяготят общением с другими людьми и их проблемами.

Морально-этическая ответственность личности врачей-стоматологов связана с неадекватными эмоциональными реакциями ( r = –0,46, р ≤ 0,01), расширением сферы экономии эмоций (r = 0,42, р ≤ 0,05) и эмпатией (r = 0,37, р ≤ 0,05). У студентов установлена взаимосвязь уровня морально-этической ответственности личности с эмоционально- нравственным реагированием  (r = –0,42, р ≤ 0,05) (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь морально-этической ответственности с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стоматологов и студентов

Уровень морально-этической ответственности личности студентов в меньшей степени связан с  эмоционально-нравственным реагированием, то есть студенты не руководствуются личными предпочтениями, проявляют без избирательности эмоциональные отношения. У врачей в свою очередь расширена сфера экономии эмоций, которая проявляется в защитной форме во вне профессиональной области и они испытывают пресыщение человеческими контактами. Этому свидетельствует отрицательная корреляционная связь с неадекватными эмоциональными реакциями, что выражено в неограниченной эмоциональной отдачи на работе. Также наблюдается высокий уровень эмпатии, то есть они помогают субъекту эмпатии ориентироваться в ситуации и адаптироваться к партнеру по взаимодействию, способствуют подтверждению, самораскрытию, поддержке и облегчению страданий объекта эмпатии.

В том числе выявлена взаимосвязь совестливости у врачей-стоматологов с расширением сферы экономии эмоций (r = 0,68, р ≤ 0,01), эмоциональным дефицитом  (r = –0,38, р ≤ 0,05) и эмпатией (r = 0,37, р ≤ 0,05). У студентов совестливость связана с альтруизмом  (r = –0,37, р ≤ 0,05) (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Взаимосвязь совестливости с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стоматологов и студентов

Так, совестливые врачи проявляют соучастие и сопереживание, отзывчивы в различных ситуациях и об этом свидетельствует положительная корреляционная связь с эмпатией. Вследствие этого они эмоционально устают во вне профессиональной деятельности (в общении с родными и знакомыми). При этом у совестливых студентов в меньшей степени присуще проявление альтруизма, то есть чаще всего они ориентированы на получении какой-либо выгоды (материальной или духовной).

Эмпатия у врачей-стоматологов коррелирует со следующими показателями: морально-этическая ответственность личности (r = 0,37, р ≤ 0,05),  совестливость (r = 0,37, р ≤ 0,05), неудовлетворенность собой  (r = 0,44, р ≤ 0,05), загнанность в клетку(r = 0,52, р ≤ 0,01), неадекватные эмоциональные реакции  ( r = –0,48, р ≤ 0,01), расширение сферы экономии эмоций (r = 0,45, р ≤ 0,05) и психосоматических и психовегетативных нарушений (r = 0,38, р ≤ 0,05). Эмпатия у студентов взаимосвязана с неадекватными эмоциональными реакциями (r = –0,49, р ≤ 0,01), эмоционально нравственным реагированием (r = –0,40, р ≤ 0,05), эмоциональным дефицитом (r = –0,39, р ≤ 0,05), эмоциональной отстраненностью (r = –0,64, р ≤ 0,01) (см. рис. 4).

Рисунок 4 – Взаимосвязь эмпатии с просоциальными тенденциями и эмоциональным выгоранием у врачей-стамотологов и студентов

Так, эмпатийные врачи-стоматологи проявляют высокий уровень сформированности морально-этической ответственности, руководствуются чувством долга, с уважением относится к моральным нормам. Всегда точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, отличаются ответственностью и добросовестностью. При этом у них наблюдаются изменения на уровне физического и психического самочувствия в процессе профессиональной деятельности, а вне профессиональной – они могут замыкаться, не общается с близкими ему людьми, так как пресыщаются эмоциональными контактами на работе. Порой они испытывают чувство безысходности, интеллектуально-эмоционального тупика, недовольство собой и конкретными обязанностями. Также при взаимодействии с другими людьми врачи не ограничивают свои эмоциональные проявления. В свою очередь эмпатийные студенты-стоматологи не уменьшают эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования, проявляют должное эмоциональное отношение к людям, понимают состояние и потребности другого человека. Работа с людьми им интересна и доставляет им удовольствие.

Выводы

Таким образом, у врачей-стоматологов в отличие от студентов-стоматологов наиболее выражено проявление следующих симптомов эмоционального выгорания: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, неадекватные эмоциональные реакции, эмоционально-нравственное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, психосомато-психовегетативные нарушения. Студенты по сравнению с врачами более альтруистичны, тревожны и подвержены депрессии.

Корреляционный анализ позволил составить характеристики врачей и студентов стоматологических специальностей с различными проявлениями просоциальных тенденций: альтруистические стоматологи, совестливые стоматологи, стоматологи с морально-этической ответственностью и эмпатийные стоматологи.

Литература

  1. Мисюк М. Н. Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности фельдшеров скорой медицинской помощи / М. Н. Мисюк, В. В. Максименко // Психологический журнал. — 2008. — № 1. — С. 55–59.
  2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В. В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с.
  3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и другие // Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 560 с.
 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.