Можно выделить четыре жизненные установки относительно себя и других, которых придерживается личность:
1. Я не в порядке, вы в порядке (Я «–», Вы «+»). Это универсальная установка раннего детства, являющаяся логическим заключением ребенка и вытекающая из ситуации его рождения и младенчества. Уже в ранние годы ребенок заключает: "У меня не все в порядке". Он делает заключение и о своих родителях: "У вас все в порядке, вы — о'кей". Это первое, что он понимает, пытаясь на протяжении жизни осмысливать себя и мир, в котором он живет. Личность ощущает себя во власти других, чувствует громадную потребность в поглаживании или одобрении, которое является психологическим вариантом полученных в детстве физических прикосновений. Данная установка является решающей в жизни: записана навсегда и влияет на все, что бы человек ни делал. Имеются два пути, посредством которых люди могут пытаться изжить эту установку. Первый состоит в пересмотре жизненного сценария, в основе которого лежит признание неблагополучия. Этот сценарий, который неосознанно зафиксирован Дитя, может спровоцировать стремление к самоизоляции, потому что жить среди благополучных людей невыносимо. В этом случае человек может искать поглаживаний, погрузившись в детальную разработку иллюзорного мира под девизами "Вот если бы..." и "Когда я...". Или же жизненный сценарий может порождать такие формы поведения, которые другие люди порицают, лишний раз подтверждая мнение "Я не в порядке". Более распространенный способ преодолеть эту установку — создание (также неосознанное) контрсценария, позаимствовав у Родителя ключевую идею: "Ты можешь быть о'кей, если...". Такой человек ищет общения с теми, у кого сильный Родитель, поскольку нуждается в ощутимых поглаживаниях, а чем сильнее Родитель, тем существенней поглаживания. Этот человек жаждет соответствовать требованиям других.
2. Я не в порядке, вы не в порядке (Я «–», Вы «–»). Возникает на протяжении второго года жизни после освоения навыка ходьбы, если мать не склонна дарить поглаживания. А по мере того, как ребенок начинает вылезать из кроватки и, не находясь ни минуты в покое, всюду сует свой нос, наказания становятся все более строгими и частыми. Сделав вывод, человек распространяет его на всех других людей и тем самым отвергает их поглаживания, которые на самом деле могут быть искренними. Кроме того, личность исключает своего Взрослого из взаимодействия с другими людьми. Данная установка может быть и первичной у аутичных детей.
3. Я в порядке, вы не в порядке (Я «+», Вы «–»). Если ребенок довольно долгое время испытывает суровое отношение со стороны родителей, которых он изначально считал благополучными, его жизненная установка примет еще одну, третью, криминальную форму: "Я — о'кей, а вы — нет". Ощущение благополучия приходит к такому ребенку тогда, когда его оставляют в покое и дают возможность "зализать раны". Именно в этом положении обстановка, в которой он находится, наиболее контрастна той боли, которую он испытал. Он чувствует: "Оставьте меня, и мне станет хорошо. Со мной все в порядке". При появлении родителей он приходит в ужас. "Вы снова будете делать мне больно! Вы плохие!". Такой человек идет по жизни, не пытаясь заглянуть в себя. Он не способен объективно оценить свою роль в том, что с ним происходит. Вина — она всегда "чья-то". Это люди "без совести", неисправимые преступники, убежденные, что с ними все в порядке и в любых обстоятельствах вина ложится на кого-то другого.
4. Я в порядке, вы в порядке (Я «+», Вы «+»). Между ней и тремя другими существует качественное отличие. Три первые установки — неосознанные, они возникают в самом раннем возрасте. Четвертая установка — "Я — о'кей, вы — о'кей" — осознанная и словесно оформленная. Она не только допускает принятие намного большего объема информации о себе и о других, но также включает и учет еще не пережитых ощущений, которые воплощены в понятиях философии и религии. Три первые установки основаны на чувствах. В основе четвертой лежат мысль, вера и стремление к действию. Три первые вопрошают: "Почему?", четвертая — "Почему бы и нет?" Осознание благополучия не увязывается с личными переживаниями, поскольку мы можем возвыситься над ними в стремлении к высшей цели человечества.
Данные жизненные установки формируются неразрывно со сценарием жизни.
По материалам книги: Харрис Т.А. Я хороший, ты хороший. – М., 1993
Марина Смирнова
-
-
-
Марина Смирнова, психолог (Минск)
- Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление ||
- Отношения. Общение и коммуникативные проблемы ||
- Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.
- Арт-терапия ||
- Гештальттерапия, гештальт-подход ||
- Трансактный анализ (Эрик Берн)
Психологические статьи
Отвечает на вопросы на портале