Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Э. А. Соколова, кандидат медицинских наук, доцент кафедра психологии Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины.

В статье показаны семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями. Качественное изменение понимания семейных проблем студентами в процессе перехода от одного старшего курса к другому указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов. Сделан вывод, что студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

Ключевые слова: семейные проблемы, студенты, непонимание, общение, родители, ограничение свободы.

Family problems understanding by university students in older years of study

E. A. Sokolova, M. D., Associate Professor

Family problems in understanding of students of older years in university are shown in the article. Leading family problems of the students of older years in university are misunderstanding in a family, limitation of freedom, dialogue with parents. Qualitative change of the understanding of family problems by students in the course of transition from one older year to another amplifies personal growth of students, clearing of dependence on parents, revision of ideals. A conclusion is drawn that students of older years of university need assistance of a psychologist in the decision on certain family problems arising.

Key words: family problems, students, misunderstanding, dialogue, parents, freedom restriction.

Взаимоотношения в семье наиболее значимы для человека. Они влияют на его физическое и психологическое состояние, помогают или мешают ему в самореализации. Однако, не во всех семьях взаимоотношения складываются удачно, о чем свидетельствует значительное количество разводов [1], значительное количество семейных проблем [1] [2] [3] и другое.

Несмотря на свою значимость для человека семейные проблемы остаются недостаточно изученными, и, в большинстве случаев, сложно решаемыми. Недостаточная изученность касается, в первую очередь, семейных проблем студентов старших курсов вузов. Значимость такого изучения связана с возрастом студентов старших курсов – это возраст, в котором актуальна проблема создания собственной семьи, кроме этого напряженность учебы, которая отмечается студентами первых курсов, снижается, появляются определенные знания по будущей специальности, некоторые студенты в этот период начинают трудовую деятельность. Повышающаяся в связи с этим самооценка, осознание своей самостоятельности диктуют необходимость не только освободиться от ограничительной роли семьи родителей, но и строить образ собственной семьи, и собственную семью.

Традиционно в нашей культуре студенты в период учебы в вузе или проживают в семье собственных родителей, или в общежитии. Проживая с родителями, имея собственные семьи, человек неизбежно сталкивается с семейными проблемами. Даже проживая в общежитии, студент является членом своей семьи, проблемы этой семьи для него значимы, могут вызывать переживания, и в какой-то мере он участвует в решении ее проблем. Часть студентов, возможно, будет использовать в своей собственной семье модель взаимоотношений в семье своих родителей.

Все это послужило основанием для изучения семейных проблем студентов старших курсов университета.

Для изучения проблем студентов старших курсов было предпринято обследование студентов одного из факультетов университета. В обследуемой группе был 91 студент, из них 29 обучались на третьем курсе, 30 – на четвертом, и 32 – на пятом. Из общего числа респондентов  85 составляли женщины и 6 – мужчины. На третьем курсе мужчины (2 человека) не указали на наличие семейных проблем, на пятом курсе вся обследуемая группа состояла из женщин, поэтому подгруппы по половому признаку не выделялись.

Обследование проводилось анонимно, методом поперечных срезов, с помощью методики открытых текстов. Методика была описана ([4] и другое), уже использовалась в предыдущих исследованиях, и доказала свою эффективность [3]. Методика позволяет выявить психологические проблемы в понимании респондентов [3] [4]. Методологической основой исследования является принцип конструктивного альтернативизма Д. А. Келли [5].

Полученные результаты обследования обрабатывались методом контент – анализа, а затем были сгруппированы в 8 конструктов, отражающих мнение студентов относительно своих семейных проблем. Согласно Д. А. Келли, в конструктах, которые не навязываются исследователем, отражаются особенности истолкования человеком мира [5].

Математическая обработка проводилась методом углового преобразования Фишера.

Конструкты, и их процентное содержание представлены в таблице 1.

Из представленной таблицы 1 видно, что большое количество студентов старших курсов отмечают наличие семейных проблем. Направленность на семейные проблемы указывает на их значимость для студентов.

Таблица 1 – Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета

Конструкт «Наличие семейных проблем» включает как проблемы, суть которых студенты не раскрывают, так и проблемы, суть которых раскрывается студентами. Количество семейных проблем исследуемой группы остается высоким на всех старших курсах.

Отмечается достоверность возрастания семейных проблем от третьего курса к пятому на уровне тенденции (p ≤ 0,08). Возможно, тенденция возрастания семенных проблем связана с небольшим количеством новых проблем, которые появляются на четвертом и пятом курсах – проблемы собственной семьи студентов, а также небольшое количество высказываний, которые появляются на пятом курсе – о том, что студенты тяготятся материальной зависимостью от родителей.

Одна из важных семенных проблем в понимании студентов – проблема «Непонимание с родителями» отмечается на всех старших курсах. Как пишет К. Г. Юнг, «личность развивается в течение всей жизни человека» [6]. Достижение поставленной цели – поступление в университет, повысило самооценку собственных возможностей студента. Перешагнув через рубеж третьего курса, студент убеждается, что окончание университета возможно, и близко, при этом начинает формироваться уже совсем другой образ себя. Появление профессиональных знаний, взросление позитивно влияют на самооценку, повышая ее.

Видимо, изменение отношения к себе, связанное с взрослением, появлением профессиональных знаний, предстоящее окончание университета потребовало, в понимании студента, другого отношения к нему со стороны членов семьи. Такого изменения со стороны родителей не произошло, что и вызывает проблемы. Достоверность изменения количества проблем непонимания с родителями на разных курсах математически не подтверждена, что указывает на то, что проблемы непонимания с родителями сопровождают студентов на всех старших курсах университета. Наличие таких проблем диктует необходимость работы психолога с родителями студентов старших курсов университета.

«Проблемы отношений с родителями, общения в семье» отмечаются студентами всех курсов. В этот конструкт вошли проблемы, возникающих из-за неправильного, с точки зрения студента, поведения родителей. Причины проблем общения с родителями студенты видят, например, в том, что в семье не выражают открыто свои чувства, обвиняют, повышают голос, и так далее. Некоторые студенты четвертого и пятого курсов отмечают отдаленность от семьи, например, «разрозненность членов семьи», «недостаток межличностного общения», «каждый занимается своим делом, почти не встречаемся».

Критике подвергается не только отношение родителей к самому студенту и характер отношений в семье, но и поведение родителей, их взаимоотношения между собой. Складывается мнение, что:

  • студент рассматривает родителей как бы со стороны, отделяя их от себя; 
  • студент изучает модель поведения родителей, возможно, проецируя взаимоотношения в собственной будущей семье;
  • он начинает видеть в родителях личности, в том числе, и их недостатки;
  • у студента уже сложился образ нормального общения.

Конструкт «Родители пытаются ограничить действия» отмечают студенты всех курсов. Это также указывает, что родители смотрят на студента как на ребенка, и подчеркивает необходимость работы психолога с родителями студентов старших курсов университета.

В некоторых случаях студенты указывали на проблемы с определенным членом семьи – такие проблемы выделялись в отдельные конструкты. Это были конструкты: «Проблемы общения с отцом», «Проблемы общения с матерью», «Проблемы общения с бабушкой или дедушкой, в том числе, проблемы их здоровья», «Проблемы с братьями и сестрами, в том числе, зависть, ревность, разделение обязанностей».

Из представленной таблицы 1 видно, что от курса к курсу изменяется восприятие студентами каждого из членов семьи.

На третьем курсе студенты обозначают только проблемы с отцом. Проблемы с остальными членами семьи, с указанием на конкретного члена семьи, отмечаются студентами только с четвертого курса.

На третьем курсе отец предстает в качестве значимой и запрещающей фигуры. К. Г. Юнг, рассматривая бессознательную мотивацию, вызванную родительским влиянием, указывает, что для девушки определяющим является отношение к отцу [7]. К. Г. Юнг считает, что именно бессознательная мотивация определяет степень связанности с родителями [7]. В качестве проблем общения с отцом на третьем курсе, в основном, проблемы чрезмерного контроля со стороны отца, например, «Отец слишком строг», «Гиперопека отца, желание подчинить», «Расхождения с отцом, который не хочет понимать, что я уже взрослая», и так далее. На третьем курсе только один респондент указывает, что у отца плохой характер. Со стороны отца можно предполагать страх отпустить дочь в неизвестный для него мир. Осуждая запреты отца, студентки, видимо доводят до его сведения свое несогласие с его запретами. Со временем, отец понимает, что дочь хочет большей свободы, и смиряется с этим. Количество студентов, указывающих на проблемы с отцом к пятому курсу по сравнению с третьим,  уменьшается.

Изменяется и характер проблем с отцом. На четвертом и пятом курсах ни один из респондентов не указывает, в качестве проблем общения с отцом, гиперопеку отца, ограничение им свободы. Проблемы общения с отцом на четвертом и пятом курсах студентки видят, в основном, не в запретах отца, а в его поведении. Осуждению подвергается социальное поведение отца. Так, двое обозначают как проблему алкоголизм отца, остальные  указывают на наличие проблем в общении с отцом, конфликты, один из респондентов (мужчина) указывает на «почти полное отсутствие отношений с отцом». Студенты начинают видеть отца как личность, и освобождаться от психологической зависимости от этой личности. Проблемы взаимоотношений отца с дочерью перестают быть проблемами «по вертикали», дочь пытается разговаривать с отцом на равных.

Проблема взаимоотношений с отцом для дочери – студентки имеет еще один аспект. Возможно, в более раннем возрасте дочь бессознательно рассматривала отца, как прототип своего будущего брачного партнера, но в период обучения в вузе перед глазами студентки предстает большое количество молодых, среднего возраста, и пожилых мужчин. Они активны, успешны, энергичны, для них характерна вежливая и корректная форма обращения. На этом фоне образ отца, как прототип брачного партнера, бледнеет, и подвергается корректировке. Корректировка происходит именно на четвертом и пятом курсах, и об этом свидетельствует критика личности отца и его поведения, которая появляется именно на четвертом – пятом курсах.

На третьем курсе студенты не указывают на наличие проблем с матерью. Высказывания о наличии проблем общения с матерью появляются на четвертом курсе, и остаются, практически на том же уровне, на пятом курсе. Суть проблем с матерью – непонимание и ограничение свободы, некоторые проблемы с матерью не обозначены. В связывании дочери, привязывании ее к семье мать и отец действуют совместно. Вначале – мать не проявляет запрещающей активности, видимо, действуя в этой роли через отца. В дальнейшем, когда отец отходит от запрещающей роли – ее принимает на себя мать. Она также подсознательно понимает, что дочь уходит от влияния семьи. Видимо, это действует на всем протяжении семейного воспитания, не только в детском возрасте.

На ограничительную роль матери, начиная с четвертого курса, указывают и студенты – мужчины.

Критика социального поведения матери в высказываниях студентов отсутствует.

На пятом курсе появляются проблемы общения с бабушкой или дедушкой, которые включают и проблемы беспокойства за их здоровье. Возникновение проблем с бабушкой на том этапе, когда девушка пытается освободиться от влияния матери символично. К. Г. Юнг отмечает, что бабушка является фигурой, замещающей фигуру матери [8]. Он описывает, что дети играют в больницу, и укладывают в больницу бабушку. В исследовании студенты пятого курса отмечают проблемы общения с бабушкой и дедушкой, озабоченность состоянием их здоровья. Укладывание бабушки в больницу, как и озабоченность состоянием ее здоровья также символично, и может указывать на освобождение от влияния матери с последующим замещением ее фигуры фигурой бабушки. При этом критике не подвергается ни личность матери, ни личность бабушки. Идет переосмысливание своей роли. Студентка освобождается от роли ребенка, и по отношению к бабушке ведет себя как взрослая. Видимо, с возрастом уже по отношению к матери она будет вести себя как взрослая, По отношению к бабушке идет проигрывание роли взрослой.

Проблемы с дедом в литературе представлены недостаточно. Э. Джонс пишет: «направленность на личность деда, интерес, восхищение и фантазии в конечном счете всегда обусловлены аналогичной установкой по отношению к личности отца» [9]. На пятом курсе, видимо, студентки пытаются освободиться от образа отца, и при этом образ деда является замещающей фигурой образа отца. «Большая нежность и терпимость, отличающая по большей части отношения пожилых людей к детям, часто поддерживает этот процесс замены отца дедом» [9]. Э. Джонс указывает еще на одну ассоциацию – со временем у ребенка появляется желание стать родителями своих собственных родителей [9].

Проблемы с братьями и сестрами, включающие зависть, ревность, разделение обязанностей, практические отсутствующие на третьем курсе, появляются на четвертом, и сохраняются на пятом курсе. Возможно, взрослея, студенты начинают проявлять по отношению к младшим ту же ограничительную модель поведения, которую использовали родители по отношению к ним, что создает проблемы.

Выводы

  1. Семейные проблемы являются одними из наиболее важных даже для студентов старших курсов университета.
  2. Понимание семейных проблем студентами старших курсов от курса к курсу изменяется.
  3. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями;
  4. Качественное изменение понимания семейных проблем указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов.
  5. Студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

Литература

  1. Отчет национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь / С. Н. Бурова [и др.]. — Минск, В. И. З. А. ГРУПП, 2009, — 352 с.
  2. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб.:  Речь, 2005. — 336 с.
  3. Соколова, Э. А. Психологические проблемы в понимании медицинских работников / Э. А. Соколова, В. И. Секун. — Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. — 124 с.
  4. Соколова, Э. А. Методики с открытыми текстами и их использование для исследования профессиональной группы / Э. А.Соколова // Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология. Международная научная конференция. Гомель. Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины. 17.10. -– 18.10. 2001. Материалы конференции. Гомель.: 2001. — С. 294–295.
  5. Келли, Д. А. Психотерапия конструктивного альтернативизма: психология личностной модели / Д. А. Келли // Техники консультирования и психотерапии. Тексты / Ред и сост. У. С.Сахакиан. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, — 2000. — С. 399–417.
  6. Юнг, К. Г. О становлении личности / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 185–208.
  7. Юнг, К. Г. Брак как психологическое отношение / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 209–224.
  8. Юнг, К. Г. О конфликтах детской души / К. Г. Юнг // Собрание сочинений. Конфликты детской души / пер. с нем. Т. Ребеко. — М.: Канон, 2004. — С. 5–40.
  9. Джонс, Э. Значение деда в судьбе отдельного человека / Э. Джонс // Зарубежный психоанализ / Сост. и общ. ред. В. М. Лейбина. — СП, Питер, 2001. — С. 127–133.
 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.