Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Скажи, зачем пришел ко мне, клиент? | Популярная психология

Скажи, зачем пришел ко мне, клиент?

Мне вспоминается вечер у костра на интенсиве, когда мы сочиняли песенку для капустника «передача тренеров» на мотив «Я начал жизнь в трущобах городских» из фильма Генералы песчаных карьеров. Глядя на танцующее пламя, мы протяжно, от всей души выводили «Скажи зачем пришел ко мне, кли-и-е-ент? Я не пойму, я не пойму». Все мы тогда были начинающими терапевтами, у многих на интенсиве был первый терапевтический опыт – это было интересно, захватывающе и… страшно. И ответственно.

И, действительно, начинающий терапевт, зачем пришел к тебе, клиент? Что с тобой происходит? Вот он зашел, растеряно огляделся и ты, стараясь быть собранным и эмпатичным, предлагаешь ему сесть. Интересно, кому страшнее? Как ты справляешься со своим волнением? С клиентом происходит практически то же самое, он потирает руки, отводит взгляд, смущенно улыбается… И ты уже смелее…отследив свои чувства, спрашиваешь:

— Похоже, ты волнуешься?

Клиент оживляется, облегченно вздыхает и смущенно признается:

— Да.. немного...

Почувствовал? Часть тревоги ушла, ты тоже вздыхаешь с облегчением. Нужно ли предъявлять вот так на первой встрече с первой фразы свои чувства? Ну-ка, давай попробуем…

— Я тоже волнуюсь. Ведь мы видим друг друга в первый раз. По-моему, это нормально.

Что с твоим клиентом? Похоже, он немного расслабился, улыбается — ему нравится, что ты тоже человек со своими переживаниями, и что ты искренне о них говоришь.

От преконтакта зависит очень многое. Ведь «как судно назовешь, так оно и поплывет». Действительно, у начинающих терапевтов тревоги, волнения и страхов не меньше, чем у клиентов, если не больше. Как с этим быть? Предполагаю ответ «мэтров» — осознавать. Это, конечно. Но не всегда в этом «контейнировании» много пользы — мало того, что ты сидишь, обвешенный проекциями и ожиданиями клиента, осознаешь свое волнение и страх, тебе при этом надо быть еще внимательным и открытым. Точно вам говорю — это приходит с опытом. Переход от осознанной компетенции к неосознанной требует времени. Вспомните, как вы начинали водить машину, как вам сложно было понимать, какую включить передачу, смотреть за дорогой и при этом еще следить за дорожными знаками.
Тогда, как и сколько предъявлять своих чувств, чтобы оставаться в терапевтической позиции? Конечно, кидаться в крайности и радостно говорить «я волнуюсь, я первый раз, я так боюсь ошибиться.. А еще сказать что-нибудь не так — вдруг ты ко мне больше не придешь…» — это тоже не выход.

Я предлагаю начинающему терапевту — доверять себе, находясь в контакте с клиентом. Это лучше всего получится, если начинать работу на границе контакта. Это расслабит клиента и «снимет с вас часть проекций». Можно рассказать о себе. Можно спросить клиента, что бы он хотел знать о своем терапевте. Свои чувства лучше начинать озвучивать, когда клиент будет говорить о своей сегодняшней жизни. Например, клиентка, девушка, 25 лет. Без определенного запроса. Пришла, потому что мама ей посоветовала.

— Как тебе здесь?
— Не знаю.. странно как-то..
— Странно, это как ?
— Ну, я ни разу не была. Не знаю, что говорить…
— Похоже, ты растеряна?
— Да, немного ..
— Да. Я тебя понимаю. Я сама немного волнуюсь. Когда я первый раз пришла к своему терапевту, мне было неловко, страшно, я была так скована…(самопредъявление)
Она меняет позу на более открытую, улыбается, кивает головой:
— Мне тоже немного страшно. Я все думала, как я незнакомому человеку буду про себя рассказывать…
—Да, это трудно..Если хочешь. Я могу рассказать тебе немного о себе. Что бы ты хотела узнать?....
Далее идет диалог. Клиентка спрашивает терапевта о ее работе, жизни, есть дети и т.д.
— А что бы ты хотела рассказать мне о себе?
— Я учусь.. Мне 25 лет. Я получаю 3-е образование.
— Тебе 25 лет и ты получаешь 3-е образование? У меня много уважения к тебе. У меня в твоем возрасте было только одно и я даже пока не задумывалась о следующем. Если честно, я удивлена.
Клиентка еще более расслабляется. Смеется:
—Да. Многие удивляются… Я сама иногда не верю, что я такая заучка..

Все, диалог завязался. Первая тревога ушла. Как у клиента, так и у терапевта. У терапевта появляется интерес, у клиента возникает больше доверия, так как терапевт начинает «очеловечиваться», становится более безопасным. Я думаю, что работа на границе контакта может продолжаться до тех пор, пока уровень тревоги не снизится, если не до нормы, то, по крайней мере, перестанет «зашкаливать».
Ошибкой начинающего терапевта (как правило, очень желающего помочь и осчастливить клиента), является «проскакивание» преконтакта и переход непосредственно «К работе». Что я имею в виду. Клиент, не почувствовав себя здесь и сейчас, не войдя до конца в контакт с терапевтом, «кидается» рассказывать историю. Это его способ справиться с тревогой. Начинающий терапевт на это «ведется» и начинает активно «помогать» - делать интервенции, строить гипотезы, спрашивать о чувствах. Хороший маркер – если на первых 5-ти встречах, вам очень хочется предложить эксперимент, посадить клиента перед «горячим стулом», то скорее всего, вы (и клиент и терапевт) таким образом не встречаетесь с вашим страхом и тревогой, а, значит, и друг с другом. Клиент «прячется» за историю, терапевт – за эксперимент. В результате, у многих начинающих терапевтов первые клиенты «уходят» после 5-7 встречи. И терапевты недоумевают – как так. Я же так с ним работал. Столько сделал…
Почему ушел клиент? Да потому что ему невыносимо с этой непредъявленной тревогой и непроясненными иллюзиями по поводу того, как относится к нему терапевт.
Если ваш первый клиент после нескольких встреч решает прервать терапию, то лучше всего, согласиться с условием, что он придет еще два раза. «Да, я понимаю, это твой выбор. Можешь уйти из терапии, но очень важно провести еще две встречи. И тогда ты можешь уходить». В эти две встречи постарайтесь действительно встретиться. Верните клиента в здесь и сейчас, постарайтесь быть с ним , заинтересуйтесь им по человечески и будьте с ним таким, какой вы есть, именно сейчас. Именно на этой встрече. Поверьте, ваше истинное присутствие и включенность будет терапевтичнее любого эксперимента и «ныряния» во внутреннюю феноменологию клиента.
У начинающих терапевтов помимо острого желания «помочь» клиенту, есть еще и не менее острое желание быть «хорошим терапевтом», а если точнее – страх «быть плохим терапевтом». И уход клиента после 5-ой встречи может пошатнуть профессиональную самооценку. Как правило, терапевт начинает анализировать, что он сделал не так – это в лучшем случае, а в худшем думать «какой я терапевт.. куда мне…».
Вот мы и подошли к вопросу: ЗАЧЕМ ПРИШЕЛ КО МНЕ КЛИЕНТ?
Как на него лучше ответить. Зачем пришел ко мне клиент? Или зачем пришел ко мне клиент? Что первично? Если мы говорим в гештальттерапии о личности и всех ее проявлениях и адаптации в окружающей среде, то исходя из этого, клиент пришел именно к вам. Это ваш клиент. И выбор его безошибочен. Если вы ответите на вопрос почему к вам? - То тогда гораздо проще будет ответить на вопрос зачем? Если вы последовательно ответите на эти два вопроса, то думаю, ваш преконтакт состоится и дальнейшая терапия будет успешной. Удачи. Да. И не забывайте о супервизорах.

 Анна Второва

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Алкоголизм: мифы и реальность
    Алкоголизм: мифы и реальность Психологические статьи Зависимости и их лечение

    Алкоголизм — это болезнь или распущенность, вредная привычка? Если алкоголизм — болезнь, то, как она лечится? Чем отличается пьянство от алкоголизма? Почему зависимый человек говорит, что у него нет проблем, хотя для всех окружающих это совершенно очевидно? Почему зависимые люди отказываются от помощи?

    Подробнее

  • Здоровый образ жизни как объект психологического исследования
    Здоровый образ жизни как объект психологического исследования Психологические статьи Психология жизни Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлен теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни». Выделяются основные проблемы, возникающие при его использовании в психологии здоровья. Обсуждается вопрос о несогласованности отдельных компонентов здорового образа жизни и об их неоднозначной связи со здоровьем человека.

    Подробнее

  • Незавершенный гештальт
    Незавершенный гештальт Психологические статьи Психология жизни Глоссарий

    Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

    Подробнее

  • Детская агрессия
    Детская агрессия Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Ребенок не становится агрессивным неожиданно. Агрессивная реакция по своей сути — это реакция борьбы за выживание, попытке ребёнка изменить положение вещей... Поскольку причиной детской агрессии являются лишения и ограничения, то крайне редко удаётся полностью освободить ребёнка от его агрессивности.

    Подробнее

  • Надо и должна
    Надо и должна Психологические статьи Популярная психология

    Ребенок рождается с требованием «хочу». Потом возникает понятие «надо» и «должна». Со временем у взрослого человека появляется слишком много «перевернутых» долженствований. Обычно с чем работают психотерапевты? Как раз с тем, чтобы человек разобрался в том, чего он хочет. И не подменял свои желания желаниями других, и не навешивал «чужие роли» на своих близких.

    Подробнее

  • «В родзале мужу нечего делать!»
    «В родзале мужу нечего делать!» Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Если женщина оценивает своего мужчину адекватно и если он сам уверен, что будет вести себя так, как надо, почему бы и нет? Ведь роды длятся не целую вечность…. Когда я начинал работать, говорили, что нормальный срок для первых родов — сутки. Сегодня никто столько не держит, правильное ведение родов позволяет физиологически родоразрешить женщину гораздо быстрее.

    Подробнее

  • Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения
    Осторожно, двери закрываются — зависимые отношения Психологические статьи Психология отношений Зависимости и их лечение

    Так случилось, что в терапии я много работаю с зависимыми отношениями.
    Если обобщить конкретные истории, с которыми ко мне обращались чаще всего, это выглядит примерно так:

    Подробнее

  • Техника «Концентрация внимания на чувствах»
    Техника «Концентрация внимания на чувствах» Психологические статьи Популярная психология

    Метод 1. «Обострение ощущения тела» (5 упражнений)
    Метод 2. «Опыт непрерывности эмоций» (4 упражнения)

    Подробнее

  • Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия)
    Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия) Психологические статьи Психология детей и подростков

    Социальную виктимизацию часто называют социальной агрессией. Обсуждаем понятие и виды виктимизации, описываем классификационные признаки физической, вербальной и социальной виктимизации. Анализируются различия в формах виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей. Социальное манипулирование в отношении школьниц.

    Подробнее

  • Как справиться с застенчивостью (социофобией)  и избавиться от чувства стыда
    Как справиться с застенчивостью (социофобией) и избавиться от чувства стыда Консультация психолога онлайн Психология общения Случаи из практики

    Хочу справиться с застенчивостью (социофобией), со страхом стыда. В моей жизни всё вокруг стыда, либо мне стыдно за себя либо за других, либо я сам стыжу себя и окружающих, это мне неприятно и я этого часто избегаю. Но только это для меня важно. Стоит мне пережить сильное чувство стыда, как у меня полностью пропадает мотивация, и желание вообще делать что-либо, време…

    Перейти к ответу психолога



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси