Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Скажи, зачем пришел ко мне, клиент?

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Мне вспоминается вечер у костра на интенсиве, когда мы сочиняли песенку для капустника «передача тренеров» на мотив «Я начал жизнь в трущобах городских» из фильма Генералы песчаных карьеров. Глядя на танцующее пламя, мы протяжно, от всей души выводили «Скажи зачем пришел ко мне, кли-и-е-ент? Я не пойму, я не пойму». Все мы тогда были начинающими терапевтами, у многих на интенсиве был первый терапевтический опыт – это было интересно, захватывающе и… страшно. И ответственно.

И, действительно, начинающий терапевт, зачем пришел к тебе, клиент? Что с тобой происходит? Вот он зашел, растеряно огляделся и ты, стараясь быть собранным и эмпатичным, предлагаешь ему сесть. Интересно, кому страшнее? Как ты справляешься со своим волнением? С клиентом происходит практически то же самое, он потирает руки, отводит взгляд, смущенно улыбается… И ты уже смелее…отследив свои чувства, спрашиваешь:

— Похоже, ты волнуешься?

Клиент оживляется, облегченно вздыхает и смущенно признается:

— Да.. немного...

Почувствовал? Часть тревоги ушла, ты тоже вздыхаешь с облегчением. Нужно ли предъявлять вот так на первой встрече с первой фразы свои чувства? Ну-ка, давай попробуем…

— Я тоже волнуюсь. Ведь мы видим друг друга в первый раз. По-моему, это нормально.

Что с твоим клиентом? Похоже, он немного расслабился, улыбается — ему нравится, что ты тоже человек со своими переживаниями, и что ты искренне о них говоришь.

От преконтакта зависит очень многое. Ведь «как судно назовешь, так оно и поплывет». Действительно, у начинающих терапевтов тревоги, волнения и страхов не меньше, чем у клиентов, если не больше. Как с этим быть? Предполагаю ответ «мэтров» — осознавать. Это, конечно. Но не всегда в этом «контейнировании» много пользы — мало того, что ты сидишь, обвешенный проекциями и ожиданиями клиента, осознаешь свое волнение и страх, тебе при этом надо быть еще внимательным и открытым. Точно вам говорю — это приходит с опытом. Переход от осознанной компетенции к неосознанной требует времени. Вспомните, как вы начинали водить машину, как вам сложно было понимать, какую включить передачу, смотреть за дорогой и при этом еще следить за дорожными знаками.
Тогда, как и сколько предъявлять своих чувств, чтобы оставаться в терапевтической позиции? Конечно, кидаться в крайности и радостно говорить «я волнуюсь, я первый раз, я так боюсь ошибиться.. А еще сказать что-нибудь не так — вдруг ты ко мне больше не придешь…» — это тоже не выход.

Я предлагаю начинающему терапевту — доверять себе, находясь в контакте с клиентом. Это лучше всего получится, если начинать работу на границе контакта. Это расслабит клиента и «снимет с вас часть проекций». Можно рассказать о себе. Можно спросить клиента, что бы он хотел знать о своем терапевте. Свои чувства лучше начинать озвучивать, когда клиент будет говорить о своей сегодняшней жизни. Например, клиентка, девушка, 25 лет. Без определенного запроса. Пришла, потому что мама ей посоветовала.

— Как тебе здесь?
— Не знаю.. странно как-то..
— Странно, это как ?
— Ну, я ни разу не была. Не знаю, что говорить…
— Похоже, ты растеряна?
— Да, немного ..
— Да. Я тебя понимаю. Я сама немного волнуюсь. Когда я первый раз пришла к своему терапевту, мне было неловко, страшно, я была так скована…(самопредъявление)
Она меняет позу на более открытую, улыбается, кивает головой:
— Мне тоже немного страшно. Я все думала, как я незнакомому человеку буду про себя рассказывать…
—Да, это трудно..Если хочешь. Я могу рассказать тебе немного о себе. Что бы ты хотела узнать?....
Далее идет диалог. Клиентка спрашивает терапевта о ее работе, жизни, есть дети и т.д.
— А что бы ты хотела рассказать мне о себе?
— Я учусь.. Мне 25 лет. Я получаю 3-е образование.
— Тебе 25 лет и ты получаешь 3-е образование? У меня много уважения к тебе. У меня в твоем возрасте было только одно и я даже пока не задумывалась о следующем. Если честно, я удивлена.
Клиентка еще более расслабляется. Смеется:
—Да. Многие удивляются… Я сама иногда не верю, что я такая заучка..

Все, диалог завязался. Первая тревога ушла. Как у клиента, так и у терапевта. У терапевта появляется интерес, у клиента возникает больше доверия, так как терапевт начинает «очеловечиваться», становится более безопасным. Я думаю, что работа на границе контакта может продолжаться до тех пор, пока уровень тревоги не снизится, если не до нормы, то, по крайней мере, перестанет «зашкаливать».
Ошибкой начинающего терапевта (как правило, очень желающего помочь и осчастливить клиента), является «проскакивание» преконтакта и переход непосредственно «К работе». Что я имею в виду. Клиент, не почувствовав себя здесь и сейчас, не войдя до конца в контакт с терапевтом, «кидается» рассказывать историю. Это его способ справиться с тревогой. Начинающий терапевт на это «ведется» и начинает активно «помогать» - делать интервенции, строить гипотезы, спрашивать о чувствах. Хороший маркер – если на первых 5-ти встречах, вам очень хочется предложить эксперимент, посадить клиента перед «горячим стулом», то скорее всего, вы (и клиент и терапевт) таким образом не встречаетесь с вашим страхом и тревогой, а, значит, и друг с другом. Клиент «прячется» за историю, терапевт – за эксперимент. В результате, у многих начинающих терапевтов первые клиенты «уходят» после 5-7 встречи. И терапевты недоумевают – как так. Я же так с ним работал. Столько сделал…
Почему ушел клиент? Да потому что ему невыносимо с этой непредъявленной тревогой и непроясненными иллюзиями по поводу того, как относится к нему терапевт.
Если ваш первый клиент после нескольких встреч решает прервать терапию, то лучше всего, согласиться с условием, что он придет еще два раза. «Да, я понимаю, это твой выбор. Можешь уйти из терапии, но очень важно провести еще две встречи. И тогда ты можешь уходить». В эти две встречи постарайтесь действительно встретиться. Верните клиента в здесь и сейчас, постарайтесь быть с ним , заинтересуйтесь им по человечески и будьте с ним таким, какой вы есть, именно сейчас. Именно на этой встрече. Поверьте, ваше истинное присутствие и включенность будет терапевтичнее любого эксперимента и «ныряния» во внутреннюю феноменологию клиента.
У начинающих терапевтов помимо острого желания «помочь» клиенту, есть еще и не менее острое желание быть «хорошим терапевтом», а если точнее – страх «быть плохим терапевтом». И уход клиента после 5-ой встречи может пошатнуть профессиональную самооценку. Как правило, терапевт начинает анализировать, что он сделал не так – это в лучшем случае, а в худшем думать «какой я терапевт.. куда мне…».
Вот мы и подошли к вопросу: ЗАЧЕМ ПРИШЕЛ КО МНЕ КЛИЕНТ?
Как на него лучше ответить. Зачем пришел ко мне клиент? Или зачем пришел ко мне клиент? Что первично? Если мы говорим в гештальттерапии о личности и всех ее проявлениях и адаптации в окружающей среде, то исходя из этого, клиент пришел именно к вам. Это ваш клиент. И выбор его безошибочен. Если вы ответите на вопрос почему к вам? - То тогда гораздо проще будет ответить на вопрос зачем? Если вы последовательно ответите на эти два вопроса, то думаю, ваш преконтакт состоится и дальнейшая терапия будет успешной. Удачи. Да. И не забывайте о супервизорах.

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.