Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период | Семейная психология

Рубрика: Психология отношений

Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период

И. А. Фурманов

Обсуждается понятие и диагностические критерии психологического насилия. Акцентируется внимание на двух различных точках зрения в толковании феномена психологического насилия: социополитической и психологической. Рассматриваются проблема и последствия использования психологического насилия в супружеских отношениях. Анализируются закономерности зависимости эмоционального состояния супругов-жертв от категории психологического насилия.

Ключевые слова: социальные репрезентации, насилие, психологическое насилие.

Супружеское насилие не имеет никаких экономических, образовательных, расовых или религиозных границ. Оно может происходить в семьях всех слоев общества. Причем в качестве агрессора и жертвы могут выступать как мужчины, так и женщины. Однако, несмотря свидетельства статистики, что насилие над женами более распространенное явление, все же некоторые жены могут представлять серьезную реальную угрозу для их мужей.

Супружеское насилие в целом – это неправомерное использование, употребление силы, власти и контроля, это попытка принуждать и управлять супругом через физическое или психологическое воздействие.

Физическое воздействие включает – истязания, пытки, избиение, толчки, царапание, кусание, хватание, удушение, посягательства сексуального характера, использование холодного и огнестрельного оружия.

Психологическое воздействие включает – многообразные разновидности принуждения (коммуникативного, сексуального, экономического и прочее), основу которых составляют вербальная и косвенная агрессии и различные формы проявления негативизма.

Исходя из приведенных выше определений, физическое насилие, по крайней мере по его последствиям, всегда конкретно и однозначно, поскольку сопряжено с действиями, результатом которых есть причинение намеренного физического (телесного) ущерба. Психологическое насилие, понимаемое как любые действия с намерением унизить, оскорбить и/или нарушить психическое равновесие, часто неконкретно и неоднозначно, поскольку его трактовка зависит от целого ряда факторов субъективного характера: восприятия, понимания, оценки действий другого человека, прошлого и/или настоящего опыта подобных отношений и прочее.

Вместе с тем, в самом обобщенном виде, под паттерном психологического насилия мы будем понимать террор и запугивание человека; принуждение делать что-либо; помещение или угроза поместить человека в опасные для жизни условия; отказ замечать присутствие человека, признавать его значимость и достоинство; коммуникацию с целью демонстрации его бесполезности; обесценивание его мыслей, чувств и поступков; оскорбление, издевательство, обращение только по кличке, передразнивание, инфантилизацию; физическое заточение; запрет на нормальные контакты с другими, ограничение свободы человека; развращение; эмоциональная холодность.

В психологической литературе, посвященной насилию в семье, отмечается, что агрессивные отношения между супругами могут стать моделью или образцом, на основе которых дети усваивают – насилие является приемлемым или эффективным средством разрешения конфликтов с другими людьми. В модели социального научения образец вербальных и/или физических действий рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий другого человека. Существенная роль при этом принадлежит влиянию первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Кроме того, описывается феномен так называемой «эстафеты насилия». Суть его сводится к тому, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Примечательно, что этот феномен имеет длительное действие: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами.

Таким образом, наблюдая за интеракциями и коммуникациями собственных родителей между собой, у ребенка возникают представления о супружеских отношениях. Эти возникшие в детстве социальные репрезентации на основе интернализации символического значения супружеского поведения будут формировать ту мыслительную окружающую среду, которая в будущем определит восприятие и понимание индивидом реальности супружеских отношений и будет направлять его действия с позиции определенной супружеской роли. Вместе с тем, как отмечает В. А. Янчук, социальные репрезентации как направляют социальные действия личности, так и позволяют другим понять эти действия. При этом отмечается, что, когда личности разделяют одни и те же социальные репрезентации, действия понимаются и оцениваются релевантно. Когда социальные репрезентации не разделяются, происходит неверное истолкование действия.

Социальные репрезентации супружеских отношений, восприятие и понимание взаимодействия между мужем и женой в семье не только возникают, но и существуют в пределах определенной традиции и культуры. Если рассмотреть феномен физического насилия в супружеских отношениях, то можно отметить, что все еще существующий патриархальный уклад семейной жизни, а также большая физическая сила мужчины, достаточно четко определяют, кто в семье выступает в роли агрессора, а кто – жертвы.

Сложнее дело обстоит с психологическим насилием, поскольку многие формы коммуникации между супругами, являющиеся по сути деструктивными и разрушительными для супружеского взаимодействия и достаточно травматичными по своим последствиям для каждого из партнеров, часто расцениваются как нормативные, а, следовательно, вполне допустимые. Многие супруги, возможно, даже не догадываются, что являются агрессорами или жертвами психологического насилия.

С целью прояснения данной научной проблемы было проведено исследование социальных репрезентаций форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период.

Метод

В исследовании приняли участие 133 мужчины и 207 женщин в возрасте 15-22 лет (М=17,46±1,84), учащиеся белорусских школ и средних специальных учреждений, не имеющие стажа супружеской жизни.

Для диагностики социальных репрезентаций различных форм психологического насилия использовалась «Шкала супружеского насилия», которая представляла собой адаптированный и модифицированный нами опросник, разработанный Д. Р. Фоллингстад и Д. Д. Дихард, для изучения представлений о понятии психологического насилия.

Опросник включает в себя 102 суждения (таблица 1), в совокупности составляющих 5 шкал:

  1. Угрозы физическому здоровью – 1-4 суждение.
  2. Чрезмерное контролирование физической свободы (изоляция, ограничения, унижения) – 5-8 суждение.
  3. Общая дестабилизация (запугивание, унижения, изоляция, монополизация) – 9-27 суждение.
  4. Доминирование/контроль поведения (ревность, подозрения, изоляция, ограничения, монополизация, контролирование, эмоциональный отказ/шантаж, вербальная агрессия, высокомерие) – 28-83 суждение.
  5. Неадекватное разрешение супружеских проблем (ригидное следование гендерной роли, отказ от исполнения гендерной роли) – 84-102 суждение.

Модификация опросника состояла в том, что респондентам предлагалось заполнить две формы. Форма А предназначалась для оценки форм психологического насилия с позиции жены, а форма В – с позиции мужа. Ответы на вопрос «Являются ли эти действия насилием?» оценивались по трехбалльной шкале: «нет» – 1 балл, «возможно» – 2 балла, «да» – 3 балла.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенного исследования были получены данные о представлениях молодых людей, не имеющих опыта супружеской жизни, о психологическом насилии с позиций жены и мужа. (Таблица 1).

Таблица 1. Позиционные различия в репрезентациях психологического насилия в супружеских отношениях

Анализ таблицы показывает, что по большинству квалификационных оценок действий, описывающих те или иные формы психологического насилия в супружеских отношениях, позиционных различий не обнаружено.

Вместе с тем, к более «мужским» формам психологического насилия в представлениях молодых людей с позиции жены относятся угрозы физической агрессии как в адрес супруги, так и кого-либо из членов семьи, детей или друзей; ограничения (лишение сна); унижения (обращение с женой как с проституткой); запугивание, вербальная и косвенная агрессия (крик; выражение злости, если жена не соглашается с мужем; угрозы; разрушение предметов мебели; критика внешнего вида жены; обвинения жены в своих собственных проблемах); монополизация (требование повиновения каждому приказу или желанию; настаивание на том, чтобы жена отвечала на любой вопрос мужа; принуждение жены жить только интересами мужа; вмешательство в дела жены с требованиями, чтобы она все бросила и немедленно сделала то, что необходимо мужу; убеждение, что обед и работа по дому должны быть сделаны тогда, когда муж этого захочет); ограничения (когда супруги вместе, муж не позволяет жене «даже пошевелиться» без его ведома; отказ жене в праве на личное время; решение, что жена должна есть, какой косметикой пользоваться, какую одежду носить и прочее; отказ в деньгах, необходимых на содержание семьи и ведение домашнего хозяйства); контролирование (принуждение к отчету, где жена была); эмоциональный отказ (запрет на выражение женой собственных чувств).

К более «женским» формам психологического насилия в представлениях молодых людей с позиции мужа относятся запугивание (угрозы причинить вред себе); монополизация (отвлечение мужа от работы; запреты на свободу перемещений без сопровождения жены; принуждение обращаться к себе всякий раз, когда муж нуждается в деньгах); изоляция (отъезды из дома на длительное время в течение дня или ночи без каких-либо объяснений; принятие важных решений без участия мужа); отказ от исполнения гендерной роли (пассивность в воспитании детей; демонстрация потери сексуального интереса к мужу).

Таблица 2. Действия супругов, квалифицируемые как психологическое насилие

 

Примечание. М – муж, Ж – жена.

Угрозы физическому здоровью, чрезмерное контролирование, физические свободы, и дестабилизация, наиболее вероятно, были бы восприняты как психологическое насилие, тогда как неподходящие поведения редко рассматривались как неотъемлемо оскорбительные.

Социализация детей – это один из путей, по которому репрезентации формируют нашу социальную реальность. Дети взаимодействуют со своими родителями, которые «пропитаны» социальными репрезентациями, основанными на их детском и взрослом опыте, на их общении и социальных интеракциях. Родители взаимодействуют с детьми в рамках этих социальных репрезентаций, определяющих символическое значение различных типов детского поведения. Таким образом, именно они становятся составной частью личности и ее интеракций с другими людьми.

Форма и содержание социальных репрезентаций будут определять направление и средства, с помощью которых группа принимает незнакомое. Это происходит в процессах социальных интеракций и коммуникаций: таким образом, незнакомое становится знакомым через использование его в вербальном общении и в конечном счете в социальных интеракциях между членами группы.

Социальные репрезентации характеризуют социальную реальность, которая возникает в результате интеракций и коммуникаций человека в социальном и физическом мире.

Социальные репрезентации обеспечивают порядок, по которому люди могут понимать и интерпретировать свой материальный и социальный мир и могут стать действующими лицами в социальной жизни.

Литература

  1. Фурманов И. А., Дмитриева Д. Я. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье / Белорусский психологический журнал. — № 1 (5), 2005. — 33–40.
  2. Фурманов И. А., Дмииева Д. Я. Психологическое насилие в супружеских отношениях / Адукацыя і выхаванне. — № 1, 2006. — С. 49–53.
  3. Dmitrijeva D. Vardabiba prêt sievieti gimene // Psihologija Mums. — 2004. — № 9 (11). — Lpp. 40–45.
  4. Follingstad D. R., Dehart D. D. Defining Psychological Abuse of Husbands Toward Wives Contexts, Behaviors, and Typologies // J. of interpersonal violence. — 2000. — Vol. 15, №. 9 . — P. 891–920 .
  5. NiCarthy G. Getting free: A handbook for women in abusive relationships. — Seattle, WA: Seal Press, 1986.
  6. Rodenburg F. A. & Fantuzzo, J. W. The Measure of Wife Abuse: Steps toward the development of a comprehensive assessment technique // J. of Family Violence. — 1993 . — № 8. — P. 203–228.
  7. Sonkin D. J., Martin D. & Walker L. E. The male batterer: A treatment approach. — New York: Springer, 1985.
  8. Tolman R. M. The development of a measure of psychological maltreatment of women by their male partners // Violence and Victims. — 1989. — № 4. — P. 159–177.
  9. Walker L. E. The battered woman syndrome. — New York: Springer, 1984.
  10. O'Leary, K. D. (1988). Physical aggression between spouses: A social learning theory perspective. In V. B. Van Hasselt, R. L. Morrison, A. S. Bellack, & M. Hersen (Eds.), Handbook offamily violence (pp. 31–55). New York: Plenum.
  11. O'Leary, K. D., Barling, J., Arias, 1., Rosenbaum, A., Malone, J., & Tyree, A. (1989). Prevalence and stability of physical aggression between spouses: A longitudinal analysis / Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 263–268.

Напечатана в журнале «Психологический журнал». — № 1 (13), 2007. — С. 60–67.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Феноменологическая психология Э. Гуссерля
    Феноменологическая психология Э. Гуссерля Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Феноменологическая психология Э. Гуссерля рассматривается в контексте сформулированной Л. С. Выготским идеи о существовании в психологии двух несовместимых тенденций. Утверждается, что если центром тенденции, ориентированной на образцы естественных наук, признается экспериментальная психология, то аналогичным центром альтернативной тенденции следует признать феноменологическую психологию.

    Подробнее

  • Надо и должна
    Надо и должна Психологические статьи Популярная психология

    Ребенок рождается с требованием «хочу». Потом возникает понятие «надо» и «должна». Со временем у взрослого человека появляется слишком много «перевернутых» долженствований. Обычно с чем работают психотерапевты? Как раз с тем, чтобы человек разобрался в том, чего он хочет. И не подменял свои желания желаниями других, и не навешивал «чужие роли» на своих близких.

    Подробнее

  • Моральная регуляция агрессивного поведения детей
    Моральная регуляция агрессивного поведения детей Психологические статьи Детская психология Научные публикации||Психологический журнал

    Обсуждается роль вины, стыда и совестливости в моральной регуляции агрессивного поведения. Реализация агрессии во многом зависит от силы Сверх–Я. Здесь мы выделяем три компонента, регулирующих проявление агрессивности: «ограничивающее Сверх–Я», которое проявляется как совестливость, «укоряющее Сверх–Я» — как чувство вины и «высмеивающее Сверх–Я» — как чувство стыда.

    Подробнее

  • Первое впечатление: улыбка воспринимается быстрее
    Первое впечатление: улыбка воспринимается быстрее Психологические статьи Психология общения

    Наш мозг получает первое впечатление о социальных сигналах других людей уже через 100 миллисекунд (0,1 сек) после того, как мы посмотрим на чье-то лицо. Однако насколько правильно мы воспринимаем сигналы других людей? Международная группа экспертов провела углубленное исследование того, как мы обрабатываем выражения эмоций на лицах других людей

    Подробнее

  • Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке
    Основные направления методологических исследований и разработок в современной российской психологической науке Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Рассматривается проблема методологических оснований современного психологического знания. Представляются основные подходы к методологии, сложившиеся в русскоязычной психологической традиции. Описываются контуры новой методологии психологической науки. Предлагаются составляющие методологии психологии: когнитивная, коммуникативная и практическая с выделением соответствующих методологий.

    Подробнее

  • Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать
    Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать Консультация психолога онлайн Психология отношений Семейная психология

    Здравствуйте. Не думал, что когда-либо обращусь к кому-то со своими проблемами, но я уже не знаю что делать. Два года назад я женился. Не по залёту, как думали многие. Там были чистые чувства. Короче я не об этом. Пол года назад начались проблемы. Она начала мне постоянно врать по любому поводу. Делала меня крайним в любой сложившейся проблеме. Ну и тому…

    Подробнее

  • Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости
    Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлены результаты сравнительного анализа феноменологии состояния наученной беспомощности, атрибутивного стиля и содержания мотивов учебной деятельности у школьников с различными уровнями успеваемости. Апробированы зарубежные и предложена авторская экспериментальная ситуация для фиксации проявлений наученной беспомощности. В итоге исследования выявлены факты, не соответствующие теоретической модели М. Селигмана, а именно – отсутствие корреляций проявлений беспомощности с атрибутивным стилем и с уровнем академических успехов учащихся.

    Подробнее

  • Он не хочет работать над отношениями
    Он не хочет работать над отношениями Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Как включить любимого в работу над отношениями?

    Здравствуйте. 

    Меня зовут Настасья, мне 26 лет. Мы с моим любимым вместе почти 2 года, все это время живем вместе, оба работаем, особ не нуждаемся. Для меня это уже 3й опыт совместной жизни, серьезных отношений (предыдущие длились макс. чуть больше года, был очень болезненный разрыв). Для него - первый, ему 27 лет, до этого у него было пару увлечений, влюбленностей, отчасти безответных. Я его люблю и уверена, что именно с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Хотя четкого о ней представления я не имею... Но это отдельная тема - я знаю о своих проблемах, о нелюбви к себе и неуверенности, постоянно хожу к своему психологу, мы над этой проблемой и многими другими работаем. Один раз даже вместе с парнем сходили к другому психологу, я была инициатором - чтобы улучшить наши отношения. Но у меня возникла острая необходимость именно сейчас (поскольку психолог в отпуске) задать кому-то этот вопрос. 

    У нас много разных ситуаций и нюансов в отношениях, но я знаю, что он тоже хочет, чтобы у нас все получилось, чтобы мы были вместе и чтобы это не было так проблемно, как сейчас. Но больше к психологу он ходить не хочет. И он уверен в том, что сам знает, что и как делать, чтобы сохранить наши отношения. В основном это конечно требования ко мне) Но мы уже договорились (спустя почти 2 года), что менять друг друга - это не метод построения отношений. В общем, в силу своего опыта, любив, будучи уже любимой, расставшись, встречаясь с психологом, читая книжки и статьи, я стараюсь вести себя и строить отношения так, как ''советуют'' эти специалисты, так, чтобы они были долгими, взаимными, полными любви и искренности, поддержки. Такими я хочу, чтобы они были. Но одних моих действий и знаний недостаточно. Но я не знаю, как приобщить, включить любимого в этот процесс!

    Недавно у нас была ссора, после которой мы решили ''начать заново и очень стараться'', договорились о некоторых вещах. И я была уверена, что теперь он будет более чутким к моим предложениям по улучшению совместной жизни. Какое-то время так и было. Однажды я попросила его, как меня учила психолог, о том, чтобы мы с ним каждый вечер садились и искренне обсуждали интересующие нас темы, рассказывали о себе, как прошел день, что делать на выходных, что нам нравится и нет. (Это одна из тех вещей, на которых лично для меня строятся близкие отношения и любовь - это понимание! А чтобы было понимание, мне необходимо человека узнавать и чувствовать. А у меня это через беседу происходит. Я ему это все объяснила и мягко спросила его согласия) Во время этого разговора он сидел, потупив взгляд и немного отстранившись от происходящего. Хотя согласился беседовать каждый вечер. Но прошла неделя, и мы так и не поговорили, как договаривались. И вот пару дней назад я напомнила ему об этом, и мы пошли, уединились в комнате с чайком, и я хотела обсудить, почему мы не общаемся все же. Но он перевел тему на другое. На то, что ''Вот такие натянутые разговоры, постоянные выяснения отношений ничем нам не помогут. Нужно просто научиться радоваться жизни, себе самим, а ПОТОМ уже друг другу''. В чем-то он конечно прав. Но по его мнению чувство любви тогда вернется САМО СОБОЙ. Поэтому он предлагает ни в чем не копаться, а жить как живется, легко и радостно просто идти по жизни, занимаясь личными делами и не ''усложняя'' все. Ну мы и отдалились, ушли типа от ответственности друг перед другом, то есть живем, как будто мы не обременены отношениями. Практически не разговариваем, хотя постоянно в компании, с друзьями общаемся. Не целуемся, сексом не занимаемся, спим под разными одеялами и при этом я делаю вид что все хорошо! И это под одной крышей... тяжко... но не об этом((.

    Я понимаю, у него сейчас такая стадия, когда хочется свободы, и потом он захочет вернуться к близости... Но даже когда у нас отношения на подъеме, он сторонится всяких разговоров, чтения статей, на которые я ему присылала ссылки, выяснения отношений... Я понимаю, это ему все ''усложняет''. Влюбленность у нас была волшебная. И несколько раз что-то подобное за 2 года возобновлялось)) Но в остальном ежедневно мы имеем натянутые и скорее соседские отношения, чем любовь и перспективы счастья вдвоем... Зная, как нам бывает хорошо, что мы в принципе можем обо всем договориться, что мы подходим друг другу и любим (я уверена, он тоже любит, просто не привык любовь видеть такой) - я верю, что у нас все получится!!! По-моему, он путает любовь с влюбленностью и никак не хочет осознавать, что это разные вещи, что отношения вообще требуют работы, требуют выбора любить! Или это я заблуждаюсь? Я боюсь ему навязывать это мнение, разрушать его мечты об идеальной любви и о том, что все может быть просто и само собой (нет, оно конечно так и будет, но для этого надо сначала научиться тому, что потом будет само собой)).

    Я понимаю, что я не такой человек, чтобы одной ''вытянуть'' наши отношения... Я не могу одна танцевать этот парный танец... Помогите! Как сохранить нашу любовь? 

    Подробнее

  • Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей?
    Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Я пытаюсь скорректировать свой вес, но делаю только хуже. Я постоянно думаю о еде. Ограничиваю себя. Как итог - срыв и переедание. В последние дни мысли стали настоящим наваждением. Я не знаю, за каким занятием спрятаться от них. У меня замечательная жизнь: живу с молодым человеком, хожу на любимую работу, езжу в другой город к заботливым родителям. Меня понимают, что для меня является самым ценным. Многие заедают стрессы, но у меня все наоборот: в момент стресса я могу ничего не есть, но как только все становится прекрасно, ем все подряд. Жить стало тяжелее. Меня беспокоит то, что я раньше считала чем-то несерьёзным и меня не касающимся. Очень прошу помощи. Как перестроится и убежать от мыслей? Спасибо

    Подробнее

  • Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта
    Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта Психологические статьи Психология детей и подростков

    Обсуждается проблема соотношения нормативности и индивидуальности в поведении ребенка. Рассматривается возможность формирования у ребенка нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения). Обосновывается медиаторная функция родителей в дисциплинировании ребенка.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси