Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период | Семейная психология

Рубрика: Психология отношений

Социальные репрезентации форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период

И. А. Фурманов

Обсуждается понятие и диагностические критерии психологического насилия. Акцентируется внимание на двух различных точках зрения в толковании феномена психологического насилия: социополитической и психологической. Рассматриваются проблема и последствия использования психологического насилия в супружеских отношениях. Анализируются закономерности зависимости эмоционального состояния супругов-жертв от категории психологического насилия.

Ключевые слова: социальные репрезентации, насилие, психологическое насилие.

Супружеское насилие не имеет никаких экономических, образовательных, расовых или религиозных границ. Оно может происходить в семьях всех слоев общества. Причем в качестве агрессора и жертвы могут выступать как мужчины, так и женщины. Однако, несмотря свидетельства статистики, что насилие над женами более распространенное явление, все же некоторые жены могут представлять серьезную реальную угрозу для их мужей.

Супружеское насилие в целом – это неправомерное использование, употребление силы, власти и контроля, это попытка принуждать и управлять супругом через физическое или психологическое воздействие.

Физическое воздействие включает – истязания, пытки, избиение, толчки, царапание, кусание, хватание, удушение, посягательства сексуального характера, использование холодного и огнестрельного оружия.

Психологическое воздействие включает – многообразные разновидности принуждения (коммуникативного, сексуального, экономического и прочее), основу которых составляют вербальная и косвенная агрессии и различные формы проявления негативизма.

Исходя из приведенных выше определений, физическое насилие, по крайней мере по его последствиям, всегда конкретно и однозначно, поскольку сопряжено с действиями, результатом которых есть причинение намеренного физического (телесного) ущерба. Психологическое насилие, понимаемое как любые действия с намерением унизить, оскорбить и/или нарушить психическое равновесие, часто неконкретно и неоднозначно, поскольку его трактовка зависит от целого ряда факторов субъективного характера: восприятия, понимания, оценки действий другого человека, прошлого и/или настоящего опыта подобных отношений и прочее.

Вместе с тем, в самом обобщенном виде, под паттерном психологического насилия мы будем понимать террор и запугивание человека; принуждение делать что-либо; помещение или угроза поместить человека в опасные для жизни условия; отказ замечать присутствие человека, признавать его значимость и достоинство; коммуникацию с целью демонстрации его бесполезности; обесценивание его мыслей, чувств и поступков; оскорбление, издевательство, обращение только по кличке, передразнивание, инфантилизацию; физическое заточение; запрет на нормальные контакты с другими, ограничение свободы человека; развращение; эмоциональная холодность.

В психологической литературе, посвященной насилию в семье, отмечается, что агрессивные отношения между супругами могут стать моделью или образцом, на основе которых дети усваивают – насилие является приемлемым или эффективным средством разрешения конфликтов с другими людьми. В модели социального научения образец вербальных и/или физических действий рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий другого человека. Существенная роль при этом принадлежит влиянию первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению.

Кроме того, описывается феномен так называемой «эстафеты насилия». Суть его сводится к тому, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Примечательно, что этот феномен имеет длительное действие: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами.

Таким образом, наблюдая за интеракциями и коммуникациями собственных родителей между собой, у ребенка возникают представления о супружеских отношениях. Эти возникшие в детстве социальные репрезентации на основе интернализации символического значения супружеского поведения будут формировать ту мыслительную окружающую среду, которая в будущем определит восприятие и понимание индивидом реальности супружеских отношений и будет направлять его действия с позиции определенной супружеской роли. Вместе с тем, как отмечает В. А. Янчук, социальные репрезентации как направляют социальные действия личности, так и позволяют другим понять эти действия. При этом отмечается, что, когда личности разделяют одни и те же социальные репрезентации, действия понимаются и оцениваются релевантно. Когда социальные репрезентации не разделяются, происходит неверное истолкование действия.

Социальные репрезентации супружеских отношений, восприятие и понимание взаимодействия между мужем и женой в семье не только возникают, но и существуют в пределах определенной традиции и культуры. Если рассмотреть феномен физического насилия в супружеских отношениях, то можно отметить, что все еще существующий патриархальный уклад семейной жизни, а также большая физическая сила мужчины, достаточно четко определяют, кто в семье выступает в роли агрессора, а кто – жертвы.

Сложнее дело обстоит с психологическим насилием, поскольку многие формы коммуникации между супругами, являющиеся по сути деструктивными и разрушительными для супружеского взаимодействия и достаточно травматичными по своим последствиям для каждого из партнеров, часто расцениваются как нормативные, а, следовательно, вполне допустимые. Многие супруги, возможно, даже не догадываются, что являются агрессорами или жертвами психологического насилия.

С целью прояснения данной научной проблемы было проведено исследование социальных репрезентаций форм психологического насилия в супружеских отношениях в добрачный период.

Метод

В исследовании приняли участие 133 мужчины и 207 женщин в возрасте 15-22 лет (М=17,46±1,84), учащиеся белорусских школ и средних специальных учреждений, не имеющие стажа супружеской жизни.

Для диагностики социальных репрезентаций различных форм психологического насилия использовалась «Шкала супружеского насилия», которая представляла собой адаптированный и модифицированный нами опросник, разработанный Д. Р. Фоллингстад и Д. Д. Дихард, для изучения представлений о понятии психологического насилия.

Опросник включает в себя 102 суждения (таблица 1), в совокупности составляющих 5 шкал:

  1. Угрозы физическому здоровью – 1-4 суждение.
  2. Чрезмерное контролирование физической свободы (изоляция, ограничения, унижения) – 5-8 суждение.
  3. Общая дестабилизация (запугивание, унижения, изоляция, монополизация) – 9-27 суждение.
  4. Доминирование/контроль поведения (ревность, подозрения, изоляция, ограничения, монополизация, контролирование, эмоциональный отказ/шантаж, вербальная агрессия, высокомерие) – 28-83 суждение.
  5. Неадекватное разрешение супружеских проблем (ригидное следование гендерной роли, отказ от исполнения гендерной роли) – 84-102 суждение.

Модификация опросника состояла в том, что респондентам предлагалось заполнить две формы. Форма А предназначалась для оценки форм психологического насилия с позиции жены, а форма В – с позиции мужа. Ответы на вопрос «Являются ли эти действия насилием?» оценивались по трехбалльной шкале: «нет» – 1 балл, «возможно» – 2 балла, «да» – 3 балла.

Результаты и их обсуждение

В результате проведенного исследования были получены данные о представлениях молодых людей, не имеющих опыта супружеской жизни, о психологическом насилии с позиций жены и мужа. (Таблица 1).

Таблица 1. Позиционные различия в репрезентациях психологического насилия в супружеских отношениях

Анализ таблицы показывает, что по большинству квалификационных оценок действий, описывающих те или иные формы психологического насилия в супружеских отношениях, позиционных различий не обнаружено.

Вместе с тем, к более «мужским» формам психологического насилия в представлениях молодых людей с позиции жены относятся угрозы физической агрессии как в адрес супруги, так и кого-либо из членов семьи, детей или друзей; ограничения (лишение сна); унижения (обращение с женой как с проституткой); запугивание, вербальная и косвенная агрессия (крик; выражение злости, если жена не соглашается с мужем; угрозы; разрушение предметов мебели; критика внешнего вида жены; обвинения жены в своих собственных проблемах); монополизация (требование повиновения каждому приказу или желанию; настаивание на том, чтобы жена отвечала на любой вопрос мужа; принуждение жены жить только интересами мужа; вмешательство в дела жены с требованиями, чтобы она все бросила и немедленно сделала то, что необходимо мужу; убеждение, что обед и работа по дому должны быть сделаны тогда, когда муж этого захочет); ограничения (когда супруги вместе, муж не позволяет жене «даже пошевелиться» без его ведома; отказ жене в праве на личное время; решение, что жена должна есть, какой косметикой пользоваться, какую одежду носить и прочее; отказ в деньгах, необходимых на содержание семьи и ведение домашнего хозяйства); контролирование (принуждение к отчету, где жена была); эмоциональный отказ (запрет на выражение женой собственных чувств).

К более «женским» формам психологического насилия в представлениях молодых людей с позиции мужа относятся запугивание (угрозы причинить вред себе); монополизация (отвлечение мужа от работы; запреты на свободу перемещений без сопровождения жены; принуждение обращаться к себе всякий раз, когда муж нуждается в деньгах); изоляция (отъезды из дома на длительное время в течение дня или ночи без каких-либо объяснений; принятие важных решений без участия мужа); отказ от исполнения гендерной роли (пассивность в воспитании детей; демонстрация потери сексуального интереса к мужу).

Таблица 2. Действия супругов, квалифицируемые как психологическое насилие

 

Примечание. М – муж, Ж – жена.

Угрозы физическому здоровью, чрезмерное контролирование, физические свободы, и дестабилизация, наиболее вероятно, были бы восприняты как психологическое насилие, тогда как неподходящие поведения редко рассматривались как неотъемлемо оскорбительные.

Социализация детей – это один из путей, по которому репрезентации формируют нашу социальную реальность. Дети взаимодействуют со своими родителями, которые «пропитаны» социальными репрезентациями, основанными на их детском и взрослом опыте, на их общении и социальных интеракциях. Родители взаимодействуют с детьми в рамках этих социальных репрезентаций, определяющих символическое значение различных типов детского поведения. Таким образом, именно они становятся составной частью личности и ее интеракций с другими людьми.

Форма и содержание социальных репрезентаций будут определять направление и средства, с помощью которых группа принимает незнакомое. Это происходит в процессах социальных интеракций и коммуникаций: таким образом, незнакомое становится знакомым через использование его в вербальном общении и в конечном счете в социальных интеракциях между членами группы.

Социальные репрезентации характеризуют социальную реальность, которая возникает в результате интеракций и коммуникаций человека в социальном и физическом мире.

Социальные репрезентации обеспечивают порядок, по которому люди могут понимать и интерпретировать свой материальный и социальный мир и могут стать действующими лицами в социальной жизни.

Литература

  1. Фурманов И. А., Дмитриева Д. Я. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье / Белорусский психологический журнал. — № 1 (5), 2005. — 33–40.
  2. Фурманов И. А., Дмииева Д. Я. Психологическое насилие в супружеских отношениях / Адукацыя і выхаванне. — № 1, 2006. — С. 49–53.
  3. Dmitrijeva D. Vardabiba prêt sievieti gimene // Psihologija Mums. — 2004. — № 9 (11). — Lpp. 40–45.
  4. Follingstad D. R., Dehart D. D. Defining Psychological Abuse of Husbands Toward Wives Contexts, Behaviors, and Typologies // J. of interpersonal violence. — 2000. — Vol. 15, №. 9 . — P. 891–920 .
  5. NiCarthy G. Getting free: A handbook for women in abusive relationships. — Seattle, WA: Seal Press, 1986.
  6. Rodenburg F. A. & Fantuzzo, J. W. The Measure of Wife Abuse: Steps toward the development of a comprehensive assessment technique // J. of Family Violence. — 1993 . — № 8. — P. 203–228.
  7. Sonkin D. J., Martin D. & Walker L. E. The male batterer: A treatment approach. — New York: Springer, 1985.
  8. Tolman R. M. The development of a measure of psychological maltreatment of women by their male partners // Violence and Victims. — 1989. — № 4. — P. 159–177.
  9. Walker L. E. The battered woman syndrome. — New York: Springer, 1984.
  10. O'Leary, K. D. (1988). Physical aggression between spouses: A social learning theory perspective. In V. B. Van Hasselt, R. L. Morrison, A. S. Bellack, & M. Hersen (Eds.), Handbook offamily violence (pp. 31–55). New York: Plenum.
  11. O'Leary, K. D., Barling, J., Arias, 1., Rosenbaum, A., Malone, J., & Tyree, A. (1989). Prevalence and stability of physical aggression between spouses: A longitudinal analysis / Journal of Consulting and Clinical Psychology, 57, 263–268.

Напечатана в журнале «Психологический журнал». — № 1 (13), 2007. — С. 60–67.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Притча - рассказ ''Душевный доктор''
    Притча - рассказ ''Душевный доктор'' Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о любви

    Подробнее

  • Мне очень трудно взяться за что-то новое и неизвестное. Я нерешительна. Подскажите, в каком направлении двигаться
    Мне очень трудно взяться за что-то новое и неизвестное. Я нерешительна. Подскажите, в каком направлении двигаться Вопрос психологу Психология успеха Популярная психология

    Добрый день!
    Моя проблема состоит в моей нерешительности, неуверенности в своих возможностях. Мне очень трудно взяться за что-то новое, неизвестное. Всякий раз возникают мысли: ''С чего начать? Куда обращаться? А вдруг не получится?'' и т. п. Мне помогает, когда меня подбадривают, подталкивают вперёд позитивными напутствиями, выказывают уверенность в моих силах. Без поддержки я впадаю в бездействие. ''Лучше ничего не делать, чем делать то, в чём не уверена'' – таков мой внутренний девиз.
    В настоящий момент я планирую создать свой сайт. Но столько тревоги, неуверенности в том, будет ли успешна данная задумка.
    Недоверие к себе тормозит мою активность. К тому же, за свои 23 года я почти не принимала самостоятельных решений. Большую часть своих проблем перелаживала на родителей. Т. е. они скорее сами за меня что-то выбирали, решали, считая это само собой разумеющимся, редко требуя от меня инициативы. Впрочем, видимо, видели, что бесполезно чего-то ждать от меня.
    Сейчас мне важно научиться быть самостоятельной, уверенной и решительной. Подскажите, в каком направлении двигаться, чтобы достичь этого?

    Подробнее

  • Теоретико-методологические факторы развития социальной психологии в Республике Беларусь
    Теоретико-методологические факторы развития социальной психологии в Республике Беларусь Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Отталкиваясь от модели дифференциации и интеграции социально–психологической отрасли науки, реализован тематический анализ и контент–анализ диссертационных исследований, выполненных белорусскими психологами в период с 1960 по 1991 гг. Теоретико–методологические факторы развития социальной психологии в Беларуси в изучаемый период определили специфику предмета психологии как науки, направление межотраслевой дифференциации и междисциплинарной интеграции социальной и педагогической психологии, а также центральные и периферийные теории, которые, в свою очередь, определили содержание и структуру социально–психологических исследований.

    Подробнее

  • Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка
    Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка Психологические статьи Психология семьи Психология детей и подростков

    Семья, как один из важнейщих факторов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. Обследование детей подросткового и юношеского возраста с деструктивной и асоциальной направленностью агрессивного поведения, а также с предрасположенностью к физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизму позволило выявить стили семейного воспитания, провоцирующие названные нарушения поведения.

    Подробнее

  • Как помочь себе справиться после катастрофы?
    Как помочь себе справиться после катастрофы? Вопрос психологу Психология и стресс Психотерапия

    Здравствуйте. Я ехала в метро, во время взрыва находилась в первом вагоне. Шок был сильнейший. Как только вышла пошла скорей домой. Мне даже тяжело описать что со мной было. Мне было очень страшно. Этот страх сохранялся целую неделю. Со мной все время кто-то был. Меня не оставляли одну. Мне было страшно даже просто выйти на улицу. По жизни я очень эмоциональный чловек, но я вижу всю эту картину и не могу даже заплакать. И, в то же время, я чувствую, что я похоже всего этого еще не осознала. Я понимаю, что я просто стараюсь уйти от воспоминаний, но когда я вижу что-то что бы мне напомнило об этом ужасе, например, статью в газете, меня начинает аж трясти, и сразу же очень сильно болит голова, как в первые дни после взрыва. Я понимаю, если б я поплакала мне стало бы легче, но во мне как будто исчезли все эмоции. Чем больше проходит времени я понимаю что со мной что-то не то. Хотя я была очень чувствительным человеком. Я очень хорошо понимала и разделяла радость и печаль. Меня даже пугает мое теперешнее состояние. Подскажите пожалуйста что мне делать?

    Подробнее

  • Плачущая женщина
    Плачущая женщина Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о плачущей и постоянно жалующейся женщине.

    Подробнее

  • Интеллект против Сознания
    Интеллект против Сознания Психологические статьи Популярная психология

    Знакомство со статьями Дарио Саласа и его книгами, позволило окунуться в мир малоизвестной у нас герметической философии, называемой на Западе «матерью всех наук».

    Подробнее

  • Психология сексуальной привлекательности
    Психология сексуальной привлекательности Психологические статьи Психология отношений

    Установлено, что мужчины более солидарны друг с другом в вопросе о том, какая женщина привлекательна, а какая — нет. Среди женщин такого единодушия не обнаружили. А также опровергнут миф о том, что мужчины менее избирательны.

    Подробнее

  • Как улучшить память?
    Как улучшить память? Психологические статьи Психология успеха

    Здравствуйте! На данный момент я являюсь студенткой. Совмещаю работу с учёбой. Запоминать приходится очень много, но память постепенно сдаёт свои позиции. Всё чаще приходится прибегать к помощи ручки и записной книжки. Прошу совета, как улучшить память? Возможно есть какие-либо методы, упражнения или же кроме витаминов ничто не поможет? Спасибо.

    Подробнее

  • Арт-терапия: глиняное чудо
    Арт-терапия: глиняное чудо Психологические статьи Психотерапия Психотерапия

    Арт-терапия (терапия искусством) — одно из самых многогранных направлений психотерапии. Искусство является питательной почвой для арт-терапевтического процесса, а источниками самовыражения служат материалы природного происхождения. Как психолог, в своей работе я очень люблю применять глину.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси