Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

И. А. Фурманов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии БГУ

Обсуждается согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта. Отмечается, что наиболее согласованными тактиками разрешения родительско-детского конфликта у матерей и отцов являются ненасильственное дисциплинирование и психологическая агрессия в отношении детей. Согласованность действий родителей нарушается в отношении использования телесных наказаний и жестокого обращения в отношении ребенка в зависимости от его пола. Указывается, что отцовское поведение при разрешении родительско-детского конфликта оказывает большее влияние на материнские тактики воспитательного воздействия на ребенка. Чрезмерно агрессивные или чрезмерно «демократичные» действия со стороны одного их родителей могут по-разному влиять на поведение другого родителя в отношении ребенка – они могут либо побуждать к более мягким и ненасильственным методам разрешения дисциплинарного конфликта, в первом случае, либо усиливать проявления враждебности и жестокости, во втором.

Ключевые слова: дисциплина, дисциплинирование, психологическая агрессия, телесные наказания, проявления жестокости, тактики разрешения родительско-детского конфликта.

Дисциплина является одной из основных характеристик контроля родителей над поведением ребенка. Необходимость дисциплинирования ребенка возникает тогда, когда ребенок совершает тот или иной проступок. Проступок можно определить как такое поведение ребенка, которое родитель воспринимает как нежелательное и нуждающееся в исправлении. Нежелательное поведение может быть либо действиями, которые родитель хочет, чтобы ребенок прекратил, либо действиями, когда ребенок не выполняет то, что требует от него родитель.

В литературе рассматриваются различные основания для выделения и описания видов дисциплинирования детей. В частности, предлагается разделять дисциплину на ненасильственную (индуктивную, ориентированную на побуждение ребенка) и насильственную (принудительную, ориентированную на использование силы и власти родителем) [1]. Главная особенность индуктивной дисциплины состоит в том, что она сосредоточена на научении ребенка навыкам распознавания плохих и хороших поступков в собственном и других людей поведении [2] и основывается на уважении, авторитете, демонстрации образца поведения взрослым. В противовес, принудительная дисциплина сосредоточена на наказаниях, включающих физическую и психологическую агрессию (битье, оскорбления, лишение привилегий и прочее). Считается, что индуктивные методы поддержания дисциплины имеют преимущество из-за более высокой вероятности интернализации позитивных поступков [1] и более низкой вероятности усвоения нежелательных моделей поведения [3]. Тем не менее, большинство родителей используют и те, и другие методы дисциплинирования, и это лишний раз подтверждает, что комбинация индуктивных и принудительных методик является самой эффективной для улучшения детского поведение [4] [5].

По иным основаниям различают проактивную (профилактическую, превентивную) и реактивную (корректирующую) дисциплины. Профилактическая дисциплина опирается на установление и ожидания родителями соблюдения правил до совершения ребенком проступка. Корректирующая дисциплина предполагает действия родителей в ответ на совершенный поступок с целью его исправления. И хотя тактики предотвращения и исправления взаимодействуют, последствия использования этих тактик совершенно различны. В частности, отмечаются преимущества превентивной тактики родителей [6]. Обе тактики – необходимые части социализации, потому что даже родители, которые ориентированы на профилактические аспекты воспитания, должен прибегать к корректирующим воздействиям, поскольку детская способность управлять собственным поведением прогрессирует медленно [5]. Вместе с тем, доказано, что как отказ предпринимать корректирующее действие, так и неадекватная корректирующая дисциплина, являются факторами риска для возникновения детских поведенческих проблем [7] [8] [9] [10] [11].

Большинство родителей имеют собственную систему представлений о том, каким должно быть поведение ребенка. Поэтому нарушение ребенком дисциплины, когда его поведение приводит к возникновению у родителя состояния диссонанса, как правило, приводит к родительско-детскому конфликту. Состояние консонанса достигается действиями родителя, направленными на исправление проступка ребенка.

Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования, тактики разрешения родительско-детского конфликта в сфере воспитания существенно различаются в зависимости от пола ребенка и самого родителя [12] [13]. В частности, отмечается, что в целом матери чаще, чем отцы, применяют дисциплинарные воздействия в отношении детей [14] [15], поскольку проводят с ними больше времени [16]. Матери и отцы также имеют тенденцию использовать различные методы дисциплины. Например, было установлено, что отцы чаще использовали принудительные тактики, чем матери, в то время как матери чаще прибегают к индуктивной дисциплине, чем отцы [17] [18]. Матери и отцы не различались по таким формам поддержания дисциплины, как наказания без объяснения причин и психологическая агрессия [18].

Телесные наказания были центром исследования психологов чаще, чем другие формы дисциплины. Литература представляет противоречивые данные относительно того, используют ли отцы телесное наказание чаще или реже, чем матери [18] [19]. Некоторые исследования свидетельствуют, что матери и отцы в одинаковой степени отдают предпочтение использованию различные форм телесных наказаний. Однако было выявлено, что отцы в большей мере склонны к использованию физического сдерживания, чем матери. В отношении такого наказания, как порка/битье, также не было обнаружено значимых различий между матерями и отцами. Вместе с тем в ситуации выбора наказания (то есть бить или не бить) отцы чаще отдают предпочтение сдерживанию, а матери порке и битью [20] [21].

Справедливости ради необходимо отметить, что матери и отцы наряду с телесными наказаниями используют и другие дисциплинарные техники. Такие данные могут представлять определенную ценность, так как эффективность метода дисциплины может зависеть от того, с какими другими методами он сочетается. Например, эффективность телесного наказания может зависеть от того, используют ли родители также урезонивание и объяснение [5].

Одним из «золотых» правил воспитания ребенка является единообразие и согласованность требований к нему со стороны родителей. Именно выполнение этого правила обеспечивает стабильность детского реагирования на воспитательные воздействия родителей, снижает вероятность возникновения у детей невротических расстройств, нарушений поведения, агрессии и негативизма [22]. В предыдущих исследованиях были установлены и описаны значимые различия в методах воспитания родителями детей различного пола, проанализированы различия в структурах материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта в зависимости от пола родителя и пола ребенка [12] [13]. Вместе с тем данных о согласованности действий родителей при разрешении родительско-детского конфликта в литературе нами не обнаружено. Это и послужило предметом нашего исследования.

Метод

В исследовании использовалась картиночная версия шкалы поведения в родительско-детском конфликте (CTSPC-P – Picture-Card Version for Young Children of the Parent-to-Child Conflict Tactics Scales), разработанная К. Меберт и М. Строосом [19] [23] для оценки методов, используемых родителем для воспитания ребенка в возрасте от 6 до 9 лет. Она состоит из 4 наборов картинок (отец-сын, мать-сын, отец-дочь, мать-дочь), каждый из которых включает 22 картинки, изображающие сцены ненасильственного дисциплинирования, психологической агрессии и физического насилия (телесных наказаний, проявления жестокости и проявления чрезмерной жестокости). Ребенку показывалась картинка и его просили ответить, похожа ли ситуация изображенная на картинке на ту, которая есть в их семье. Если ребенок отвечал положительно, то ему давался ряд из пяти цветных кружков, обозначающих ответы («никогда» – 1 балл, «однажды» – 2 балла, «несколько раз» – 3 балла, «много раз» – 4 балла, «каждый раз» – 5 баллов), и просили сказать, как часто это случалось.

В исследовании приняли участие 173 городских младших школьников (86 мальчиков и 87 девочек) в возрасте 6–8 лет.

Результаты и их обсуждение

Проведенное исследование позволило определить взаимовлияние и взаимосвязи материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта.

Проведение ковариционного анализа позволило установить взаимовлияние родительских тактик разрешения конфликта с детьми. В частности, было определено, что применение матерями тактики ненасильственного дисциплинирования влияет на использование отцами ненасильственного дисциплинирования (F=12,721, р≤ 0,001) и телесных наказаний (F=6,386, р≤0,013); психологической агрессии – на психологическую агрессию (F=44,678, р≤0,001), ненасильственное дисциплинирование (F=10,481, р≤0,002) и проявление жестокости (F=7,136, р≤0,009); проявление жестокости – на психологическую агрессию (F=6,557, р≤0, 012).

В свою очередь применение отцами тактики ненасильственного дисциплинирования статистически значимо влияет на использование матерями ненасильственного дисциплинирования (F=27,246, р≤0,001), телесных наказаний (F=10,722, р≤0,002) и психологической агрессии (F=6,389, р≤0,013); психологической агрессии – на психологическую агрессию (F=37,357, р≤0,001), проявление жестокости (F=24,253, р≤0,001), проявление чрезмерной жестокости (F=19,618, р≤0,001) и использование телесных наказаний (F=5,882, р≤0,017); телесных наказаний – на проявление жестокости (F=16,832, р≤0,001), телесных наказаний (F=7,540, р≤0,007) психологическую агрессию (F=5,889, р≤0,017) и проявление чрезмерной жестокости (F=5,802, р≤0,018); проявление жестокости – на ненасильственное дисциплинирование (F=15,650, р≤0,001).

В свою очередь результаты корреляционного анализа показывают, что наиболее согласованными тактиками разрешения родительско-детского конфликта у матерей и отцов являются ненасильственное дисциплинирование и психологическая агрессия в отношении детей (Рисунок 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь стилей разрешения родительско-детского конфликта

Использование ненасильственного дисциплинирования и психологической агрессии не только модерируют подобные действия обоих родителей, но и усиливают склонность к применению телесных наказаний. Следует также отметить, что такие тактики, как использование телесных наказаний, проявление жестокости и чрезмерной жестокости, родители применяют независимо друг от друга.

Вместе с тем установлена умеренная отрицательная корреляционная связь между проявлениями жестокости и чрезмерной жестокости со стороны матери и психологической агрессией со стороны отца (соответственно r= –0,43, р≤0,001, r= –0,30, р≤0,001). Исходя из этого, можно предположить, что отсутствие со стороны матери жестоких санкций в отношении ребенка за нарушение дисциплины, побуждает отца усиливать свое психологическое давление. С другой стороны, отсутствие со стороны отца проявлений психологической агрессии, то есть крика, ругани, оскорблений и угроз в физической расправе, мотивирует матерей к проявлению жестокости в отношении ребенка.

Полученные результаты позволяют сделать два важных вывода. Во-первых, отцовское поведение при разрешении родительско-детского конфликта оказывает большее влияние на материнские тактики воспитательного воздействия на ребенка. Во-вторых, чрезмерно агрессивные действия со стороны отца могут по-разному влиять на поведение матери в отношении ребенка – они могут усиливать проявления враждебности и жестокости в одних случаях или, наоборот, делать из матери «противовес», побуждая к более мягким и ненасильственным методам разрешения дисциплинарного конфликта в других.

Более детальный анализ взаимовлияния и взаимосвязей материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта позволил выявить различия в согласованности действий родителей при дисциплинировании детей различного пола.

Так, результаты ковариционного и корреляционного анализов показывают, что вне зависимости от пола ребенка наиболее согласованными тактиками разрешения родительско-детского конфликта у матерей и отцов являются ненасильственное дисциплинирование и психологическая агрессия в отношении детей.

Ненасильственное дисциплинирование со стороны матери в отношение сыновей и дочерей статистически значимо влияет на использование отцами ненасильственного дисциплинирования (F=10,198, р≤0,003 и F=6,343, р≤0,016 соответственно), а психологической агрессии – на психологическую агрессию (F=25,689, р≤0,001 и F=35,017, р≤0,001 соответственно). В свою очередь ненасильственное дисциплинирование со стороны отца в отношение
сыновей и дочерей существенно влияет на использование матерями ненасильственных методов дисциплинирования (F=14,823, р≤0,001 и F=12,489, р≤ ,001 соответственно), а психологической агрессии – на психологическую агрессию (F= 17,534, р≤ 0,001 и F= 27,268, р≤ 0,001 соответственно). Можно обратить внимание на то, что действия отцов при использовании ненасильственного дисциплинирования сильнее определяют подобные действия матерей, а при проявлении психологической агрессии – наоборот. Это позволяет сделать предположение, что отцы являются ключевой фигурой, определяющей позитивную или негативную модальность (насильственность/ненасильственность) стиля воспитания ребенка в семье.

Сделанные выводы подтверждаются результатами корреляционного анализа – использование обоими родителями ненасильственных методов дисциплинирования детей (сыновей r= 0,63, р≤ 0,001 и дочерей r= 0,55, р≤0,001) и психологической агрессии (сыновей r= 0,82, р≤0,001 и дочерей r=0,70, р≤0,001) положительно взаимосвязаны и «перекрестно» усиливают друг с друг (Рисунок 2 и 3).

Вместе с тем согласованность действий родителей нарушается в отношении использования других методов дисциплинирования ребенка в зависимости от его пола. Так было определено, что только применение матерями тактики ненасильственного дисциплинирования сыновей влияет на использование отцами психологической агрессии (F=12,586, р≤0,001). Использование матерями телесных наказаний, жестокости и чрезмерной жестокости не влияет на отцовскую модель разрешения конфликтов с сыновьями.

Рисунок 2. Взаимосвязь стилей разрешения родительско-детского конфликта с сыновьями

Наряду с этим, поведение матерей оказывает более сильное влияние на тактики разрешения родительско-детского конфликта отцов с дочерьми. В частности, ненасильственное дисциплинирование, психологическая агрессия и проявление особой жестокости со стороны матери влияют на проявление жестокости отца по отношению к дочери (соответственно F=5,568, р≤0,023, F=10,307, р≤0,003 и F=10,037, р≤0,003). Использование матерями телесных наказаний влияет на отцовскую психологическую агрессию (F=7,011, р≤0,011), а чрезмерной жестокости – на ненасильственное дисциплинирование (F=5,915, р≤0,019).

Психологическая агрессия, применение телесных наказаний и проявление жестокости со стороны отца влияет на проявление жестокости матери по отношению к сыну (соответственно F=9,846, р≤0,003, F=25,143, р≤0,001 и F=6,287, р≤0,016). Помимо этого использование отцами телесных наказаний влияет на материнскую готовность к телесным наказаниям (F=5,482, р≤0,024) и чрезмерную жестокость (F=12,382, р≤0,001), а жестокое отношение – на ненасильственное дисциплинирование (F=6,639, р≤0,014). Кроме того, такие тактики разрешения конфликта, как ненасильственное дисциплинирование, жестокое обращение и чрезмерная жестокость отцов, влияют на готовность матерей использовать телесные наказания в отношении дочерей (соответственно F=4,312, р≤0,044, F=4,514, р≤0,040 и F=4,947, р≤0,032), а тактики психологической агрессии, телесных наказаний, жестокости – на проявления жестокости (соответственно F=5,157, р≤0,028, F=7,823, р≤0,008 и F=9,612, р≤0,003) и чрезмерной жестокости (соответственно F=6,525, р≤0,014, F=5,211, р≤0,028 и F=17,565, р≤0,001).

Рисунок 3. Взаимосвязь стилей разрешения родительско-детского конфликта с дочерями

Таким образом, кроме ненасильственного дисциплинирования и психологической агрессии, других взаимовлияющих тактик разрешения конфликта между родителями и сыновьями не выявлено. Помимо названных тактик при разрешении конфликта родителей с дочерьми является взаимовлияние проявления психологической агрессии и жестокости по отношению к ребенку.

Результаты корреляционного с опорой на данные ковариционного анализа позволяют обозначить некоторые закономерности:

  • приверженность одного из родителей к ненасильственным способам разрешения родительско-детского конфликта или к использованию психологического насилия не зависимо от пола ребенка может усиливать эти же тенденции у другого родителя;
  • доминирование у одного из родителей склонности к ненасильственным способам дисциплинирования ребенка может усиливать стремление другого родителя к использованию психологической агрессии (вне зависимости от пола ребенка) и телесных наказаний в отношении сыновей;
  • отстраненность отца от разрешения родительско-детских конфликтов с сыновьями «заставляет» матерей становиться более жестокими в отношении собственных детей, и, наоборот, чрезмерная мягкость матерей по отношению к поведению своих сыновей побуждает отцов либо использовать ненасильственные способы дисциплинирования, либо усиливать психологическую агрессию;
  • в семьях, в которых делается упор на психологическую агрессию при дисциплинировании ребенка, родители чаще прибегают к телесным наказаниям;
  • дисциплинарные воздействия родителей в отношении девочек согласованы несколько строже, а в случаях неповиновения к ним применяются более жесткие санкции как со стороны отца, так и матери.

Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что наиболее согласованными тактиками разрешения родительско-детского конфликта у матерей и отцов являются ненасильственное дисциплинирование и психологическая агрессия в отношении детей. Кроме ненасильственного дисциплинирования и психологической агрессии других взаимовлияющих тактик разрешения конфликта между родителями и сыновьями не выявлено. Использование указанных тактик не только моделируют подобные действия обоих родителей, но и усиливают их склонность к применению телесных наказаний. Вместе с тем согласованность действий родителей нарушается в отношении использования других методов дисциплинирования ребенка в зависимости от его пола.

Важным представляется то, что отцовское поведение при разрешении родительско-детского конфликта оказывает большее влияние на материнские тактики воспитательного воздействия на ребенка, что подчеркивает значимость отца как фигуры, определяющей модальность (насильственность/ненасильственность) стиля воспитания ребенка в семье.

Следует также отметить, что чрезмерно агрессивные или чрезмерно «демократичные» действия со стороны одного их родителей могут по-разному влиять на поведение другого родителя в отношении ребенка – они могут либо побуждать к более мягким и ненасильственным методам разрешения дисциплинарного конфликта, в первом случае, либо усиливать проявления враждебности и жестокости, во втором.

Литература

  1. Grusec, J. E. Impact of parental discipline methods on the child's internalization of values: A reconceptualization of current points of view / J. E. Grusec, J. J. Goodnow // Developmental Psychology, 1994. № 30. Р. 4–19.
  2. Hoffman, M. L. Affective and cognitive processes in moral internalization / M. L. Hoffman // In E. T. Higgins, D. N. Ruble, W. W. Hartup (Eds.). Social cognition and social development: A sociocultural perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. Р. 236–274.
  3. Gershoff, E. T. Corporal punishment by parents and associated child behaviors and experiences: A meta-analytic and theoretical review / E. T. Gershoff // Psychological Bulletin. 2002. № 128. Р. 539–579.
  4. Regalado, M. Parents' discipline of young children: Results from the National Survey of Early Childhood Health / M. Regalado, H. Sareen, M. Inkelas, L. S. Wissow, N. Halfon // Pediatrics. 2004. № 113. Р. 1952–1958.
  5. Larzelere, R. E. Punishment enhances reasoning's effectiveness as a disciplinary response to toddlers / R. E. Larzelere, P. R. Sather, W. N. Schneider, D. B. Larson, P. L. Pike // Journal of Marriage and the Family. 1998. № 60. Р. 388–403.
  6. Sears, R. R. Patterns of child rearing / R. R., Sears, E. C., Maccoby, H. Levin. New York: Harper & Row, 1957.
  7. Tremblay, R. E. Why Socialization Fails: The Case of Chronic Physical Aggression / R. E. Tremblay // In B. B. Lahey, T. E. Moffitt, A. Caspi (Eds.). Causes of Conduct Disorder and Juvenile Delinquency. New York: Guilford Press, 2003. Р. 182–224.
  8. Kaufman Kantor, G. Development and preliminary psychometric properties of the Multidimensional Neglectful Behavior Scale-Child Report / G. Kaufman Kantor, M. K. Holt, C. J. Mebert, M. A. Straus, K. M. Drach, L. R. Ricci, et al. // Child Maltreatment. 2004. № 9 (5). Р. 409–428.
  9. Straus, M. A. Cross-Cultural Reliability and Validity of The Multidimensional Neglectful Behavior Scale Adult Recall Short Form / M. A. Straus // Child Abuse & Neglect. 2006. № 30 (11). Р. 1257–1279.
  10. Straus, M. A. Defmition and measurement of neglectful behavior: Some general principles and guidelines / M. A. Straus, G. Kaufman Kantor // Child Abuse & Neglect. 2005. № 29 (12). Р. 19–29.
  11. Straus, M. A. The multidimensional neglectful behavior scale. Form A: Adolescent and adult-recall version / M. A. Straus, E. M. Kinard, L. M. Williams. Durham, NH: University of New Hampshire: Family Research Laboratory. 1995. Available in: http://pubpages. unh.edu/~mas2/.
  12. Фурманов, И. А. Дисциплинирование ребенка: тактики разрешения родительско-детского конфликта / И. А. Фурманов // Психологический журнал. 2008. № 4 (20). С. 74–81.
  13. Фурманов, И. А. Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта / И. А. Фурманов // Психология. 2008. № 3. С. 9–12.
  14. Hart, C. H., Comparative study of maternal and paternal disciplinary strategies / C. H., Hart, C. C. Robinson // Psychological Report. 1994. № 74. Р. 495–498.
  15. Power, T. G. Compliance and selfassertion: Young children's responses to mothers versus fathers / T. G., Power, M. P. McGrath, S. О. Hughes, S. H. Manire // Developmental Psychology. 1994. № 30. Р. 980–989.
  16. Sandberg, J. F. Changes in children's time with parents: United States, 1981–1997/ J. F., Sandberg, S. L. Hofferth // Demography. 2001. № 38. Р. 423–436.
  17. Barnett, M. A. Factors affecting children's, adolescents', and young adults' perceptions of parental discipline / M. A. Barnett, S. W. Quackenbush, C. S. Sinisi // The Journal of Genetic Psychology. 1996. № 157. Р. 411–424.
  18. Russell, A. Sex-based differences in parenting styles in a sample with preschool children / A. Russell, V. Aloa, T. Feder, A. Glover, H. Miller, G. Palmer // Australian Journal of Psychology. 1998. № 50. Р. 89–99.
  19. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А.Фурманов. Спб.: Речь, 2007.
  20. Nobes, G., Physical punishment by mothers and fathers in British homes / G. Nobes, M. Smith, P. Upton, A. Heverin // Journal of Interpersonal Violence. 1999. № 14. Р. 887–902.
  21. Fauchier A., Dimensions of discipline by fathers and mothers as recalled by university students/ A. Fauchier, M. A. Straus // Рresentation at the International Family Violence and Child Victimization Research Conference, Portsmouth NH, July 8–10, 2007. Available in: http://pubpages.unh.edu/~mas2/.
  22. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения. Пособие для психологов и педагогов / И. А.Фурманов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  23. Mebert, C. Picture-Card Version for Young Children of The Parent-To-Child Conflict Tactics Scales / C. Mebert, M. A. Straus // Available in: http://pubpages.unh.edu/~mas2/.

 Напечатана в журнале «Психологический журнал». — № 3 (23), 2009. — С. 76–82.

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.