По К. Израду, страх – это эмоциональный процесс, который складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.
Страх обладает рядом функций:
1) Научение – нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения зрелости;
2) Мотивация – стремление к действиям при наличии известного объекта в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и наоборот, в нападении на объект страха. Выдвигаемая в социальной теории научения модель закрепления и возрастания страха предполагает, что в опыте индивида – в аналогичных ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости – формируется определенный тип реакции, который способствует ослаблению страха. Часть таких реакций адекватны ситуации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки, боязни осуждения и т. п., стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Все это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно – к отрицательным результатам, неизбежным следствием чего становится закрепление реакций страха и форм избегающего поведения;
3) Самосохранение – инстинкт самосохранения, эта функция связана с предыдущей (мотивация), но не тождественна ей;
4) Сигнализирующая (сигнальная) функция – она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.
Следует отличать страх от тревоги – беспричинного страха. Формой социальной тревоги является застенчивость. Крайним выражением страха является паника, которая может возникать в организованных и неорганизованных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном пространстве, а также разрозненных на большой территории.
Страхи можно разделить на 5 видов:
1) Свободный страх – может пристать к практически любому предмету, существу, объекту или ситуации. Это так называемый беспредметный или безобъектный страх. При этом виде страха возможно частая смена объектов страха, или большое накопление объектов для опасений.
2) Страх, тесно связанный с определенным объектом или ситуацией (например, укусила собака).
3) Страхи пространств – страх открытых (закрытых) пространств: туннелей, лифтов, толпы, полей, площади, которую надо пересечь, выделена отдельно из за большой распространенности таких страхов.
4) Страхи живых существ: тараканов, мышей, морских свинок, пауков, змей и т.п. Многие объекты этого вида страха не опасны реально для жизни, но в принципе рационально можно объяснить и их. Если страхи понимать как коллективную память человечества о грозивших ранее опасностях, то страх даже перед этими существами вполне оправдан. Например, мыши и тараканы переносчики опасных инфекций, которые сгубили целые города, многие пауки и змеи имеют в арсенале опасные яды и т.д.
5) Социальные страхи – появляются из биологических, и реально, как правило, не опасны, объекты этого страха принести вред человеку не смогут. Примерами такого страха являются страх общения, публичных выступлений, построения отношений, и знакомств вообще. Ю.В. Щербатых предлагает следующую классификацию социальных страхов: страх начальника, страх ответственности, страх успеха и страх неудачи, страхи близких социальных контактов (а именно страх одиночества и страх слияния с другим человеком), страхи оценок (а именно страх негативных оценок, страх осуждения ближайшим окружением, страх невнимания).
Психиатр Б.Д. Карвасарский выделял восемь главных фабул страха (то, чего опасается человек).
Первая группа по классификации Карвасарского связана с боязнью пространства.
Вторая это социофобии, третья группа, относятся нозофобии – страхи заболеваний.
Четвертая танатофобия - страх смерти,
Пятая – страхи связанные с сексуальной сферой,
Шестая фабула – страх причинить вред себе и близким,
Седьмая – «контрастные» фобии (например, страх громко нецензурно выразиться в обществе, совершить что-то непристойное, грязное).
Восьмая группа страхов это фобофобии, или боязнь страхов.
Источники:
Изард, К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб.: Издательство «Питер», 2006, – 464 с.
Социальная психология: Учебное пособие для вузов. / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 599 с.
Щербатых Ю.В. Избавиться от страха? Это просто! / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с.
Щербатых, Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. / Ю.В. Щербатых – М.: Эксмо, 2005. – 512 с.
P.S. Предлагаю посмотреть видео "Наши страхи... - иллюзия" ))))
Марина Смирнова
-
-
-
Марина Смирнова, психолог (Минск)
- Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление ||
- Отношения. Общение и коммуникативные проблемы ||
- Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.
- Арт-терапия ||
- Гештальттерапия, гештальт-подход ||
- Трансактный анализ (Эрик Берн)
Психологические статьи
Отвечает на вопросы на портале