Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Страх | Глоссарий

Страх

По К. Израду, страх – это эмоциональный процесс, который складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, проистекающего из ожидания угрозы или опасности.

Страх обладает рядом функций:

1) Научение – нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения зрелости;
2) Мотивация – стремление к действиям при наличии известного объекта в окружающей обстановке. Может проявляться как в бегстве, так и наоборот, в нападении на объект страха. Выдвигаемая в социальной теории научения модель закрепления и возрастания страха предполагает, что в опыте индивида – в аналогичных ситуациях или ситуациях по содержанию достаточно далеких, но сходных по значимости – формируется определенный тип реакции, который способствует ослаблению страха. Часть таких реакций адекватны ситуации и могут способствовать успешности в достижении целей. Другие, актуализируя переживания некомпетентности, беспомощности, низкой самооценки, боязни осуждения и т. п., стимулируют реакцию избегания и потому препятствуют успешности. Все это приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно – к отрицательным результатам, неизбежным следствием чего становится закрепление реакций страха и форм избегающего поведения;
3) Самосохранение – инстинкт самосохранения, эта функция связана с предыдущей (мотивация), но не тождественна ей;
4) Сигнализирующая (сигнальная) функция – она ведет к тому, что подкрепляются такие реакции, такие формы поведения, которые способствуют предотвращению переживания более интенсивного страха или уменьшают уже возникший страх.

Следует отличать страх от тревоги – беспричинного страха. Формой социальной тревоги является застенчивость. Крайним выражением страха является паника, которая может возникать в организованных и неорганизованных группах, охватывать людей, собранных вместе на одном пространстве, а также разрозненных на большой территории.

Страхи можно разделить на 5 видов:

1) Свободный страх – может пристать к практически любому предмету, существу, объекту или ситуации. Это так называемый беспредметный или безобъектный страх. При этом виде страха возможно частая смена объектов страха, или большое накопление объектов для опасений.
2) Страх, тесно связанный с определенным объектом или ситуацией (например, укусила собака).
3) Страхи пространств – страх открытых (закрытых) пространств: туннелей, лифтов, толпы, полей, площади, которую надо пересечь, выделена отдельно из за большой распространенности таких страхов.
4) Страхи живых существ: тараканов, мышей, морских свинок, пауков, змей и т.п. Многие объекты этого вида страха не опасны реально для жизни, но в принципе рационально можно объяснить и их. Если страхи понимать как коллективную память человечества о грозивших ранее опасностях, то страх даже перед этими существами вполне оправдан. Например, мыши и тараканы переносчики опасных инфекций, которые сгубили целые города, многие пауки и змеи имеют в арсенале опасные яды и т.д.
5) Социальные страхи – появляются из биологических, и реально, как правило, не опасны, объекты этого страха принести вред человеку не смогут. Примерами такого страха являются страх общения, публичных выступлений, построения отношений, и знакомств вообще. Ю.В. Щербатых предлагает следующую классификацию социальных страхов: страх начальника, страх ответственности, страх успеха и страх неудачи, страхи близких социальных контактов (а именно страх одиночества и страх слияния с другим человеком), страхи оценок (а именно страх негативных оценок, страх осуждения ближайшим окружением, страх невнимания).

Психиатр Б.Д. Карвасарский выделял восемь главных фабул страха (то, чего опасается человек).

Первая группа по классификации Карвасарского связана с боязнью пространства.
Вторая это социофобии, третья группа, относятся нозофобии – страхи заболеваний.
Четвертая танатофобия - страх смерти,
Пятая – страхи связанные с сексуальной сферой,
Шестая фабула – страх причинить вред себе и близким,
Седьмая – «контрастные» фобии (например, страх громко нецензурно выразиться в обществе, совершить что-то непристойное, грязное).
Восьмая группа страхов это фобофобии, или боязнь страхов.


Источники:
Изард, К. Э. Психология эмоций / Пер. с англ. А. Татлыбаева. – СПб.: Издательство «Питер», 2006, – 464 с.
Социальная психология: Учебное пособие для вузов. / под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2007. – 599 с.
Щербатых Ю.В. Избавиться от страха? Это просто! / Ю.В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2006. – 256 с.
Щербатых, Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. / Ю.В. Щербатых – М.: Эксмо, 2005. – 512 с. 

 

 

P.S. Предлагаю посмотреть видео "Наши страхи... - иллюзия" ))))

Марина Смирнова

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть?
    Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология||Психотерапия

    Добрый день. У меня пропало желание жить и что-либо делать. Я не думаю о суициде, просто потеряла всякий смысл двигаться дальше. На каждое действие сама себя спрашиваю, а зачем, а какой в этом смысл. Первый раз столкнулась с этим после окончания университета, стояла в гипермаркете и думала: вот и все, и что теперь дом-работа-дом-работа и ради этого я училась и взрослела, грустно. После университета работала программистом по специальности 2 года и возненавидела эту профессию, но мне действительно нравилось учиться, я была лучшая на курсе. Вот уже почти год сижу дома, устраивалась на 2 месяца и снова уволилась. Проводя время на нелюбимой работе я пришла к выводу, что это не моя стезя и в жизни нужно заниматься любимым делом. Но что это? Люблю вязать, попробовала заниматься вязанием на заказ и мне тут же стало плохо, я побыстрее закончила, чтоб не убить к этому свой интерес. В этом году снова поступила в университет на вечернее отделение по иностранному языку. Заниматься нравится, точнее когда есть возможность хоть чуточку себя проявить. На экзамене преподаватель сказала, что я лучше всех отвечала и мне так приятно было, меня заметили, вспомнила первое образование. Последнее время ощущение такое, что все что со мной было раньше, что этого будто нет, я никто, и меня нет. В фирме, что работала после универа, я сама знаю, что попусту просиживала задницу, но не знала что делать вместо этого. Однажды директору это надоело и он вызвал меня и мягко сказать отчитал, мол сидишь там как серая мышка, я в твои годы огого. Да я не против только как, чем? Я всецело принимаю мысль, что мы сами ответственны за свою жизнь и то что в ней происходит, никого не виню в этом, стараюсь. Я себя люблю и уважаю, знаю, что на многое способна, но кажется сбилась с пути, помогите...

    Подробнее

  • Психотерапевтическое вмешательство при нарушениях пищевого поведения
    Психотерапевтическое вмешательство при нарушениях пищевого поведения Психологические статьи Психология детей и подростков||Психотерапия

    В статье рассматриваются формы психотерапии, применяемые при лечении нервной анорексии и нервной булимии. На основании опыта практической работы авторов выделены этапы и структура психотерапевтического процесса: установление контакта, детско-родительские отношения, развитие агрессивности как способность выражать и предъявлять себя, формирование образа Я, развитие навыков межличностного взаимодействия, принятие женственности и сексуальности. Нарушения пищевого поведения (НПП) представляют собой серьезное заболевание, оказывающее огромное влияние на жизнь отдельных индивидов и их родственников.

    Подробнее

  • Как выбрать тренинг на лето
    Как выбрать тренинг на лето Психологические статьи Тренинги Психотерапия

    Популярность психологических тренингов растет, и это объяснимо. Они дают возможность одновременно и отдохнуть, и найти новых интересных знакомых, и многому научиться — понимать своего ребенка или выступать перед публикой, справиться со своей застенчивостью или освоить искусство общения. Занятия в группе ведет психолог, психотерапевт или бизнес-тренер.

    Подробнее

  • У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей
    У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей Вопрос психологу Психология общения Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Моей дочери 20 лет. В детстве у нее были проблемы с речью.Отсюда небольшой опыт социального общения. У нее нет подруг, друзей. Много комплексов и большая неуверенность в себе. На этой почве были депрессии. С ней работает индивидуальный психолог. Дочь хочет общения, просит помочь ей в этом. Я больше не могу смотреть на ее переживания. Я пыталась найти какие-то групповые занятия, но везде была ориентация НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, на уверенных, успешных и целевых людей. НА эти тренинги ее не хотели брать. На мой вопрос, а что делать таким, как моя дочь, разводили руками. Неужели моя дочь одна такая в мире. На данном этапе ей надо всего лишь научится общаться без страха, что ее обидят и посмеются над ней. Подскажите, может кто проводит занятия позитивной групповой психотерапии. Буду очень благодарна.

    Подробнее

  • Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива
    Я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте!
    Мне сложно описать мою проблему (думаю, в этом я не оригинальна).
    Мне 18 лет, я студентка. По гороскопу я Рыбы, поэтому я нахожусь в постоянном конфликте с самой собой, имею склонность к депрессивным состояниям, очень ранима, стрессонеустойчива и т.п.
    Наверно, моя главная проблема в том, что я влюблена в иллюзии. Я убежденная идеалистка. Я постоянно наталкиваюсь на несовершенство мира. Я понимаю, что жизнь такова, и я люблю ее, несмотря на мое частое отвращение к бытовой грязи. Я умею находить радости вокруг, маленькие поводы, которые позволяют улыбаться.
    Но это не удерживает меня от периодического погружения в угнетенные состояния.
    Мне кажется, что мне нет места в этом мире. Я чувствую себя аппендиксом. Костью в горле.

    Подробнее

  • Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости
    Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости Психологические статьи Сексология

    На первый взгляд неестественный вопрос ставится в заголовке. Как это зачем? В ответ на мою статью о близости мужчины и женщины, частой реакцией было: «Секс - это все, что связывает мужчину и женщину, и каждый нормальный мужчина всегда ищет секс. Если у него нет этого желания, то он импотент, или боязливый ботаник, который элементарно боится завоевать женщину». Вопрос о желании секса с любой красивой женщиной часто ставит такие рассуждения в тупик. «Потому что это биология!» Впрочем, если подумать ...

    Подробнее

  • Физические наказания в семье и их последствия
    Физические наказания в семье и их последствия Психологические статьи Психология семьи Психология детей и подростков||Семейная психология

    Издавна родители использовали физические наказания как средство воспитания детей. В статье рассматриваются предпосылки и следствия применения родителями физических наказаний, а также их влияние на социализацию и становление ребенка как личности.

    Подробнее

  • The mechanism of occurrence of aggression in the crisis situation: the affective-dynamic theory of adaptation
    The mechanism of occurrence of aggression in the crisis situation: the affective-dynamic theory of adaptation Психологические статьи Научные публикации

    At the heart of human behaviour is based on needs that directly motivate the individual to the activity aimed at achieving equilibrium with its environment, id est adaptation. A focus behavior to meet the needs, in turn, is determined by the dominant motive. In case of satisfaction of unmet needs are changing focus is human behavior, which is reflected in detail in the article.

    Подробнее

  • Закон «Об оказании психологической помощи»
    Закон «Об оказании психологической помощи» Психологические статьи

    Последняя редакция закона. Правовые основы работы психолога. Что необходимо знать для успешной работы

    Подробнее

  • Созависимые отношения с родителями, живу с ними, с детства родители опекали меня.
    Созависимые отношения с родителями, живу с ними, с детства родители опекали меня. Вопрос психологу Психология отношений||Психология общения||Психология семьи Семейная психология

    В настоящее время мне 33 года, и я все еще живу с моими родителями. Всю мою жизнь родители постоянно контролировали меня и диктовали свои правила поведения, действий в различных ситуациях. В детстве я любил играть в футбол, и я хотел записаться в футбольную секцию в другом районе города. К моему сожалению, родители запрещали мне. Их причиной было то, что мне может что-то угрожать на пути, например, автомобильная авария или «вдруг тебя трамвай переедет!» После школы я пошел в колледж. Мои родители попрекали меня тем, что я получил помощь при поступлении от моих знакомых. После окончания колледжа у меня были трудности с поиском работы, и мой отец устроил меня работать на заводе. Параллельно я решил идти на заочное отделение института. И на этот раз поступил самостоятельно, без каких-либо связей. Несмотря на это, меня периодически упрекали в том, что учусь я только благодаря им.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси