Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Стресс | Глоссарий

Рубрика: Глоссарий

По мнению Г. Селье, разработавшего учение о стрессе, слово "стресс" так же как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь.

Селье определил стресс как неспецифический ответ организма на любое воздействие, внешнее или внутреннее. Для этого состояния характерна крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях оно может трансформироваться в оптимальное рабочее состояние, а при неблагоприятных условиях – в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение как общей работоспособности, так и эффективности функционирования отдельных систем и органов, а также истощение энергетических ресурсов.

По мнению Селье следует различать эустресс и дистресс. Понятие "эустресс" имеет два значения: 1) это стресс, вызванный положительными эмоциями; 2)  это несильный стресс,  мобилизующий организм,  необходимый для для адаптации и продуктивной деятельности. Дистресс характеризуется отрицательным влиянием стрессовой ситуации на деятельность человека, вплоть до ее полного разрушения. 

В соответствии с исследованием Селье можно выделить 3 стадии формирования стресса, характерных для любого адаптационного процесса:
Фаза тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. Организм функционирует с большим напряжением, но еще справляется с нагрузкой с помощью мобилизации резервов. К концу первой фазы отмечается повышение работоспособности.
Фаза резистенции (стабилизации), или максимально эффективной адаптации – сбалансированность расходования адаптационных резервов.
Если стресс продолжается долго или воздействующие стрессоры чрезвычайно интенсивны, то неизбежно наступает третья фаза – фаза истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны, в организме происходят структурные перестройки, а дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что рано или поздно заканчивается истощением.
 

Шааршмидт и Фишер на основе теории Фридмана и Розермана выделили 4 стратегии поведения выживания при стрессе в профессиональной среде:
Тип А – тип риска – для таких людей характерно экстремально высокое субъективное значение профессиональной деятельности, высокая готовность к энергетическим затратам, низкая устойчивость к фрустрации и стрессу. Им свойственны преобладание негативных эмоций как следствия психической перегрузки, стремление к совершенству и отсюда неудовлетворенность результатами своей деятельности. Этот тип можно отнести к группе риска с высокой вероятностью развития синдрома профессионального выгорания.
Тип В – тип выгорания.   Людям типа В свойственно отказываться от решения в трудных ситуациях. Такие люди придают низкое значение своей деятельности, у них ограничена способность к релаксации и конструктивному решению проблем, им характерны постоянное чувство беспокойства и беспредметного страха. Эти симптомы отражают эмоциональное истощение и соответственно – синдром эмоционального выгорания.
Тип G – здоровый тип. Активный, способный к решению трудных проблем, конструктивному преодолению неудачной ситуации, которая рассматривается не как источник негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Этот тип работе придает высокое значение, но контролирует собственные энергозатраты.
Тип S – экономный, бережливый. Со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний. Такие люди способны сохранять дистанцию по отношению к профессиональной деятельности, они довольны результатами своего труда. Характерная черта – общая жизненная удовлетворенность, источники которой могут быть ситуации, несвязанные с работой.
 

Источники:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г.Маклаков – СПб.: Питер, 2001. – 592 с
2. Немов С.Р. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.
3. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 3 . – С. 85-95

 
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Депрессия: взгляд гештальт — терапевта: часть 2
    Депрессия: взгляд гештальт — терапевта: часть 2 Психологические статьи Научные публикации Научные публикации

    Депрессия может развиваться и при реальной потере близкого человека или, что бывает гораздо чаще, при хронически фрустрированной потребности в привязанности — близости. При потере близких и отсутствии близких связей человеку кажется, что он «не выживет без другого». Это глобальная фрустрация потребности в привязанности. Таким образом, депрессия — это обратная сторона привязанности.

    Подробнее

  • Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело
    Нет сил и желания что-то делать. Такое ощущение, что внутри все перегорело Вопрос психологу Психология жизни Психотерапия

    Здравстуйте! Для начала хотелось бы рассказать немного о себе, чтобы впоследствии лучше понять меня.
    Еще учась в школе, я часто задавала себе вопрос насчет будущей специальности. Какое-то время я интересовалась живописью и посещала дополнительные уроки рисования, в старших классах это была химия. Но впоследствии я стала опираться на те предметы, которые давались мне без особого труда. В число таких входила история. Я понимала, что этот предмет мне действительно интересен, поэтому с удовольствием посещала различные олимпиады. Но, к сожалению. занимаясь одной историей ''далеко не уедешь'' в наше время. поэтому я решила заниматься дополнительно английским.( в рамках своего класса и школьной программы знала его очень хорошо). В итоге после окончания 11 класса поступила на переводчика-референта.(стоит сказать, что название факультета было многообещающим и, казалось, перспективным). Но в первое же время я столкнулась с тем, что моих знаний было недостаточно. На фоне остальных я была достаточно слабой студенткой. Хотя до этого я всегда привыкла быть в лидерах по учебе.
    Я решила все-таки наверстать упущенное, начала заниматься дополнительно, но, признаюсь, мне было все равно тяжело, тк. объем был для меня велик, а преподаватели даже не пытались как-то поддержать или просто понять, что у всех разный уровень и нельзя просто так ''душить''. Одна дама даже заявила как-то мне, что ''Вы не туда пошли совершенно''.
    Родители, как и все остальные, говорили о том, что нужно всего лишь время. Потом будет все хорошо.
    так я закончила 1 курс. потом 2. Для меня все это перешло в мучение. Я ходила как на каторгу, ощущая, что это все не мое. Я не могу себя тут проявить полностью. а для меня это было хуже всего(например, осознавать, что среди пересдающих обязательно всегда я).
    На 3 курсе я начала работать. Но спустя 2 месяца поняла, что тяжело совмещать работу и учебу. Я и раньше-то с трудом справлялась, а теперь стало вообще накладно.
    В настоящее время ощущаю себя очень подавлено, такое ощущение, что по мне проехался каток. Нет ни сил на что-то, ни желания. Еще у меня есть такая особенность: от напряжения всегда болит голова. Поэтому частенько мне было трудно делать домашние задания в полной мере. тк. я быстро уставала и не могла дальше воспринимать информацию. так вот сейчас это состояние усилилось. Прихожу с занятий, нет сил делать что-то, просто ложусь спать, просыпаюсь в 12. Начала много пропускать, ничего не успеваю. такое ощущение, что внутри все перегорело. До того. как стала учиться тут. вообще не страдала какими-либо депрессивными настроениями, а сейчас частенько. Но именно весной как-то это усилилось. Хочется сбежать на край света.
    Я понимаю, данная проблема не нова, но все-таки хотелось бы получить какой-нибудь совет, что делать в таком случае?

    Подробнее

  • Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости
    Особенности наученной беспомощности у учащихся с различным уровнем успеваемости Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлены результаты сравнительного анализа феноменологии состояния наученной беспомощности, атрибутивного стиля и содержания мотивов учебной деятельности у школьников с различными уровнями успеваемости. Апробированы зарубежные и предложена авторская экспериментальная ситуация для фиксации проявлений наученной беспомощности. В итоге исследования выявлены факты, не соответствующие теоретической модели М. Селигмана, а именно – отсутствие корреляций проявлений беспомощности с атрибутивным стилем и с уровнем академических успехов учащихся.

    Подробнее

  • Для борьбы с лишними килограммами нужно радикальное изменение образа жизни
    Для борьбы с лишними килограммами нужно радикальное изменение образа жизни Психологические статьи Красота и здоровье

    Как психологический фактор влияет на ожирение и набор веса?
    Люди едят не только, чтобы утолить голод, но и по многим другим причинам: стресс, приступы паники, одиночество, депрессия, гнев, скука. Поэтому для снижения веса нужна не только диета, нужно справиться с этими эмоциональными факторами.

    Подробнее

  • Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп
    Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются методологические основания качественного метода нарративного анализа и процедурные особенности его применения в социально– психологическом исследовании больших социальных групп. Указываются условия, при которых целесообразно отдать нарративному анализу предпочтение перед другими качественными методами. Детально проанализированы три аспекта — соотношение нарративных и ненарративных фрагментов, способ наррации и репрезентативность анализируемых эмпирических данных. Обозначается принцип построения типологии способов наррации. Утверждается, что нарративы из сферы публичного дискурса не обеспечивают репрезентативности и что для нарративно–аналитического исследования больших социальных групп необходим сбор данных с непосредственным обращением к выборке носителей соответствующей групповой идентичности.

    Подробнее

  • Меня преследует страх смерти, не могу спать
    Меня преследует страх смерти, не могу спать Вопрос психологу Психология и стресс

    Здравствуйте,
    Меня зовут Оксана, мне 20 лет.
    У меня некрофобия, с детства снятся трупы, могилы, похороны.. Я панически всего этого боюсь...
    Но последнее время меня начал преследовать еще один стах, срах смерти. Ясно, что это глупый страх, но я никак не могу побороть эту танатофобию.. каждую ночь, ложась в спать у меня начинается паника, я боюсь умереть, слезы и т.д. Я просто не знаю как справиться с этим. Может успокоительное или снотворное поможет?

    Подробнее

  • Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время
    Моя дочь недавно начала шепелявить. Меня это волнует и начало раздражать в последне время Вопрос психологу Психология отношений||Психология семьи Семейная психология

    Добрый день! Моей дочери 4 года, недавно начала шепелявить, говорит букву С, ставя язык между зубами, до этого прекрасно говорила и произносила все звуки, очень чистое произношение. Мы живем в Женеве, и мой муж итальянец, дочь соответсвенно говорит на французском, это ее родной язык, она даже играя со своими куклами говорит на французском, и немного по-итальянски. По-русски говорит только со мной иногда с моими друзьями и их детьми. Подскажите как реагировать на это изменение в ее речи, меня это волнует и начало раздражать в последне время, сорвалась на нее, она расплакалась, я тоже, потом ругала себя, пожалуйста, посоветуйте как быть. Спасибо заранее!

    Подробнее

  • Сценарные жизненные установки
    Сценарные жизненные установки Психологические статьи Глоссарий

    Жизненные установки, как они формируются и влияют на нашу жизнь

    Подробнее

  • Возрастные этапы формирования личности по Эриксону
    Возрастные этапы формирования личности по Эриксону Психологические статьи Популярная психология Популярная психология

    Мы ищем себя, задаем себе важные вопросы, определяемся с жизненным направлением. В каком возрасте формируется представление о собственной уникальности? Как и когда закладываются основы мировоззрения, и картина мира становится осознанной и яркой. Когда наступает период, где человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих.

    Подробнее

  • Психотерапия против кризиса
    Психотерапия против кризиса Психологические статьи Психология и стресс

    Доклад Игоря Борисовича Канифольского, был сделан на III-м ежегодном Санкт-Петербургском Саммите профессионалов «Успешные психологи: обмен опытом» 5 июня 2009 года и вызвал большой интерес у аудитории.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси