Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта | Психология детей и подростков

Структура дисциплинарных воздействий при разрешении родительско-детского конфликта

И. А. Фурманов

Обсуждается проблема соотношения нормативности и индивидуальности в поведении ребенка. Рассматривается возможность формирования у ребенка нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения). Обосновывается медиаторная функция родителей в дисциплинировании ребенка. Описываются различия в структурах материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта в зависимости от пола родителя и пола ребенка. Отмечается, что проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания», дети чаще изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний со стороны матери. Структура воспитательных воздействий отцов является более целостной, а стили разрешения родительско-детского конфликта – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Ключевые слова: дисциплинарные воздействия, психологическая агрессия, телесные наказания, проявления жестокости, тактики разрешения родительско-детского конфликта.

Поведение ребенка, как и любое человеческое поведение, может быть нормативным или индивидуальным. Дисциплина является составной частью нормативного поведения, правил поведения, обязательных в определенной субкультуре и восходящих к ее традициям. В связи с этим следование или нарушение дисциплины ребенком можно рассматривать либо как проявление нормативности, либо как проявление индивидуальности. Фактически отношения между нормативностью и индивидуальностью в поведении строятся на основе закона единства и борьбы противоположностей. С одной стороны, по сути это вечный конфликт между линией индивидуального развития, то есть удовлетворения собственных потребностей, и линией социализации, то есть удовлетворения потребностей социума. На психологическом уровне этот конфликт возникает в виде дилеммы «быть независимым и самостоятельным» или «быть зависимым и традиционным». С другой стороны, основу существования любого общества составляют определенные нормы и традиции, поэтому сохранение полной индивидуальности теоретически возможно, но мало вероятно. С нашей точки зрения, «примирением» нормативности и индивидуальности в воспитании ребенка стало бы формирование у него нормативной индивидуальности (просоциального поведения) в противовес ненормативной индивидуальности (асоциального поведения).

Родители выступают в качестве медиаторов, посредников между обществом и развивающимся ребенком. Эта роль является экономически оправданной и целесообразной по многим основаниям. Во-первых, именно родители (то есть выросшие дети) являются готовым «социальным продуктом» общества, усвоившим в результате воспитания необходимые традиции и нормы поведения. Во-вторых, нормативное поведение родителя для ребенка – понятие конкретное, а не абстрактное – оно видимое и слышимое, а главное, результативное (поощряемое или наказываемое). В-третьих, эффективность трансляции нормативности обусловливается еще и близостью родителей к ребенку, их авторитетностью и значимостью, то есть теми качествами, которые отсутствуют у общества в восприятии ребенка. Именно поэтому «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: Что такое «хорошо»? и Что такое «плохо»?

Воспитанные в разных социокультурных средах, большинство родителей имеют собственную систему нормативных представлений о том, каким должно быть поведение ребенка. Поэтому нарушение ребенком дисциплины, когда его поведение вызывает у родителя переживание состояния диссонанса, как правило, приводит к родительско-детскому конфликту. Состояние консонанса достигается действиями родителя, направленными на исправление проступка ребенка.

Вместе с тем, как показывают многочисленные исследования, тактики разрешения родительско-детского конфликта в сфере воспитания существенно различаются в зависимости от пола ребенка и самого родителя [1]. В частности, отмечается, что в целом матери, чаще, чем отцы, применяют дисциплинарные воздействия в отношении детей [2] [3], поскольку проводят с ними больше времени [4]. Матери и отцы также имеют тенденцию использовать различные методы дисциплины. Например, было установлено, что отцы чаще использовали принудительные тактики, чем матери, в то время как матери чаще прибегают к индуктивной дисциплине, чем отцы [5] [6]. Матери и отцы не различались по таким формам поддержания дисциплины, как наказания без объяснения причин и психологическая агрессия [6].

Телесные наказания были центром исследования психологов чаще, чем другие формы дисциплины. Литература представляет противоречивые данные относительно того, используют ли отцы телесное наказание чаще или реже, чем матери [7] [8] [9]. Некоторые исследования свидетельствуют, что матери и отцы в одинаковой степени отдают предпочтение использованию различные форм телесных наказаний. Однако в одном исследовании было выявлено, что отцы в большей мере склонны к использованию физического сдерживания, чем матери. В отношении такого наказания, как порка/битье, также не было обнаружено значимых различий между матерями и отцами. Вместе с тем в ситуации выбора наказания (то есть бить или не бить) отцы чаще отдают предпочтение сдерживанию, а матери порке и битью [1] [10].

Справедливости ради, необходимо отметить, что матери и отцы, наряду с телесными наказаниями, используют и другие дисциплинарные техники. Такие данные могут представлять определенную ценность, так как эффективность метода дисциплины может зависеть от того, с какими другими методами он сочетается. Например, эффективность телесного наказания может зависеть, используют ли родители также урезонивание и объяснение [11].

Вместе с тем в литературе существуют лишь фрагментарные данные о зависимости применения дисциплинарных мер от пола родителей и детей. В частности, отмечается, что отцы имеют тенденцию более сурово наказывать сыновей и больше утешать и одобрять дочерей, а матери – быть более снисходительными и терпимыми к сыновьям, чем дочерям [7] [10]. Поэтому с целью получения более полных данных о дифференцированности использования родителями тактик разрешения родительско-детского конфликта от пола ребенка и было проведено данное исследование.

Метод

В исследовании использовалась картиночная версия шкалы поведения в родительско-детском конфликте (CTSPC-P – Picture-Card Version for Young Children of the Parent-to-Child Conflict Tactics Scales), разработанной К. Меберт и М. Строосом [1] [12] для оценки методов, используемых родителем для воспитания ребенка в возрасте от 6 до 9 лет. Состоит из 4 наборов картинок (отец-сын, мать-сын, отец-дочь, мать-дочь), каждый из которых включает 22 картинки, изображающие сцены ненасильственного дисциплинирования, психологической агрессии и физического насилия (телесных наказаний, проявления жестокости и проявления чрезмерной жестокости). Ребенку показывалась картинка и его просили ответить, похожа ли ситуация, изображенная на картинке, на ту, которая есть в их семье. Если ребенок отвечал положительно, то ему давался ряд из пяти цветных кружков, обозначающих ответы («никогда» – 1 балл, «однажды» – 2 балла, «несколько раз» – 3 балла, «много раз» – 4 балла, «каждый раз» – 5 баллов) и просили сказать, как часто это случалось.

В исследовании приняли участие 97 младших школьников (48 мальчиков и 49 девочек) в возрасте 6-8 лет.

Результаты и их обсуждение

Проведенное исследование позволило обнаружить различия в структурах материнских и отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта (Рисунок 1 и 2). Так, матери отличаются двумя ярко выраженными стилями дисциплинарных воздействий в отношении детей. Основу первого стиля составляют дисциплинирование (объяснение ребенку неправильности его поступка, временная изоляция, предоставление возможности исправиться, лишение привилегий или ограничения в чем-либо), психологическая агрессия (крик, ругань, брань, оскорбления, проклятия, угрозы выгнать из дома, отшлепать или побить) и телесные наказания (щипание, шлепанье рукой по попе, рукам или ногам, битье по попе ремнем или другими предметами). Основу другого стиля, который, как показывают исследования автора, используется крайне редко, составляют проявление жестокости (пощечины, подзатыльники, дергание за уши, удары кулаком или ногой, ремнем, палкой или другими твердыми предметами) и чрезмерной жестокости (удушение, избиение, намеренное прижигание или ошпаривание кипятком, угрозы ножом или другими опасными предметами). Можно заметить, что оба этих стиля в воспитательном поведении матерей являются как бы взаимоисключающими. Иными словами, чем чаще дети изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний, тем реже матери проявляют санкции, отличающиеся жестокостью. Таким образом, можно предположить, что проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания».

Рисунок 1. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта

Несколько иное поведение характерно для отцов: структура их воспитательных воздействий является более целостной, а стили – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Рисунок 2. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта

Исследования обнаружили существенные различия в структурах воспитательных воздействий родителей в зависимости от пола ребенка.

Так, матери в отношении сыновей придерживаются двух описанных выше стилей разрешения родительско-детского конфликта (Рисунок 3). Для отцовского поведения присуще большее разнообразие дисциплинирующих воздействий, в которых проявление жестокости в отношении сыновей является неотъемлемой частью (Рисунок 4). Возможно, в семьях отец используется в качестве «тяжелой артиллерии», когда мать, безрезультатно исчерпав весь арсенал ненасильственных методов дисциплинирования сына, призывает на помощь отца для более радикального разрешения воспитательного конфликта.

Рисунок 3. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта с сыновьями

Рисунок 4. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта с сыновьями

Более разительные отличия наблюдаются в тактиках разрешения родительско-детского конфликта с дочерями. Матери основной упор делают на дисциплинирование, психологическую агрессию и телесные наказания (Рисунок 5). Отцы ограничиваются дисциплинированием и психологической агрессией (Рисунок 6). Можно заметить, что и матери, и отцы могут проявлять жестокость по отношению к дочери. Однако в поведении матерей проявления жестокости и чрезмерной жестокости коррелируют более сильно и значимо, чем в поведении отцов. Это позволяет выдвинуть предположение, что матери в отношении дочерей более жестоки и репрессивны, чем отцы.

Рисунок 5. Взаимосвязь материнских тактик разрешения родительско-детского конфликта с дочерями

Рисунок 6. Взаимосвязь отцовских тактик разрешения родительско-детского конфликта с дочерями

Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сделать следующие обобщенные выводы:

Проявление жестокости в отношении детей со стороны матери является «исключительной мерой наказания», дети чаще изменяют свое поведение в результате дисциплинирования, психологической агрессии и телесных наказаний со стороны матери. Структура воспитательных воздействий отцов является более целостной, а стили разрешения родительско-детского конфликта – более разнообразными. Однако отличительная особенность отцовского поведения состоит в более жестоком обращении с ребенком.

Литература

  1. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. Спб.: Речь, 2007.
  2. Hart, C. H. Comparative study of maternal and paternal disciplinary strategies / C. H. Hart, C. C. Robinson // Psychological Reports, 1994. № 4. Р. 495–498.
  3. Power, T. G. Compliance and selfassertion: Young children's responses to mothers versus fathers / T. G. Power, M. P. McGrath, S. О. Hughes, S. H. Manire // Developmental Psychology, 1994. № 30. Р. 980–989.
  4. Sandberg, J. F. Changes In children's time with parents: United States, 1981–1997 / J. F. Sandberg, S. L. Hofferth // Demography, 2001. № 38. Р. 423–436.
  5. Barnett, M. A. Factors affecting children's, adolescents', and young adults' perceptions of parental discipline / M. A. Barnett, S. W. Quackenbush, C. S. Sinisi // The Journal of Genetic Psychology, 1996. № 157. Р. 411–424.
  6. Russell, A. Sex-based differences in parenting styles in a sample with preschool children/ A. Russell, V. Aloa, T. Feder, A. Glover, H. Miller, G. Palmer // Australian Journal of Psychology, 1998. № 50. Р. 89–99.
  7. Feldman, S. S. The relationship between parenting styles, sons' selfrestraint, and peer relations in early adolescence / S. S. Feldman, K. R. Wentzel // Journal of Early Adolescence, 1990. № 10. Р. 439–454.
  8. Day, R. D. Predicting spanking of younger and older children by mothers and fathers / R. D. Day, G. W. Peterson, C. McCracken // Journal of Marriage and the Family, 1998. № 60. Р. 79–94.
  9. Straus, M. A. Identification of child maltreatment with the parent-child Conflict Tactics Scales: Development and psychometric data for a national sample of American parents / M. A. Straus, S. L. Hamby, D. Finkelhor, D. W. Moore, D. Runyan // Child Abuse and Neglect, 1998. № 22. Р. 249–270.
  10. Nobes, G. Physical punishment by mothers and fathers in British homes / G. Nobes, M. Smith, P. Upton, A. Heverin // Journal of Interpersonal Violence, 1999. № 14. Р. 887–902.
  11. Larzelere, R. E. Punishment enhances reasoning's effectiveness as a disciplinary response to toddlers / R. E. Larzelere, P. R. Sather, W. N. Schneider, D. B. Larson, P. L. Pike // Journal of Marriage and the Family, 1998. № 60. Р. 388–403.
  12. Mebert, C. Picture-Card Version for Young Children of The Parent-To-Child Conflict Tactics Scales / C. Mebert, M. A. Straus // Available in: pubpages.unh.edu.

Напечатана в журнале «Психология». — № 3, 2008. — С. 9–12.

Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Я живу в гражданском браке, но люблю другого мужчину. Как выйти из ситуации без потерь и нанесения травм близким людям и себе?
    Я живу в гражданском браке, но люблю другого мужчину. Как выйти из ситуации без потерь и нанесения травм близким людям и себе? Вопрос психологу Психология отношений||Психология семьи Семейная психология

    Доброго дня!
    Мне 36 лет. Я живу в гражданском браке и у нас растет 7 летний сын. С самых первых дней знакомства у меня была борьба за любовь своего мужа, в ответ получала постоянное игнорирование, обвинение в неверности по любому поводу. Ребенок рос в однобокой любви, только моей любви к себе, отцовской он не чувствовал и не видел любви своих родителей.... В моем представлении - самое страшное для ребенка, когда при ''полноценной'' семье он не видит полноценных отношений, которые он мог бы потом привнести в свою взрослую жизнь... С 2002 по 2010 года жизнь была просто невыносима, я устала бороться и что-то доказывать - все светлое ,что у меня было к этому человеку, было убито и растоптано.

    Подробнее

  • Современные папы и как им живется
    Современные папы и как им живется Психологические статьи Популярная психология

    Современные папы и как им живется.

    Подробнее

  • Очень нужен совет!
    Очень нужен совет! Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте. Мне 24, ему 28. Я встречалась с парнем 3 года, 2 раза расставались, по причине того, что он не уверен в своих чувствах, а я очень давила его своими чувствами. Но с каждым возвращением, наши отнашения с обеих сторон становились гораздо прочнее и лучше. Я первая никогда не звонила, он возвращался со слезами на глазах. У меня была гениальная выдержка, так как понимала, что и так все испортила показав как я к нему отношусь. Первый раз расстались на 4 месяца, затем на месяц. Второй раз я начала немного принимать ухаживания другого МЧ, он тут же объявился и жутко ревновал, сказав, что мы не расставались, а отдыхали друг от друга. Я понимаю, что он для меня не лучший вариант, но я решила, что без него мне хуже, чем с ним таким как есть. Сейчас расстались (правда договорились созвониться через неделю и обсудить наши впечатления как нам будет все-таки порознь, но никто не позвонил) и уже прошло 3 месяца. Я довольно симпатичная и поклонников у меня хватает. Как только расстались я ходила с ними в кафе, кино ... не переступаю конечно черты, думала, что может я разлюблю его, но в итоге меня просто все начали раздражать со своими чувствами, когда у меня сердце не было настроено на отношения. Видя их искренность я решила отступить и побыть одна. Начала каждый вечер бегать с сестрой, так как здоровый образ жизни для меня вполне превычен. Правда недавно он в фейсбуке прокоментировал мое старое фото, что я просто красавица и улыбка просто суппер, так как я была там зарегистрирована случайно, не сильно хорошо относясь к онлайн общению, я сразу удалилась, но с ним так и надо, что я поняла. Потом мне звонил посторонний парень и сказал, что видел где-то меня и очень хочет встретиться, я отказалась, так он неделю каждый день звонил по 10 раз, я не брала трубку, потом меня это начало пугать и я спросила, кто его попросил меня дастовать, он замялся и сказал никто, но звонки прекратились. Я думаю это проверки моего С. Друзья с его работы сказали, что всегда видят когда мы расстаемя без слов, на нем нет лица и блеска в глазах, он становиться тенью. А сейчас вообще опаздывает на работу из-за пьянок с дружками. Я чувствую, что ему тоже не сладко, но первая никогда не позвоню, это его пререгатива... Очень жду его в душе, самообманом заниматься не хочу, оценивая ситуацию и зная, что он не подарок, но только с ним я развиваюсь внутренне, с остальными я становлюсь эгоисткой, я не боюсь последствий наших отношений и с открытыми глазами смотрю на это все..... Скажите свое мнение.... Большое спасибо.

    Подробнее

  • Как быть хорошей мамой?
    Как быть хорошей мамой? Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Самое лучшее, что мы можем дать ребенку — это нашу безусловную любовь. Безусловная любовь закладывает основу правильного воспитания уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живем. Родителям важно помнить что любовь, которую нам суждено познать, начинается с любви, которую мы познаем в детстве. Очень часто детям приходится чувствовать, что для того, чтобы завоевать нашу любовь, им нужно делать что-то особенное. С безусловной любовью дети получают от нас бесценный дар — умение поддерживать свою детскую веру в жизнь.

    Подробнее

  • Как стать долгожителем
    Как стать долгожителем Психологические статьи Психология жизни Красота и здоровье

    Человеку генетически гарантированы 150 лет жизни, но наш век значительно короче. И если японцы умудряются дожить в среднем до 79 лет, то нигерийцы и сомалийцы с трудом дотягивают до 47. Наши соотечественники - где-то посередине. Между тем, тщательно изучив опыт долгожителей, специалисты разработали 10 правил, следуя которым, можно продлить свое земное существование.

    Подробнее

  • Развод и дети
    Развод и дети Психологические статьи Детская психология

    Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

    Подробнее

  • Как наладить отношения с подругой?
    Как наладить отношения с подругой? Психологические статьи Психология отношений||Психология общения Популярная психология

    Привет!
    У меня проблема отношений с подругами. Дело в том, что у нас сложные отношения, и мне бы хотелось чтобы вы подсказали как поступить или как себя вести чтобы отношения снова были хорошими как раньше...
    Вот моя история... Я познакомилась с подругой Наташей уже давно, у нас явно были общие интересы и нам легко было общаться, мы понимали друг друга с полуслова! Но как бы ни так...Один раз Наташа познакомила меня со своей подругой Олей, ну само собой она вмешалась в наши отношения, и все пошло наперекосяк после встречи с Олей один на один, она мне разумеется наговорила про Наташу всяких гадостей, а я такая дура поверила ей...И вот она после этого как бы вошла в нашу компанию, и мы ее считали тоже хорошей подругой. Дело в том что когда мы гуляем вместе у нас всегда был третий лишний, и в частности это была я. Такими темпами я все больше и больше отдалялась от Наташи...Но один раз поговорив с ней по душам, мы поняли что это все Оля тем самым портя наши отношения... И вот мы снова общаемся с Наташей вместе, меня конечно это радует....но дело в том что у нас сейчас не такие уже отношения как раньше... Я даже не знаю что делать и как вернуть те чувства испытываемые к друг другу!? Пожалуйста подскажите! Для меня это очень важно! Заранее благодарна! =)

    Подробнее

  • Интеллект против Сознания
    Интеллект против Сознания Психологические статьи Популярная психология

    Знакомство со статьями Дарио Саласа и его книгами, позволило окунуться в мир малоизвестной у нас герметической философии, называемой на Западе «матерью всех наук».

    Подробнее

  • Дети - стимул к построению карьеры
    Дети - стимул к построению карьеры Психологические статьи Психология успеха

    Россияне считают наличие детей стимулом к построению карьеры. Женщина, имеющая детей, обязательно должна работать, чтобы реализовывать себя профессионально, получать удовольствие от общения с коллегами и не ограничиваться бытовыми заботами.

    Подробнее

  • У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать
    У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Мне 21 год. Со своим мужем я знакома 4 года. Все было хорошо. Создали семью, стали на очередь на квартиру. Я забеременела. Все было нормально. Но как только я родила, приехала домой после родов он мне сказал, что меня больше не любит. Причину объяснил, что я его очень много обманывала и поэтому не хочет быть с нами (с сыном). Потом я узнала что у него другая. Советовалась с подругами, каждая говорит по разному. Одна говорит, что перебесится и вернется, другая говорит что уходить надо, мол молодая встретишь другого. Ему 24 года. Я очень хочу сохранить семью, чтобы сын рос в полноценной семье. Некоторые говорят, что это кризис отношений. Так ли это? И если это так, то через сколько он проходит и если смысл ждать чего - нибудь? Пожалуйста посоветуйте что делать? Заранее спасибо.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси