Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Танцевально — двигательная терапия | Глоссарий

Рубрика: Глоссарий

Танцевально — двигательная терапия

«Жизнь — это танец, ваш собственный танец с жизнью.
Эта метафора предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни, является партнером по танцу.
Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота.
Это означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть возможность выбора позиции и движения» — А. Гиршон.

Танцевально–двигательная психотерапия — особый вид сочетания искусства и терапии, а еще точнее «терапии искусством».
Если вы решитесь прийти на нее, то услышите, скорее всего, необычную музыку, и узнаете, что вас совсем не будут учить каким-либо движениям. Наоборот, здесь вас будут поощрять исследовать свой двигательный репертуар и свободу самовыражения в танце, т.к. в танцтерапии важно осознание клиентом своих привычных движений, исследование внутренних импульсов своего тела и их влияния на общую картину его танца, а так же расширение и углубление разнообразия своих движений. Танцтерапевты уверены, что изменение характера движений ведет к развитию и преобразованию качеств личности. Кроме того, чаще всего танцтерапия проходит в групповом формате, а упражнения предлагаются и в парах и в микрогруппах. В результате, вы сможете быстро и достаточно легко познакомиться со многими людьми и увидеть, насколько у разных людей бывают различны и индивидуальны движения, выражающие одни и те же эмоции, состояния.
Вы также научитесь больше внимания обращать на положение своего тела в пространстве и особенности своих движений и их выразительности в повседневной жизни.

Краткая история возникновения танцевально–двигательной психотерапии как самостоятельного направления.

Основоположницей танцевально–двигательной терапии принято считать Мерион Чейз. Она заметила, что ее ученики больше интересовались выражением конкретных чувств в танце, нежели самой техникой танца, и она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. В 1946 году ее пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Эту дату считают днем рождения танцевально–двигательной терапии.
Первые танцтерапевты М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван использовали танец как способ лечения психиатрических пациентов с посттравматическим синдромом, сосредоточившись преимущественно на психофизиологических функциях танца. Позже танцевально–двигательная психотерапия стала применяться при работе с нормальными и невротичными клиентами. Первыми танцевальными психотерапевтами были профессиональные танцоры, поэтому зачатки теории данного направления в психотерапии стали появляться только в конце 1950‐х годов.
В конце 1950х гг. в США создаются первые обучающие программы, разработанные М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван, Л.Эспенак.
В 1966 году  учреждена Американская ассоциация танцевально–двигательной психотерапии, и эту дату принято считать началом развития танцевально–двигательной терапии как самостоятельной дисциплины.

В танцевально–двигательной терапии можно выделить три группы подходов:

  • Клиническая танцевально–двигательная терапия.Чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций. В таком виде танцтерапия существует с 1940 г.г.
  • Танцевально–двигательная психотерапия.Один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используется психоанализ или подход аналитической психологии К.Г. Юнга. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
  • Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Эти занятия рассчитаны на людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. То танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представления о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Техники танцевально-двигательной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии (психоанализ, гештальт-подход и т.д.), т.к. не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания.

Цели и принципы танцевально–двигательной терапии.

Как работает танцевально-двигательная терапия?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (скорее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, большинство из нас не привыкли обращать внимание на этот язык — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это «послание» неосознанно считывается другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцевальной психотерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего «Я», и даже если он не соответствует реальности,— поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «Я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же», — Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни, и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы больше, чем наши ограничения, человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по–настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет прийти к новому пониманию своего «Я», своих возможностей.

Основные цели танцевально–двигательной терапии:

  • Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа своего «Я».
  • Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
  • Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов.
  • Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, так и межличностные, групповые переживания.

Техники танцевально–двигательной терапии создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело — сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой. (Уилбер, 2004)
В танцевально–двигательной терапии осознание клиента направляется на взаимосвязь различных языков сознания: ощущений, чувств, образов, знаков. Особым интегрирующим элементом при этом становятся качества движения, как целостные репрезентации личностных качеств (в танцевально–двигательной терапии считается, что манера и характер движений отражают личностные особенности человека, а изменения положения тела или характера движений отражают психологические и физические трансформации в личности).

В танцевально–двигательной терапии используются особые возможности танца:

  • непосредственность переживаний чувств и взаимоотношений,
  • наглядность стереотипов поведения и взаимодействия;
  • процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневая характеристика любого человеческого опыта. Мы обращаемся к способности танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений.

Все эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический процесс.

В танцевальном тренинге сочетаются игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности (« все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).
Танец — это исследование.

  • Во-первых, потому, что танец, в котором раскрывается и трансформируется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален.
  • Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт становится возможно описать как изнутри, так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство танцтерапевта (ведущего) и танцующего.

В процессе исследования процесса танца нас интересуют четыре вопроса:

  1. КАК человек двигается?
  2. ЧТО человек чувствует, когда танцует?
  3. КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?
  4. КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении.

Танцевально–двигательная терапия работает с тремя областями:

  1. Тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос « что несет в мир мое тело?»
  2. Представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «кто я?»
  3. Взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений, поиск ответа на вопрос « кто ты и что мы можем вместе?»

К наиболее часто встречающимся результатам танцевально–двигательной терапии можно отнести:

  • Возрастание доверия к членам группы и уверенности в себе в группе.
  • Расширение доступа к бессознательным чувствам на невербальном уровне как предвестник вербальной коммуникации.
  • Упрощение доступа к собственным фантазиям в плоскости движений в защищенном пространстве группы.
  • Увеличение контактности.
  • Интеграция частей тела, воспринимавшихся ранее отдельными, углубление контакта со свом телом, движения  - более выразительны.
  • Посредством танцтерапии можно воздействовать на бессознательные области, не доступные для терапии, ориентированной лишь вербально.

В танцевально–двигательной терапии чаще используется групповая форма работы, т.к. в пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет огромный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Особую роль здесь играет вербализация переживаний и опыта всеми участниками процесса и танцорами и «пассивными» наблюдателями. Здесь есть не только опыт проживания и встречи с глубинными чувствами довербального периода, но и первыми попытками их выражения как телесно, так и с помощью речи и многое, многое другое.

Список используемой литературы:

  1. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М.,1997. 46с.
  2. Гиршон А. Танец как метафора и не только// Танцевальная импровизация: теория, история, практика. №1.1999. с 4-5.
  3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль: Самиздат 1994. 17с
  4. Танцевально-двигательная терапия /Под ред.Бирюковой И.Ярославль:Самиздат,1994. 131с.
  5. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004.288с.
  6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160с.

Статью подготовила психолог, сертифицированный танцевально–двигательный терапевт, Белова Оксана.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Жизнь после теракта, посттравматический стресс
    Жизнь после теракта, посттравматический стресс Психологические статьи Психология и стресс

    Ваши реакции на экстремальное стрессовое событие.
    Эта статья написана для того, чтобы помочь вам в том случае, если вы стали жертвами или очевидцами теракта, либо жертвами или очевидцами были ваши друзья, родственники, знакомые. Стрессы и напряжения, возникающие в обычной жизни, могут становится непереносимыми для тех, кто прошел травматический инцидент. Они стараются избегать близких контактов с родными, друзьями и коллегами, что зачастую ведет к добавлению личных проблем. Трудности во взаимоотношениях со временем усиливаются наряду с нарастанием ощущения, что ''никто не может понять, через что я прошел''. Такое ложное представление является главным препятствием для просьбы о помощи и поддержке.

    Подробнее

  • Программирование ребенка
    Программирование ребенка Психологические статьи Психология детей и подростков

    Родители могут сказать сгоряча многое, и ребенок родителей простит. Можно назвать его хитрым крокодилом и коварной обезьяной. И услышать в ответ «сама обезьяна», сказанное не менее свирепо и безо всяких признаков раскаяния. Но некоторые вещи нельзя произносить вслух НИКОГДА. Дело в том, что обычные, но в сердцах сказанные слова родителей нередко приобретают для ребенка значение сверхъестественного послания. Они программируют его жизнь!

    Подробнее

  • Первое свидание - боюсь не понравиться
    Первое свидание - боюсь не понравиться Психологические статьи Психология отношений

    Здравствуйте! Познакомилась по интернету с мужчиной,переписывались больше месяца.Теперь он предлагает встретиться.А я боюсь не понравиться,т.к.за последний год немного поправилась.Уверенности в себе нет вообще.Знаю,что если свидание разочарует,буду ужасно переживать,приняв всё на свой счёт.Как быть?

    Подробнее

  • Психологические факторы насилия над родителями
    Психологические факторы насилия над родителями Психологические статьи Научные публикации

    Общественное мнение в большей мере концентрируется на насилии в отношении детей или супружеском насилии. Однако все большую озабоченность и интерес психологов привлекает часто являющийся семейной тайной феномен насилия детей над родителями. В статье описываются причины и следствия насильственного поведения детей по отношению к родителям.

    Подробнее

  • У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни
    У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни Психологические статьи Психология отношений||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте!
    Меня зовут Ольга. Мне 22 года, я студентка.
    Моя проблема достаточна банальна, но выхода из нее никак не могу найти...
    Где-то с зимы у меня пропал интерес ко всему. Ничем не могу себя развлечь, заинтересовать. Днями валяюсь на диване и с огромным нежеланием делаю все, что просто необходимо.
    Сначала думала, что скоро пройдет (раньше такое бывала, но с этим чувством я справлялась). Делала все, что советовали многочисленные сайты, форумы, книги (как выйти из депрессии). Но теперь все безрезультатно.
    Я бы не сказала, что мне очень плохо. Просто я ощущаю себя растением.
    Причину вижу (хотя, возможно, это совсем и не та причина) в потере цели. Если глубже...
    В детстве была очень во всем заинтересованной и целеустремленной девочкой (чем только не занималась).
    Но главным занятием было рисование. И, примерно, с класса 6-ого решила, что стану дизайнером. Мечта со временем превратилась в цель (учится в столице (Минск) в главном вузе страны, сама я из провинции). И так мелкими шажками-целями я двигалась вперед и все у меня получалось. И вот я поступила...
    И как поступила, поняла, что не хочу быть дизайнером. Долго мучилась, но во время учебы вновь появился интерес и цели.
    И вот теперь у меня вроде все хорошо, но одно но... ничего это не радует. И вот живу я себе, простите, как утка (поспала, поела, покакала и по кругу)
    На носу пятый курс... и я решила, что депрессия из-за боязни, а что же будет дальше. Но... если раньше я хоть могла мечтать о будущем, то теперь мне даже этого не хочется.
    И мне все чаще кажется, что в итоге у когда-то такой хорошенькой умненькой девочки нет ничего... ни любимого дела, ни нормальной личной жизни. К чему я шла все эти 21 год?..
    Помогите, пожалуйста, вернуться той жизнерадостной целеустремленной девочке.

    Подробнее

  • Образ психолога в представлении студентов-психологов
    Образ психолога в представлении студентов-психологов Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Описываются особенности профессионального самоопределения, мотивы выбора профессии. Описываются особенности образа профессии психолога. Дается анализ стереотипных представлений о профессии психолога, исследований образа психолога и его личностных характеристик.

    Подробнее

  • Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад
    Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад Психологические статьи Психология отношений Психотерапия

    Здравствуйте! У меня такая проблема. Мне 32 года, два месяца назад я рассталась с молодым человеком, с которым прожила год и два месяца. Расставание было довольно безболезненным, так как это была обоюдная инициатива. Дело в том что я устала от этих отношений, устала от лжи и измен, устала от финансовых проблем (сама я себя обеспечить могу), устала от ''бытовухи''. Но когда мы разъехались, то поняла, что роднее человека у меня нет, ближе и роднее... Я скучаю по нашему общению, по тому что он шлепает тапками каждый вечер по квартире, по тому, что он может подойти и невзначай обнять и поцеловать... Но в то же время я понимаю, что не скучаю совсем именно по отношениям с ним. Я привела себя в порядок после разрыва (в плане внешнего вида), стала очень много общаться с людьми, знакомиться с мужчинами, но вот скучаю по нему. Возможно это зависимость, возможно страх остаться одной в таком возрасте, но порой мне хочется все вернуть назад, но негатива было много, и это меня останавливает. Я чувствую, что с его стороны та же песня: ты мне дорога, но вместе нам не быть. Мы продолжаем общаться, у нас много общих тем, которые мы можем обсудить только друг с другом, но хочется большего. Хочется семьи, к которой я стремилась именно с ним, но без всех тех проблем. Понимаю мозгом, что невозможно усидеть одной попой на двух стульях, но сердце все-таки надеется. Помогите советом, что мне делать? Если полностью прекращу с ним общаться - впаду в глубокую депрессию, если буду продолжать - хорошим это вряд ли закончится...

    Подробнее

  • Историко-культурные основания мотивации поведения
    Историко-культурные основания мотивации поведения Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье анализируется историческая эволюция мотивов и форм поведения людей, показана зависимость их содержания от социально-культурных и конкретно- исторических условий человеческой жизни.

    Подробнее

  • Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации?
    Бывший муж моей сестры проявляет агрессию. Что делать в такой ситуации? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Меня беспокоят отношения моей сестры и её бывшего гражданского мужа.
    Начались проблемы после их расставания и в один день, он приехал к ней на работу и избил её очень сильно, после чего пытался совершить попытку к самоубийству, но его спасли. Маленькую доченьку моя сестра по выписке из больницы забрала, и жила бы себе мирно, но его выпустили из больницы досрочно, не проведя с ним никаких разговоров о случившемся. Теперь он намерен преследовать мою сестру, пишет её сообщения что он всегда будет рядом.
    Я лично беспокоюсь о дальнейшем развитии событий, а особенно за мою маленькую племянницу, которую он хочет забрать себе.
    Подскажите пожалуйста, что делать в такой ситуации и как проверить состояние человека на вменяемость?

    Подробнее

  • С чего начинается женственность
    С чего начинается женственность Психологические статьи Популярная психология

    Женщинами не рождаются, ими становятся. Я хочу немного поговорить на тему развития женственности как основы и сути женщины. Какой именно женщиной станет маленькая девочка, начинает формироваться с первых дней ее жизни. Вместе с этим закладывается наиболее возможный тип ее отношений с мужчиной, с другими женщинами, с самой собой, с миром в целом. А от того, какие эти отношения и насколько они удовлетворяют женщину, вероятно зависит и то самое женское счастье.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси