«Жизнь — это танец, ваш собственный танец с жизнью.
Эта метафора предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни, является партнером по танцу.
Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота.
Это означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть возможность выбора позиции и движения» — А. Гиршон.
Танцевально–двигательная психотерапия — особый вид сочетания искусства и терапии, а еще точнее «терапии искусством».
Если вы решитесь прийти на нее, то услышите, скорее всего, необычную музыку, и узнаете, что вас совсем не будут учить каким-либо движениям. Наоборот, здесь вас будут поощрять исследовать свой двигательный репертуар и свободу самовыражения в танце, т.к. в танцтерапии важно осознание клиентом своих привычных движений, исследование внутренних импульсов своего тела и их влияния на общую картину его танца, а так же расширение и углубление разнообразия своих движений. Танцтерапевты уверены, что изменение характера движений ведет к развитию и преобразованию качеств личности. Кроме того, чаще всего танцтерапия проходит в групповом формате, а упражнения предлагаются и в парах и в микрогруппах. В результате, вы сможете быстро и достаточно легко познакомиться со многими людьми и увидеть, насколько у разных людей бывают различны и индивидуальны движения, выражающие одни и те же эмоции, состояния.
Вы также научитесь больше внимания обращать на положение своего тела в пространстве и особенности своих движений и их выразительности в повседневной жизни.
Краткая история возникновения танцевально–двигательной психотерапии как самостоятельного направления.
Основоположницей танцевально–двигательной терапии принято считать Мерион Чейз. Она заметила, что ее ученики больше интересовались выражением конкретных чувств в танце, нежели самой техникой танца, и она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. В 1946 году ее пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Эту дату считают днем рождения танцевально–двигательной терапии.
Первые танцтерапевты М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван использовали танец как способ лечения психиатрических пациентов с посттравматическим синдромом, сосредоточившись преимущественно на психофизиологических функциях танца. Позже танцевально–двигательная психотерапия стала применяться при работе с нормальными и невротичными клиентами. Первыми танцевальными психотерапевтами были профессиональные танцоры, поэтому зачатки теории данного направления в психотерапии стали появляться только в конце 1950‐х годов.
В конце 1950х гг. в США создаются первые обучающие программы, разработанные М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван, Л.Эспенак.
В 1966 году учреждена Американская ассоциация танцевально–двигательной психотерапии, и эту дату принято считать началом развития танцевально–двигательной терапии как самостоятельной дисциплины.
В танцевально–двигательной терапии можно выделить три группы подходов:
- Клиническая танцевально–двигательная терапия.Чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций. В таком виде танцтерапия существует с 1940 г.г.
- Танцевально–двигательная психотерапия.Один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используется психоанализ или подход аналитической психологии К.Г. Юнга. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
- Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Эти занятия рассчитаны на людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. То танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представления о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.
Техники танцевально-двигательной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии (психоанализ, гештальт-подход и т.д.), т.к. не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания.
Цели и принципы танцевально–двигательной терапии.
Как работает танцевально-двигательная терапия?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (скорее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, большинство из нас не привыкли обращать внимание на этот язык — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это «послание» неосознанно считывается другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцевальной психотерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего «Я», и даже если он не соответствует реальности,— поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «Я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же», — Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни, и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы больше, чем наши ограничения, человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по–настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет прийти к новому пониманию своего «Я», своих возможностей.
Основные цели танцевально–двигательной терапии:
- Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа своего «Я».
- Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
- Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов.
- Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, так и межличностные, групповые переживания.
Техники танцевально–двигательной терапии создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело — сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой. (Уилбер, 2004)
В танцевально–двигательной терапии осознание клиента направляется на взаимосвязь различных языков сознания: ощущений, чувств, образов, знаков. Особым интегрирующим элементом при этом становятся качества движения, как целостные репрезентации личностных качеств (в танцевально–двигательной терапии считается, что манера и характер движений отражают личностные особенности человека, а изменения положения тела или характера движений отражают психологические и физические трансформации в личности).
В танцевально–двигательной терапии используются особые возможности танца:
- непосредственность переживаний чувств и взаимоотношений,
- наглядность стереотипов поведения и взаимодействия;
- процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневая характеристика любого человеческого опыта. Мы обращаемся к способности танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений.
Все эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический процесс.
В танцевальном тренинге сочетаются игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности (« все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).
Танец — это исследование.
- Во-первых, потому, что танец, в котором раскрывается и трансформируется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален.
- Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт становится возможно описать как изнутри, так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство танцтерапевта (ведущего) и танцующего.
В процессе исследования процесса танца нас интересуют четыре вопроса:
- КАК человек двигается?
- ЧТО человек чувствует, когда танцует?
- КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?
- КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении.
Танцевально–двигательная терапия работает с тремя областями:
- Тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос « что несет в мир мое тело?»
- Представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «кто я?»
- Взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений, поиск ответа на вопрос « кто ты и что мы можем вместе?»
К наиболее часто встречающимся результатам танцевально–двигательной терапии можно отнести:
- Возрастание доверия к членам группы и уверенности в себе в группе.
- Расширение доступа к бессознательным чувствам на невербальном уровне как предвестник вербальной коммуникации.
- Упрощение доступа к собственным фантазиям в плоскости движений в защищенном пространстве группы.
- Увеличение контактности.
- Интеграция частей тела, воспринимавшихся ранее отдельными, углубление контакта со свом телом, движения - более выразительны.
- Посредством танцтерапии можно воздействовать на бессознательные области, не доступные для терапии, ориентированной лишь вербально.
В танцевально–двигательной терапии чаще используется групповая форма работы, т.к. в пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет огромный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Особую роль здесь играет вербализация переживаний и опыта всеми участниками процесса и танцорами и «пассивными» наблюдателями. Здесь есть не только опыт проживания и встречи с глубинными чувствами довербального периода, но и первыми попытками их выражения как телесно, так и с помощью речи и многое, многое другое.
Список используемой литературы:
- Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М.,1997. 46с.
- Гиршон А. Танец как метафора и не только// Танцевальная импровизация: теория, история, практика. №1.1999. с 4-5.
- Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль: Самиздат 1994. 17с
- Танцевально-двигательная терапия /Под ред.Бирюковой И.Ярославль:Самиздат,1994. 131с.
- Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004.288с.
- Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160с.
Статью подготовила психолог, сертифицированный танцевально–двигательный терапевт, Белова Оксана.