Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Танцевально — двигательная терапия | Глоссарий

Рубрика: Глоссарий

Танцевально — двигательная терапия

«Жизнь — это танец, ваш собственный танец с жизнью.
Эта метафора предполагает, что все, с чем вы встречаетесь в жизни, является партнером по танцу.
Это означает, что в жизни, может быть, нет логически обнаруживаемого смысла, но есть красота.
Это означает, что у вас нет свободы отказаться от танца, но есть возможность выбора позиции и движения» — А. Гиршон.

Танцевально–двигательная психотерапия — особый вид сочетания искусства и терапии, а еще точнее «терапии искусством».
Если вы решитесь прийти на нее, то услышите, скорее всего, необычную музыку, и узнаете, что вас совсем не будут учить каким-либо движениям. Наоборот, здесь вас будут поощрять исследовать свой двигательный репертуар и свободу самовыражения в танце, т.к. в танцтерапии важно осознание клиентом своих привычных движений, исследование внутренних импульсов своего тела и их влияния на общую картину его танца, а так же расширение и углубление разнообразия своих движений. Танцтерапевты уверены, что изменение характера движений ведет к развитию и преобразованию качеств личности. Кроме того, чаще всего танцтерапия проходит в групповом формате, а упражнения предлагаются и в парах и в микрогруппах. В результате, вы сможете быстро и достаточно легко познакомиться со многими людьми и увидеть, насколько у разных людей бывают различны и индивидуальны движения, выражающие одни и те же эмоции, состояния.
Вы также научитесь больше внимания обращать на положение своего тела в пространстве и особенности своих движений и их выразительности в повседневной жизни.

Краткая история возникновения танцевально–двигательной психотерапии как самостоятельного направления.

Основоположницей танцевально–двигательной терапии принято считать Мерион Чейз. Она заметила, что ее ученики больше интересовались выражением конкретных чувств в танце, нежели самой техникой танца, и она перенесла акцент с танцевальной техники на выражение индивидуальных потребностей посредством движения. В 1946 году ее пригласили опробовать свои методы с госпитализированными психиатрическими больными. Эту дату считают днем рождения танцевально–двигательной терапии.
Первые танцтерапевты М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван использовали танец как способ лечения психиатрических пациентов с посттравматическим синдромом, сосредоточившись преимущественно на психофизиологических функциях танца. Позже танцевально–двигательная психотерапия стала применяться при работе с нормальными и невротичными клиентами. Первыми танцевальными психотерапевтами были профессиональные танцоры, поэтому зачатки теории данного направления в психотерапии стали появляться только в конце 1950‐х годов.
В конце 1950х гг. в США создаются первые обучающие программы, разработанные М.Чейз, Т.Шуп, М.Уайтхаус, Б.Эван, Л.Эспенак.
В 1966 году  учреждена Американская ассоциация танцевально–двигательной психотерапии, и эту дату принято считать началом развития танцевально–двигательной терапии как самостоятельной дисциплины.

В танцевально–двигательной терапии можно выделить три группы подходов:

  • Клиническая танцевально–двигательная терапия.Чаще используется как вспомогательная терапия совместно с лекарственной. Она особенно эффективна для пациентов, имеющих нарушения речи и проблемы в сфере межличностных коммуникаций. В таком виде танцтерапия существует с 1940 г.г.
  • Танцевально–двигательная психотерапия.Один из видов психотерапии, ориентированный на решение конкретных запросов клиентов. Чаще всего здесь используется психоанализ или подход аналитической психологии К.Г. Юнга. Работа может проходить как в групповой, так и в индивидуальной форме.
  • Танцевально-двигательная терапия, осуществляемая в целях личностного роста и самосовершенствования. Эти занятия рассчитаны на людей, которые не страдают от проблем, но хотят чего-то большего в своей жизни. То танец становится способом узнавания себя, своих особых индивидуальных качеств, с его помощью становится возможным вывести неосознанные истории своего тела на свет осознания, расширить представления о самом себе, найти новые пути самовыражения и взаимодействия с другими людьми.

Техники танцевально-двигательной психотерапии могут использоваться внутри разных направлений психотерапии (психоанализ, гештальт-подход и т.д.), т.к. не являются выражением определенного взгляда на природу человеческого сознания.

Цели и принципы танцевально–двигательной терапии.

Как работает танцевально-двигательная терапия?
Наше тело хранит в себе память всей нашей жизни, тех ограничений, которые мы приобрели, и тех возможностей, которые мы можем использовать. У каждого тела есть свой язык. Чаще всего это очень «тихий» язык — едва заметный наклон головы, редко осознаваемые движения пальцев, небольшие напряжения в плечах или бедрах, которые мы просто не замечаем.
У каждого тела есть свои «любимые» (скорее, привычные) позы, жесты, особенности походки, которые присущи именно ему. К сожалению, большинство из нас не привыкли обращать внимание на этот язык — на то послание, которое несет в мир наше тело, хотя именно это «послание» неосознанно считывается другими людьми и формирует впечатление о нас. Одна из основных задач танцевальной психотерапии — научить человека слышать неповторимый голос своего тела.
У нас есть определенный образ своего «Я», и даже если он не соответствует реальности,— поставить его под сомнение достаточно непросто. Образ «Я» выражен в образе тела. «Душа и тело — не отдельные сущности, а одна и та же», — Карл Густав Юнг. Стереотипы, которые порождены воспитанием и перенесенными стрессами, воплощаются и в нашей жизни, и в нашем теле. У нас есть ограничения, страхи и нереализованные желания, и тело также выражает их. Но, к счастью, мы больше, чем наши ограничения, человек — это процесс и субъект развития, у нас всегда есть возможность движения, танца.
Ограничения, которые существуют в нашем сознании и выражаются нашим телом, не позволяют нам получить (или дать) то, чего мы по–настоящему хотим. Некоторые из этих ограничений являются не более чем привычкой. Осознанное исследование и раскрытие новых возможностей через танец и движение позволяет прийти к новому пониманию своего «Я», своих возможностей.

Основные цели танцевально–двигательной терапии:

  • Вовлечение человека в процесс личностной интеграции и роста с помощью танца и движения. Под личностной интеграцией и ростом понимается способность к самовыражению, спонтанность и аутентичность, самоактуализация, креативность, принятие многомерности и уникальности своего опыта, формирование целостного образа своего «Я».
  • Формирование целостного процессуального восприятия личного опыта через осознание и интеграцию связи движения с чувствами, образами и представлениями, расширение сферы осознания клиентами собственного тела, индивидуального двигательного репертуара, их особенностей и возможностей.
  • Выявление неэффективных стереотипов движения, поведения и взаимодействия; приобретение новых возможностей проявления себя через изменение старых стереотипов.
  • Создание глубинного индивидуального и группового опыта, охватывающего как персональные, так и межличностные, групповые переживания.

Техники танцевально–двигательной терапии создают возможность доступа к различным структурам и слоям системы «тело — сознание» и их интеграции. Танец может служить плодотворной почвой для развития осознания, которое, как утверждается в различных школах психотерапии, и является целительной силой. (Уилбер, 2004)
В танцевально–двигательной терапии осознание клиента направляется на взаимосвязь различных языков сознания: ощущений, чувств, образов, знаков. Особым интегрирующим элементом при этом становятся качества движения, как целостные репрезентации личностных качеств (в танцевально–двигательной терапии считается, что манера и характер движений отражают личностные особенности человека, а изменения положения тела или характера движений отражают психологические и физические трансформации в личности).

В танцевально–двигательной терапии используются особые возможности танца:

  • непосредственность переживаний чувств и взаимоотношений,
  • наглядность стереотипов поведения и взаимодействия;
  • процессуальность (изменчивость и непрерывность) как корневая характеристика любого человеческого опыта. Мы обращаемся к способности танца (особенно парного) быть моделью и метафорой человеческих отношений.

Все эти предпосылки требуют развития осознания для перевода их в терапевтический процесс.

В танцевальном тренинге сочетаются игра, исследование и искусство.
Игру и танец объединяют легкость, возможность быстро переходить от одной «реальности» к другой, постоянная смена состояний и наличие трансцендентности (« все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально»).
Танец — это исследование.

  • Во-первых, потому, что танец, в котором раскрывается и трансформируется психическая жизнь, у каждого человека индивидуален.
  • Во-вторых, движение всегда наглядно, и этот опыт становится возможно описать как изнутри, так и извне, что уводит нас от полной субъективности, выводя в пространство танцтерапевта (ведущего) и танцующего.

В процессе исследования процесса танца нас интересуют четыре вопроса:

  1. КАК человек двигается?
  2. ЧТО человек чувствует, когда танцует?
  3. КАКИЕ стратегии поведения и взаимодействия он использует?
  4. КТО танцует? Как проживается та подвижная, меняющаяся идентичность «Я» в движении.

Танцевально–двигательная терапия работает с тремя областями:

  1. Тело, его возможности и ограничения, поиск ответа на вопрос « что несет в мир мое тело?»
  2. Представление о самом себе, расширение и раскрытие этих представлений, поиск ответа на вопрос «кто я?»
  3. Взаимодействие с другими людьми, сфера межличностных отношений, поиск ответа на вопрос « кто ты и что мы можем вместе?»

К наиболее часто встречающимся результатам танцевально–двигательной терапии можно отнести:

  • Возрастание доверия к членам группы и уверенности в себе в группе.
  • Расширение доступа к бессознательным чувствам на невербальном уровне как предвестник вербальной коммуникации.
  • Упрощение доступа к собственным фантазиям в плоскости движений в защищенном пространстве группы.
  • Увеличение контактности.
  • Интеграция частей тела, воспринимавшихся ранее отдельными, углубление контакта со свом телом, движения  - более выразительны.
  • Посредством танцтерапии можно воздействовать на бессознательные области, не доступные для терапии, ориентированной лишь вербально.

В танцевально–двигательной терапии чаще используется групповая форма работы, т.к. в пределах группы танцор «переживает» свое тело, выражая себя в танце посредством языка тела, осуществляет контакт как с самим собой, так и с группой, что имеет огромный творческий, интегративный и излечивающий эффект не только для самого танцора, но и для группы. Особую роль здесь играет вербализация переживаний и опыта всеми участниками процесса и танцорами и «пассивными» наблюдателями. Здесь есть не только опыт проживания и встречи с глубинными чувствами довербального периода, но и первыми попытками их выражения как телесно, так и с помощью речи и многое, многое другое.

Список используемой литературы:

  1. Гиршон А. Танцевально-двигательная терапия в контексте тренингов личностного роста // Танцевально-двигательная терапия. Вып. 2. М.,1997. 46с.
  2. Гиршон А. Танец как метафора и не только// Танцевальная импровизация: теория, история, практика. №1.1999. с 4-5.
  3. Старк А. Танцевально-двигательная терапия. Ярославль: Самиздат 1994. 17с
  4. Танцевально-двигательная терапия /Под ред.Бирюковой И.Ярославль:Самиздат,1994. 131с.
  5. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004.288с.
  6. Фельденкрайз М. Осознавание через движение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 160с.

Статью подготовила психолог, сертифицированный танцевально–двигательный терапевт, Белова Оксана.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Развод и дети
    Развод и дети Психологические статьи Детская психология

    Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т.п. Возраст ребенка существенно влияет на его восприятие развода и понимание структуры семьи.

    Подробнее

  • «В родзале мужу нечего делать!»
    «В родзале мужу нечего делать!» Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Если женщина оценивает своего мужчину адекватно и если он сам уверен, что будет вести себя так, как надо, почему бы и нет? Ведь роды длятся не целую вечность…. Когда я начинал работать, говорили, что нормальный срок для первых родов — сутки. Сегодня никто столько не держит, правильное ведение родов позволяет физиологически родоразрешить женщину гораздо быстрее.

    Подробнее

  • У меня постоянное чувство тревоги, размышляю о своих поступках. Что делать?
    У меня постоянное чувство тревоги, размышляю о своих поступках. Что делать? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! У меня постоянное беспокойство! Я всё время думаю, размышляю о своих поступках! Вечное чувство тревоги! На людях я общительная и всё нормально. Но как остаюсь одна..то сразу вспоминаю о чём-то и начинаю себя корить, мучить..даже за мельчайшие какие-то действия..Что делать? как перестать всё время анализировать себя и свои поступки? некоторые живут и не переживают, всё у них хорошо, а я думаю, думаю, думаю...

    Подробнее

  • Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений
    Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений Психологические статьи Научные публикации

    Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов «садизм» и «мазохизм» их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер.В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.

    Подробнее

  • Занятия с ребенком в раннем возрасте
    Занятия с ребенком в раннем возрасте Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Приветствуют ли психологи настольные игры? Почему? Могут ли настольные игры помочь сделать из вашего ребенка вундеркинда? Какие развивающие игры для этого использовать? Как правильно заниматься развитием малыша? Об этом и не только — детский психолог Людмила Овсяник.

    Подробнее

  • С чего начинается женственность
    С чего начинается женственность Психологические статьи Популярная психология

    Женщинами не рождаются, ими становятся. Я хочу немного поговорить на тему развития женственности как основы и сути женщины. Какой именно женщиной станет маленькая девочка, начинает формироваться с первых дней ее жизни. Вместе с этим закладывается наиболее возможный тип ее отношений с мужчиной, с другими женщинами, с самой собой, с миром в целом. А от того, какие эти отношения и насколько они удовлетворяют женщину, вероятно зависит и то самое женское счастье.

    Подробнее

  • Созависимые отношения с родителями, живу с ними, с детства родители опекали меня.
    Созависимые отношения с родителями, живу с ними, с детства родители опекали меня. Вопрос психологу Психология отношений||Психология общения||Психология семьи Семейная психология

    В настоящее время мне 33 года, и я все еще живу с моими родителями. Всю мою жизнь родители постоянно контролировали меня и диктовали свои правила поведения, действий в различных ситуациях. В детстве я любил играть в футбол, и я хотел записаться в футбольную секцию в другом районе города. К моему сожалению, родители запрещали мне. Их причиной было то, что мне может что-то угрожать на пути, например, автомобильная авария или «вдруг тебя трамвай переедет!» После школы я пошел в колледж. Мои родители попрекали меня тем, что я получил помощь при поступлении от моих знакомых. После окончания колледжа у меня были трудности с поиском работы, и мой отец устроил меня работать на заводе. Параллельно я решил идти на заочное отделение института. И на этот раз поступил самостоятельно, без каких-либо связей. Несмотря на это, меня периодически упрекали в том, что учусь я только благодаря им.

    Подробнее

  • Травма
    Травма Психологические статьи Глоссарий

    Травма психологическая (психическая) - событие в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции; устойчивые патологические перемены и их последствия в душевной жизни.

    Подробнее

  • Как выбрать тренинг на лето
    Как выбрать тренинг на лето Психологические статьи Тренинги Психотерапия

    Популярность психологических тренингов растет, и это объяснимо. Они дают возможность одновременно и отдохнуть, и найти новых интересных знакомых, и многому научиться — понимать своего ребенка или выступать перед публикой, справиться со своей застенчивостью или освоить искусство общения. Занятия в группе ведет психолог, психотерапевт или бизнес-тренер.

    Подробнее

  • Алкоголизм: мифы и реальность
    Алкоголизм: мифы и реальность Психологические статьи Зависимости и их лечение

    Алкоголизм — это болезнь или распущенность, вредная привычка? Если алкоголизм — болезнь, то, как она лечится? Чем отличается пьянство от алкоголизма? Почему зависимый человек говорит, что у него нет проблем, хотя для всех окружающих это совершенно очевидно? Почему зависимые люди отказываются от помощи?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси