Н. В. Дроздова, кандидат психологических наук, доцент кафедры проектирования образовательных систем Республиканского института высшей школы.
Отталкиваясь от модели дифференциации и интеграции социально-психологической отрасли науки, реализован тематический анализ и контент-анализ диссертационных исследований, выполненных белорусскими психологами в период с 1960 по 1991 гг. Теоретико-методологические факторы развития социальной психологии в Беларуси в изучаемый период определили специфику предмета психологии как науки, направление межотраслевой дифференциации и междисциплинарной интеграции социальной и педагогической психологии, а также центральные и периферийные теории, которые, в свою очередь, определили содержание и структуру социально-психологических исследований.
Ключевые слова: теоретико-методологические факторы, модель дифференциации и интеграции социальной психологии в Беларуси, структура психологических теорий, индекс методологической сопряженности.
Theoretical and methodological factors of the social psychology development in Belarus
N. V. Drozdova, PhD in Psychology, Associate professor
Using the model of differentiating and integrating the social and psychological branch of science as a foundation the thematic and content analyses of dissertations carried out by the Belarusian psychologists in 1960–1991 were implemented. Theoretical and methodological factors of the social psychology development in Belarus during the period under study identified the peculiarities of the Subject of psychology as a science, the vector of inter-branch differentiation and interdisciplinary integration of social and pedagogical psychology, as well as central and peripheral theories which in turn defined the contents and structure of social and psychological researches.
Key words: theoretical and methodological factors, model of differentiating and integrating social psychology in Belarus, structure of psychological theories, index of methodological conjugation.
Современная ситуация развития социальной психологии в Беларуси (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется расширением проблемных областей социально-психологических исследований, а также самоопределением психологов в научных приоритетах в новых исторических условиях [1]. Поэтому необходим научно-теоретический анализ методологии и методов историко-психологических исследований; теоретическое обоснование динамики содержания понятия «факторы развития психологической науки» в зависимости от типа рациональности на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях методологии; конкретизация специфики изучаемого периода становления и развития социальной психологии в Беларуси.
Теоретический анализ свидетельствует о выраженной исторической трансформации основных подходов к изучению факторов науки (рисунок 1).
Рисунок 1 — Методологические уровни науки
Так, на философском уровне в качестве основных детерминант научных знаний выступают внутренние и внешние факторы. Критерии классического типа рациональности регламентировали рассмотрение факторов в жесткой оппозиции по отношению друг к другу: или явление детерминировано воздействием внутренних факторов, или, напротив, обусловлено внешними факторами. Неклассический тип рациональности, предполагает отказ от оппозиции «внешнее-внутреннее» и позволяет исследовать проблему взаимодействия факторов на уровне континуума, то есть раскрывает их «соприсутствие» в пространстве и во времени. На общенаучном уровне методологии в качестве интернального фактора выступает научно-исследовательская программа (И. Лакатос), экстернального — научное сообщество (Т. Кун). Взаимодействие научно-исследовательских программ научного сообщества детерминирует специфику предметного поля конкретной научной отрасли. В настоящее время в методологические основания научных исследований включен принцип активности, который по-новому расставляет акценты в проблеме исследования факторов. Выбор ученым научно-исследовательской программы, научной школы (направления), научного сообщества, парадигмы — определяет предмет (и объект) частнонаучного исследования.
Таким образом, развитие психологии как науки в изучаемый период обусловлено не дихотомией, а континуумом интернальных и экстернальных факторов, что определило теоретико-методологические основания исследований на философском, общенаучном и частнонаучном уровнях.
Л. А. Кандыбович выделяет 1960–1990 гг. как самостоятельный период истории психологии в Беларуси [2]. Данный период развития социальной психологии в Беларуси, по мнению В. А. Янчука, характеризуется формированием методологических оснований социально-психологических исследований и изучением социально-психологической проблематики в педагогической деятельности [1].
Социальная и педагогическая психология изначально развивалась как междисциплинарные отрасли научного знания, как результат дифференциации и интеграции человековедческих наук. Социальная психология — на стыке социологии и психологии, педагогическая психология — педагогики и психологии (рисунок 2). Однако это не остановило теоретические и эмпирические исследования в контексте интеграции уже не на междисциплинарном уровне, а на уровне отдельных отраслей одной дисциплины — психология: педагогической и социальной психологии. В зависимости от вклада каждой их этих отраслей в советской социальной психологии возникли такие направления как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология.
Рисунок 2 — Дифференциация и интеграция социальной и педагогической психологии
Для историко-психологических исследований непосредственный интерес представляет методологический потенциал модели А. В. Юревича [3]. На основе анализа философской и общенаучной методологии науки, в частности, опираясь на центр-периферийный подход И. Лакатоса («жесткие ядра» и «защитный пояс») и В. С. Степина («фундаментальная и вспомогательная теоретическая схемы»), автор предложил структуру психологических теорий. Данная структура эксплицитно содержит указания на влияние интернальных и экстернальных факторов на развитие психологической науки, а также закономерности становления внутри- и междисциплинарных научных сообществ. Так, центральная область науки интернально определяет принадлежность научного направления к конкретной парадигме в психологии, детерминирует «защитный пояс» науки: ее периферическую область. Выбор теоретической периферии экстернален, так как предполагает включение (интериоризацию) вспомогательных утверждений и систем аргументации с целью подтверждения методологических оснований исследования.
Эмпирическое исследование теоретико-методологических факторов развития социальной психологии в Беларуси базировалось на теоретическом анализе, и было организовано следующим образом: систематизация диссертационных исследований, выполненных белорусскими авторами (источниковедческий анализ); выделение посредством тематического анализа диссертационных исследований, содержательно относящихся к социальной психологии; определение направления интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии по критерию объекта, предмета и контингента (контент-анализ): дифференциация диссертационных исследований по критерию научного руководства с целью определения научно-исследовательских программ белорусских ученых; анализ методологических оснований выделенных направлений диссертационных исследований с целью определения факторов развития социальной психологии в Беларуси; конкретизация исторического периода, выделение этапов и их содержательной специфики на базе взаимодействия теоретико-методологических факторов социально-психологических исследований, математическая обработка данных (Statistica 6,0; x2 Пирсона).
В целом, с 1956 по 2007 гг. белорусскими авторами было защищено 277 диссертаций. Из них, в период с 1960 по 1991 гг. — 109 (39%). Социально-психологическая проблематика представлена в 36 (33%) диссертациях.
Специальность 19.00.05 — социальная психология была введена ВАК РБ в 1996 г., до этого времени защиты диссертационных исследований осуществлялись только по специальности 19.00.07 — педагогическая психология.
Результаты экспертной оценки тематики данных диссертаций по критерию «объект, предмет, контингент» представлены на рисунке 3. В соответствии с предложенной моделью мы определили направленность интеграции социальной и педагогической психологии. Если диссертация по трем критериальным единицам (объект, предмет и контингент) соответствовала педагогической психологии, то она маркировалась как «педагогическая психология» и обозначалась «ППП». Если диссертационное исследование по 2 из 3–х критериев было отнесено к социальной психологии, а по оставшемуся одному критерию — к педагогической психологии, то мы обозначали его как «педагогическая социальная психология» (ССП, где, например, С — объект, С — предмет, П — контингент). Наоборот, если по 2–м критериям исследование соответствовало педагогической психологии, а по 1 — социальной, то оно определялось как «социальная педагогическая психология» (ППС). Наконец, если исследование включало социально-психологический объект, предмет, контингент, то оно было зафиксировано как «социальная психология» (ССС).
Распределение по выделенным нами группам (ССС, ССП, СПП, ППП) диссертационных исследований, выполненных белорусскими авторами с 1960 по 1991 гг., статистически достоверно отличается от равномерного (χ2 = 14,87, df = 1, p < 0,001).
В результате статистической обработки данных (Statistica 6,0) было обнаружено статистически достоверное распределение работ по объекту и предмету (χ2 = 34,33, df = 1, p < 0,001). Статистически достоверных данных распределения диссертаций по объекту и контингенту, а также предмету и контингенту не обнаружено.
Таким образом, спецификой развития социальной психологии в Беларуси является переход от межотраслевой дифференциации к междисциплинарной интеграции, которая привела к обоснованию возможности таких дисциплин как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология.
Рисунок 3 — Дифференциация диссертационных исследований, выполненных по социально-психологической проблематике
По критерию научного руководства, нами были выделены 5 направлений развития социальной психологии в Беларуси (таблица 1):
- 1 направление: Б. Г. Ананьев — Р. И. Водейко (1968), под его научным руководством в изучаемый период были выполнены 3 диссертации;
- 2 направление: В. Н. Мясищев, А. А. Бодалев — С. В. Кондратьева (1958, 1978) содержит 5 исследований, выполненных белорусскими психологами под научным руководством С. В. Кондратьевой;
- 3 направление: В. Н. Колбановский — Ф. И. Иващенко (1952). Докторская диссертация Ф. И. Иващенко (1972) была завершена без научного консультанта. Под руководством Ф. И. Иващенко защищено 4 диссертации по социально-психологической проблематике;
- 4 направление: Б. В. Беляев — Б. А. Бенедиктов (2 диссертации);
- 5 направление: Л. И. Божович — Я. Л. Коломинский (1963, 1977) — А. Б. Ценциппер–Широкова (1967). Включает 16 диссертационных исследований: 3 диссертации выполнены под научным руководством (научной консультацией) Л. И. Божович, 13 — под руководством Я. Л. Коломинского.
Кроме того, 4 исследования были выполнены под руководством разных ученых: С. Г. Карповой (Москва), Б. Ф. Ломова (Ленинград), В. И. Секуна (Минск) и В. Д. Шиф (Киев).
На основе структуры психологических теорий А. В. Юревича, был осуществлен анализ методологических оснований диссертационных исследований белорусских авторов с точки зрения влияния интернальных и экстернальных факторов.
С целью конкретизации соотношения факторов, нами был введен индекс методологической сопряженности (ИМС):
ИМС=М (нр)/М (нс),
где М (нр) — методологические основания научного руководителя,
М (нс) — методологические основания научного сообщества.
Если ИМС<1, то доминирует экстернальный фактор, если ИМС>1, то преобладает интернальный фактор. В случае, если ИМС=1, то воздействие факторов уравновешено.
Результаты исследований Н. И. Чуприковой раскрывают наличие двух предметов советской психологии: отражение и деятельность [4]. В преломлении к социальной психологии в Беларуси, в соответствии с 5 направлениями интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии, данные предметные области были конкретизированы как «отражение и межличностные отношения» и «деятельность и межличностные взаимодействия» (таблица 1).
Специфика интеграционных процессов развития социально-психологических научных знаний в Беларуси заключается в том, что из возможного выбора взаимодействия социальной психологии с другими психологическими дисциплинами белорусское психологи сосредоточили свои усилия на исследовании проблем социальной и педагогической психологии. Это отразилось в оформлении предметного поля социальной психологии в Беларуси: социальная и педагогическая перцепция; межличностное и педагогическое взаимодействие; межличностное и педагогическое общение; совместная и трудовая деятельность; межличностные отношения в педагогическом коллективе; межличностное взаимодействие и педагогическое общение.
Таблица 1 — Характеристика научных направлений в социальной психологии в Беларуси
В результате было установлено, что становление и развитие направлений Б. Г. Ананьева — Р. И. Водейко, В. Н. Колбановского — Ф. И. Иващенко и Л. И. Божович — Я. Л. Коломинского (исследования «отражения и межличностных отношений») было обусловлено в большей степени экстернальным фактором, то есть влиянием методологии исследовательских программ научного сообщества. Научные направления В. Н. Мясищева, А. А. Бодалева — С. В. Кондратьевой; Б. В. Беляева — Б. А. Бенедиктова и Л. И. Божович — Я. Л. Коломинского (исследования «деятельности и межличностных взаимодействий») — интернальным фактором, методологией исследовательских программ научного руководителя.
Таким образом, теоретико-методологические факторы развития социальной психологии в Беларуси в изучаемый период (1960–1991 гг.) определили специфику предмета психологии как науки, направление межотраслевой интеграции и междисциплинарной дифференциации социальной и педагогической психологии, а также центральные и периферийные теории, составляющие структуру социально-психологических исследований.
Становление и развитие социальной психологии в Беларуси с 1960 по 1991 гг. представляет собой целостный период и характеризуется направлением исследований в области социальной педагогической психологии (СПП), что соответствует теоретическому анализу. Напротив, предварительный тематический анализ диссертационных исследований, выполненных в период с 1991 по 2007 гг. позволяет утверждать, что при сохранении основных направлений интеграции и дифференциации педагогической и социальной психологии (ССС, СПП, ССП, ППП) в это время в количественном соотношении доминируют диссертации в области педагогической социальной психологии (ССП) (таблица 2).
Как видно из таблицы 2, с 1960 по 1991 гг. преобладают исследования, выполненные в рамках социальной педагогической психологии (19 диссертаций), в период с 1992 г. по настоящее время акцент смещается на изучение педагогической социальной психологии (22 работы). При этом можно констатировать несомненное увеличение интереса белорусского научного сообщества к исследованию проблематики собственно социальной психологии (с 5 до 14 работ).
Таблица 2 — Исторические периоды интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии в Беларуси
Распределение по направлениям интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии (ССС, ССП, СПП, ППП) диссертационных исследований, выполненных белорусскими авторами в период с 1960 по 1991 гг. и в период с 1992 по 2007 гг. статистически достоверно (χ2 = 11,45, df = 3, p < 0,001).
Выводы
Теоретико-методологические факторы развития социальной психологии в Беларуси в изучаемый период (1960–1991 гг.) определили специфику предмета психологии как науки, направление межотраслевой интеграции и междисциплинарной дифференциации социальной и педагогической психологии, а также центральные и периферийные теории, составляющие структуру социально-психологических исследований.
- На философском уровне в качестве основных детерминант научных знаний выступают внутренние и внешние факторы. На общенаучном уровне под внешними и внутренними факторами принято понимать интернальные (внутринаучные) и экстернальные (внешние по отношению к науке) аспекты исследовательской деятельности ученого. На частнонаучном уровне в качестве интернального фактора выступает научная программа руководителя как субъективное и объективное отражение предмета конкретной области науки. В качестве экстернального фактора — научное сообщество как носитель научных знаний и представлений, принятых в смежных научных направлениях и оказывающих влияние на выполнение диссертационных исследований. В целом, развитие социальной психологии в Беларуси обусловлено взаимодействием интернальных и экстернальных теоретико-методологических факторов.
- Спецификой развития белорусской психологии является переход от межотраслевой дифференциации науки к ее междисциплинарной интеграции, которая привела к обоснованию возможности таких разделов социальной психологии, как социальная педагогическая психология и педагогическая социальная психология. Направление интеграции и дифференциации социальной и педагогической психологии по критерию объекта, предмета и контингента соответствует исследованию социально-психологических феноменов на педагогическом контингенте.
- Методологические основания диссертационных исследований белорусских авторов отражают в концентрированном виде совокупность научных идей, методологию научных руководителей и научного сообщества в целом. Индекс методологической сопряженности конкретизирует характер взаимосвязи интернальных и экстернальных теоретико-методологических факторов развития социальной психологии в Беларуси в период с 1960 по 1991 гг.
Литература
- Янчук, В. А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В. А. Янчук. — Минск, 2005. — С. 24–29.
- Кандыбович, Л. А. История психологии в Беларуси / Л. А. Кандыбович. — Минск, 2002. — 206 с.
- Юревич, А. В. Структура психологических теорий / А. В. Юревич // Психол. журн. — 2003. — Т. 24, № 1. — С. 5–13.
- Чуприкова, Н. И. Теория отражения, психическая реальность и психологическая наука / Н. И. Чуприкова // Методология и история психологии. Предмет психологии. — 2006. — Вып. 1, т. 1. — С. 174–193.
Научно-практическое издание «Психологический журнал»