Тест интеллекта Векслера WPPSI, WISC
Интеллектуальные психологические тесты широко применяются для прогнозирования успешности трудовой деятельности и для определения интеллекта и склонностей ребенка.
Тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 3 лет 11 мес до 6 лет 6 мес.
Тест WISC (echsler Intelligence Scale for Children) —- для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
На проведение теста требуется примерно 1 час. Столько же времени необходимо для обработки результатов.
Весь тест WAIS состоит из двух больших частей:
Вербальная часть включает в себя шесть субтестов, а невербальная – пять.
Сначала охарактеризуем субтесты вербальной части:
- ''Общая осведомленность'' – включает в себя вопросы на общую информированность человека, измеряет его кругозор и наличие разнообразных знаний о мире
- ''Понятливость'' – направлен на оценку так называемого ''здравого смысла'' при решении практических задач и измерение социального интеллекта. Ответы оцениваются в зависимости от полноты и степени обобщения
- ''Арифметика'' – включает в себя арифметические задачи, требующие устного решения. Оценивает сообразительность, внимательность и кратковременную память.
- ''Сходство'' – состоит из заданий, в которых требуется найти сходство между двумя понятиями. Этот субтест направлен на измерение способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированию. При оценке учитывается, сумел ли человек найти адекватный, общий существенный признак – родовой по отношению к двум видовым понятиям.
- ''Повторение цифр'' – служит показателем объема кратковременной памяти. Необходимо воспроизвести ряд цифр в прямом и обратном порядке. Задание требует большой концентрации внимания и устойчивости к помехам
- ''Словарь'' – измеряет понимание и умение определять смысловое содержание слов. Включает в себя работу со словами разной степени трудности и частоты употребления. Определяет размер словарного запаса, культурный уровень, чувство меры и умение адекватно раскрывать значение слов.
Теперь рассмотрим субтесты, составляющие невербальную часть:
- ''Недостающие детали'' – необходимо найти, какая деталь пропущена на каждой из предъявляемых картинок. Измеряет зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки.
- ''Последовательные картинки'' – направлен на измерение способности устанавливать правильную логическую последовательность событий в соответствии с развитием действия по времени. Картинки этого субтеста похожи на комиксы и имеют юмористическое и моралистическое -- то есть социально-значимое – содержание.
- ''Кубики Коса'' – задания на конструирование, составление узора из кубиков в соответствии с заданным образцом. Является ''ядром'' теста невербального интеллекта.
- ''Сложение фигур'' – от тестируемого требуется сложить фигуры из их частей. Всего предлагается четыре фигуры – человек, профиль лица, кисть руки и слон. Измеряет сохранность визуальной перцепции, зрительно-моторной координации и способность к синтезу.
- ''Шифровка'' – кодировка цифр в соответствии с заданным кодом. Диагностирует зрительно-моторную координацию, а также точность и быстроту реакции, зрительную память, обучаемость и активность.
Задания в каждом субтесте расположены в порядке возрастания трудности. При выполнении заданий учитывается скорость, правильность и точность выполнения. Уровень выполнения заданий оценивается в соответствии с возрастными нормами. На основании рассчитанных баллов можно судить об интеллектуальном уровне человека. Классификация уровней интеллекта :
- 130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения.
- 120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения.
- 110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%.
- 90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения.
- 80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%.
- 70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения.
- 69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%
Людмила Овсяник
Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .
Кликните на изображение, чтобы узнать условия.