Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Типы материнского отношения и личностные особенности детей.

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

В родительской воспитательной позиции выделяются две основные важнейшие переменные — эмоциональное принятие ребенка  (имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения  до трех лет ) и контроль ребенка  (вступает в силу, примерно, с трех лет ).
Личностные особенности ребенка формируются в  зависимости от родительской воспитательной позиции , которая включает в себя:

  • тип эмоционального принятия,
  • степень контроля,
  • побуждение к развитию, 
  • воспитательное  воздействие.

В практике работы психолога встречаются четыре типа эмоционального принятия ребенка матерью:

Первый тип: Мать легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.

Второй тип: Сознательное приспособление матери к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.

Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.

Четвертый тип (самый опасный): Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка.

Только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие,  формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

Степень контроля: При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких баллах  — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.

Побуждение к развитию: При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких баллах — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.

Воспитательные воздействия: При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких баллах — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.

Эмоциональная поддержка: При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
При низких баллах — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.

Личностные типы детей:

Компетентные дети: Формированию  компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой. Компетентные дети  обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Они склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.

Избегающие дети: Формированию  избегающего комплекса черт  ребенка соответствует контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка. У избегающих  детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Они испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Они склонны избегать новых или стрессовых ситуаций.

Незрелые дети: Формированию  незрелого комплекса черт  ребенка соответствует незрелость самих  родителей. Отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать . Незрелые дети  не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Они склонны к реакциям отказа в стрессовых  ситуациях.  Инфантильны.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской позиции, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.