Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Типы материнского отношения и личностные особенности детей. | Семейная психология

Рубрика: Детская психология

В родительской воспитательной позиции выделяются две основные важнейшие переменные — эмоциональное принятие ребенка  (имеет особое значение для развития ребенка с момента рождения  до трех лет ) и контроль ребенка  (вступает в силу, примерно, с трех лет ).
Личностные особенности ребенка формируются в  зависимости от родительской воспитательной позиции , которая включает в себя:

  • тип эмоционального принятия,
  • степень контроля,
  • побуждение к развитию, 
  • воспитательное  воздействие.

В практике работы психолога встречаются четыре типа эмоционального принятия ребенка матерью:

Первый тип: Мать легко приспосабливается к потребностям ребенка. Демонстрирует поддерживающее, разрешающее поведение. Интересный тест на этот тип отношения — приучение малыша к туалету. Относящиеся к нему мамы действуют по принципу “сам дозреет”.

Второй тип: Сознательное приспособление матери к потребностям ребенка. Проходит это не всегда удачно, что вносит в поведение матери напряженность. Она чаще доминирует, чем уступает. В ее поведении не хватает непосредственности.

Третий тип: Приспособление на основе чувства долга. В отношениях мало теплоты и спонтанности. Поведению мамы присущ жесткий контроль.

Четвертый тип (самый опасный): Непоследовательность, противоречивость поведения и реагирования на ребенка.

Только полное эмоциональное принятие обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие,  формирует доверие к ребенку и его потребностям. Как результат — развитие у самого младенца чувства доверия к миру, любознательности и открытости отношениям.

Степень контроля: При высоких баллах родители предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. При низких баллах  — устраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему требований и правил.

Побуждение к развитию: При высоких баллах родители стремятся к развитию у детей способностей, настаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности. При низких баллах — не считают своих детей обладателями каких-либо выраженных достоинств.

Воспитательные воздействия:При высоких баллах родители, добиваясь послушания, используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком. При низких баллах — однозначно не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: жалобам, крику, подаркам и наказаниям.

Эмоциональная поддержка: При высоких баллах она присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований.
При низких баллах — она либо отсутствует, либо зависит от послушания ребенка.

Личностные типы детей:

Компетентные дети: Формированию  компетентности способствует высокий и последовательный контроль в сочетании с интересом к личности, уважением и постоянной эмоциональной поддержкой. Компетентные дети  обладают устойчиво хорошим настроением, уверены в себе. Им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские отношения. Они склонны к исследованию самих себя и окружающего мира.

Избегающие дети: Формированию  избегающего комплекса черт  ребенка соответствует контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уважением к возможностям ребенка. У избегающих  детей преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Они испытывают трудности в установлении контактов не только дружеских, но и поверхностных. Они склонны избегать новых или стрессовых ситуаций.

Незрелые дети: Формированию  незрелого комплекса черт  ребенка соответствует незрелость самих  родителей. Отсутствие способности к последовательному контролю. При этом эмоциональная поддержка может и присутствовать . Незрелые дети  не уверены в себе, настроение неустойчиво. Самоконтроль практически не сформирован. Они склонны к реакциям отказа в стрессовых  ситуациях.  Инфантильны.

В целом зрелая личность формируется под воздействием адекватной родительской позиции, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью.

Людмила Овсяник

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Кому психолог не поможет
    Кому психолог не поможет Психологические статьи Популярная психология

    Когда человек приходит к психологу, у него, как правило, есть две установки – обе сразу или по-отдельности. Установка первая: психолог сразу просветит меня как рентгеном и все про меня узнает (сразу поставит мне диагноз). Установка вторая: раз уж он психолог, то знает доподлинно, как мою проблему решить, может выдать рецепт, алгоритм действий, «чудодейственную таблетку», чтобы произошли все необходимые изменения.
    Наверное, выбудете разочарованы, но мы вынуждены сказать вам правду. Психолог – не волшебник, он не умеет творить чудеса в том самом сказочном смысле. И сверхспособностями, как экстрасенс, он не обладает – не читает мысли и не видит сквозь стены.

    Подробнее

  • Арт-терапия — искусство исцелять
    Арт-терапия — искусство исцелять Психологические статьи Психотерапия

    Арт-терапия сложное, многогранное, необычайно интересное и глубинное по своему воздействию явление. Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы синтеза трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направление применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.

    Подробнее

  • Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия)
    Возрастные различия в виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей (социальная агрессия) Психологические статьи Психология детей и подростков

    Социальную виктимизацию часто называют социальной агрессией. Обсуждаем понятие и виды виктимизации, описываем классификационные признаки физической, вербальной и социальной виктимизации. Анализируются различия в формах виктимизации школьников со стороны одноклассников и учителей. Социальное манипулирование в отношении школьниц.

    Подробнее

  • Если мама злится
    Если мама злится Психологические статьи Популярная психология

    Когда на молодую маму впервые накатывает волна раздражения на собственного ребенка, у многих это вызывает шок, мучительную смесь растерянности, смятения и чувства вины. «Неужели я плохая мать?..» Возможно, вам станет легче, если вы узнаете, что подобные чувства знакомы почти каждой маме, особенно если она много времени проводит с ребенком. Просто этим не принято делиться, и пережитый ужас оттого, что вы чуть не ударили своего беспомощного малыша, остается с вами как страшная тайна.

    Подробнее

  • Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений
    Феномены садизма и мазохизма: историческая эволюция представлений Психологические статьи Научные публикации

    Феномены садизма и мазохизма были впервые описаны в психиатрии как сексуальные извращения в конце XIX века. Через 120 лет после возникновения терминов «садизм» и «мазохизм» их употребление до сих пор зачастую носит негативный характер.В статье рассматривается эволюция сексологических и психиатрических представлений о феноменах садизма и мазохизма, а также обсуждаются тенденции в изменении научной и общественной оценки данных практик.

    Подробнее

  • Овощи против депрессии
    Овощи против депрессии Психологические статьи Красота и здоровье

    Те, кто придерживается средиземноморского питания или диет на его основе, менее подвержены развитию депрессии, свидетельствует исследование Университета Наварры, опубликованное в октябрьском номере журнала ''Archives of General Psychiatry''. Особенностью данной кухни является преобладание в рационе овощей, фруктов, орехов, цельных зерен и рыбы.

    Подробнее

  • Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье
    Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    В статье обсуждается проблема эстафеты агрессии и насилия в семье. Отмечается, что эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских и родительскодетских отношениях. Делается вывод, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не каким-то одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

    Подробнее

  • Осторожно, анорексия. Мама, я  - толстая
    Осторожно, анорексия. Мама, я - толстая Психологические статьи Психотерапия

    Вернемся к худеющим девочкам-подросткам. Родителям важно вовремя обратить внимание на то, что дочь излишне много говорит о диетах, изводит себя физическими упражнениями, искренне считает себя толстой, хотя объективно это не наблюдается. Нервная анорексия — тяжелое заболевание, лечение длительное и сложное. Вот примерные симптомы анорексии:

    Подробнее

  • Как похудеть?
    Как похудеть? Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Семь врагов худеющих. Кто они?
    Похудение требует не только хорошего настроя и бережного отношения к себе, но и осознанности. Поэтому я хотела бы рассказать вам о семи врагах худеющих, которые коварно строят нам ловушки на пути к стройности, забирают нашу энергию и снижают нашу мотивацию.

    Подробнее

  • Никак не могу найти себе пару. Подскажите, как и что можно изменить во мне
    Никак не могу найти себе пару. Подскажите, как и что можно изменить во мне Вопрос психологу Психология отношений||Психология жизни Психотерапия

    Здравствуйте, мне 27 лет, но я . Я перестал себя уважать, меня подводит моя дисциплина, а в последнее время я потерял любимого человека из-за того, что не могу контролировать свои эмоции в критический момент, не умею наладить отношения в нужный момент. Меня разъедает изнутри ревность, что и портило отношения с любимым человеком последние три года - не дало с ним сойтись. Подскажите, как и что можно изменить во мне, так как я уже не могу сам разобраться: исправляю в одном месте, а оно лезет с другой. Я абсолютно перестал контролировать обстановку - что может быть хуже? С того момента, как я пришел с армии (в 20 лет), я как будто и не своей жизнью. Общий язык с противоположным полом как-бы удается находить, но дальше дело не идет. Сам по себе я человек симпатичный, атлетичный, считаюсь умным, но слабо располагаю к себе девушек. Постоянно погружен в свои мысли, но общительный, если ко мне проявляют интерес. Я не умею быть простым. Не умею сохранять имеющиеся отношения, а к своей половине предъявляю, как мне кажется, слишком высокие требования, прежде всего абсолютную преданность. У меня никогда не было подружки, а единственную девушку, которую любил, потерял. Живу я один вот уже три года.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси