Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Виктимизация детей в школьной среде | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Виктимизация детей в школьной среде

Фурманов И. А., доктор психологических наук, профессор

Янчук В. А., доктор психологических наук, профессор

Аладьин А. А., кандидат психологических наук, доцент

Мицкевич Ж. И., кандидат педагогических наук, доцент

Ананенко А. А.

Виктимизация школьников, как социальная и психологическая проблема, остается до сих пол мало разработанной. В статье излагаются материалы фрагмента Общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь. Отмечается, что по оценке большинства опрошенных школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей.

Ключевые слова: виктимизация, психологическое, физическое и сексуальное насилие

Виктимизация ребенка – это процесс функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате чего ребенок превращается в жертву насилия, то есть приобретает виктимные физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или причинить психологическую боль другому человеку [1] [2]. В качестве виктимизирующих воздействий часто рассматриваются физическое, психологическое и сексуальная насилие в отношении детей.

Физическое насилие – это насильственные и другие умышленные, намеренные действия, которые причиняют ребенку физическую и душевную боль и страдания, включая избиения, ожоги, кусание, удушение и ошпаривание, приводящее к ожогам, наказание («лупцевание») ремнем или другими предметами, переломы костей, нанесение шрамов, рубцов или серьезных внутренних повреждений, а также нанесение ущерба его развитию, здоровью и жизнедеятельности.

Эмоциональное или психологическое насилие – преднамеренные деструктивные действия или значительный ущерб детским способностям, включающие наказание за чрезмерную эмоциональную привязанность ребенка к родителю или взрослому, за самоуважительное отношение к себе и потребности, необходимые для установления нормальных социальных взаимоотношений. Паттерн психологического насилия характеризуется террором и запугиванием ребенка; принуждением делать что-либо; помещением или угрозами поместить ребенка в опасные для жизни условия; отказом замечать присутствие ребенка, признавать его значимость и достоинство; коммуникацией с целью демонстрации его бесполезности; обесцениванием его мыслей, чувств и поступков; оскорблениями, издевательствами, обращением только по кличке, передразниванием, инфантилизацией; физическим заточением; запретами на нормальные контакты с другими детьми или взрослыми, ограничением свободы ребенка; развращением; эмоциональной холодностью. От кого бы ни исходило психологически жестокое обращение с ребенком – от родителей, учителей, братьев, сестер или сверстников, – в нем всегда присутствует злоупотребление силой или властью над уязвимыми в этом отношении детьми.

Сексуальное насилие или оскорбление квалифицируется в тех случаях, когда по отношению к ребенку были предприняты следующие действия:

  • сексуальный контакт между взрослым и сексуально незрелым ребенком с целью получения взрослым сексуального удовольствия;
  • использование силы, угроз или обмана с целью вовлечения ребенка в сексуальную активность;
  • сексуальный контакт, при котором ребенок не способен контролировать свои взаимоотношения со взрослыми в силу возрастных и физических особенностей.

В целом сексуальное насилие – любой половой контакт с ребенком или использование ребенка для получения полового удовольствия. Это может включать демонстрацию ребенку интимных частей тела или обращение к ребенку с просьбой обнажиться, ласка гениталий или просьба ребенка о петтинге, оральный секс или попытки введения во влагалище или задний проход, пальцев, предметов или члена (хотя эти попытки не реализуются до конца) [3].

В белорусском образовательном пространстве проблеме виктимизации школьников не уделялось должного внимания. В связи с чем не было проведено ни одного научного исследования, направленного на решение задач установления степени распространенности различных видов насилия в отношении детей в школе и иных детских учреждениях, обеспечивающих содержание и воспитание детей, а также определения возрастной и половой динамики виктимизации детей со стороны других школьников и педагогов.

В связи со сложившейся ситуацией под эгидой ЮНИСЕФ и активном содействии со стороны Министерства образования Республики Беларусь было проведено Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь.

Выборка респондентов формировалась по нескольким основаниям.

По возрастному принципу:

  • Дети в возрасте 10–17 лет – учащиеся 5, 7, 9, 11 классов общеобразовательных школ, лицеев/гимназий и интернатных учреждений.
  • Юноши и девушки в возрасте 16–18 лет – выпускники интернатных учреждений и детских домов.
  • Юноши и девушки в возрасте 12–17 лет, находящиеся в специальных учреждений.
  • Взрослые, выполняющие образовательную и воспитательную функции.

По статусному принципу:

  • Школьники, лицеисты/гимназисты, учащиеся интернатных и закрытых учреждений, студенты.
  • Учителя общеобразовательных школ, лицеев/гимназий, интернатных и закрытых учреждений.

По территориальному признаку:

  • Минск.
  • Областные центры (Могилев, Гродно, Брест, Витебск, Гомель).
  • Районные центры с населением 100000–200000 человек (Борисов, Мозырь, Барановичи, Полоцк, Бобруйск).

По количественному признаку:

  • 4924 детей (по категориям: общеобразовательная школа, лицей/гимназия).
  • 544 детей (по категории: учащиеся интернатных учреждений).
  • 97 детей (по категории: учащиеся закрытых учреждений).
  • 95 выпускников интернатных учреждений (по категориям: учащиеся профтехучилищ, колледжей, студенты).
  • 972 учителя школ и лицеев/(гимназий), педагогов социальных, психологов школ, интернатных и закрытых учреждений.

Выбор методов исследования определяется требованиями Руководства для проведения эмпирического исследования «Индикаторы насилия в отношении детей» (Indicators on Violence against Children: Guidelines for Field Testing. UNICEF Child Protection Section, Programme Division) и Международного общества предотвращения насилия и ненадлежащего ухода в отношении детей (International Society for Prevention of Child Abuse and Neglect – ISPCAN) [4].

По оценке большинства опрошенных (в среднем 60–70%) школьников, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений, воспитанников специальных учреждений не подвергались психологическому и физическому насилию со стороны окружающих в учебных и воспитательных учреждениях. Большинство учителей также отметили, что при общении и взаимодействии с детьми они никогда не использовали психологическое, физическое насилие, а для их дисциплинирования в основном используют ненасильственные методы. Вместе с тем исследование выявило, что школе имеют место случаи использования учащимися и педагогами психологического, физического насилия в отношении детей (Рисунок 1 и 2).

Рисунок 1 – Сравнительный анализ распространенности психологического насилия в школе

Наиболее распространенными формами ненасильственных действий учителей в отношении детей являются предоставление ребенку возможности исправиться; разъяснение ребенку того, что он сделал плохо или неправильно; указание ребенку начать или перестать делать что-то; отвлечение ребенка или предложение заняться другим делом.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ распространенности физического насилия в школе

В случаях использования физического и психологического насилия в школе по оценкам школьников разных возрастов, учащихся интернатных учреждений, выпускников интернатных учреждений и воспитанников специальных учреждений, наиболее распространенными их формами являются: причинение физической боли; удары по рукам, пощечины или подзатыльники; таскание за волосы или за уши; удары кулаком или ногой; ломание пальцев или выкручивание, заламывание рук; обидные прозвища и клички, обзывания и оскорбления, грубая ругань, злые слова; намеренная порча вещей; умышленное стремление заставить чувствовать ребенка глупо, выставить его «дураком» или «дурой» перед другими людьми; обидные слова в адрес родителей, братьев или сёстер; желание обидеть с помощью акцентирования внимания на внешности или физических недостатках; отказ в общении или подстрекание других к отказу от общения с ребенком; угрозы плохими оценками.

В школе дети в основном подвергаются насилию со стороны одноклассников, старшеклассников, учителей и детей из кружков и студий. По оценкам учителей, для дисциплинирования детей в школе они или их коллеги в основном используют угрозы вызвать в школу родителей; крик и ругань; принуждение ребенка испытывать стыд в присутствии других людей или детей, чтобы дисциплинировать его; удержание ребенка в школе после уроков; выдворение на время в коридор, другое помещение; угрозы выгнать из школы или отправить учиться в другую школу; угрозы отправить в интернат, спецшколу для малолетних нарушителей; постановка ребенка на время в угол; лишение внимания, игнорирование ребенка, а также таскание за уши; хватание за плечи и встряхивание; удары линейкой, указкой или другими предметами; пощечины или подзатыльники, удары по попе рукой; таскание за волосы.

Большинство респондентов всех целевых групп отметили, что не сталкивались или не располагали информацией о случаях сексуальных действий в отношении детей и подростков. Однако, когда такие инциденты случались (Рисунок 3), – дети становились жертвой таких форм сексуального насилия, как предложения посмотреть или показать фотографии, журналы или фильмы с людьми, занимающимися сексом; предложения заняться сексом; прикосновения к интимным местам; принуждение смотреть на интимные места других людей или желанием посмотреть на их собственные; принуждение к половым отношениям; попытками вступить в половые отношения; половым актом; насильственными поцелуями. Дети и подростки чаще всего становились жертвами сексуального насилия со стороны одноклассников/сверстников, старшеклассников и взрослых. Мальчики чаще становились жертвами сексуального насилия со стороны членов семьи, одноклассников и учителей, а девочки со стороны старшеклассников и других взрослых.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ источников сексуального насилия в школе

Анализ оценок респондентов позволил установить, что в школе отмечается тенденция повышения интенсивности психологического насилия со стороны учителей и администрации по мере взросления учащихся. Распространенность физического и психологического насилия в школе к 16–18-летнему возрасту существенно снижается. По мере взросления детей существенно усиливается тенденция (увеличивается риск) сексуального насилия со стороны других взрослых, одноклассников/сверстников и старшеклассников.

В заключение следует отметить, что виктимизация детей имеет серьезные психологические последствия [5] [6] [7]. Так, например, установлена взаимосвязь между виктимизацией со стороны сверстников и детским одиночеством, агрессией, дефицитом социальных навыков и импульсивностью [8]. Большинство хронически виктимизируемых детей характеризуется покорным или пассивным социальным поведением. Обнаружено также, что виктимизируемые дети часто при агрессии в их сторону открыто демонстрируют реакции дистресса, тревоги и депрессии. Все это ставит перед школьной психологической службой совершенно конкретные задачи по выявлению случаев виктимизации детей, защите их прав, профилактике школьного насилия.

Литература

  1. Olweus, D. Bully / victim problems among schoolchildren: Basic facts and effects of a school based intervention program / D. Olweus // In D. L. Pepler, K. H. Rubin (Eds.). The Development and Treatment of Childhood Aggression Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991. — Р. 411–449.
  2. Vernberg, E. M. Peer victimization and attitudes about violence during early adolescence / E. M. Vernberg, A. K. Jacobs, S. L.. Hershberger // J. Clin. Child Psychol. — 1999. — № 28. — Р. 386–395.
  3. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция/ И. А.Фурманов. Спб.: Речь, 2007. — 480 с.
  4. Фурманов, И. А. Общенациональное исследование по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И. А.Фурманов, А. А. Аладьин, А. А. Ананенко и др. — Минск: В.И.З.А. Групп, 2010. — 156 с.
  5. Austin, S. Assessment of bully / victim problems in 8-to 11-year-olds / S. Austin, S. Joseph // Br. J. Educ. Psychol. — 1996. — № 66. — Р. 447–456.
  6. Boivin, M. Peer experiences and social self-perceptions: a sequential model / M. Boivin, S. Hymel // Dev. Psychol. — 1997. — № 33. — Р. 135–145.
  7. Near, A. Peer-victimisation and its relationship to self-concept and depression among schoolgirls / A. Neary, S. Joseph // Pers. Indiv. Differen. — 1994. — № 16. — Р.183–186.
  8. Ladd, G. W. Identifying victims of peer aggression from early to middle childhood: Analysis of cross-informant data for concordance, estimation of relational adjustment, prevalence of victimization, and characteristics of identified victims / G. W. Ladd, B. Kochenderfer-Ladd // Psychological Assessment. — 2002. — № 14. — Р. 74–96.

Напечатана в журнале «Психология». — № 3, 2010. — С. 22–27.

Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Муж всегда повышает голос, а теперь добавился и мат. Как правильно реагировать?
    Муж всегда повышает голос, а теперь добавился и мат. Как правильно реагировать? Психологические статьи Психология общения

    Бунтарь, тиран или плохо воспитан?
    Здравствуйте, подскажите пожалуйста. С недавних пор муж начал включать в свою речь не нормативную лексику в присутствии меня (жены) и того хуже ребёнка (дочь 8 лет). На его работе в неофициальном кругу это допускается, но в семью не переносилось. Обычно во время выяснения отношений муж всегда повышает голос, что меня на звуковом уровне очень раздражало. А теперь добавился и мат, это для меня просто не приемлемо. На мои просьбы разъясняться спокойно, цивилизованно, как воспитанные люди, он не реагирует ни как. Раньше я всегда старалась чтобы дочь не слышала наши выяснения отношений и например прикрывала дверь и просила говорить мужа как можно тише. Считаю что ребёнку это слышать ни к чему. Теперь это у меня не получается. Муж повышает голос ещё громче и добавляет не нормативную лексику как бы демонстративно. При этом я ему всегда отвечаю ровным и спокойным тоном т.к. считаю, что взрослые и умные люди должны уметь договариваться достойно. Мне жалко себя как женщину и дочку потому, что она всё это слышит. Почему мужчина может себя так вести и как правильно реагировать?

    Подробнее

  • Надо и должна
    Надо и должна Психологические статьи Популярная психология

    Ребенок рождается с требованием «хочу». Потом возникает понятие «надо» и «должна». Со временем у взрослого человека появляется слишком много «перевернутых» долженствований. Обычно с чем работают психотерапевты? Как раз с тем, чтобы человек разобрался в том, чего он хочет. И не подменял свои желания желаниями других, и не навешивал «чужие роли» на своих близких.

    Подробнее

  • Курсы уверенности в себе и повышения самооценки в Минске
    Курсы уверенности в себе и повышения самооценки в Минске Тренинги Популярная психология

    Авторская программа курса «Уверенность в себе» разработана для лучшего понимания себя и улучшения качества Вашей жизни! Вам остаётся сделать свой первый шаг. Воспользоваться предоставленной возможностью изменить жизнь и укрепить внутренний стержень собственного достоинства и ценности: пройдя 2-дневное обучение, освоив навыки на собственном опыте, получив проверенные инструменты.

    Узнать об условиях тренинга

  • Занятия с ребенком в раннем возрасте
    Занятия с ребенком в раннем возрасте Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Приветствуют ли психологи настольные игры? Почему? Могут ли настольные игры помочь сделать из вашего ребенка вундеркинда? Какие развивающие игры для этого использовать? Как правильно заниматься развитием малыша? Об этом и не только — детский психолог Людмила Овсяник.

    Подробнее

  • Гештальт-эскизы
    Гештальт-эскизы Психологические статьи Психотерапия

    Этот текст начинался как совместное творчество трёх коллег Владимира Филипенко, Марии Андреевой и меня, Олега Силявского. Было время, когда мы собирались вместе, чтобы поделиться мыслями и наработками в области гештальт-терапии, и даже подумывали о том, чтобы написать совместную книгу. К сожалению, оказалось, что в наших жизненных планах не очень много пространства для такого проекта. Мы прекратили эту затею. Но тексты, которые были наработаны во время наших встреч остались... Идеи, высказанные там, были интересны, и мне показалось важным, чтобы они увидели свет. Поэтому, взяв за основу наши черновики, я написал это эссе. При написании текст вырос более чем в двое, сильно изменился, «оброс» новыми идеями и смыслами, поэтому мне следует взять на себя его авторство.

    Подробнее

  • Все беды от нервов
    Все беды от нервов Психологические статьи Популярная психология

    Все беды от нервов.

    Подробнее

  • Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать
    Жена ушла, но хочет вернуться, а у меня другая. Не могу выбрать женщину, не знаю, что делать Консультация психолога онлайн Психология отношений Семейная психология

    Здравствуйте. Не думал, что когда-либо обращусь к кому-то со своими проблемами, но я уже не знаю что делать. Два года назад я женился. Не по залёту, как думали многие. Там были чистые чувства. Короче я не об этом. Пол года назад начались проблемы. Она начала мне постоянно врать по любому поводу. Делала меня крайним в любой сложившейся проблеме. Ну и тому…

    Подробнее

  • У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней! Вопрос психологу Психология отношений Популярная психология||Семейная психология

    Здравствуйте! У мужа появилась любовница! Он хочет развестись и уйти к ней!
    У меня 3 месяца ребенку. Очень прошу его, чтоб не уходил, помог подрастить сына. Но нет! Сказал что решение уже принято давно! Подскажите как поступить правильно!

    Подробнее

  • Роль организационной культуры в формировании имиджа компании
    Роль организационной культуры в формировании имиджа компании Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются такие понятия, как имидж компании и организационная культура. Дается определение понятию имидж, выделяются два подхода к пониманию процесса формирования имиджа, выводится авторский подход. Раскрывается функциональное значение имиджа для эффективной деятельности организации и выявляются факторы формирования имиджа компании. Выявляется роль организационной культуры в формировании имиджа компании.

    Подробнее

  • Что такое психотерапия?
    Что такое психотерапия? Психологические статьи Популярная психология

    Психотерапия — это как раз тот участок пути, когда в поисках самого себя нужно пойти к другому человеку. Психотерапию вполне можно считать законной дочерью духовных практик. Она унаследовала сильные черты родителя: восстановление контакта с самим собой, формирование навыка осознавания своих чувств и желаний, воспитание культуры принятия мира и преодоления препятствий. В жизни каждого человека, особенно если он не стоит на месте, рано или поздно наступает момент, когда человек не может самостоятельно двигаться дальше. И тогда нужна психотерапия.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси