Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Воля | Глоссарий

Воля

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Воля — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В советской психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет другие. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения  в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения.

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн). Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание "правил" поведения и т. д.). К концу дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции  — произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Депрессия: взгляд гештальт-терапевта: часть 1
    Депрессия: взгляд гештальт-терапевта: часть 1 Психологические статьи Научные публикации Научные публикации

    В настоящее время депрессия стала глобальной мировой проблемой. Основной задачей данной статьи мы считаем построение гештальт-терапевтической модели депрессивного состояния. Механизмы развития депрессивного состояния и его динамика, характеристика терапевтических отношений и трудностей работы с депрессивными пациентами, особенности диалогической позиции гештальт-терапевта.

    Подробнее

  • Удержание сброшенного веса
    Удержание сброшенного веса Психологические статьи Красота и здоровье

    Удерживать потерянный вес тяжелей, чем любимого. А также сохранение достигнутого результата зависит от того, был ли истинно лишним вес, который человек скинул. Либо это не совсем лишний, или даже совсем нелишний вес.
    Только от истинно лишних килограммов можно избавиться навсегда.

    Подробнее

  • Как оказывать психологические услуги в Беларуси
    Как оказывать психологические услуги в Беларуси Психологические статьи

    Нужно ли лицензирование психологической деятельности? Что необходимо, чтобы легально оказывать психологическую помощь

    Подробнее

  • Как справиться с ощущением ничтожества?
    Как справиться с ощущением ничтожества? Психологические проблемы Психология общения

    Часто клиенты спрашивают, как бороться с ощущением ничтожества? Что делать, когда кажется, что большинство вокруг умнее, красивее и замечательнее?
    Как справляться с чувствами и мыслями о том, что я недостоин (недостойна) любви, принятия, заботы, внимания, и уж тем более признания моей ценности и восхищения?


  • Что делать, если дочь влюбилась в наркомана?
    Что делать, если дочь влюбилась в наркомана? Психологические статьи Психология детей и подростков

    Хотя сама по себе наркотическая зависимость формируется с 14–17 лет, в начальной школе и даже еще раньше сформировать к наркотикам отрицательное отношение гораздо проще. Влиять на ребенка в переходном возрасте, в это время жажды познания, упрямства и самых сильных впечатлений, на порядок сложнее. Как бы родители ни контролировали детей, в 10–11 лет они все равно могут присоединиться к компании, где в ходу так называемые коллективные наркотические вещества.

    Подробнее

  • Как не втягивать прошлое в настоящее?
    Как не втягивать прошлое в настоящее? Психологические статьи Психология отношений Психотерапия

    Здравствуйте. Мне 29 лет. 4 года назад у меня был тяжелый разрыв с мужчиной (ранее он был женат и у есть дочь), он все время что-то не договаривал, отходил разговаривать по телефону, сидел на сайте знакомств и нашел там девушку, на которой женился через 3 месяца после разрыва. Сейчас я пол года как живу с мужчиной (ему 36), с которым познакомилась на том же сайте, но когда стали жить вместе анкеты удалили. У него тоже от первого брака ребенок. Все хорошо, вижу, что заботится, ласков, обсуждаем планы на будущее (семья, ребенок), помогает убирать, часто готовит, прихожу с работы - он меня кормит. Делаем ремонт в спальне вместе. В мае были в Турции. Говорит, что любит, но ни разу в глаза. Но как бы я не хотела забыть прошлое, возникают похожие моменты и я начинаю загоняться и накручиваться, высказываю ему и иногда ссоримся. Он говорит ''Все будет хорошо''. Подскажите, ПОЖАЛУЙСТА, как не втягивать прошлое в настоящее? И как реагировать на то, что вторую неделю он меня не хочет? Спрашивала почему, говорит: потерпи немножко, у меня ''какой-то'' период, хочу быстрее ремонт закончить, а ещё нужно двери купить, рабочим заплатить и т.д. (Сейчас ему почти не платят зарплату, он вечерами ездит таксовать, иногда возвращается после 12-ти + ремонт). Возможно это из-за проблем + мои недовольства. Может я зря паникую? Я хочу быть с ним. Подскажите как быть? Заранее спасибо.

    Подробнее

  • Роль организационной культуры в формировании имиджа компании
    Роль организационной культуры в формировании имиджа компании Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются такие понятия, как имидж компании и организационная культура. Дается определение понятию имидж, выделяются два подхода к пониманию процесса формирования имиджа, выводится авторский подход. Раскрывается функциональное значение имиджа для эффективной деятельности организации и выявляются факторы формирования имиджа компании. Выявляется роль организационной культуры в формировании имиджа компании.

    Подробнее

  • Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад
    Рассталась с молодым человеком. Я устала от этих отношений, но порой мне хочется все вернуть назад Психологические статьи Психология отношений Психотерапия

    Здравствуйте! У меня такая проблема. Мне 32 года, два месяца назад я рассталась с молодым человеком, с которым прожила год и два месяца. Расставание было довольно безболезненным, так как это была обоюдная инициатива. Дело в том что я устала от этих отношений, устала от лжи и измен, устала от финансовых проблем (сама я себя обеспечить могу), устала от ''бытовухи''. Но когда мы разъехались, то поняла, что роднее человека у меня нет, ближе и роднее... Я скучаю по нашему общению, по тому что он шлепает тапками каждый вечер по квартире, по тому, что он может подойти и невзначай обнять и поцеловать... Но в то же время я понимаю, что не скучаю совсем именно по отношениям с ним. Я привела себя в порядок после разрыва (в плане внешнего вида), стала очень много общаться с людьми, знакомиться с мужчинами, но вот скучаю по нему. Возможно это зависимость, возможно страх остаться одной в таком возрасте, но порой мне хочется все вернуть назад, но негатива было много, и это меня останавливает. Я чувствую, что с его стороны та же песня: ты мне дорога, но вместе нам не быть. Мы продолжаем общаться, у нас много общих тем, которые мы можем обсудить только друг с другом, но хочется большего. Хочется семьи, к которой я стремилась именно с ним, но без всех тех проблем. Понимаю мозгом, что невозможно усидеть одной попой на двух стульях, но сердце все-таки надеется. Помогите советом, что мне делать? Если полностью прекращу с ним общаться - впаду в глубокую депрессию, если буду продолжать - хорошим это вряд ли закончится...

    Подробнее

  • Психологические последствия насилия над детьми
    Психологические последствия насилия над детьми Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Дети, согласно отечественной и зарубежной статистике, чаще становятся жертвами насилия, чем взрослые. Насилие в любой форме проявления влияет на все все аспекты развития ребенка. В статье дается подробная классификация насильственных действий по отношению к детям, имеющих для ребенка глубокие психологические последствия.

    Подробнее

  • Вторичная выгода
    Вторичная выгода Психологические статьи Глоссарий

    Что такое вторичная выгода? Почему даже когда человек очень хочет измениться и имеет положительный опыт, иногда это не происходит? Вторичная выгода иногда может находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному намерению. Вторичная выгода появляется тогда, когда у человека нет варианта поведения, в котором эта вторичная выгода выступала бы в роли позитивного намерения.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси