Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Воля | Глоссарий

Воля

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.

Воля — (англ. volition, will) — способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные желания и стремления). В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам. В советской психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям.

В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним интеллектуальным планом, выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При этом внутренний интеллектуальный план направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно волевое поведение. Специфичным для него является наличие внутреннего интеллектуального плана, организующего все имеющиеся у человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим мотивом становится сознательно поставленная цель.

Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет другие. Решающая роль в этом процессе принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно поставленной цели, и отрицательные последствия действий, продиктованных непосредственным желанием. Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно поставленной цели. Таким образом, активность во внутреннем интеллектуальном плане выступает как условие, порождающее новые мотивационные тенденции. Именно во внутреннем интеллектуальном плане настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает иной смысл, что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения  в пользу волевого поступка, а в тех случаях, когда человек намечает и способы достижения поставленной цели, — и создание намерения.

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн). Развитие воли начинается в раннем детстве и проходит длинный путь (возникновение действий, направленных на осуществление желания; избирательных действий; готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению; понимание "правил" поведения и т. д.). К концу дошкольного — началу школьного возраста ребенок уже сознательно пытается ставить перед собой задачу и целенаправленно ее выполнять. Постепенно в результате обучения и воспитания на основе непроизвольных внимания, памяти, импульсивных действий и т. п. формируются высшие психические функции  — произвольное внимание, память, целенаправленное мышление, произвольные действия.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Как похудеть?
    Как похудеть? Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Семь врагов худеющих. Кто они?
    Похудение требует не только хорошего настроя и бережного отношения к себе, но и осознанности. Поэтому я хотела бы рассказать вам о семи врагах худеющих, которые коварно строят нам ловушки на пути к стройности, забирают нашу энергию и снижают нашу мотивацию.

    Подробнее

  • Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей?
    Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Я пытаюсь скорректировать свой вес, но делаю только хуже. Я постоянно думаю о еде. Ограничиваю себя. Как итог - срыв и переедание. В последние дни мысли стали настоящим наваждением. Я не знаю, за каким занятием спрятаться от них. У меня замечательная жизнь: живу с молодым человеком, хожу на любимую работу, езжу в другой город к заботливым родителям. Меня понимают, что для меня является самым ценным. Многие заедают стрессы, но у меня все наоборот: в момент стресса я могу ничего не есть, но как только все становится прекрасно, ем все подряд. Жить стало тяжелее. Меня беспокоит то, что я раньше считала чем-то несерьёзным и меня не касающимся. Очень прошу помощи. Как перестроится и убежать от мыслей? Спасибо

    Подробнее

  • Нервная анорексия. Симптомы
    Нервная анорексия. Симптомы Психологические статьи Глоссарий

    Нервная анорексия относится к нарушениям питания. Это состояние сопровождается постоянной обеспокоенностью по поводу мнимого увеличения веса, которая сохраняется даже при явном истощении; постоянной неудовлетворенностью пациента своей фигурой; пациент уделяет чрезмерное внимание изучению различных диет и постоянно подсчитывает калорийность потребляемой пищи.
    Нервная анорексия - серьезная медицинская и психологическая проблема с потенциально опасными осложнениями, при первых признаках которой следует обратиться к психологу.

    Подробнее

  • Современные папы и как им живется
    Современные папы и как им живется Психологические статьи Популярная психология

    Современные папы и как им живется.

    Подробнее

  • У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни
    У меня пропал интерес ко всему, ни любимого дела, ни нормальной личной жизни Психологические статьи Психология отношений||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте!
    Меня зовут Ольга. Мне 22 года, я студентка.
    Моя проблема достаточна банальна, но выхода из нее никак не могу найти...
    Где-то с зимы у меня пропал интерес ко всему. Ничем не могу себя развлечь, заинтересовать. Днями валяюсь на диване и с огромным нежеланием делаю все, что просто необходимо.
    Сначала думала, что скоро пройдет (раньше такое бывала, но с этим чувством я справлялась). Делала все, что советовали многочисленные сайты, форумы, книги (как выйти из депрессии). Но теперь все безрезультатно.
    Я бы не сказала, что мне очень плохо. Просто я ощущаю себя растением.
    Причину вижу (хотя, возможно, это совсем и не та причина) в потере цели. Если глубже...
    В детстве была очень во всем заинтересованной и целеустремленной девочкой (чем только не занималась).
    Но главным занятием было рисование. И, примерно, с класса 6-ого решила, что стану дизайнером. Мечта со временем превратилась в цель (учится в столице (Минск) в главном вузе страны, сама я из провинции). И так мелкими шажками-целями я двигалась вперед и все у меня получалось. И вот я поступила...
    И как поступила, поняла, что не хочу быть дизайнером. Долго мучилась, но во время учебы вновь появился интерес и цели.
    И вот теперь у меня вроде все хорошо, но одно но... ничего это не радует. И вот живу я себе, простите, как утка (поспала, поела, покакала и по кругу)
    На носу пятый курс... и я решила, что депрессия из-за боязни, а что же будет дальше. Но... если раньше я хоть могла мечтать о будущем, то теперь мне даже этого не хочется.
    И мне все чаще кажется, что в итоге у когда-то такой хорошенькой умненькой девочки нет ничего... ни любимого дела, ни нормальной личной жизни. К чему я шла все эти 21 год?..
    Помогите, пожалуйста, вернуться той жизнерадостной целеустремленной девочке.

    Подробнее

  • Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей
    Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей Вопрос психологу Психология семьи

    У моего сына (7 лет) есть привычка во всех своих неудачах обвинять родителей: не умеет завязывать шапку - это ты, мама, не научила; упал ботинок с ноги - это ты, мама виновата; не может найти свои игрушки - это папа их куда-то убрал. Мы должны оправдываться перед ним? Не могу поверить, что он на самом деле не понимает, что происходит. Это манипуляция какая-то?

    Подробнее

  • Техника «Концентрация внимания на чувствах»
    Техника «Концентрация внимания на чувствах» Психологические статьи Популярная психология

    Метод 1. «Обострение ощущения тела» (5 упражнений)
    Метод 2. «Опыт непрерывности эмоций» (4 упражнения)

    Подробнее

  • Хочу работать психологом. Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу?
    Хочу работать психологом. Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу? Психологические статьи Психотерапия

    Здравствуйте психолог.
    Мне 30 лет. Проживаю в Минске. На данный момент нахожусь в декретном отпуске по уходу за ребенком. Недавно получила второе высшее образование по специальности педагог-психолог. Первое мое образование экономическое и стаж работы около 5 лет. В настоящий момент я хочу выйти из декретного отпуска и работать психологом. Меня привлекает направление семейная психология (в частности: детская психология, работа с подростками, разрешение семейных конфликтов, личностный рост каждого члена семьи, поиск спутника жизни, утрата близких, семейные сценарии и т.д.). Очень мне близко консультирование с любовью, доверительностью и эмпатией как у Роджерса. Но мои теоретические знания имеют малую практическую базу т.к. консультирую я в основном знакомых по телефону и дома. Иногда мое консультирование не приносит результата, знакомых психологов, которые могли бы проконсультировать, у меня нет. Подскажите есть у нас в Минске супервизорство? Как можно найти супервизора? Куда можно устроиться на работу? Для меня не имеет значения государственный или частный центр для меня самое главное значение имеет консультирование, повышение своего профессионального уровня, возможность обсудить свою работу с опытным психологом.

    Подробнее

  • Нервная анорексия
    Нервная анорексия Психологические статьи Зависимости и их лечение

    И хотя анорексия, булимия и компульсивное переедание рассматриваются в известной степени отдельно друг от друга многие проблемы взаимно пересекаются. Поэтому каждому, кто сталкивается с ними будет полезно ознакомится со всеми тремя нарушениями, а не останавливаться лишь на одном из них. Кроме того, одни и те же люди в разные периоды своей жизни страдают разными нарушениями питания.

    Подробнее

  • Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка?
    Меняем школу. Как к этому подготовить ребенка? Вопрос психологу Психология семьи Психология детей и подростков

    Переезжаем. В 3 класс сын пойдет в новую школу.
    У ребенка очень хрупкая нервная система. Вокальные тики почти с 6 лет.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси