Путеводитель по миру психологии
для клиентов и профессионалов
  • Поиск психолога по критериям:

Карта сайта

Занятия с ребенком в раннем возрасте

Подписка

Подписаться, чтобы узнавать о появлении новых статей .

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке. К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Интервью на портале http://news.tut.by.

Приветствуют ли психологи настольные игры? Почему? Могут ли настольные игры помочь сделать из вашего ребенка вундеркинда? Какие развивающие игры для этого использовать? Как правильно заниматься развитием малыша? О чем надо думать, а в чем не переборщить?  Об этом и не только — детский психолог, специалист первой категории Людмила Овсяник.

Приветствуют ли психологи настольные игры?

Приветствуют. Это здорово!

Во-первых, ребенок приучается сидеть на месте. А это связано с развитием произвольного внимания. Такое внимание потом очень пригодится в школе. Наши дети в школах сидят по 45 минут. Чтобы научить ребенка так сидеть и слушать учителя, нужно начинать развивать произвольность с первого года жизни ребенка. Постепенно. Понемногу. В год это может быть 2-4 минуты концентрированного внимания. В два года малыши могут посидеть за столом около 10 минут. К трем-четырем годам это уже 25 минут. К пяти-шести годам дети могут высидеть за столом и 35 минут и даже 40-50 минут, если им интересно. Настольная игра должна быть достаточно интересной, чтобы увлечь маленького ребенка.

Во-вторых, настольные игры развивают любознательность. Если игра толковая, то развиваются все познавательные процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Все это важно для развития ребенка и его интеллекта.

Вы сказали, если игра толковая. Что в Вашем понимании значит толковая игра?

Это игра, которая позволяет ребенку мыслить. Для примера я покажу, как играть с карточками-картинками.

Это вариант настольной развивающей игры?

Да, с карточками надо играть, сидя за столом. Их можно достаточно легко сделать, вырезав предметные картинки и наклеив их на картон. Чем больше таких карточек сделает мамочка, тем разнообразнее можно с ними играть. Давайте покажем крупно. Здесь есть мольберт, троллейбус... Первые игры с этими карточками развивают восприятие и речь ребенка.

С какого возраста можно начинать играть с такими карточками?

Можно начинать показывать картинки с шести-семи месяцев. Когда ребенок уже реагирует на предметы и может глазками, по просьбе мамы, показать, где мячик, где часики, где кошечка. Обычно мамочка начинает обращать внимание ребенка на картинки, читая ему книжку. Покажи, где курочка, где петушок. И ребенок глазками показывает. К году уже можно начинать настольные игры с этими карточками.

Например: разложить карточки и попросить ребенка показать, где часики, где домик, где лошадка, где гусеница. Развивая речь и фонематический слух ребенка, просим его назвать: «А что здесь видишь? А это что?» По мере освоения ребенком картинок игры принимают более интеллектуальную направленность. Можно положить ребенку 10 картинок в беспорядке и попросить его разложить их не вверх тормашками, а нормально, в ряд. Среди картинок — карточка с мячиком. А мячик — это провокация. Карточку можно класть и так, и так. И надо подумать — почему. Мячик круглый, и карточку можно класть, как угодно. Это первый опыт мыслительных операций ребенка. Дальше можно играть в группировки и классификации. Можно предложить ребенку отдельно отобрать картинки всех животных: «Давай соберем всех животных в зоопарк». Можно предложить собрать все карточки с машинами. Или, например, ребенок отбирает все, что двигается: машины, велосипеды, коляски. В другое место предложить малышу положить все то, что не двигается. Такие игры развивают элементы логического мышления ребенка.

Давайте определим хронологически. Сейчас мы говорим о ребенке. Эти игры можно делать с шести-семи месяцев и до школы?

Если мы начинаем очень рано знакомить ребенка с картинками, то к трем годам он будет достаточно хорошо справляться не только с простыми классификациями, такими как транспорт, животные, но и с более сложными, например, домашние животные, дикие животные, насекомые. Логическое мышление начнет работать с 3 лет. Обычно дети выполняют классификацию по функциональному признаку в 6-7 лет.

Людмила Михайловна, у меня есть такой вопрос. Многие мамы спрашивают, как сделать из ребенка гения. Мы с Вами начали с шести-семи месяцев. Вы предложили такой вариант. Скажите, каким образом организовать по времени занятия с ребенком? Это должно быть каждый день или через день?

Должна быть определенная система развития ребенка и желание родителей уделять этому время ежедневно. В шесть-семь месяцев — это пару минуток внимания малыша. С ростом ребенка время занятий увеличивается. Эти карточки также очень хорошо развивают волевые качества детей. Если ребенка заинтересовать, он с удовольствием играет и контактирует с мамой.

О чем важно помнить, чтобы не переусердствовать? О каких особенностях?

Переусердствовать невозможно. Ребенок не возьмет лишнюю информацию. Маленький ребенок начнет капризничать и плакать, если ему неинтересно или если он устал. Заниматься лучше всего в первой половине дня, поддерживая все время интерес ребенка к игре. Мне иногда говорят, что при раннем развитии дети теряют детство. Но часто бывает так, что родители дома заняты бытом и сажают ребенка к телевизору, чтобы он не мешал. Думаю, что дети теряют детство, когда сидят долго перед телевизором, когда нет контакта с мамой. Если ребенок играет с мамой или с папой, он рад, он доволен, что они что-то сделали вместе, то это здорово.

Вы предложили один из вариантов. Какие есть еще варианты по годам. Каким образом можно усложнять? Может быть, добавить не карточки, но какие-то еще игры?

Есть много разных игр. Например, игра, развивающая мелкую моторику пальцев рук (правой и левой). С волчками. Соревнование. У кого волчок дольше прокрутится — у мамы, у папы или у малыша? Если играть с волчками с года, то в два-три года ребенок это будет делать здорово. Если малыш этого никогда не видел, он не сможет и в шесть лет справиться с запуском волчка. Или, например, игра с матрешками. Разложить и собрать матрешку из четырех–пяти частей. Кроме умений это делать еще и образ рождения ребенка дает матрешка малышу. Можно играть с обыкновенными пирамидками, мисочками, которые есть, думаю, в каждой семье. Их можно посчитать, сложить в ряд, разложить на большие и малые. Можно попросить ребенка дать вам большую белую мисочку или маленькую синюю, или две желтые (так ребенок соотносит цвет и величину). Можно предложить сложить эти миски в пирамидку. Если трехлетний ребенок делает это без ошибок, значит, у него уже хорошо развито наглядно-образное мышление. Я десять лет работала в саду психологом и наблюдала разных деток. Дети, которых родители развивают, справлялись со всеми тестами легко и быстро. Это значит, что у этих детей хорошо развиты память, внимание, мышление, и к школе они подойдут более подготовленнымі. И более успешно адаптируются в первом классе.

Вы сказали, что работали в детском саду. У кого-то вместо гувернанток — бабушки. Насколько это хорошо? Существуют молодые папа и мама, им нужно работать. Соответственно, они отдают ребенка в сад. На Ваш взгляд, сад — «за» и «против».

Это зависит от семейной ситуации. Если есть необходимость маме работать, приходится отдавать ребенка в ясли и в год, и в два. Есть мамы, которые готовы три года сидеть с ребеночком. Оптимальный возраст, когда ребенок готов к детскому саду — три года. В три года он уже готов оторваться от мамы. Он уже готов общаться с ровесниками. В три года для него уже важны игры с детьми.

Вы сами за детский сад?

Детский сад — это помощник родителям. В школу мы идем обязательно. Мы не можем выбирать, хотим мы или не хотим отдавать ребенка в школу. Детский сад мы можем использовать или не использовать себе в помощь. Если мамочка заинтересована в развитии ребенка, она может его развивать дома сама. Она сама может водить его в различные секции, кружки. Ребенок может общаться в этих кружках со сверстниками.

Предложат ли в детском саду такую систему развития, о которой Вы говорите?

В детском саду идут определенные занятия. Они подчинены различным программам. Эти программы готовят детей к школе.

Это базовые программы?

Да, базовые программы. Базовые программы дают детям средний уровень подготовки к школе. Если мы хотим чего-то большего, мы должны прилагать усилия. А большее, безусловно, возможно. Многие мамы уже во время беременности начинают слушать классическую музыку. Об этом много информации. Таким образом они хотят приучить ребенка к прекрасному.

Расскажите об этом.

Это здорово! Есть даже целое направление — неонатальная психология, которая занимается изучением развития плода в утробе матери и влиянием процесса рождения на личность ребенка. Беременность матери должна проходить в удовольствии. Мама может посещать красивые выставки, смотреть красивые картины, слушать красивую музыку. Если у нее хорошие отношения со своим мужем, если нет конфликтов в семье и нет физиологических болезней, то ребенок родится здоровенький, хорошенький, спокойный.

Как я понял, очень важно начать развитие ребенка еще до его рождения?

Если мы хотим ребенка, надо думать о ребенке. Надо думать о ребенке и во время беременности. Это и будет способствовать его развитию до рождения.

Вы сказали о том, что если ребенок дома и мама не хочет отдавать его в детский сад, то есть возможность выбора всяческих кружков. Скажите, пожалуйста, как для себя определить, что необходимо? Сейчас такое количество кружков. Они предлагают всевозможные вещи. На чем остановить свой выбор и какие критерии использовать при этом выборе?

Если мы не хотим растить чемпиона в спорте или в художественной школе — великого художника, то к смене кружков надо относиться более спокойно. Можно пробовать многие кружки. Нужно давать ребенку возможность много видеть и знать. В идеале можно сводить его в бассейн, художественный, театральный кружок, на танцы, пение и посмотреть, где ему интересно. Как только мама увидит интерес ребенка к какому-то делу, можно начинать этим заниматься. Есть дети, которым нравится все. Им все интересно. Тогда необходимо смотреть на степень усталости ребенка. Сколько ему можно дать материала, чтобы он не устал. Это отслеживается родителями вечером. Если ребенок сходил на один, второй, третий кружок и вечером становится гиперактивным, возбужденным, то необходимо уменьшить нагрузку на ребенка. Если ребенок спокойный и активный, то водим, куда захочет.

Как здесь не переусердствовать? Знаете, как некоторые мамы, они хотят, чтобы дети были во всем. Сегодня у них английский, завтра — французский, послезавтра — музыка, потом у них спорт, а в пятницу у них еще что-нибудь.

Во-первых, надо спросить у мамы, для чего ей это надо. Она скажет: чтобы ребенок был развит к школе и во всем разбирался. Может быть, к школе и не надо быть настолько развитым. Для школы много не надо. Чтобы во всем разбирался... А для чего? Завышенные ожидания родителей по отношению к ребенку к добру не приводят.

Вот, например, консультирую родителей. Рассказывают, девочка учится на отлично, ходит в художественную, музыкальную школу. Но... Она грызет ногти. Она нервная, рассеянная. Если есть какие-то отрицательные особенности в поведении ребенка, значит, нагрузили на ребенка лишнее. Не лишнее только тогда, когда ребенок здоровый, активный, когда он спокоен, весел и гармоничен. Если видим, что ребенок болеет, значит, снимаем нагрузки.

Какие бы основные советы Вы дали родителям касательно периода развития до школы? Может быть, есть какие-то основные моменты, на которых Вы бы хотели заострить свое внимание?

Основной, самый важный момент — это любовь мужа и жены, сохраненная в период беременности жены, когда родился ребенок, сохраненная, когда растет ребенок. Если дома нормальные, гармоничные отношения, ребенок будет здоров. А развитие зависит от того, насколько сами родители активны в жизни. Они могут стать примером. Родители ходят в театр, на выставки и берут с собой малыша. Даже если он совершенно маленький. Можно и грудного взять с собой, посадить в "рюкзачок-кенгуру" и сходить с ним на выставку. Если у родителей есть интерес, малыш все это воспринимает так же.

То есть Вы говорите, что это должна быть не искусственная, навязанная вещь.

Искусственно ничего не получается. Если мы начинаем что-то делать искусственно, потом получаем много больших проблем. Все должно быть гармонично и естественно. Родители должны сами интересоваться тем, чем пытаются заинтересовать ребенка. Если маме ничего не интересно, и она водит ребенка по кружкам, лишь бы освободить себя от занятий с ребенком, толку не будет. Ему это будет не интересно. Если мама пойдет на спектакль с ребенком и скажет, что спектакль неинтересный, что он для детей, она его совершенно обесценит перед ребенком. Ребенку потом, когда он будет взрослым, будет неинтересен театр. Весь мир, который окружает ребенка, мать должна поддерживать: «Посмотри, как это здорово! Посмотри, какой интересный спектакль!», «Как там было, как играли артисты!». Должна быть постоянная поддержка ребенка во всем, что он воспринимает из внешнего мира.

Я сейчас словил себя на мысли, что так даже во взрослой жизни. У меня есть друзья, которые не очень любят театр. Я веду их на какую-то постановку. И, как Вы говорите, стоит сказать «фу!», и тут же все обесценится. А в детском возрасте это особенно важно.

Бывает, родители жалуются, что их дети не хотят учиться в школе. Им неинтересно делать домашнее задание, они не понимают, что от них хочет учитель. У этих детей не развита учебная, познавательная мотивация. Познавательная мотивация развивается с первого года жизни ребенка. В ребенке нужно развивать любознательность. Ему должно быть действительно все интересно.

Может быть, есть что-то, о чем я не спросил, но Вы бы хотели об этом сказать или что-то добавить?

Есть мнение, что развитие ребенка зависит от генетики. Раз бабушки с дедушками, мама с папой генералы, то все будет нормально и у ребенка с интеллектом. В принципе, да. Человек достигает своего потолка некомпетенции в любом состоянии. Развиваем мы его или не развиваем, он со своим интеллектом выйдет на свой уровень. То, что уже заложено, никуда не денется. Но есть интересный момент в раннем развитии ребенка — адаптация. Человеку очень часто приходится адаптироваться к новым условиям. Начиная с яслей. Попал в ясли — новый мир. Попал в школу — новый мир. Пошел в институт, уехал в другой город — новый мир. Важно, насколько быстро он может принять среду и начать активно в ней функционировать. Чем больше мы развиваем ребенка, тем больше у него знаний о мире. Чем больше мы ему даем, когда он маленький, тем легче проходит адаптация на разных этапах его жизни. Очень часто какой-то процент детей нормально себя чувствует в саду, а какой-то процент хватается за мам и боится остаться в группе сада. Полгода мама не может оставить ребенка на полный день в саду. У ребенка привязанность к маме сильней всего на свете, мама — это его все, и он не хочет и не в состоянии видеть ничего вокруг. Ему не дали этого видения.
Мир надо показывать.

 
Подписка

Подписаться на рассылку портала, чтобы узнавать о появлении новых статей одним из первых.

Кликните на изображение конверта. В открывшемся окне введите свой email и символы на картинке.
К вам на почту придет письмо со ссылкой - перейдите по ней для подтверждения подписки.

Все статьиДругие статьи



Портал рекомендует
  • Игорь Александрович Фурманов

    Игорь Александрович Фурманов

    Практикующий консультант и психотерапевт.

    Доктор психологических наук, профессор. Ведущий специалист по работе с агрессивностью, последствиями физического, психологического и сексуального насилия в отношении детей и взрослых.

  • Олег Силявский

    Олег Силявский

    Коучинг: бизнес- проф- лайф-

    Опыт коучинга, психологической, консультационной и тренерской работы — более 20 лет.

  • Надежда Агеева

    Надежда Агеева

    Психолог, гештальт-терапевт, групповой терапевт

    Основные направления психологической практики:индивидуальное психологическое консультирование, долгосрочная психологическая помощь, групповая работа, работа с семьями и супружескими парами, работа в реабилитационной программе для зависимых людей.

    Психологическая практика — более 10 лет.