Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка | Психология детей и подростков

Рубрика: Психология семьи

Стили семейного воспитания, стимулирующие развитие агрессивности ребенка

Семья, как один из важнейщих факторов социализации, оказывает существенное влияние на формирование направленности поведения ребенка. Обследование детей подросткового и юношеского возраста с деструктивной и асоциальной направленностью агрессивного поведения, а также с предрасположенностью к физической, вербальной, косвенной агрессии и негативизму позволило выявить стили семейного воспитания, провоцирующие названные нарушения поведения. К ним относятся:

  • Авторитарная гиперпротекция. При этом стиле семейного воспитания родители уделяют подростку много времени и внимания, однако при этом не оказывают ему эмоциональной поддержки, игнорируют его потребности в общении с родителями и часто используют наказание как основной метод воспитания.
  • Доминирующая гиперпротекция. Стиль примечателен тем, что ребенок находится в центре внимания родителей, которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с этим, к нему предъявляются непомерные требования, которые часто не соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает, таким образом, ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
  • Требовательная гиперпротекция. Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто несоответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, что приводит к формированию невротических симптомов у детей.
  • Ограничивающая гиперпротекция. Родители уделяют ребенку достаточно много времени, сил и внимания, однако при этом предъявляют к нему чрезвычайно высокие требования, часто несоответствующие реальным возможностям. На ребенка перекладываются непосильные заботы и «недетская» ответственность, грозящая ребенку невротическими срывами.
    Различие двух последних стилей состоит в степени самостоятельности ребенка. В первом случае ребенку предоставляется возможность самому выбирать способы поведения, а во втором  нет, т.е. при огромном количестве требований свобода принятия решения и выбора действий значительно ограничена. Необходимо отметить, что при таких подходах к воспитанию ребенок может формироваться не только агрессивность, но и реакции эмансипации, которые проявляются в открытом непослушании, грубости, игнорировании конвенциональных норм.
  • Снисходительная гиперпротекция. Дети находятся под бдительным неустанным надзором и чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах развлечений, друзей. Дети находятся в рамках высоких требований и многочисленных запретов, которые существенно ограничивают свободу и самостоятельность. При таком воспитании ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией является обида на окружающих за то, что другим «все дозволено» — и как следствие этого — бунт против родительского засилья, стремление к конфронтации с другими людьми.
  • Потворствующая гиперпротекция отличается пристальным вниманием родителей к вопросам воспитания и удовлетворения потребностей ребенка, при которой ребенок находится на правах «кумира семьи». Родители не столько контролируют, сколько чрезмерно покровительсивуют, стремясь освободить ребенка от малейших трудностей, от скучных неприятных обязанностей, непрестанно восхищаются мнимыми талантами и преувеличивают действительные его способности.
  • Потворствующая гипопротекция. Названный стиль семейного воспитания отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика «задабривания» детей путем максимального и некритического удовлетворения их материально–бытовых и других потребностей.
  • Скрытая гипопротекция. Этот стиль характерен для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. Требование к ним достаточно высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком своих обязанностей в семье формально, так как никак не контролируется со стороны родителей.
  • Гипопротекция с жестоким обращением. При этом стиле семейного воспитания — ребенок находится на периферии внимание родителей, он попадает в поле зрения родителей лишь тогда, когда случается что–то серьезное. Так же как и в первом случае, родители не проявляют устремлений к удовлетворению потребностей подростка и отличаются чрезмерно строгим реагированием на нарушение поведения.
  • Скрытая гипопротекция с жестоким обращением отличается полной самоустраненностью родителей от решения проблем воспитания, равнодушным и безразличным отношением к нуждам ребенка, его интересам и потребностям, эмоциональной холодностью. Стиль взаимодействия с ребенком строится только на предъявлении к нему непомерных требований и строгих наказаний за невыполнение обязанностей, непослушание и неповиновение. Это воспитание, основанное на отсутствии симпатии и любви к ребенку, по типу «Золушки», не только усиливает реакцию эмансипации, но и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа: характеризующуюся открытым проявлением агрессии, выражением гнева и раздражительности.
  • Жесткая гипопротекция. Стиль отличается предоставленностью ребенка самому себе. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребенка и стремление к привлечению его к делам семьи. Вместе с тем, для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения (приверженность к применению строгих наказаний).
  • Жестокая гипопротекция характерна для семей детей с полной отстраненностью родителей от процесса воспитания ребенка. За малейшую провинность или непослушание ребенок сурово наказывается. В семье существует атмосфера деспотизма и тирании со стороны родителей. В итоге у детей могут формироваться жестокость и озлобленность.
  • Эмоциональное отвержение. Такой стиль воспитания характеризуется эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны родителей, когда ребенок ощущает, что им тяготятся, что он обуза в жизни родителей. При этом возможны две модели воспитания:
    а) когда ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и самостоятельность ограничивается жесткой системой запретов и ограничений, нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации, чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также может приводить к акцентуациям характера.
    б) когда, наоборот, преобладает вседозволенность. Ребенку «все можно». Если в семье и существуют какие–то запреты, то он их легко нарушает, зная, что с него не будет спроса. Ребенку предоставляется полная свобода в определении собственного регламента жизни, выбора друзей, пристрастий.
  • Повышенная моральная ответственность. Характерно сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, минимальной заботой о нем. Он встречается в семьях, где существует атмосфера эмоционального равнодушия и вседозволенности, но при этом родители ожидают и требуют от подростка результатов гораздо больших, чем он может достичь реально. На этот подход к воспитанию ребенка также накладывается приверженность родителей к применению строгих наказаний даже за незначительные нарушения поведения. В результате у подростка появляется устойчивая реакция оппозиции, которая проявляется в категорических отказах выполнить какие–либо поручения, заниматься нелюбимым делом, нарочитой грубости, непослушании. Медленно накапливающаяся обида нередко проявляется в продуманных, заранее спланированных действиях, направленных на то, чтобы отомстить «обидчикам»: дети могут портить вещи родителей, писать на стенах нецензурные слова, заниматься оговорами и пр.
  • Требовательное обращение. Этот стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей подростка в материально–бытовой и духовной сферах. Но, вместе с тем, к ребенку предъявляются непомерно высокие требования, часто не соответствующие его реальным возможностям. Неудовлетворенность потребностей, особенно в эмоциональном контакте, любви и внимания, и неадекватно завышенные требования к ребенку нарушают полноценный ход его развития и представляют риск психотравматизации.
  • Жесткое обращение. Отличительной особенностью данного стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности ребенка (ситуация «все нельзя»). При такой ситуации у подростков появляется реакция эмансипации, то есть сильная потребность в освобождении от контроля и опеки родителей с целью получения самоутверждения и независимости. В связи с чем подростки, удовлетворяя эти потребности, проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых, стремятся к независимому образу жизни, саботируют существующие порядки и традиции.
  • Жестокое обращение. Вся методика воспитания построена только на системе наказаний, часто телесных.

На взаимосвязь агрессивности и стиля семейного воспитания могут влиять и такие факторы как:

  1. Неустойчивость воспитания (колебание между гипер– и гипоопекой).
  2. Предпочтение в подростке детских качеств (когда у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать возрастную фиксацию таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость, т.е. желание затормозить социализацию ребенка).
  3. Проекция на подростка собственных нежелательных качеств (когда родитель в подростке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Он борется с отрицательными качествами подростка через наказания, и верит в то, что эти качества у него самого отсутствуют).
  4. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей; когда каждый или один из родителей, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противной стороне).
  5. Нарушенность супружеских отношений между родителями.
  6. Неразвитость родительских чувств (когда родители предпочитают не иметь дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к интересам и потребностям).
  7. Воспитательная неуверенность родителя, когда он «идет на поводу» у ребенка, уступая и потакая ему во всем.

Статья напечатана в «Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития». — Мат. междунар. научн.-практ. конф. — Мн., 1998. — С. 191–194.

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня. Как простить? Как отпустить боль?
    Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня. Как простить? Как отпустить боль? Вопрос психологу Психология отношений||Психология и стресс Семейная психология||Психотерапия

    Здравствуйте Меня зовут Алина, мне 24 года. Я не могу простить свою мать. В детстве она била меня, в том числе и ногами, вырывала волосы, колола ножом. Мне было сказано, и не раз, что она бы лучше сделала аборт, она контролировала каждый мой шаг, не давала мне ''дышать''....
    Сейчас я живу в Минске, но воспоминания не дают мне покоя. Я периодически впадаю в депрессии, у меня частые перепады настроения, мне кажется, что я не способна любить. Иногда я «проваливаюсь» в мир своих фантазий, где я сильная, выступаю в роли « спасателя», или представляю смерть дорогих мне людей. Я боюсь саму себя, у меня последнее время часто возникают мысли о смерти, но я не могу, меня что-то держит. Я так хочу всё забыть и простить ,но не могу. Как простить ?? ?Как отпустить боль ??? У меня такое ощущение, что она всегда будет со мной. Я постоянно чувствую себя одиноко (хотя рядом мой любимы человек), в дружбу я не верю, мне кажется , что все мной пользуются. Я уже объехала пол Страны (искала своё место), пока остановилась в Минске, встретила парня, который меня безумно любит, но я не знаю, что к нему чувствую, мы живём вместе, но я не могу полюбить его.
    Иногда я чувствую себя безумно счастливой, а иногда мне хочется умереть, рядом с ним я чувствую, что меня любят, заботятся обо мне, но не могу быть счастливой долго ( не разрешаю себе)
    Мне кажется, что я с ним, потому что устала и мне не куда идти, в свою деревню, где все пьют, и нету работы, я не вернусь, поэтому живу с ним...
    Как хочется полюбить его, я сейчас этому учусь, учусь любить и стараюсь забыть о своей боли, но периодически «влетаю» в своё детство, не верю людям, мучаю себя, издеваюсь разнообразными способами.

    Подробнее

  • Как улучшить память?
    Как улучшить память? Психологические статьи Психология успеха

    Здравствуйте! На данный момент я являюсь студенткой. Совмещаю работу с учёбой. Запоминать приходится очень много, но память постепенно сдаёт свои позиции. Всё чаще приходится прибегать к помощи ручки и записной книжки. Прошу совета, как улучшить память? Возможно есть какие-либо методы, упражнения или же кроме витаминов ничто не поможет? Спасибо.

    Подробнее

  • Как выбрать тренинг на лето
    Как выбрать тренинг на лето Психологические статьи Тренинги Психотерапия

    Популярность психологических тренингов растет, и это объяснимо. Они дают возможность одновременно и отдохнуть, и найти новых интересных знакомых, и многому научиться — понимать своего ребенка или выступать перед публикой, справиться со своей застенчивостью или освоить искусство общения. Занятия в группе ведет психолог, психотерапевт или бизнес-тренер.

    Подробнее

  • Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости
    Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости Психологические статьи Сексология

    На первый взгляд неестественный вопрос ставится в заголовке. Как это зачем? В ответ на мою статью о близости мужчины и женщины, частой реакцией было: «Секс - это все, что связывает мужчину и женщину, и каждый нормальный мужчина всегда ищет секс. Если у него нет этого желания, то он импотент, или боязливый ботаник, который элементарно боится завоевать женщину». Вопрос о желании секса с любой красивой женщиной часто ставит такие рассуждения в тупик. «Потому что это биология!» Впрочем, если подумать ...

    Подробнее

  • Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий
    Насилие над детьми: сходство и различие психологических последствий Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Отечественная и зарубежная статистика показывает, что дети, как правило, чаще становятся жертвами насилия, чем взрослые. В статье рассмотрены наиболее распространенные формы насилия в семье, имеющие для ребенка глубокие психологические последствия.

    Подробнее

  • Все беды от нервов
    Все беды от нервов Психологические статьи Популярная психология

    Все беды от нервов.

    Подробнее

  • Ребенок не реагирует на просьбы родителей или проявляет агрессию
    Ребенок не реагирует на просьбы родителей или проявляет агрессию Психологические статьи Психология общения||Детская психология Психология детей и подростков

    Здравствуйте! У нас такая ситуация: Ребенку 7 лет учится в1 классе, на просьбы родителей реагирует с пятого раза либо делает вид что не слышит. Бывают вспышки агрессии - начинает злиться, рыдать на пустом месте например из-за того, что сначала надо сделать уроки а потом идти на улицу. Подскажите, как поступать в таких ситуациях.

    Подробнее

  • Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей?
    Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Как перестроится и убежать от мыслей? Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Около двух лет мучают расстройства пищевого поведения. Я пытаюсь скорректировать свой вес, но делаю только хуже. Я постоянно думаю о еде. Ограничиваю себя. Как итог - срыв и переедание. В последние дни мысли стали настоящим наваждением. Я не знаю, за каким занятием спрятаться от них. У меня замечательная жизнь: живу с молодым человеком, хожу на любимую работу, езжу в другой город к заботливым родителям. Меня понимают, что для меня является самым ценным. Многие заедают стрессы, но у меня все наоборот: в момент стресса я могу ничего не есть, но как только все становится прекрасно, ем все подряд. Жить стало тяжелее. Меня беспокоит то, что я раньше считала чем-то несерьёзным и меня не касающимся. Очень прошу помощи. Как перестроится и убежать от мыслей? Спасибо

    Подробнее

  • Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии
    Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии Психологические статьи Научные публикации

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях». Автором предлагается ролевая структура агрессии в служебных отношениях. Роль в агрессивном взаимодействии рассматривается как фактор, способствующий или сдерживающий проявление агрессии в служебных отношениях сотрудников. Объясняется наличие взаимосвязей между динамикой эмоционального состояния в зависимости от роли и проявлением агрессии в служебных отношениях.

    Подробнее

  • Психосоматика: что это такое, и как с ней быть
    Психосоматика: что это такое, и как с ней быть Психологические статьи Глоссарий

    Но вернемся к психосоматике… Что же это такое? Научных определений психосоматики довольно много. «Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Изменения в физическом плане — следствие изменения в духовном, душевном, если угодно, ментальном.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси