Всю историю человечества люди нуждались в вещах, которые не производили сами. Сначала они удовлетворяли эти нужды при помощи натурального обмена, затем на смену ему пришла торговля. Но успех в продажах связан с риском и зависит от доверия друг к другу. Если доверие покупателя к продавцу ослабевает, это приводит к негативным последствиям в экономике. Как же вызвать доверие у клиента?
Значимую роль в торговле между людьми играет репутация ее участников. А что насчет наших ближайших «родственников» - шимпанзе?
Эксперимент с «предками» в области психологии успешных продаж
Ученые с кафедры психологии университета Джорджии провели любопытный эксперимент. Они предложили подопытным приматам поторговать друг с другом, используя вместо денег жетоны, которые можно обменять на фрукты. Выяснилось, что обезьяны понимают принцип торговли, но продавать друг другу еду не спешат. Неужели потому, что шимпанзе не разбираются в психология прямых продаж и не знают, как продать товар клиенту?
Товар или услуга - что вызывает большее доверие у хвостатого клиента?
Шимпанзе обмениваются между собой услугами, но предпочитают делать это с обезьянами, которых хорошо знают, и чье поведение для них предсказуемо. Они могут по очереди почесывать друг друга, а если партнер и откажется почесать в ответ – что ж, невелика потеря.
С продажей еды дело обстоит по-другому, ведь потеря даже 20% суточных питательных веществ – серьезный риск для шимпанзе. Другая обезьяна может и отказаться отдавать еду обратно за жетоны. Такое недоверие существенно снижает успех продаж.
Ключевые факторы успеха в процессе продаж следуют из разницы между человеком и обезьяной.
У людей, в отличие от шимпанзе, гарантом сделки часто выступает третья сторона: юрист, который представляет государство, либо социум. Партнер, который нарушил договор, получает наказание со стороны государства, либо же общественное осуждение.
На самом простом уровне доверие к продавцу товара основано на репутации, информация о которой распространяется в СМИ, соцсетях и по «сарафанному радио». Шимпанзе без развитой речи полагаются только на личный опыт общения. Человек же может сказать, что не получил обещанный “апельсин взамен банана”, этот принцип позволяет повлиять на репутацию партнера среди других потенциальных участников сделки. Повышайте доверие среди нейтральных клиентов - ваша репутация будет бежать впереди вас и поможет добиться успеха в холодных продажах.
Это исследование интересует американских ученых с точки зрения эволюции механизмов, с помощью которых человечество принимает экономические решения. Будем ждать новых открытий в этой области, чтобы лучше понять психологию клиента в продажах.