Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан)

Шкалы: уровень школьной тревожности

НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА: Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста: Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б – для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.
Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.
Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.
Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.
ИСТОЧНИК: Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002. С.47-60.

Инструкция к тесту: Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.
Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?
Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

 

Стимульный материал:

Набор А (для девочек) Набор Б (для мальчиков)
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Плачьте... Чтобы стать ближе друг другу
    Плачьте... Чтобы стать ближе друг другу Психологические статьи Популярная психология

    С точки зрения медицины, слёзы являются признаком физической боли или стресса.

    Подробнее

  • Стресс
    Стресс Психологические статьи Глоссарий Глоссарий

    Подробнее

  • Здоровое питание — цельные злаки!
    Здоровое питание — цельные злаки! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Современные нормы здорового питания рекомендуют сделать цельные злаки половиной дневного рациона злаков. То есть, как минимум, три порции цельных злаков в день. Самый простой способ увеличить потребление цельных злаков — это заменить некоторые продукты, сделанные из обработанного зерна, на их цельнозерновые эквиваленты.

    Подробнее

  • Я строга к себе. Что это? Помогите понять и исправить!
    Я строга к себе. Что это? Помогите понять и исправить! Вопрос психологу Психология и стресс||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Почему я так строга к себе? С одной стороны, я знаю, что сделала все возможное, но проходит время и начинаю себя поедом есть - тут можно было бы иначе сделать и тут лучше, устаю страшно. Что это? Помогите понять и исправить!

    Подробнее

  • Алкоголизм: мифы и реальность
    Алкоголизм: мифы и реальность Психологические статьи Зависимости и их лечение

    Алкоголизм — это болезнь или распущенность, вредная привычка? Если алкоголизм — болезнь, то, как она лечится? Чем отличается пьянство от алкоголизма? Почему зависимый человек говорит, что у него нет проблем, хотя для всех окружающих это совершенно очевидно? Почему зависимые люди отказываются от помощи?

    Подробнее

  • Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии.
    Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Хотелось бы получить совет. Постараюсь вкратце, как получится, описать проблему. Мне 25 лет.Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Мой муж - полная противоположность. У нас есть маленький ребёнок. Дело в том, что жить с таким характером мне очень тяжело, а ещё тяжелее моей семье. Постоянно возникают ссоры по моей вине, причём на ровном месте. Многие плохие черты я унаследовала от своего отца, а вот с основной массой негатива во мне, я надеюсь, можно ещё бороться. Посещала бесплатного психотерапевта в поликлинике, но ничем особо она мне не помогла. Психолог мне сказала, что корни моей проблемы растут из детства. Мой отец - жестокий человек, постоянно избивал мать. Всё моё детство прошло в страхе за неё. Я уверена, что именно из -за этого сейчас я такая "нехорошая". Но как мне с этим бороться? В данный момент я кормлю ребёнка грудью и собираюсь ещё долго. Психолог сказала, что кроме таблеток и самопомощи нечем помочь. Но таблетки мне противопоказаны пока, а вот самой решить проблему не удаётся. Подскажите, существует ли какой-то метод, который превратит меня в "нормального" человека?Стоит ли обращаться к платному врачу?Возможно, посоветуете специалиста, который занимается подобными проблемами?

    Подробнее

  • 10 фраз, которые помогут вам на пути к снижению веса
    10 фраз, которые помогут вам на пути к снижению веса Психологические статьи Красота и здоровье

    Чтобы снизить вес, нужен процесс изменения образа жизни.
    В группах поддержки по снижению веса вы увидите много людей, которые страдали от лишнего веса и получили впечатляющие результаты по его снижению. Впитайте их силу и их мотивацию и помните, что если они смогли, то никакие силы не могут помешать вам добиться успеха.

    Подробнее

  • Гендерные различия в эмоциональных переживаниях супружеских отношений в семьях с различной степенью психологического насилия
    Гендерные различия в эмоциональных переживаниях супружеских отношений в семьях с различной степенью психологического насилия Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    В статье обсуждается проблема супружеских отношений в семье. Излагаются результаты эмпирического исследования эмоциональных состояний супругов, подвергающихся и неподвергающихся психологическому насилию. Показано, что как мужья, так и жены, подвергающиеся психологическому насилию, испытывают большую интенсивность переживаний негативного характера, чем позитивного, в сравнении с супругами, не подвергающимися психологическому насилию.

    Подробнее

  • Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп
    Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются методологические основания качественного метода нарративного анализа и процедурные особенности его применения в социально– психологическом исследовании больших социальных групп. Указываются условия, при которых целесообразно отдать нарративному анализу предпочтение перед другими качественными методами. Детально проанализированы три аспекта — соотношение нарративных и ненарративных фрагментов, способ наррации и репрезентативность анализируемых эмпирических данных. Обозначается принцип построения типологии способов наррации. Утверждается, что нарративы из сферы публичного дискурса не обеспечивают репрезентативности и что для нарративно–аналитического исследования больших социальных групп необходим сбор данных с непосредственным обращением к выборке носителей соответствующей групповой идентичности.

    Подробнее

  • Притча - рассказ ''Душевный доктор''
    Притча - рассказ ''Душевный доктор'' Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о любви

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси