Арт-терапия (терапия искусством) — одно из самых многогранных направлений психотерапии. Искусство является питательной почвой для арт-терапевтического процесса, а источниками самовыражения служат материалы природного происхождения.
Люди, которые не придают особого значения эмоциям и постоянно блокируют выражение своих чувств, обычно малочувствительны и к ощущениям. Природные материалы, являясь сами по себе частицами реальности, побуждают человека к соприкосновению с ней, побуждают его видеть, осязать и осознавать реальность. Например, благодаря работе с глиной, те люди, которые испытывают чувство неуверенности и страха, находятся в состоянии тревоги, могут обрести ощущение контроля и владения собой. Работа с глиной полезна для больших и маленьких.
Как психолог, в своей работе я очень люблю применять глину. Она является уникальным природным материалом. Ее мягкая зеленая субстанция активизирует тактильные ощущения, пробуждая различные чувства и сближая человека с ними.
В качестве материала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ:
Во-первых, ее можно воспринимать с закрытыми глазами, на ощупь. Опираясь только на тактильные ощущения при создании фигуры, человек включает в процесс создания глубинные слои бессознательного. Зрительное восприятие оказывает помехи на процесс в виде критики или интерпретаций.
Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий.
В-третьих, глина как материал содержит массу возможностей для работы:
она мягка и податлива, хорошо размягчается водой;
- ее можно формировать руками, причем она оказывает большее или меньшее сопротивление в зависимости от того, сколько добавлено воды;
- ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать — снова и снова она будет подчиняться;
- она чутко реагирует, меняется и, несмотря на это, все же не разрушается, а остается глиной, из которой можно снова сформировать ком или фигуру.
Неиссякаемые художественные средства, рожденные самой природой, дают возможность творчески самовыражаться каждому из нас. Так, с глиной каждый легко может быть мастером. Гибкость и податливость глины делает ее пригодной для создания самых невероятных экспрессивных фигур. Создавать их могут люди любых возрастов и профессий. Ключевым моментом создания глиняной фигуры является спонтанность самовыражения.
Глиняные фигуры обладают объемом. Их можно рассматривать с разных сторон.
Особенно важно наблюдать и описывать структурные характеристики фигур, потому что компоненты и их взаимоотношения являются богатыми источниками символической экспрессии, затрагивающие непосредственные внутренние переживания человека.
Скульптурные формы – многомерные сущности, которые обладают еще и неким внешним пространством. В дополнение к высоте, длине и ширине они характеризуются глубиной и весом. В скульптурной форме может быть много небольших плоскостей и поверхностей. Характеристиками скульптуры могут служить так же чувство равновесия на верхних и нижних уровнях, разнообразие углов.
Даже в самых простых экспрессивных глиняных скульптурах, наряду со множеством различных взаимоотношений, можно увидеть некоторую направленность, приемлемое равновесие и значимое личностное символическое самовыражение.
Работая с глиной на индивидуальной или групповой психотерапии, мои клиенты пытаются понять и принять некоторые простые истины о самом себе.
Результатом такой работы являются подлинные психологические и психотерапевтические чудеса. Эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и ощущение независимости — это только небольшой перечень изменений, которые происходят в людях. И я всегда радуюсь этим изменениям вместе с ними.
Список использованной литературы:
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2002г.
- Копытин A.M. Практическая арт-психология / Издательство «Когито-Центр», 2008г.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальт-терапии. СПб.: «Издательство Пирожкова», 2001г.
Лариса Павленко