Арт-терапия — сложное, многогранное, необычайно интересное и глубинное по своему воздействию явление.
Эволюция понятия «арт-терапия» отражает процессы синтеза трех самостоятельных направлений: медицинского, социального, педагогического. Объединяет названные направление применение художественной творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора.
Цель арт-терапевтических занятий — проведение терапевтической и коррекционной работы в сочетании с косвенной диагностикой.
Работа с рисунком или изображением — особая работа, связанная с радостью. Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к жизни. Это те качества, в развитии которых все больше и больше нуждается сейчас человек.
В арт-терапевтическом контексте занятия изобразительным искусством носят спонтанный характер. Важно, что при использовании изобразительного искусства в качестве терапевтического средства специальная подготовка и художественные таланты участников не играют роли. Большое значение имеют творческий акт и особенности внутреннего мира творца. Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на творческое самовыражение человека. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный подъем и осознание. Сами по себе, являясь частицами реальности, эти материалы побуждают человека к соприкосновению с реальностью. Таким образом, между творцом и художественным материалом происходит динамическое взаимодействие.
Благодаря изображению человек ближе знакомится с собой и одновременно может переосмыслить события. Акт, выносящий внутреннее во внешний мир, модифицирует внутренний мир, очищает его до некоторой степени от напряжения и энергетической статики, выводит из бездействия, закрытости к осмысленному действию — это первый и важный момент в терапии искусством и изображением. Изображение открывает возможность самоизлечения — это второй существенный момент, присущий искусству. Третий же момент заключается в том, что в самом процессе изображения и в конечном продукте становится видимым и понятным для других людей внутренний мир человека. Таким образом, может быть переработан возникающий из бессознательного материал. [3]
Все мы, имея каждый свой собственный богатый внутренний мир, взаимодействуем с миром внешним. Это взаимодействие имеет свои закономерности. Искусство поэтому и универсально, что способно открыть, показать нам эти закономерности.
В арт-терапевтическом процессе реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека. Результатом такой работы являются подлинные психологические и психотерапевтические чудеса.
Пять взаимодействующих составляющих помогают произойти этим чудесам [2]:
- Естественная человеческая потребность в самовыражении, сосредоточенная в арт-терапии на том, что беспокоит человека.
- Другой составляющей чуда является привлекательность арт-терапевтических методов. Нематериальные плоские и объемные фигуры имеют изумляющую двойственную характеристику — они могут одновременно утаивать и выявлять.
- Третья составляющая касается человеческого организма и его возможностей. Структура фигур в более простой форме отражает структуру внутренних переживаний благодаря человеческой способности к изоморфизму.
- И, конечно, важнейшей составляющей являются привлекательные для человека художественные материалы из внешнего мира. Структура материала отражает структуру душевного переживания и, таким образом, влияет на выбор художественных средств самовыражения.
- Пятой составляющей является сам метод арт-терапии. Данный метод — это синтез понятий феноменологии и принципов гештальт-теории восприятия.
Список литературы:
- Рудестам К. Групповая психотерапия СПб 1999г.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс 2002г. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Из-во ЭКСМО-Пресс 2002г.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии СПб из-во Пирожкова 2001г.
Лариса Павленко