Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье | Семейная психология

Рубрика: Психология семьи

Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье

Эндогенные и экзогенные факторы эстафеты агрессии и насилия в семье

И. А. Фурманов

Обсуждается проблема эстафеты агрессии и насилия в семье. Отмечается, что эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов. В качестве эндогенных факторов рассматриваются две модели эстафеты агрессии и насилия а) через процессы полоролевой идентификации ребенка с родителем, когда ребенок является свидетелем агрессивных взаимоотношений между собственными родителями в супружеских отношениях; б) через наблюдение соответствующего способа действий и механизм идентификации с агрессором в результате использования в семье физических наказаний в отношении детей. Перечисляются личностные характеристики агрессора (мужа, родителя) и жертвы (жены, ребенка). Излагаются многочисленные экзогенные факторы, способствующие использованию насилия в супружеских и родительско-детских отношениях. Делается вывод, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не каким-то одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Ключевые слова: эстафета агрессии и насилия в семье, полоролевая идентификации ребенка с родителем, наблюдение соответствующего способа действий, копирование, подражание, механизм идентификации с агрессором, супружеское насилие, физическое и психологическое воздействие, телесные наказания.

Передача модели насильственных отношений от одного поколения к следующему осуществляется через трансляцию родителями агрессии детям. Именно образец отношений и поведение родителей оказывает существенное влияние на обучение детей агрессивному поведению [1]. Было установлено, что дети, видевшие проявления физического насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия в общении с другими людьми. Этот феномен имеет длительный эффект: люди, бывшие в детстве свидетелями физического насилия между родителями и подвергающиеся телесным наказаниям, во взрослом возрасте сами становятся склонными к использованию физической силы в отношениях с супругами и агрессии в отношении собственных детей. Кроме того, насильственные отношения между супругами в семье повышают вероятность использования этими родителями физического насилия по отношению к собственным детям. По некоторым данным, приблизительно 30 % тех, кто был свидетелем агрессии между родителями и был жертвой физических наказаний, во взрослом возрасте совершают насилие [2]<.

Эстафета насилия становится возможной в результате совокупного воздействия целого ряда эндогенных и экзогенных факторов.

К эндогенным факторам относятся использование насилия в супружеских и родительско-детских отношениях, а также физические и личностные особенности агрессора и жертвы. Однако насилие от одного поколения к другому может транслироваться благодаря различным моделям.

Первая модель – через процессы полоролевой идентификации ребенка с родителем, когда ребенок является свидетелем агрессивных взаимоотношений между собственными родителями в супружеских отношениях.

В целом, супружеское насилие – это неправомерное использование, употребление силы, власти и контроля, это попытка принуждать и управлять супругом через физическое или психологическое воздействие.

Физическое воздействие включает – истязания, пытки, избиение, толчки, царапание, кусание, хватание, удушение, посягательства сексуального характера, использование холодного и огнестрельного оружия.

Психологическое воздействие включает – многообразные разновидности принуждения (коммуникативного, сексуального, экономического и прочее), основу которых составляют вербальная и косвенная агрессии и различные формы проявления негативизма.

Полоролевая идентификация– это процесс и результат формирования у ребенка образа Я, который содержит элементы половой и ролевой идентичности, образующих в совокупности интрапсихическую модель взаимодействия с окружающими на основе представлений о маскулинности и фемининости [3]. Восприятие ребенком физических и поведенческих различий у родителей, сиблингов и сверстников, побуждает его не только отнести себя к определенной категории, но и вести себя соответствующим образу Я способом.

Известно, что чаще всего ребенок идентифицируется с родителем одного с ним пола. В итоге, результатом идентификации для девочек является осознание собственной принадлежности к женскому полу, отождествление с материнской ролью в отношениях с отцом и с материнской манерой взаимодействия с окружающими, а для мальчиков – формирование чувства мужественности, навыков регуляции агрессивного поведения, заимствование мужской модели взаимодействия с матерью, другими женщинами. Психоаналитики обычно рассматривают идентификацию как бессознательный процесс, отличный от сознательной имитации, способствующий процессу научения, здоровому становлению Эго и на адаптации в целом [4].

Первоначально данная модель поведения может проходить апробацию в подростковом и юношеском возрастах в романтических отношениях с противоположным полом. Если между партнерами устанавливаются бесконфликтные отношения доминирования-подчинения и агрессор не будет встречать сопротивления со стороны жертвы, то с большой степенью вероятности можно ожидать, что эти отношения будут развиваться по ненасильственному сценарию. Если конфликт в сфере обладания властью и контроля над партнером не разрешается и агрессор сталкивается с сопротивлением жертвы, то с большой степенью вероятности можно ожидать, что эти отношения будут развиваться по насильственному сценарию. Реакция смирения со стороны жертвы будет усиливать установку агрессора на насильственные действия в отношениях с противоположным полом.

Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в супружеских отношениях в качестве агрессора выступает муж, а жена в качестве жертвы [5]. Однако не всякий мужчина и не всякая женщина в семье выступают соответственно в роли агрессора и жертвы.

Личность агрессора (мужа) отличают следующие характеристики:

  • импульсивность, фрустрационная неустойчивость, склонность к аффективным вспышкам гнева;
  • низкая самооценка;
  • гипертрофированная потребность во внимании;
  • эмоциональная зависимость от партнера;
  • собственнические установки;
  • стремление контролировать ситуацию в семье;
  • ригидность ожиданий в супружеских отношениях;
  • ревнивость.

Личность жертвы (жены) отличают следующие характеристики:

  • экономическая и/или эмоциональная зависимость от мужа;
  • ощущение бессилия, смирение с мыслями о насилии и нежелание его остановить;
  • неспособность разделять свои собственные потребности и нужды мужа;
  • низкая самооценка;
  • нереалистические убеждения, что поведение насильника можно изменить;
  • уверенность, что ревность и физическая агрессия – доказательство любви.

Таким образом, с высокой вероятностью можно предположить, что если в результате полоролевой идентификации мальчик идентифицируется с отцом-агрессором, а девочка с матерью-жертвой, и эти роли закрепляются в результате опыта экспериментирования в сексуально-агрессивных отношениях с противоположным полом, то в будущей их супружеской жизни значительно возрастает риск воспроизведения этой системы отношений во взаимодействия с собственными супругами, а также ретрансляции ее собственным детям.

Вторая модель – через наблюдение соответствующего способа действий и механизм идентификации с агрессором в результате использования в семье физических наказаний в отношении детей.

Физические (телесные) наказания – это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и прочее), с целью исправления или контроля его поведение.

Наблюдение соответствующего способа действий. В период взросления и социализации поведение детей часто ориентировано на образец, поэтому они с готовностью воспроизводят поведение взрослых. Следование образцу поведения взрослых, особенно родителей, позволяет детям достаточно эффективно осваивать широкий спектр способов межличностных отношений. Исследованиями доказано влияние первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Поведение родителей, представляя собой модель агрессии, приводит к тому, что у агрессивных родителей обычно вырастают агрессивные дети [1].

Для научения агрессивной модели поведения используются три способа:

Копирование – воспроизведение специфических действий взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования насильственной модели поведения необходимы:

  • неоднократная демонстрация агрессивной модели (образца) поведения;
  • предоставление ребенку возможности поэкспериментировать с образцом в реальных взаимоотношениях с окружающими;
  • эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение агрессивной модели поведения.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния  и  прочее). Это в большей мере не только осознанное следование агрессивному образцу, но и воспроизведение отдельных сторон, черт, манеры поведения образца.

Эффективность копирования и подражания, а в последующем и закрепление агрессивной модели значительно возрастает, если такое поведение либо подкрепляется, поощряется родителями или другими значимыми взрослыми, либо вознаграждается успехом достижения цели, получения власти, контроля или привилегий.

Идентификация с агрессором. Это механизм защиты, который срабатывает, когда ребенок сталкивается с опасностью: критикой, вербальной или физической агрессией со стороны родителей. Ребенок идентифицируется с агрессором посредством приписывания себе самого акта агрессии, подражания физическому и моральному облику агрессора, заимствования некоторых символов его власти. Здесь наблюдается эффект оборачивания ролей: жертва представляет себя агрессором и часто становится таковым, чтобы защититься, избежать страданий, болезненных ощущений и сознавания себя в роли жертвы [6].

Как показано в многочисленных исследованиях, чаще всего в родительско-детских отношениях в качестве агрессора выступают отец или мать, а дети в качестве жертвы.

Риск насилия в отношении ребенка возрастает, если агрессор и жертва обладают определенными физическими, психологическими или поведенческими особенностями и способностями налаживать коммуникацию с ребенком.

Личность агрессора (родителя) обладает следующими характеристиками:

  • агрессивность, доминирование, импульсивность, ригидность, быстрая раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая стрессоустойчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, депрессивность, низкая самооценка, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, замкнутость, подозрительность и нарушенные процессы самоидентификации;
  • недовольство и негативное самоощущение, ощущение себя несчастным, недовольным своей семейной жизнью, негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка, когда как сильную «помеху»;
  • отсутствие умений вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других;
  • определенные психопатологические отклонения (невротичность, депрессивность, склонность к суицидам);
  • алкоголизм и наркомания;
  • проблемы со здоровьем (патологически протекающая беременность, прерванная беременность, тяжелые роды);
  • эмоциональная невосприимчивость и умственная отсталость;
  • неразвитость родительских навыков и чувств.

Личность жертвы (ребенка) отличают следующие характеристики:

  • апатичность, замкнутость, равнодушие, чрезмерная зависимость, лживость;
  • раздражительность, агрессивность, непокорность, непослушание, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез;
  • грызение ногтей, ковыряние в носу, кривляние, манипулирование гениталиями;
  • несамостоятельность, некоммуникабельность, отсутствие друзей;
  • приобретенные увечья, низкий интеллект, нарушения здоровья (наследственные или хронические заболевания, в том числе и психические);
  • особенности внешности, отличающие этих детей от других или тяжело переживаемые родителями, с которыми они никак не могут примириться («ушастые», «сутулые», «кривоногие», «толстые»).

Кроме того, это могут быть нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка, недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес, дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим, дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Каждая из перечисленных выше особенностей или их комбинация увеличивают в семье дистресс и вероятность проявления насилия в отношении ребенка.

Таким образом, когда родители демонстрируют личный пример агрессивного поведения, они тем самым «преподают урок» научения насилию:

  • эффект адаптации – ребенок, ставший свидетелем насилия со стороны родителей, приобретает для себя совершенно новый опыт поведения, то есть через наблюдение он обучается вербальным и/или физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и с помощью которых можно причинять вред окружающим либо защитить свои интересы;
  • эффект снятия запретов – ребенок, наблюдающий агрессивные действия родителей, может изменить свои взгляды и поставленные им самим ограничения насильственного поведения. Его позиция может стать таковой, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то и мне позволено то же самое;
  • эффект утраты эмоциональной восприимчивости – ребенок настолько привыкает к насилию, его последствиям и признакам собственной или чужой боли, что перестает рассматривать агрессию как особую, крайнюю форму поведения (повышение порога восприятия агрессии);
  • эффект изменения образа реальности – часто дети, наблюдающие бесконечное насилие, становятся склонными ожидать его в любую минуту, а, следовательно, начинают воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может привести к формированию модели «оборонительного поведения»: постоянному обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно на любые стимулы. Это происходит в результате снижения порога восприятия агрессии.

Наблюдение за агрессивной моделью и идентификация с агрессором могут привести к использованию ребенком насилия как в отношении сиблингов и сверстников, так и в отношении взрослых. В последующем, во взрослой жизни, объектами агрессии могут стать собственные родители и дети [7] [8]. Это происходит потому, что, кроме адаптивной, агрессивная модель поведения выполняет еще защитную и компенсаторную функции. Кроме того, многочисленными экспериментами убедительно доказано, что использование аверсивных стимулов является одним из эффективных и экономичных способов научения желаемому поведению или установления власти и контроля над другим человеком.

Экзогенные факторы, способствующие использование насилия в супружеских и родительско-детских отношениях, достаточно многочисленны:

  • размеры и состав семьи. Часто из-за более тяжелого материального положения, занятости на работе, дефицита свободного времени, неравномерного распределения внимания детям неполная или многодетная семья создают больше предпосылок для переживания стресса, чем обычная семья;
  • семьи с отчимом или приемными родителями. Как показывают исследования, например, риск сексуального насилия над девочкой в семьях с отчимом увеличивается;
  • эмоциональная и физическая изоляция семьи. Изоляция проявляется в отсутствии социальных контактов, формальной и неформальной поддержки.
  • низкий доход семьи и постоянный дефицит денежных средств, безработица или временная работа, низкий трудовой статус родителей. Будучи ожесточенными и разочарованными в своих возможностях найти или сохранить постоянное место работы и тем самым материально обеспечить семью, родители выплескивают на детей свое напряжение, гнев и разочарование, часто наказывая детей даже за малейшие провинности;
  • возраст родителей. Молодые, неопытные родители, боясь потерять контроль над ребенком, часто используют авторитарный стиль воспитания, а наказания рассматривают как единственный эффективный способ дисциплинирования и коррекции поведения ребенка;
  • плохие жилищные условия. Исследования показывают, что теснота, шум, некомфортная температура, загрязненность воздуха усиливают склонность к агрессивным реакциям;
  • принадлежность к групповому (этническому, религиозному) меньшинству;
  • отсутствие социальной помощи.

Эти хронические стрессовые ситуации часто вызывают у родителей фрустрацию и чувство беспомощности и оказывают существенное влияние на психологический климат семьи. В результате ребенок может стать, а часто и становится «козлом отпущения».

Таким образом, можно заключить, что межпоколенная эстафета насилия в семье определяется не каким-то одним или несколькими факторами, а системой факторов в их взаимосвязи и взаимовлиянии (Рисунок 1).

Рисунок 1. Схема эстафеты агрессии и насилия в семейных отношениях

Литература

  1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  2. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие; диагностика, профилактика и коррекция / И. А. Фурманов. — Спб.: Речь, 2007.
  3. Тайсон, Р. Психоаналитические теории развития. (Пер. с англ.) / Р. Тайсон, Ф. Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  4. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности / Г. Блюм. — М.: Изв-во «КСП», 1996.
  5. Малкина-Пых, И. Г. Психология поведения жертвы / И. Г. Малкина-Пых. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2006.
  6. Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа / А. Фрейд. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — Т. II.
  7. Фурманов, И. А. Физические наказания в семье и их последствия / И. А. Фурманов // Психология для нас. — № 11/12 (24/25), 2005. — С. 52–57.
  8. Фурманов, И. А. Психологические факторы насилия над родителями / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова // Психология зрелости и старения. — № 1(37), 2007. — С. 5–18.

 Напечатана в журнале «Психологический журнал». — № 2 (18), 2008. — С. 9–14.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Сексуальные игры
    Сексуальные игры Психологические статьи Про секс Сексология

    Говорить на тему секса непросто — ведь о нем очень много написано. Как сохранить сексуальное влечение? Конечно, сексуальные игры — не панацея для всех проблем в отношениях пары. Но именно сексуальные игры позволяют человеку, будучи в образе, стать тем, кем он боится быть в реальности — нежным, скандальным, грубым, податливым… Ведь когда сексуальные отношения пары костенеют — из них уходит жизнь. А, как известно, «вся наша жизнь — игра». Так что, пока живы, — играйте!

    Подробнее

  • Чай против стресса?
    Чай против стресса? Психологические статьи Психология и стресс

    Любопытную гипотезу выдвинули д-р Малколм Кромм и Рита Михаэль — психологи из Лондонского City University. По их мнению, чашка чая способна помочь нам справиться с волнением, что во многом обусловлено особенностями самой чайной церемонии.

    Подробнее

  • Плачущая женщина
    Плачущая женщина Психологические статьи Сказки и притчи)

    Притча о плачущей и постоянно жалующейся женщине.

    Подробнее

  • Психосоматика: что это такое, и как с ней быть
    Психосоматика: что это такое, и как с ней быть Психологические статьи Глоссарий

    Но вернемся к психосоматике… Что же это такое? Научных определений психосоматики довольно много. «Психосоматика (греч. psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Изменения в физическом плане — следствие изменения в духовном, душевном, если угодно, ментальном.

    Подробнее

  • В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке?
    В какие моменты наш партнер нуждается в поддержке? Психологические статьи Психология отношений

    Удивительно, но согласно новому исследованию, разрыв отношений можно наиболее точно предсказать, когда партнеры переживают как раз лучшие времена, и их отношения можно назвать вполне здоровыми.

    Подробнее

  • Готовьте здоровую еду в Новом году!
    Готовьте здоровую еду в Новом году! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Предлагаем вам 9 советов, как готовить здоровую еду в новом году. Пользуйтесь растительным маслом и приправами, при выпечке заменяйте белую муку цельнозерновой, используйте нежирный маргарин, используйте постное мясо.

    Подробнее

  • Три мудреца о прошлом, настоящем и будущем... Притча
    Три мудреца о прошлом, настоящем и будущем... Притча Психологические статьи Сказки и притчи)

    Что важнее, прошлое, настоящее или будущее

    Подробнее

  • Удержание сброшенного веса
    Удержание сброшенного веса Психологические статьи Красота и здоровье

    Удерживать потерянный вес тяжелей, чем любимого. А также сохранение достигнутого результата зависит от того, был ли истинно лишним вес, который человек скинул. Либо это не совсем лишний, или даже совсем нелишний вес.
    Только от истинно лишних килограммов можно избавиться навсегда.

    Подробнее

  • Дети - стимул к построению карьеры
    Дети - стимул к построению карьеры Психологические статьи Психология успеха

    Россияне считают наличие детей стимулом к построению карьеры. Женщина, имеющая детей, обязательно должна работать, чтобы реализовывать себя профессионально, получать удовольствие от общения с коллегами и не ограничиваться бытовыми заботами.

    Подробнее

  • Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе
    Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте! Встречалась с парнем 5 лет (с 18-ти). Он меня старше на 7 лет. Жили вместе 2 года... Я его ревновала... сейчас понимаю, что он склонен к флирту на стороне, а я склонна к ревности. Все время его контролировала и проверяла. Он переписывался с девушками, слега в них влюблялся, но до секса дело не доходило. Одновременно он все время сох по той, что была до меня, а она уже вышла замуж и давно про него забыла.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси