Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Возрастные этапы формирования личности по Эриксону | Популярная психология

Рубрика: Популярная психология

Возрастные этапы формирования личности по Эриксону

Эриксон, в отличие от Фрейда, считал Эго, а не бессознательное, основной частью структуры личности. По его теории, Эго выполняет функцию сохранения индивидуальности и целостности.

Ведущую роль учёный отдавал отношениям ребёнок мать, в которых врождённые влечения (инстинкты) направляются через воспитание в детском возрасте. В результате происходит процесс социализации человека.

Влияют на социализацию, кроме родителей и других близких людей, еще и социальное окружение, а также культура, принятая в данном обществе. Так Эриксон обосновывал влияние культуры и окружение на развитие психики ребенка и прохождение социализации.

Процесс развития и социализации был назван Эриксоном "формированием идентичности". Автор считал важной задачей сохранить целостность личности, целостности Эго, что позволит быть устойчивым к неврозам.

В процессе развития идентичности Эриксон выделил 8 возрастных этапов, на которых происходит формирование определенных качеств, в зависимости от условий воспитания и социализации. Каждый этап - это кризис, который может привести к появлению противоположных черт. Далее происходит осознание своих особенностей и идентификация себя с ними.

Важным этапом Эриксон считал подростковый и юношеский возраст, в котором изменения протекают особенно бурно как в биологическом, так и в психологическом плане. Изменение тела приводят к идентификации себя с другим образом Я.

0-1 год - доверие или недоверие


В этот период у ребенка закладывается основа - базовое доверие к миру. Для того, чтобы в дальнейшем человек доверял людям, миру, событиям, с оптимизмом смотреть в будущее и т.п., необходим позитивный опыт. Какой? - Когда мама рядом и готова быстро отреагировать на крик, и малыш чувствует безопасность, получает достаточное количество любви, заботы о физическом комфорте, внимания. Нехватка этого может повлечь за собой замкнутость, недоверие, ощущение себя одиноким и недостойным внимания, тревожность и неспособность ощутить себя в безопасности.

1-3 года - независимость или стыд

Это время отличается развитием воли, стыда. Ребенок может быть капризным, отстаивать то, что ему важно. При балансе ограничений, необходимых для безопасности, и свободы, дающей возможность проявить себя, реализовать свои желания, в этот критический период формируется самостоятельность и уверенность в себе. А вот необоснованно завышенные требования и ожидания, а также гиперопека приводят к появлению сомнений, неуверенности и стыда.

3-6 лет - инициатива или вина

Игра становится полем для проявления активности, решения задач, освоения новых навыков (в том числе общения), возможности взять на себя ответственность. Так же, как и в прошлом периоде, поощряя свободу, самостоятельность, родители способствуют развитию инициативности и умению трудиться, а подавляя активность, ограничивая, контролируя могут сформировать чувство вины, скованность и пассивность.

6-12 лет - компетентность или неполноценность

В школьной жизни ребенок приобретает навыки достижения, дисциплины, исполнительности, приложения усилий. Успешный опыт способствует развитию трудолюбия и компетентности, негативный обуславливает появление чувства неполноценности

12-20 лет - идентичность или ролевое смещение

В это время складывается представление о личной уникальности. Человек находит себя, задает для себя значимые вопросы, ориентируется с актуальным направлением. Как раз в данном возрасте закладывается мировоззрение.

20-40 лет - близость или изоляция / продуктивность или инертность

Это этап, когда пересматриваются представления о жизни, осознаются значение находящихся вокруг людей. И как раз данный критический период человек должен пройти автономно: он либо выбирает устанавливать близкие отношения, либо изолируется от общества.

40-60 лет - продуктивность или инертность

Это возраст творчества, подъем внутренней, духовной энергии, время продуктивной работы над собой и готовности, а ключевое, умения помогать. Пройдя этот кризис, человек становится Наставником. Тот, кто прожил собственную жизнь не зря, почти все одолел и почти все осмыслил - и готов разделить собственные размышления с окружающими. Увы, не все готовы его выслушивать, так как любой обучается на личных промахах.

После 60 лет - целостность Эго или отчаяние

Человек пересматривает собственную жизнь, подводя для неё конечные выводы. В данный этап складывается ощущение удовлетворение, понимание идентичности и единства собственной жизни. Или, напротив, человеком завладевает отчаяние, жизнь видится составленной из несвязанных клочков и прожитой зря. Последние ощущения снова же гибельны для личности и ведут к невротизации.

По Эриксону самым важным является сохранение целостности личности, то, что внутренние конфликты привносят дисбаланс. Для людей с базисным ощущением недоверия к миру лучше оставаться в данном русле становления, чем менять его, нарушая целостность их личности.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Как оказывать психологические услуги в Беларуси
    Как оказывать психологические услуги в Беларуси Психологические статьи

    Нужно ли лицензирование психологической деятельности? Что необходимо, чтобы легально оказывать психологическую помощь

    Подробнее

  • Гештальт-эскизы
    Гештальт-эскизы Психологические статьи Психотерапия

    Этот текст начинался как совместное творчество трёх коллег Владимира Филипенко, Марии Андреевой и меня, Олега Силявского. Было время, когда мы собирались вместе, чтобы поделиться мыслями и наработками в области гештальт-терапии, и даже подумывали о том, чтобы написать совместную книгу. К сожалению, оказалось, что в наших жизненных планах не очень много пространства для такого проекта. Мы прекратили эту затею. Но тексты, которые были наработаны во время наших встреч остались... Идеи, высказанные там, были интересны, и мне показалось важным, чтобы они увидели свет. Поэтому, взяв за основу наши черновики, я написал это эссе. При написании текст вырос более чем в двое, сильно изменился, «оброс» новыми идеями и смыслами, поэтому мне следует взять на себя его авторство.

    Подробнее

  • Личностный рост. Или зачем идти на тренинг
    Личностный рост. Или зачем идти на тренинг Психологические статьи Тренинги Популярная психология

    Тренинг — это макет отношений. Это новое знание, осознавание, проживание и обратная связь. Тренинг не просто дает знания — он дает уникальную возможность прожить ситуацию и попробовать сделать что-то по-другому.

    Подробнее

  • Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт
    Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    У нас недавно в гостях была семья, у которой трехлетний сын. Родители применяют к нему дисциплинарные меры, включая использование ремня, как и со своими старшими детьми. Однако, ребенок вполне доволен и счастлив. Я не хотела бы обсуждать и вмешиваться в их семейные дела. Я хочу поделиться тем, что сегодня произошло с этим маленьким мальчиком в моем присутствии. Мать угрожала ему не ремнем, а просто грозным металлическим тоном. Она сказала: - Положи это мгновенно, иначе я принесу ремень! Увы, мальчик не послушался. Тогда она сказала: - На этом все, я пойду за ремнем!

    Подробнее

  • Питайтесь правильно в Новом году!
    Питайтесь правильно в Новом году! Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Вот некоторые советы о том, как правильно питаться в этом году. Даже изменение всего 2-3 привычек поможет вам улучшить свое здоровье.

    Подробнее

  • Травма поколений: как психология военного поколения связана с травмами воспитания их внуков и правнуков
    Травма поколений: как психология военного поколения связана с травмами воспитания их внуков и правнуков Психологические статьи Психология семьи

    Статья о травмированном поколении....Учитывая, что большая часть семей на постсоветском пространстве, так или иначе, травмирована, можно сделать вывод: в терапии членов семьи, принадлежащей к поколениям, получившим травму, необходимо учитывать опыт помощи взрослым детям и внукам алкоголиков

    Подробнее

  • Часть 2. Транзактный анализ Ребенок
    Часть 2. Транзактный анализ Ребенок Психологические статьи

    Упражнения транзактного анализа для проработки состояния Ребенка

    Подробнее

  • Рисунок семьи
    Рисунок семьи Психологические статьи Случаи из практики

    Психологический тест ''Рисунок семьи''.
    Рисунок ребенка — это его внутреннее состояние, его мироощущение, его личностные особенности. Рисунок семьи дает представление о психологическом климате семье, о связях и коалициях внутри семьи, о статусе и положении ребенка семье.

    Подробнее

  • Образ медведя и страх перед мужчинами.
    Образ медведя и страх перед мужчинами. Психологические статьи Случаи из практики

    Образ медведя в сновидениях женщин - наличие определенного комплекса, в котором сливаются два элемента: страх перед мужчинами и плохие отношения с отцом. Медведь может символизировать жениха, любимого человека, мужа, даже отца. То есть, мужчину, с которым невесту, жену, мать, женщину связывает наличие чувств или их отсутствие: любви—нелюбви, привязанности или отсутствия оной, но желаемой, сексуальных отношений или их отсутствия.

    Подробнее

  • Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета
    Семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье показаны семейные проблемы в понимании студентов старших курсов университета. Ведущими семейными проблемами студентов старших курсов университета являются проблемы непонимания в семье, ограничение свободы, общения с родителями. Качественное изменение понимания семейных проблем студентами в процессе перехода от одного старшего курса к другому указывает на личностный рост студентов, освобождение от зависимости от родителей, пересмотр идеалов. Сделан вывод, что студенты старших курсов университета нуждаются в помощи психолога для решения ряда возникающих у них семейных проблем.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси