Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста | Психология детей и подростков

Рубрика: Детская психология

Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста

Разработанная автором аффективно-динамическая теория позволяет утверждать, что нарушения поведения у детей имеют интрапсихическую природу. В рамках этой теории агрессия рассматривается как один из базовых компонентов человеческой активности, а точнее как основной способ адаптации. Агрессивность — есть предрасположенность или предпочтение человеком агрессивной модели поведения. Однако в качестве нарушений поведения мы рассматриваем лишь агрессивность и негативизм деструктивной и асоциальной направленности, мотивированные гневом и страхом, злобой и ненавистью.

Нашими исследованиями [1] было установлено, что деструктивная и асоциальная агрессивность, а также негативизм в первую очередь опосредуются нарушениями в различных сферах регуляции поведения.

Мотивационная сфера. Общая направленность мотивации детей с высокой агрессивностью и негативизмом вне зависимости от пола и возраста имеет четко выраженные регрессивные тенденции, то есть характеризуются доминированием поддерживающих (дефицитарных) мотивов над развивающими. Это свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в безопасности (стремлении к защите от неустроенности, страха и гнева) и в социальных связях (стремлении к социальной присоединенности, идентификации, насыщении желаний любви и нежности).

С точки зрения А. Маслоу [3] такая направленность мотивации носит ярко выраженный депривационный характер. Иными словами, такой тип мотивации характерен для детей, нуждающихся в стабильности, предсказуемости событий, защите от различных угрожающих их жизнедеятельности ситуаций. Таким образом, они постоянно пребывают в состоянии тревожности, недоверчивости, беспомощности и зависимости от взрослых. Другой их особенностью является дефицит отношений привязанности с другими и любви, что сопровождается ощущением одиночества, отсутствия дружеских связей, отверженности.

Вместе с тем, хотя дефицитарная мотивация — это стремление удовлетворить (а вернее устранить) существующий дефицит или требования окружающих, она все же нацелена на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Высокие коэффициенты мотивационной напряженности (соотношение между идеальным и реальным состоянием побуждений), обнаруженные в наших исследованиях, подтверждают это. Более того, мы убеждены, что агрессия в этом случае используется как способ удовлетворения потребностей и последующего снятия напряжения.

Нельзя не упомянуть и мотивы роста, которые хотя и не являются доминирующими, находятся по большей части в неудовлетворенном состоянии. По мнению А. Маслоу, в результате могут возникать такие состояния, как апатия, отчуждение, депрессия, цинизм и другие виды психических расстройств. Кроме того, для людей с неудовлетворенными мотивами роста характерны гневливость, скептицизм, ненависть, безответственность, утрата смысла жизни.

Эмоциональная сфера. Подавляющее большинство детей с нарушениями поведения отличают и серьезные отклонения в эмоциональной сфере в виде расстройств невротического, психотического, депрессивного характера. Установленные между ними корреляционные связи свидетельствуют об устойчивых симптомокомплексах эмоциональных нарушений, в рамках которых наблюдается парадоксальное сочетание стенических (аффективности, раздражительности, несдержанности) и астенических (тревожных, фобических, ипохондрических) реакций. Такая смешанная картина является не только причиной эмоциональной нестабильности или низкой фрустрационной толерантности, но и признаком неврастенического состояния, сильно выраженной психической неуравновешенности. Выраженную психическую неуравновешенность:
− с преобладанием невротических тенденций имеют юноши с вербальной и косвенной агрессией;
− с преобладанием психотических тенденций имеют мальчики-подростки с косвенной и вербальной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также девушки с физической агрессией;
− с преобладанием депрессивных тенденций имеют мальчики-подростки с физической агрессией и негативизмом, а также юноши с физической и вербальной агрессией.

Установлены также категории детей, не имеющих эмоциональных расстройств, у которых агрессивность является одной из индивидуально-психологических особенностей их личности. Предрасположенностью к физической агрессии отличаются мальчики с высоким уровнем общей активности, девочки с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, юноши экстравертированного типа. Склонностью к вербальной агрессией выделяются девочки с высоким уровнем эмоциональной стабильности, юноши экстравертированного типа, а также с выраженным стеническим профилем эмоционального реагирования. Предрасположенность к косвенной агрессии характерна для мальчиков и юношей с высокими уровнем активности, девочек с гипертимными тенденциями, а также экстравертированного типа, девушек с низким уровнем невротизма.

Волевая сфера. Неблагоприятное (в большей степени) или благоприятное (в меньшей или незначительной степени) эмоциональное состояние у некоторых категорий детей с нарушениями поведения связано с проблемами в сфере волевой регуляции. Важное значение здесь имеют нарушения в механизмах волевой регуляции у всех категорий агрессивных детей вне зависимости от пола, возраста и модальности агрессивности. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к физической агрессии относятся импульсивность и несдержанность в проявлении эмоций, низкая фрустрационная толерантность, трудности в процессе целеполагания, плохое самообладание, нерациональность действий и поступков. При склонности к вербальной и косвенной агрессии — эмоциональная нестабильность, низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (в случае негативных эмоциональных состояний), а также импульсивность, низкий самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При расположенности к негативизму — несдержанность и плохое самообладание (только у юношей), а также эмоциональная нестабильность и низкая фрустрационная толерантность (у девушек).

Нравственная сфера. Определено, что различные виды нарушений поведения обнаруживаются в поведении трех категорий детей, имеющих специфические особенности механизмов нравственной регуляции [2].

Первая — это дети (мальчики с физической агрессией, девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией, девушки с косвенной агрессией), не имеющие собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют внутренние регуляторы их поведения (слабое «Я» подчиненное инстинктам «Оно»).

Вторая категория — это дети (мальчики с косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все половозрастные группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно их отличает несформированность собственных моральных норм и необходимость подчиняться требованиями окружающих. Единственным фактором сдерживающим их агрессивность является страх наказания, отраженный в высоком чувстве вины (слабое «Я», находящееся между конфликтующими «Оно» и «Сверх-Я»). Таким образом, для них характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который приводит к усилению негативных эмоциональных состояний.

Третья — это дети (юноши и девушки с физической агрессией, девушки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в нравственном плане. Однако для них характерен конфликт между собственными нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами (зрелое «Я», испытывающее значительные трудности в реализации «принципа реальности»).

Таким образом, можно заключить, что как отсутствие внутренних моральных оценочных критериев, так и неадекватные (завышенные/заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.

Наряду с выше изложенным, представляют интерес данные об особенностях социальной адаптации детей подросткового и юношеского возраста, имеющих нарушения поведения.

Сфера межличностных отношений. Социальная адаптация детей с различными видами нарушений поведения независимо от пола и возраста преимущественно отличается доминированием процессов активного приспособления и использованием прямолинейно-агрессивного (характеризующегося настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношение окружающих, спонтанностью, упорством в достижении цели, практицизмом, чувством враждебности при противодействии и критике в своей адрес), властно-лидирующего (характеризующегося высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, нетерпением к критике, ориентацией в основном на собственное мнение, переоценкой собственных возможностей) и независимо-доминирующего (отличающегося уверенной, независимой, соперничающей манерой поведения, самодовольством, нарциссизмом, выраженным чувством собственного превосходства, неадекватно завышенным уровнем притязаний, выраженным чувством соперничества) стилей взаимоотношений с окружающими.

Менее распространенными являлись стратегии адаптивного самоограничения с использованием сотрудничающе-конвенционального (отличающегося стремлением к установлению компромиссов, к сотрудничеству, поиску признания у авторитетных людей, компенсацией вытесненных эгоцентричности и агрессивности за счет повышенного дружелюбия), недоверчиво-скептического (проявляющегося в обидчивости и подозрительности, склонности к критицизму, недовольству окружающими, враждебностью) и ответственно-великодушного (отражающего выраженную готовность помогать и сочувствовать окружающим, гибкую ролевую «палитру», коммуникабельность, возможно, проблемы подавленной или вытесненной враждебности) стилей.

Исключение составляли определенные категории детей, в частности, юношей с косвенной агрессией и все половозрастные группы детей с негативизмом, отдающих предпочтение пассивному приспособлению: зависимо-послушному (характеризующемуся сверхконформностью, потребностью в помощи и доверии со стороны окружающих, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой, подавленной эгоистичностью и агрессивностью) или покорно-застенчивому (характеризующемуся скромностью, повышенным чувством вины, самоуничижением) стилю межличностных отношений.

Таким образом нарушения поведения обусловлены целым рядом причин психологической природы, которые являются следствием неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания.

Литература

  1. Фурманов И. А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. — Минск: НИО, 1997. — 198 с.
  2. Фурманов И. А. Нравственная регуляция агрессивного поведения // Развитие психологии личности и педагогических проблем социальной психологии / Мат. Респуб. научн.-практ. конф. — Мн., 1998. — С.14–18.
  3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 1997. — С. 496–500.

Напечатана в «Развитие субъективности личности в процессе ее социализации» / Под ред. Я. Л. Коломинского, С. И. Коптевой, А. П. Лобанова. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 1999. — С. 43–49.

 Фурманов И.А.

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Рисунок семьи
    Рисунок семьи Психологические статьи Случаи из практики

    Психологический тест ''Рисунок семьи''.
    Рисунок ребенка — это его внутреннее состояние, его мироощущение, его личностные особенности. Рисунок семьи дает представление о психологическом климате семье, о связях и коалициях внутри семьи, о статусе и положении ребенка семье.

    Подробнее

  • Питьевой режим, как основа правильного питания
    Питьевой режим, как основа правильного питания Психологические статьи Психология жизни Красота и здоровье

    Что такое питьевой режим и при чем тут ПП. Вода занимает в нашем рационе жизненно важное место. Питьевой режим – это оптимальное количество воды, которое следует выпить в течение дня. Водный баланс напрямую связан с ПП (правильным питанием). Помимо грамотного соотношения белков, жиров, углеводов, а также клетчатки в рационе, человеку надо пить достаточно жидкости.

    Подробнее

  • У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать
    У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Мне 21 год. Со своим мужем я знакома 4 года. Все было хорошо. Создали семью, стали на очередь на квартиру. Я забеременела. Все было нормально. Но как только я родила, приехала домой после родов он мне сказал, что меня больше не любит. Причину объяснил, что я его очень много обманывала и поэтому не хочет быть с нами (с сыном). Потом я узнала что у него другая. Советовалась с подругами, каждая говорит по разному. Одна говорит, что перебесится и вернется, другая говорит что уходить надо, мол молодая встретишь другого. Ему 24 года. Я очень хочу сохранить семью, чтобы сын рос в полноценной семье. Некоторые говорят, что это кризис отношений. Так ли это? И если это так, то через сколько он проходит и если смысл ждать чего - нибудь? Пожалуйста посоветуйте что делать? Заранее спасибо.

    Подробнее

  • Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть?
    Молодой человек говорит ужасные и обидные вещи. Подскажите, пожалуйста, что делать и как быть? Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология||Психотерапия

    Добрый день. У меня пропало желание жить и что-либо делать. Я не думаю о суициде, просто потеряла всякий смысл двигаться дальше. На каждое действие сама себя спрашиваю, а зачем, а какой в этом смысл. Первый раз столкнулась с этим после окончания университета, стояла в гипермаркете и думала: вот и все, и что теперь дом-работа-дом-работа и ради этого я училась и взрослела, грустно. После университета работала программистом по специальности 2 года и возненавидела эту профессию, но мне действительно нравилось учиться, я была лучшая на курсе. Вот уже почти год сижу дома, устраивалась на 2 месяца и снова уволилась. Проводя время на нелюбимой работе я пришла к выводу, что это не моя стезя и в жизни нужно заниматься любимым делом. Но что это? Люблю вязать, попробовала заниматься вязанием на заказ и мне тут же стало плохо, я побыстрее закончила, чтоб не убить к этому свой интерес. В этом году снова поступила в университет на вечернее отделение по иностранному языку. Заниматься нравится, точнее когда есть возможность хоть чуточку себя проявить. На экзамене преподаватель сказала, что я лучше всех отвечала и мне так приятно было, меня заметили, вспомнила первое образование. Последнее время ощущение такое, что все что со мной было раньше, что этого будто нет, я никто, и меня нет. В фирме, что работала после универа, я сама знаю, что попусту просиживала задницу, но не знала что делать вместо этого. Однажды директору это надоело и он вызвал меня и мягко сказать отчитал, мол сидишь там как серая мышка, я в твои годы огого. Да я не против только как, чем? Я всецело принимаю мысль, что мы сами ответственны за свою жизнь и то что в ней происходит, никого не виню в этом, стараюсь. Я себя люблю и уважаю, знаю, что на многое способна, но кажется сбилась с пути, помогите...

    Подробнее

  • Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе
    Встречалась с парнем 5 лет. Не могу понять чего хочу. Помогите разобраться в себе Вопрос психологу Психология отношений

    Здравствуйте! Встречалась с парнем 5 лет (с 18-ти). Он меня старше на 7 лет. Жили вместе 2 года... Я его ревновала... сейчас понимаю, что он склонен к флирту на стороне, а я склонна к ревности. Все время его контролировала и проверяла. Он переписывался с девушками, слега в них влюблялся, но до секса дело не доходило. Одновременно он все время сох по той, что была до меня, а она уже вышла замуж и давно про него забыла.

    Подробнее

  • Я живу в гражданском браке, но люблю другого мужчину. Как выйти из ситуации без потерь и нанесения травм близким людям и себе?
    Я живу в гражданском браке, но люблю другого мужчину. Как выйти из ситуации без потерь и нанесения травм близким людям и себе? Вопрос психологу Психология отношений||Психология семьи Семейная психология

    Доброго дня!
    Мне 36 лет. Я живу в гражданском браке и у нас растет 7 летний сын. С самых первых дней знакомства у меня была борьба за любовь своего мужа, в ответ получала постоянное игнорирование, обвинение в неверности по любому поводу. Ребенок рос в однобокой любви, только моей любви к себе, отцовской он не чувствовал и не видел любви своих родителей.... В моем представлении - самое страшное для ребенка, когда при ''полноценной'' семье он не видит полноценных отношений, которые он мог бы потом привнести в свою взрослую жизнь... С 2002 по 2010 года жизнь была просто невыносима, я устала бороться и что-то доказывать - все светлое ,что у меня было к этому человеку, было убито и растоптано.

    Подробнее

  • О Трансерфинге
    О Трансерфинге Психологические статьи

    Никакие процессы в жизни людей не являются оторванными от процессов на планете Земля. В определенное время для начала эволюционных изменений человечеству даются идеи, воплощая которые в практику люди приобретают новые навыки, возможности, умения и степени свободы. Последние 300 лет доминирующим взглядом является научный, что дало колоссальные преимущества с точки зрения удобной и комфортной жизни – электричество, телефон, транспорт, и ваш слуга Интернет, где вы читаете эту информацию. Но это существенно сместило акцент с внутренней жизни человека и его познания тонких сторон своего существа на внешние достижения и проявления. Со всей очевидностью мы понимаем, что сейчас наступает время баланса, когда внешнее и внутреннее должно прийти в равновесие в человеке и дать ему новые возможности индивидуальной эволюции. За последние 10 лет люди стали получать множество идей, направляющих их внимание на внутренний духовных рост и построение гармоничных отношений. Трансерфинг реальности – современная концепция равновесной жизни человека в достижении своих внешних целей без ущерба для внутреннего мира.

    Подробнее

  • Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях
    Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях», которое предполагает наличие конструктивных и деструктивных последствий проявления агрессии. Дано описание адаптированной методики для изучения последствий проявления агрессии в служебных отношениях. Излагаются результаты изучения ожиданий сотрудников в случае проявления ими агрессии в отношениях с коллегами по работе. Автор рассматривает половые различия в ожидании последствий проявления агрессии, представляет зависимость модальности последствий от уровня агрессивности. Проводится анализ взаимосвязей ожиданий последствий, форм проявления агрессии в служебных отношениях, способов выражения агрессии и агрессивности как личностной черты.

    Подробнее

  • Поведение ребенка, которое  должно настораживать родителей
    Поведение ребенка, которое должно настораживать родителей Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Существует ряд симптомов, по которым можно определить в поведении ребенка что-то неладное.

    Подробнее

  • Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка
    Согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта при дисциплинировании ребенка Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Обсуждается согласованность тактик разрешения родительско-детского конфликта.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси