Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Имя | Популярная психология

Рубрика: Популярная психология

Имя

Что такое имя?  Когда у кого-то из знакомых рождается ребенок, что мы спрашиваем после того, как выясняем, мальчик или девочка и все ли в порядке? Правильно, «как назвали?».  Почему это так важно для нас? Играет ли имя какую-то роль в нашей жизни, а если да, то какую?

Имя — одна из основ нашей самоидентификации (то есть ответа на вопрос «Кто я? Какой я?»). Попробуйте спросить трехлетнего незнакомого малыша «Ты кто?», и скорее всего он ответит либо «я — мальчик», либо «я — Толик» (например). Конечно, имя не в такой степени  определяет  будущую жизнь человека, как, скажем, пол. Но если пол и внешность — это физиологическая основа самоидентификации, то имя — основа психологическая.

Человечество с самого своего рождения связало имя человека с его сутью, с его личностью. С именем связано множество колдовских ритуалов. У индейцев, как известно, было два имени — истинное и ложное, и они скрывали свое истинное имя, считая, что узнавший его получает власть над судьбой человека, над его жизнью и смертью. В примитивных племенах имя отражало сразу все аспекты самоидентичности и социальной идентификации: оно отвечало на вопрос кто ты, какой ты, что ты умеешь, чем занимаешься и какое место занимаешь в племени. Новорожденному имя давалось по прошествии некоторого времени, когда проявлялась какая-нибудь характерная черта малыша. Когда ребенок подрастал, он получал другое имя, а иногда впоследствии и третье. У каждого человека было как минимум два имени — детское и взрослое. И взрослое имя было связано с важнейшим ритуалом — инициацией, и не только отражало какие-то реальные успехи и способности подростка, но означало переход в совершенно иной социальный статус. Конечно, мы довольно далеко ушли от наших предков. Конечно, мы уже способны более тонко дифференцировать свои социальные роли и обозначаем их другим способом. Поэтому у нас имя отделилось от способностей, профессиональной деятельности и социального статуса. Осталась главная составляющая — связь с нашей сутью, с нашей собственной основой, с нашей личностью.

Имя  — это наша связь с самим собой.

Тем не менее, имя по–прежнему отражает важнейшие периоды в нашей жизни. У каждого из нас тоже есть детский и взрослый вариант имени. Практически у каждого есть семейное имя, или имя, которым называла только мама или бабушка,  потом появляется имя, которое дают друзья, а впоследствии — разные варианты «рабочего» имени — официальное и «для своих».

Практический совет. Выбирая имя, предусмотрите все эти варианты. Как будет звучать оно в сочетании с отчеством? С фамилией? Получаются ли легкие в произношении и звучные варианты  «имени для сверстников»? Наконец, легко ли самому малышу будет его произносить? Ведь ему придется частенько это делать!

Чем больше разных вариантов может иметь имя, тем больше различных сторон личности смогут получить «свое» имя. Так что если вы хотите, чтобы ребенок был гибче, свободнее, способен был бы быть разным в разных ситуациях и с разными людьми, тогда выбирайте легко варьируемое имя и варьируйте его. Если же вы, напротив, хотите поощрить его неизменность, устойчивость и постоянство, то, соответственно, ищите трудноизменяемое имя.

  • Влияет ли имя на судьбу человека?
  • Есть ли у имен какие-то свои характеристики, которые неизбежно становятся присущи тому, кто это имя носит?
  • Может ли имя само по себе как-то влиять на жизнь и судьбу своего носителя?
  • Или все зависит исключительно от воспитания?

Это интересные вопрос и ответы на них различаются, но одно несомненно: каждый из нас встречал в жизни людей, про которых говорил: «Как ей (ему) не подходит ее (его) имя! Ну какая она Оля? Она Женя (например).» Это естественно, поскольку у каждого имени обязательно есть некоторое всеобщие характеристики. То есть те, которые известны и значимы для всех. А как уже говорилось, имя — основа самоидентификации, то есть малыш объединяет себя и свое имя. И присваивая свое имя, понимая и принимая, что он — Валера, Коля или Таня, он присваивает и те характеристики, которые с этим именем связаны.

Какие же характеристики имени оказываются значимы?

  • Национальная характеристика. Имя непосредственно связано с национальностью. У каждого народа свои святцы. Получая имя своего народа, ребенок невольно начинает идентифицироваться с его менталитетом, историей, народным характером. Есть интернациональные имена, которые дают ребенку большую свободу в своем национальном самоопределении. Они имеют некоторое объединяющее, интегрирующее значение, то есть человеку с таким именем легче чувствовать себя «гражданином мира».
  • Историческая характеристика. У каждого имени  есть свой социальный образ и характер. Узнавая историю человечества и своей страны, читая  романы и учебники, человек невольно обращает внимание на тесок. Какими они были? Что сделали? Как запомнили их потомки? Ребенок встречает в них те черты, которые свойственны или желанны ему самому и тем самым как бы получает поддержку из прошлого: «Да, ты можешь быть таким! (смелым, великим, мудрым, находчивым, справедливым и т.д.)».
  • Семантическая характеристика. Каждое имя что–то значит. Для удобства человечество отказалось от уникальности первых имен («Острый Глаз», «Утренняя Заря» и т.д.). Однако все наши имена произошли от слов, имеющих свое значение. Какие-то из них утратили непосредственную связь с изначальным смыслом. Например, не прочитав в справочнике, что Алексей — это «защитник», а Петр — «камень», вы вряд ли об этом догадаетесь. А какие-то, напротив, обозначают именно то, что обозначают — Вера, Виктория, Света.
  • Фонетическая характеристика. Ни для кого не секрет, что, например, цвета имеют свою психологическую характеристику. Звуки и их сочетание также имеют свою собственную эмоциональную «окраску» и  вызывают у нас определенные образы и ассоциации. Попробуйте отнестись к имени как к мелодии, которая сопровождает вас всю жизнь и с которой вы связываете образ себя. Потому что именно так и есть. Согласитесь, что, допустим,    Стина, Экалана, и Плуш звучат совсем по–разному и вызывают совершенно разные образы и ассоциации, хотя никаким смыслом не нагружены. Конечно, определенные ассоциации подсознательно связываются со смыслом слов, похожих по звучанию. Но и с реальными именами происходит тоже самое!

Практический совет. Отдавайте себе отчет в том, что выбирая имя, вы тем самым осознанно или нет поощряете и поддерживаете определенные черты в своем сыне или дочери. Это ваше первое послание малышу по поводу того, каким вы хотите его видеть, какой судьбы ему желаете.

Отдельно хочется сказать о моде на имена. Эта моде существует всегда. В этом нет ничего плохого. Обычно это связано с изменением ценностей в каждом  поколении, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Точно также как в моде на одежду  при этом не изобретается ничего нового (хотя в нашей истории был и такой период), но обычно вспоминается старое. То есть остро модны становятся те имена, которые до этого были забыты, отброшены как «слишком простые» или наоборот, «слишком вычурные». Вновь появившись, имя кажется новым, необычным, ярким. А о том, что через год в песочнице на это имя будет оборачиваться каждая вторая девочка, родители обычно даже не подозревают. И наряду с модными, то есть часто встречающимися именами, всегда есть имена, которые оказываются как бы за границами социальной приемлемости. Нет, конечно, вы можете назвать свою дочь Пелагеей или Степанидой, никто вам этого не запретит, но, скорее всего, это вызовет, мягко говоря, удивление друзей и родственников. Хотя, возможно, когда-нибудь эти имена станут такими же естественными, как сейчас Настя или Полина.

Практический совет. Редко кто из родителей специально называет ребенка «модным» именем. А вот выбрать имя понеобычнее часто стремятся многие родители. При этом помните, что тем самым вы поддерживаете не только  уникальность именно вашего малыша, но и его отличие от всех других, от остальных. А в  этом деле главное — не перегнуть палку, потому что человек, который совсем не похож на тех, кто его окружает, будет чувствовать себя изолированным. Согласитесь, для того, чтобы быть понятым, нужно иметь какой-то  минимум общего с другими, например, говорить на том же языке, следовать некоторым общепринятым правилам, использовать понятные другим жесты  и т.п.
Малыш, который вынужден по несколько раз повторять свое редкое и необычное имя при каждом знакомстве, может начать проявлять признаки непонятной застенчивости, сторониться незнакомых и избегать говорить о себе. У него может появиться ощущение, что он настолько не похож на других, что все равно не будет никем понят.

Однако, кроме единых психологических образов, каждый ребенок вместе с именем получает определенное семейное послание относительно того, кем и каким ему быть. Пожалуй, именно эта «фамильная нагрузка» оказывает самое сильное влияние на судьбу каждого из нас. Попробуйте сами задать себе некоторые вопросы. Кто дал вам ваше имя? Было ли оно согласием всех, или на нем настояла мама, отец, дед? Были ли споры? Из каких имен выбирали, какая альтернатива была наиболее реальной? Был ли в вашей семье человек с вашим именем?  Это исследование всегда оказывается очень интересным. Для многих людей оказывается неожиданностью, что история их «называния» может быть так тесно связана с историей семьи — во–первых, и так сильно повлиять на их характер и судьбу — во–вторых. Эти истории всегда уникальны и всегда в чем-то похожи. Поговорим о наиболее частых случаях «семейного наследства» и о том, что они значат для ребенка.

Традиции. Во многих семьях имена берутся изнутри семьи, то есть ребенок называется именем кого-то из близких, обычно умерших. Иногда это носит случайный характер, то есть зависит от обстоятельств, от того, как договорятся родители и т.д. Иногда это имеет характер жестких установок, например, первенец обязательно получает имя отца. Какие плюсы для ребенка имеет такая семейная структура?  Во–первых, это дает ребенку ощущение причастности к клану, к некоторой общности людей, которые связаны между собой, ощущение корней и некоторой предсказуемости будущего. Ребенок чувствует себя более защищенным, его поддерживают не только родители, но и остальные родственники, причем как живые, так и умершие. Мир представляется малышу интересным и безопасным местом. В такой семье у ребенка легче формируется модель дома, по которой он сможет в будущем построить свой собственный, уже не тратя время на ее изобретение. Есть ли минусы? Есть, если традиции превращаются в жесткие требования, пусть даже невысказанные. Бывает так, что разрешение быть похожим на замечательного прадеда и прожить такую же счастливую жизнь превращается в жесткое предписание быть именно таким и никаким иначе. Или какому-то члену семьи отводится определенная роль, которая мешает его собственной самореализации, но удобна для семьи как единого организма.
Еще можно говорить о минусах, если воспроизводится неудачная модель дома. Тогда какое–то вредное для жизни качество, например, сильная неуверенность в себе, или пристрастие к опасным приключениям, или привычка пренебрегать собой и своими близкими, получает дополнительную поддержку.

Случайность. Имя ребенка выбирается по принципу «нравится» — «не нравится». Какой–то предопределенности нет. Обычно это бывает в семьях со слабыми или отсутствующими традициями, или в тех, которые не хотят продолжать традиции той семьи, в которой выросли. Это лишает ребенка прелестей клана, но дает большую свободу в выборе пути. В этой ситуации оказывается важно, кто дал имя малышу. Обычно это означает (хотя это никогда не оговаривается и почти никогда не осознается родителями), что именно этот член семьи получает больше полномочий для того, чтобы влиять на развитие, на становление характера, на будущее ребенка.

Часты случаи, когда ребенок называется по имени родителя своего пола. Когда это традиционно, это просто означает, что малыш является некоторым транслятором семейных ценностей в будущее. Если же это — решение именно этой семьи, то говорит скорее о большой замкнутости родителей на семейной системе, друг на друге и на ребенке и может сильно ограничить ребенка в его развитии, поскольку в этом случае фактически означает требование быть таким же как папа (мама) и не удаляться от него (от нее).

Практический совет. По какому бы пути вы не шли, обычно имя, которое дали своему малышу, ассоциируется у вас с каким–то человеком. И вы подсознательно примеряете своего малыша к нему, ждете от него похожих реакций, поступков, способностей. Это не плохо, это естественно и нормально, в этом и состоит механизм влияния, действия вашего родительского послания, сформулированного в имени. Насторожиться стоит тогда, когда имя ребенка становится оправданием каких–то нежелательных черт, которые мешают ребенку (по принципу «ну что поделаешь, Петры все такие упрямые!») или когда вы начинаете обращать внимание на те недостатки малыша, которые огорчали вас в прототипе.

К слову. Если ребенок говорит о том, что ему не нравится его имя, это первый и очень важный сигнал о том, что ребенок недоволен самим собой. Как только его самооценка изменится, ему начнет нравится и его имя.

Выбирая имя, помните, что оно будет сопровождать его всю жизнь. Человек может поменять фамилию, но очень редко — имя.

Мария Андреева

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт
    Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    У нас недавно в гостях была семья, у которой трехлетний сын. Родители применяют к нему дисциплинарные меры, включая использование ремня, как и со своими старшими детьми. Однако, ребенок вполне доволен и счастлив. Я не хотела бы обсуждать и вмешиваться в их семейные дела. Я хочу поделиться тем, что сегодня произошло с этим маленьким мальчиком в моем присутствии. Мать угрожала ему не ремнем, а просто грозным металлическим тоном. Она сказала: - Положи это мгновенно, иначе я принесу ремень! Увы, мальчик не послушался. Тогда она сказала: - На этом все, я пойду за ремнем!

    Подробнее

  • Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии
    Динамика эмоционального состояния сотрудников организации в зависимости от роли в агрессивном взаимодействии Психологические статьи Научные публикации

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях». Автором предлагается ролевая структура агрессии в служебных отношениях. Роль в агрессивном взаимодействии рассматривается как фактор, способствующий или сдерживающий проявление агрессии в служебных отношениях сотрудников. Объясняется наличие взаимосвязей между динамикой эмоционального состояния в зависимости от роли и проявлением агрессии в служебных отношениях.

    Подробнее

  • Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста
    Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Нарушения поведения детей подросткового и юношеского возраста обусловлены целым рядом психологических причин в результате неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания. Также рассмотрены различные сферы, в которых наиболее ярко проявляются данные нарушения.

    Подробнее

  • Натуральные продукты для ухода за кожей
    Натуральные продукты для ухода за кожей Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Правильное питание помогает уходу за кожей
    Источник молодости Вашей кожи находится в вашей кухне, а не в кабинете пластического хирурга.
    Говорит известный дерматолог, профессор Николас Перрикон: «Используя комплексный подход, сочетающий правильное питание, пищевые добавки и кремы, мы можем контролировать процесс старения кожи. Более того, мы можем отодвинуть необходимость хирургического вмешательства, в т.ч. подтяжку лица, на 15-20 лет».

    Подробнее

  • Рисунок семьи
    Рисунок семьи Психологические статьи Случаи из практики

    Психологический тест ''Рисунок семьи''.
    Рисунок ребенка — это его внутреннее состояние, его мироощущение, его личностные особенности. Рисунок семьи дает представление о психологическом климате семье, о связях и коалициях внутри семьи, о статусе и положении ребенка семье.

    Подробнее

  • Страх
    Страх Психологические статьи Глоссарий

    Что такое страх, какие у него функции, классификация страхов и, напоследок, видео ''Наши страхи... - иллюзия или реальность'')))

    Подробнее

  • Роль организационной культуры в формировании имиджа компании
    Роль организационной культуры в формировании имиджа компании Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются такие понятия, как имидж компании и организационная культура. Дается определение понятию имидж, выделяются два подхода к пониманию процесса формирования имиджа, выводится авторский подход. Раскрывается функциональное значение имиджа для эффективной деятельности организации и выявляются факторы формирования имиджа компании. Выявляется роль организационной культуры в формировании имиджа компании.

    Подробнее

  • Нравственная регуляция агрессивного поведения людей
    Нравственная регуляция агрессивного поведения людей Психологические статьи Психология семьи Семейная психология

    Если поступок ребенка несовместим с поведением, усвоенным как должное в раннем детстве, именно агрессивная энергия высвечивает перед ним порицающие образы родителей. И если даже ребенок не сознает этой вины, то неудовлетворенное напряжение направленной вовнутрь агрессии, возникающей от его безнравственного поведения, проявляется в виде потребности в наказании.

    Подробнее

  • Гештальт-эскизы
    Гештальт-эскизы Психологические статьи Психотерапия

    Этот текст начинался как совместное творчество трёх коллег Владимира Филипенко, Марии Андреевой и меня, Олега Силявского. Было время, когда мы собирались вместе, чтобы поделиться мыслями и наработками в области гештальт-терапии, и даже подумывали о том, чтобы написать совместную книгу. К сожалению, оказалось, что в наших жизненных планах не очень много пространства для такого проекта. Мы прекратили эту затею. Но тексты, которые были наработаны во время наших встреч остались... Идеи, высказанные там, были интересны, и мне показалось важным, чтобы они увидели свет. Поэтому, взяв за основу наши черновики, я написал это эссе. При написании текст вырос более чем в двое, сильно изменился, «оброс» новыми идеями и смыслами, поэтому мне следует взять на себя его авторство.

    Подробнее

  • Здоровый образ жизни как объект психологического исследования
    Здоровый образ жизни как объект психологического исследования Психологические статьи Психология жизни Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлен теоретический анализ понятия «здоровый образ жизни». Выделяются основные проблемы, возникающие при его использовании в психологии здоровья. Обсуждается вопрос о несогласованности отдельных компонентов здорового образа жизни и об их неоднозначной связи со здоровьем человека.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси