Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Использование песочной психотерапии в работе с детьми | Психотерапия

Рубрика: Детская психология

Использование песочной психотерапии в работе с детьми

 

 

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 
Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так:
''Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают  здоровое функционирование психики”.
На практике, работа ребенка с песком и фигурками просто фантастически быстро снимает его напряжение и гармонизирует  его отношения с внешним миром: 

Пример:

Кирилл, 5 лет —- агрессивен, со сверстниками в группе дерется.
После трех сеансов песочной терапии —- ребенок становится более спокойный, поведение выравнивается, играет  с детьми бесконфликтно.

Вита, 11 лет, грубит учительнице, дерется с одноклассниками, очень обидчива.
Уже после первого сеанса песочной терапии — наладились взаимоотношения с учительницей, после трех сеансов —-расширила круг своих друзей в классе, после 5 сеансов, стала спокойней дома и беспроблемной в школе.

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. 
Песочная терапия помогает:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они, вне всякого сомнения, являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать.
Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера).   Дети с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание. Дети  с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают персонажей, символизирующих ''агрессора” и его ''жертву”. Успешным может быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки.

Например, картина на песке Вероники (10,5 лет). Ребенка беспокоили ночные страхи, крики во сне. Последние несколько лет мама переселилась в детскую комнату и спит с ребенком, «чтоб ей не было страшно». Свой поднос она назвала «Зоопарк» и рассказала о нем следующее: «Там живут динозавры, горилла, тигры, и добрая черепаха. В центре зоопарка есть бассейн, где плавают дельфины. Есть слон. В зоопарк приходят люди. Звери разговаривают между собой и с людьми. Черепаха просит выпустить ее на свободу. Всем животным не хватает свободы. Они должны быть сами по себе – самостоятельные». То есть образы становятся языком, через который ребенок может сообщить бессознательный материал психологу и себе.

Подобно художественной терапии, визуальная форма вытесняет вербальную коммуникацию и обходит защиту клиента. Дополнительное преимущество Песочной терапии состоит в том, что это позволяет человеку создавать различные аспекты проблемы через символические объекты, которые могут изменяться. Этот процесс игры помогает двигаться от ощущения зависимости от сложившейся ситуации к тому, чтобы быть создателем ситуации. Когда психолог доверяет бессознательному мнению человека, он открывает его собственную уникальную и совершенную дорожку к самооткрытию, происходит глубоко трансформационная работа как для ребенка так и для психолога.

На приеме Паша 12 лет. Родители недавно развелись. Отец приходит редко. Мать часто в командировках. Обратились к психологу по причине пропуска подростком уроков в течении недели. На работу в подносе с песком откликнулся с удовольствием. Паша назвал построенный им мир «Загрязненное море». «Море загрязнили. Это даже не море, а океан, в котором проводили испытания. Люди загрязняют его. Они не должны так поступать. От этого все умирает: и рыбы, и растения, и все, что там еще живого есть. Остаются только банки из под спрайта, пачки из под сигарет, бутылки из под водки… Там еще есть череп. Это кто-то умер. Наверное, Я. Этот мир похож на то, что у меня сейчас внутри. Мне даже трудно говорить. Мне не нравиться эта картина. А можно я ее изменю?». Песочная терапия обеспечивает доступ к самому внутреннему ядру чувств души. В образах представляется то, что происходит во внутреннем и внешнем мире. Создавая то, что выражает внутренний голос, ребенок привносит во внешнюю действительность его собственные отношения с собой и позволяет бессознательному материалу быть видимым. Это конкретное, заметное проявление подпорогового материала приносит больше осознания того, что прежде подавлялось или было непонятным.

Людмила Овсяник

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп
    Применение нарративного анализа в исследовании больших социальных групп Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал

    В статье рассматриваются методологические основания качественного метода нарративного анализа и процедурные особенности его применения в социально– психологическом исследовании больших социальных групп. Указываются условия, при которых целесообразно отдать нарративному анализу предпочтение перед другими качественными методами. Детально проанализированы три аспекта — соотношение нарративных и ненарративных фрагментов, способ наррации и репрезентативность анализируемых эмпирических данных. Обозначается принцип построения типологии способов наррации. Утверждается, что нарративы из сферы публичного дискурса не обеспечивают репрезентативности и что для нарративно–аналитического исследования больших социальных групп необходим сбор данных с непосредственным обращением к выборке носителей соответствующей групповой идентичности.

    Подробнее

  • Видеозапись снов стала возможной
    Видеозапись снов стала возможной Психологические статьи Психология жизни

    Японские исследователи впервые в мире смогли зафиксировать и воспроизвести на экране зрительные образы из мозга человека, что в перспективе открывает путь к видеозаписи снов и визуальных фантазий.

    Подробнее

  • Как узнать, что терапевт предлагает качественную психотерапию?
    Как узнать, что терапевт предлагает качественную психотерапию? Вопрос психологу Психология отношений Психотерапия

    Существует мнение, что профессию психолога выбирают люди с травматическим прошлым (а так же с медицинским образованием)... что вы думаете по этому поводу?

    Подробнее

  • Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии.
    Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте! Хотелось бы получить совет. Постараюсь вкратце, как получится, описать проблему. Мне 25 лет.Я - неуравновешенная личность, вечно злая, чем-то недовольная, с неконтролируемыми приступами агрессии. Мой муж - полная противоположность. У нас есть маленький ребёнок. Дело в том, что жить с таким характером мне очень тяжело, а ещё тяжелее моей семье. Постоянно возникают ссоры по моей вине, причём на ровном месте. Многие плохие черты я унаследовала от своего отца, а вот с основной массой негатива во мне, я надеюсь, можно ещё бороться. Посещала бесплатного психотерапевта в поликлинике, но ничем особо она мне не помогла. Психолог мне сказала, что корни моей проблемы растут из детства. Мой отец - жестокий человек, постоянно избивал мать. Всё моё детство прошло в страхе за неё. Я уверена, что именно из -за этого сейчас я такая "нехорошая". Но как мне с этим бороться? В данный момент я кормлю ребёнка грудью и собираюсь ещё долго. Психолог сказала, что кроме таблеток и самопомощи нечем помочь. Но таблетки мне противопоказаны пока, а вот самой решить проблему не удаётся. Подскажите, существует ли какой-то метод, который превратит меня в "нормального" человека?Стоит ли обращаться к платному врачу?Возможно, посоветуете специалиста, который занимается подобными проблемами?

    Подробнее

  • Если трудно попросит помочь
    Если трудно попросит помочь Психологические статьи Психология общения

    Вам нужно переехать. Чтобы перевезти коробки и мебель, вы зовете на помощь друзей, семью или обращаетесь в компанию по организации переездов? Новое исследование, опубликованное в Журнале по изучению потребителей, показывает, что иногда эмоции, связанные с просьбой о помощи, могут заставить людей обратиться за платными услугами.

    Подробнее

  • Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей
    Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей Вопрос психологу Психология семьи

    У моего сына (7 лет) есть привычка во всех своих неудачах обвинять родителей: не умеет завязывать шапку - это ты, мама, не научила; упал ботинок с ноги - это ты, мама виновата; не может найти свои игрушки - это папа их куда-то убрал. Мы должны оправдываться перед ним? Не могу поверить, что он на самом деле не понимает, что происходит. Это манипуляция какая-то?

    Подробнее

  • Психотерапевтические достоинства песочной терапии
    Психотерапевтические достоинства песочной терапии Психологические статьи Психотерапия

    В чем сила Песочной терапии?
    Почему интерес к ней постоянно растет и чем песочная терапия (Sandplay) отличается от других форм терапии игрой?

    Подробнее

  • Gender and cross-cultural differences in manifestations of psychological abuse in marital relations
    Gender and cross-cultural differences in manifestations of psychological abuse in marital relations Психологические статьи Психология семьи Семейная психология||Научные публикации

    The notion and diagnostical criteria of psychological abuse are being discussed. Attention is paid to two different points of view on explaining the phenomenon of psychological abuse – socialpolitical and psychological ones. The problem and consequences of using psychological abuse in marital relations are analyzed.

    Подробнее

  • Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт
    Ужасное чувство беспомощного и совершенно беззащитного ребенка. Травматичный опыт Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология||Психотерапия

    У нас недавно в гостях была семья, у которой трехлетний сын. Родители применяют к нему дисциплинарные меры, включая использование ремня, как и со своими старшими детьми. Однако, ребенок вполне доволен и счастлив. Я не хотела бы обсуждать и вмешиваться в их семейные дела. Я хочу поделиться тем, что сегодня произошло с этим маленьким мальчиком в моем присутствии. Мать угрожала ему не ремнем, а просто грозным металлическим тоном. Она сказала: - Положи это мгновенно, иначе я принесу ремень! Увы, мальчик не послушался. Тогда она сказала: - На этом все, я пойду за ремнем!

    Подробнее

  • Современная женщина выбирает... одиночество
    Современная женщина выбирает... одиночество Психологические статьи

    Современная (городская) - это значит дитя времени, продукт цивилизации. А наша цивилизация больше сориентирована на одинокого человека, чем на семейного. Он обладает нужными для неё качествами: он мобилен, независим, смелее в решениях, менее прихотлив и пр… Сильнее, одним словом. И ценности цивилизации, мне кажется, больше ориентированы на свободного, а значит одинокого человека.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси