Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Жизненный сценарий (Эрик Берн) | Глоссарий

Жизненный сценарий (Эрик Берн)

С точки зрения транзакционного анализа Э. Берна, сознание человека можно представить как сублимацию трех состояний «Я»:
♦ Взрослый
♦ Родитель
♦ Ребенок.

Все эти состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Формирование состояний "Я" начинается в детстве, когда из своего состояния формируется позиция "Ребенок", из представлений о родителях - позиция "Родитель". Пара Ребенок-Родитель представляет собой отношения доминирования и подчинения, взгляда как бы "снизу вверх" и "сверху вниз". На ряду с этими состояниями формируется и состояние Взрослого, где отношения строятся на равноправии.

Согласно Э. Берну, поведение человека строится на ритуалах, развлечениях и играх, которые структурируют время, помогают избежать  скуки и, в то же время, позволяют извлекать максимально возможное  удовлетворение  из каждой  ситуации.

Вдобавок, у каждого человека есть подсознательный  план жизни,  или сценарий, в котором он размечает длительные промежутки жизни – месяцы, годы и всю свою жизнь, – заполняя их периодами   ритуальной  деятельности,  развлечениями и играми, которые содействуют развитию сценария и одновременно приносят индивидууму удовлетворение, обычно прерываемое периодами ухода в себя  или  короткими эпизодами близости.  Сценарии обычно основаны на детских иллюзиях, которые  могут сохраниться на всю жизнь; но наиболее чувствительные, восприимчивые и умные люди развивают эти иллюзии одну за другой, что приводит к разнообразным жизненным кризисам. В ряду этих кризисов в подростковом возрасте можно выделить переоценку родителей и причудливые протесты [1; 184].

Каждый  человек  еще  в детстве, чаще всего бессознательно,  думает  о своей  будущей жизни, как бы прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Повседневное поведение человека определяется его рассудком, а свое  будущее он  может  только планировать, например, каким человеком будет  его  супруг (супруга),  сколько  в их семье будет детей и т.п. В жизни,  однако,  может случиться не так, как человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его мечты сбылись.

Сценарий – это постоянно действующий жизненный план, созданный в детстве под воздействием родителей. Это психологическая сила, подталкивающая человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно [1; 187].

Сценарий   предполагает:  1)  родительские  указания;  2)   подходящее личностное  развитие;  3)  решение, принятое в детсве;  4)  реальную заинтересованность в каком-то особенном методе успеха или  неудачи;  5) убеждающую   установку или правдоподобия [1; 189].

 Со сценарием неразрывно связаны жизненные установки личности

Сходство между театральным и жизненным сценариями 

1.  Оба базируются  на  ограниченном количестве  тем: большинство  можно  найти  в  греческой  драме  и мифологии.  Позже люди выделили и записали более домашние, узнаваемые  нами модели человеческой жизни.   Психотерапевту,  анализирующему  чьи-то  транзакционные  сценарии  или игры,  может  быть  известен их конец, если он  знает  суть  интриги  и  ее действующие  лица.

2. Чтобы человек имел оправдание для своих поступков, необходим вполне определенный диалог между ним и окружающими. Реплики заучиваются и произносятся именно таким образом и в то время, чтобы вызвать необходимую реакцию окружающих. Если герой  заменит  текст  и состояния Я, то партнеры будут реагировать иначе. Это изменит весь сценарий и является задачей психотерапевта.

3.  Сценарий должен быть доработан и отрепетирован.  Жизненный  сценарий начинается в детстве в примитивной  форме,  которая  называется "протоколом". Здесь круг ролей весьма ограничен: родители, братья и сестры, – все они играют свои роли прямолинейно. В  отрочестве (когда круг общения расширяется) индивид интуитивно  ищет  тех, кто  играл бы  роли, предписанные его сценарием, а он – играл роль, предполагаемую их сценариями. Таким образом  подросток дорабатывает свой сценарий с учетом окружения. Благодаря ряду  таких  адаптации  человек подходит к основному представлению и финальному выигрышу.

4.  В каждом сценарии есть роли Хорошего и Плохого,   Победителя и Неудачника, объединенные иногда в две роли (Хороший Победитель и Плохой Неудачник). В  сценарном  анализе психотерапевты называют Победителей  - Принцами  и Принцессами,  а  Неудачников – Лягушками.  Задача  анализа  состоит  в превращении   Лягушек  в  Принцев  и  Принцесс.  Клиент  может  сопротивляться  превращению  в  Победителя,  так  как должен будет  отказаться  от  сценария частично или полностью и начать все сначала. Этого люди обычно опасаются.

   5.  Все  сценарии (театральные и  жизненные) отвечают   на  главный   вопрос человеческих взаимодействий: что говорить партнеру после приветствия, каким образом выстраивать с ним отношения? Если сценарии встретившихся людей взаимодополняемы, они продолжают взаимодействия, если нет – расстаются.

6.   Сцены  в  сценарии  обычно  определяются   и мотивируются  заранее. Жизненные  сценарии основываются на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно  дает  жизни  цель.  Во-вторых, оно  дает  ему приемлемый (для родителей) способ структурировать свое время. В-третьих, родители передают детям свой опыт (Неудачники передают своим детям программу  неудачников, Победители – победителей).  Долгосрочная   модель   всегда предполагает  сюжетную  линию. И хотя результат предопределен  Родительским программированием в добрую или дурную сторону, ребенок может  избрать  свой собственный сюжет [1; 191-194].

Формирование сценария на протяжении жизни

Первая  и  самая архаичная версия сценария - это первичный "протокол", который  воспринимается сознанием ребенка в том возрасте, когда  окружающий мир для него еще мало реален. Можно предположить, что родители являются ему гигантскими  фигурами, наделенными магической властью, вроде мифологических титанов только потому, что они намного выше и крупнее его.  

С  годами  малыш становится старше и мудрее. Он как бы перемещается  в более  романтический  мир и дорабатывает  свой сценарий, приводя  в  его соответствие  с новыми представлениями.  В  этом помогают волшебные сказки и истории  о  животных, которые  сначала читает ему мать, а потом он читает их сам. В сказках есть своя магия,  они дают ребенку целый ряд новых действующих  лиц, исполняющих  роли в его фантазиях. Представители животного царства  знакомы ему  либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие  то  ужас,  то восхищение, либо как полувоображаемые  существа  с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал.  

На  первой  стадии  своего развития малыш имеет дело  с  "магическими" людьми, которые могут в его воображении при случае превратиться в животных. На последующей стадии он просто приписывает животным некоторые человеческие качества.  Эта  тенденция до определенной степени  сохраняется  и  в  жизни некоторых взрослых людей, особенно связанных в своей работе с животными.  

 В отрочестве подростки опять переписывают свой сценарий, адаптируя его  к  новой реальности: все еще романтичной  и сияющей или с искусственно наведенным глянцем. Постепенно   человек   движется   к   завершающему "представлению". Задача психотерапевта в том и заключается, чтобы этот путь был бы для людей по возможности спокойнее и интереснее [1; 194].

Одну  из  целей  сценарного анализа Берн видит в соотнесении  жизненного плана  пациента с грандиозной историей развития человеческой  психологии  с самых  пещерных  времен  вплоть до наших дней.  Некоторые  ученые,  освещая принципы  сценарного анализа, считают, что Фрейд, Юнг  и  их  последователи показали,  логика  и  деяния  героев  мифов  живы  и  по  сей  день...  Они утверждают,  что  мифический  герой достиг всемирно-исторического  триумфа, тогда как герои волшебных сказок побеждают в обычных домашних спорах.

Таким образом, по Э. Берну судьбу человека определяет его жизненный сценарий, запрограммированный в детстве под воздействием родителей и отредактированный несколько раз по мере взросления и расширения круга общения. Люди с взаимодополняющими сценариями взаимодействуют друг с другом, в ином случае – расходятся. Сценарная роль подразумевает поведение, реплики и интонацию человека, с помощью которых он получает ожидаемую реакцию от окружающих.

 1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – пер. с англ. А. Грузберга. – М.: Эксмо, 2009. – 576 с

  • Марина Смирнова, психолог (Минск)
    Марина Смирнова, психолог (Минск)
    • Личностный рост, саморазвитие, позитивное мышление  ||
    • Отношения. Общение и коммуникативные проблемы  ||
    • Эмоциональные нарушения. Страхи, фобии. Депрессия и др.  
    • Арт-терапия  ||
    • Гештальттерапия, гештальт-подход  ||
    • Трансактный анализ (Эрик Берн)  
    Психологические статьи

    Отвечает на вопросы на портале

    г. Минск, Беларусь
    Личный кабинет психолога
Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Распознавание лжи
    Распознавание лжи Психологические статьи Психология общения

    Согласно часто цитируемому исследованию 1996 года, проведенному в Университетом Вирджинии и возглавленного психологом Б. Де Паоло, ложь — это часть человеческого существования. Де Паоло и коллеги попросили 147 участников в возрасте 18-71 года в течение недели вести дневник и записывать информацию о своих контактах, в том числе рассказывать о ситуациях, когда они говорили неправду. В среднем, каждый солгал более 10 раз, и только 7 участников утверждали, что были честны.

    Подробнее

  • Феноменологическая психология Э. Гуссерля
    Феноменологическая психология Э. Гуссерля Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Феноменологическая психология Э. Гуссерля рассматривается в контексте сформулированной Л. С. Выготским идеи о существовании в психологии двух несовместимых тенденций. Утверждается, что если центром тенденции, ориентированной на образцы естественных наук, признается экспериментальная психология, то аналогичным центром альтернативной тенденции следует признать феноменологическую психологию.

    Подробнее

  • Рисунок семьи
    Рисунок семьи Психологические статьи Случаи из практики

    Психологический тест ''Рисунок семьи''.
    Рисунок ребенка — это его внутреннее состояние, его мироощущение, его личностные особенности. Рисунок семьи дает представление о психологическом климате семье, о связях и коалициях внутри семьи, о статусе и положении ребенка семье.

    Подробнее

  • Как вес влияет на успех в любви.
    Как вес влияет на успех в любви. Психологические статьи Психология отношений

    Имеет ли вес человека влияние на его отношения с партнером? Д-р Джанет Д. Лазер, доцент психологии Университета Гавайи в Маноа в соавторстве с другим ученым написали статью по результатами исследования веса женщин и мужчин, а также рассмотрели взаимосвязь качества романтических отношений и веса партнера

    Подробнее

  • Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков
    Интегративная групповая психотерапия агрессивного поведения подростков Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков||Психотерапия

    Статья посвящена анализу агрессивного поведения детей. В связи с этим рассматриваются различные подходы к психотерапии детской агрессивности. Отмечаются особенности психокоррекционной работы с агрессивными подростками. Также был сделан вывод о необходимости использования интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения.

    Подробнее

  • Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей
    Мой сын во всех своих неудачах обвиняет родителей Вопрос психологу Психология семьи

    У моего сына (7 лет) есть привычка во всех своих неудачах обвинять родителей: не умеет завязывать шапку - это ты, мама, не научила; упал ботинок с ноги - это ты, мама виновата; не может найти свои игрушки - это папа их куда-то убрал. Мы должны оправдываться перед ним? Не могу поверить, что он на самом деле не понимает, что происходит. Это манипуляция какая-то?

    Подробнее

  • Мучает чувство одиночества. Я не знаю что мне делать
    Мучает чувство одиночества. Я не знаю что мне делать Вопрос психологу Психология и стресс Популярная психология

    У меня частые перепады настроения, мучает чувство одиночества. Я не знаю что мне делать???

    Подробнее

  • У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать
    У моего мужа другая женщина. Пожалуйста, посоветуйте что делать Вопрос психологу Психология отношений Семейная психология

    Мне 21 год. Со своим мужем я знакома 4 года. Все было хорошо. Создали семью, стали на очередь на квартиру. Я забеременела. Все было нормально. Но как только я родила, приехала домой после родов он мне сказал, что меня больше не любит. Причину объяснил, что я его очень много обманывала и поэтому не хочет быть с нами (с сыном). Потом я узнала что у него другая. Советовалась с подругами, каждая говорит по разному. Одна говорит, что перебесится и вернется, другая говорит что уходить надо, мол молодая встретишь другого. Ему 24 года. Я очень хочу сохранить семью, чтобы сын рос в полноценной семье. Некоторые говорят, что это кризис отношений. Так ли это? И если это так, то через сколько он проходит и если смысл ждать чего - нибудь? Пожалуйста посоветуйте что делать? Заранее спасибо.

    Подробнее

  • По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение.
    По статистике, 30% жен практикуют кастрирующее поведение. Психологические статьи Психология отношений Сексология

    Мы говорили с легендарным белорусским сексологом Дмитрием Капустиным.

    о сексуальном воспитании белорусов и не только: о том, почему начинать сексуальное воспитание в школе уже очень поздно; почему будущие социальная и сексуальная жизнь человека начинают формироваться еще до его зачатия; каковы этапы формирования сексуальности человека.

    Кроме прочего, Дмитрий Капустин рассказал о том, как зависит социальное и сексуальное поведение человека от первых месяцев его или ее жизни; как становятся импотентами и стервами; а также что такое ''кастрирующее поведение'' жен в браке.

    Подробнее

  • Первое свидание - боюсь не понравиться
    Первое свидание - боюсь не понравиться Психологические статьи Психология отношений

    Здравствуйте! Познакомилась по интернету с мужчиной,переписывались больше месяца.Теперь он предлагает встретиться.А я боюсь не понравиться,т.к.за последний год немного поправилась.Уверенности в себе нет вообще.Знаю,что если свидание разочарует,буду ужасно переживать,приняв всё на свой счёт.Как быть?

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси