Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Как быть хорошей мамой? | Семейная психология

Рубрика: Психология семьи

Как быть хорошей мамой?

Самое лучшее, что мы можем дать ребенку — это нашу безусловную любовь.

Безусловная любовь закладывает основу правильного воспитания уверенных в себе детей, любящих себя и мир, в котором мы живем. Родителям важно помнить что любовь, которую нам суждено познать, начинается с любви, которую мы познаем в детстве. Очень часто детям приходится чувствовать, что для того, чтобы завоевать нашу любовь, им нужно делать что-то особенное.

С безусловной любовью дети получают от нас бесценный дар — умение поддерживать свою детскую веру в жизнь.

Это не означает, что на ребенка нельзя сердиться. Скрывать и копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Можно выражать недовольство действиями ребенка, но не ребенком вцелом. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы «непозволительными» они не были. И даже недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.

Все родители хотят, чтобы его ребенка любили и уважали окружающие, чтобы у него был успех в учебе, чтобы он реализовал себя в жизни, и все это напрямую зависит от его отношения к себе, от его чувства самоценности. Основа самооценки закладывается в раннем детстве и образ себя строится у ребенка на том, каким видят его окружающие- в первую очередь родители. Именно от них он ждет подтверждений о том, что он хороший, что его любят, что он может.

Что же касается правил — они обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, но правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими. Кроме того, родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах, играть в мяч можно, но только не в помещении и. т. д. Причем, тон, в котором сообщается требование или запрет должен быть дружественно-разъяснительным, а не требовательным.

Ведь беря в руки дорогую и хрупкую вещь, ребенок пытается, во-первых, выяснить, что же на самом деле она собой представляет. На что годится? Стоит ли ее присваивать? Во-вторых, выпуская из рук вазу из английского фарфора, разумеется, таким образом, чтобы она упала на паркет, а не на мягкую подушку, малыш не только продолжает исследовать ее свойства, но и наблюдает, что вообще произойдет в жизни, если перестать удерживать данный предмет, то есть отпустить, отдать его. Если в этот момент в комнату ворвется бабушка с веником и вместо того, чтобы использовать веник по назначению, то есть убрать осколки, «приласкает» им любимую внучку, то весьма возможно, что урок, который извлечет девочка из полученного опыта, будет звучать примерно так: «Уж если что-то попало к тебе, то ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не следует выпускать это из рук!» Вы никогда не сталкивались с людьми, руководствующимися в жизни подобными принципами? И как впечатление? А что произойдет, если, войдя в комнату сына и увидев подаренную полчаса назад дорогую машину, превратившуюся (в который раз!) в груду «запчастей», папа потеряет терпение, топнет ногой и даст звучный шлепок? Чему он тем самым научит ребенка? Бережному отношению к своим вещам? А может быть, тому, что ребенок не имеет права распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению, в том числе опять-таки отдавать ее или, скажем, дарить? Может быть, урок, который извлечет мальчик, прозвучит примерно так: «Все, к чему я прикасаюсь, неминуемо превращается в ни на что не годный хлам». Не отсюда ли берутся впоследствии многие мужские проблемы — от неспособности забить гвоздь до импотенции?

В каких случаях в ответ на категорический отказ ребенка от чего-то или не менее категоричное требование стоит пойти ему навстречу, а когда нужно проявить твердость и настоять на своем? Во всех своих притязаниях и отказах ребенок не руководствуется соображениями злой воли и желанием причинить вред себе или окружающим. Поэтому все его «нет», как и все его «хочу», заслуживают нашего внимания и по возможности беспристрастного рассмотрения.

Смелость быть несовершенным — вот чему необходимо научиться. Нужно постоянно подбадривать себя, а не упрекать в неумении. Просто принять, что без ошибок не обойтись, и признавать их, не теряя собственной значимости. И, плюньте на авторитеты и мнение соседей. Доверьтесь собственному здравому смыслу. И не нужно бояться быть «не идеальной мамой».

Проделывая всю эту непростую работу, ни в коем случае не забывайте о себе. О своих привычках и потребностях. Вы имеете на них полное право. Не зря же говорят — «Счастливые дети бывают у счастливых родителей». В каждом из нас живет маленький ребенок, которому очень хочется внимания, любви, заботы.

Одна из моих заочных помощниц в воспитании детей, автор книги «Когда ваш ребенок сводит Вас с ума» Эда ле Шан замечательно пишет об этом: «Бессознательно я направлялась к тому месту в парке, где я играла ребенком. Начальная школа, в которой я училась, располагалась неподалеку, и каждый день пас водили в парк для отдыха. Неожиданно я поняла, где нахожусь. Это были большие скалы, на которые мы забирались во время наших бесконечных игр в «Тарзана» (мы играли в него больше года и каждый день). Тогда мне было лет девять-десять. Я стояла и смотрела на скалы. Ничего не изменилось. И это через 50 лет! Вдруг мое настроение изменилось. Я не была больше шестидесятидвухлетней женщиной — состоявшейся, уверенной в себе, счастливой. Я была десятилетней девочкой, которая часто испытывала чувство смертельного ужаса: я была уверена, что никогда, никогда не научусь делить в столбик; я заваливала все контрольные по грамматике; я считала себя уродливой, толстой и неуклюжей; я думала, что меня в последнюю очередь выберут для участия в эстафете; я была застенчивой маленькой девочкой, которая считала, что другим детям она не нравится; меня глубоко ранила каждая неудача, и я страшно боялась, что меня будут дразнить .

Я почти видела маленькую девочку, сидящую на скалах. Мне хотелось обнять ее, крикнуть: «Вот я! Посмотри на меня! Со мной все в порядке!» Неожиданно я заплакала — о той девочке, которая не могла вообразить себя взрослой женщиной, которой так нужно было знать, что, когда она станет взрослой, она окажется одаренной и любимой, ею будут восхищаться, ее будут уважать, она будет уверена в себе. Если бы только я могла повернуть время назад, вернуться и взять маленькую девочку на руки, обнять ее крепко и сказать: «Эда, Эда, ты привлекательна и обладаешь замечательными возможностями. Не бойся, другие, кого ты считаешь уверенными в себе, боятся так же, как и ты!» Мне так хотелось стать моложе на пятьдесят лет, стать девочкой с хрустальным шариком, в котором отражался бы образ женщины, которой я стала.

Если бы у меня была чудесная возможность вернуться хоть на мгновение к тому ребенку, каким я была, что бы я тогда сказала? Думаю следующее: «Я предсказательница, и я хочу сказать, что вижу твое будущее. Ты думаешь, что ты тупа к школьным предметам, но, когда ты вырастешь и начнешь изучать то, что тебе будет действительно интересно, ты будешь очень, очень умной. Никого не будет интересовать, можешь ли ты вспомнить таблицу умножения (действительно, когда вам шестьдесят два года, а вы по-прежнему не можете вспомнить, сколько будет семью восемь или девятью семь, это не мешает жить). Замечательное воображение, которым ты обладаешь,— вспомни, какие милые рассказы и стихи ты сочиняешь,— сделает тебя однажды преуспевающим писателем, а твоя застенчивость и мягкость дадут тебе великую возможность понимать других людей и любить их — и они ответят тебе любовью. У тебя будут несчастливые и мучительные минуты, но тебе удастся пережить их и вынести из них для себя уроки. Когда тебе будет страшно, ты сможешь рассказать об этом — ты не будешь думать, что это надо держать в секрете. Ты будешь знать, что каждый человек время от времени чего-то боится, и ты действительно сможешь помочь другим людям справиться со страхами. К тому времени, когда тебе исполнится шестьдесят два, ты будешь знать, что ты один из счастливейших в мире людей, потому что у тебя замечательная семья, хорошие друзья и любимая работа. А самое главное, что я вижу в хрустальном шарике, — женщину, которая так рада, что она — Эда! »

Барбара Шер рекомендует иногда становиться мамой самой себе. Это очень помогает восстановить душевный покой, без которого общаться с ребенком в качестве «идеальной» мамы невозможно. Стать мамой самой себе — значит, распознать то, что огорчило, и сказать об этом самой себе-маме («Моя коллега грубо разговаривала со мной сегодня. Мне кажется, она меня не уважает»), затем посочувствовать, как мама («Конечно, тебе обидно. Бедняжка»), после чего найти слова еще большего утешения («Возможно, она сама сейчас в тяжелой ситуации, и ее отношение к тебе вовсе ни при чем. Пусть у нее все наладится») и успокоения («Ты такая умница! Жизнь не всегда приносит тебе радости, но ты при этом всегда находишь силы, чтобы понять и простить любого. Конечно, ты заслуживаешь приятный сюрприз. Может быть, купить билеты в театр?).

Ядвига Березовская

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Если трудно попросит помочь
    Если трудно попросит помочь Психологические статьи Психология общения

    Вам нужно переехать. Чтобы перевезти коробки и мебель, вы зовете на помощь друзей, семью или обращаетесь в компанию по организации переездов? Новое исследование, опубликованное в Журнале по изучению потребителей, показывает, что иногда эмоции, связанные с просьбой о помощи, могут заставить людей обратиться за платными услугами.

    Подробнее

  • Как справиться с ощущением ничтожества?
    Как справиться с ощущением ничтожества? Психологические проблемы Психология общения

    Часто клиенты спрашивают, как бороться с ощущением ничтожества? Что делать, когда кажется, что большинство вокруг умнее, красивее и замечательнее?
    Как справляться с чувствами и мыслями о том, что я недостоин (недостойна) любви, принятия, заботы, внимания, и уж тем более признания моей ценности и восхищения?


  • Вторичная выгода
    Вторичная выгода Психологические статьи Глоссарий

    Что такое вторичная выгода? Почему даже когда человек очень хочет измениться и имеет положительный опыт, иногда это не происходит? Вторичная выгода иногда может находиться за пределами сознания и может противоречить позитивному намерению. Вторичная выгода появляется тогда, когда у человека нет варианта поведения, в котором эта вторичная выгода выступала бы в роли позитивного намерения.

    Подробнее

  • Ребенок не реагирует на просьбы родителей или проявляет агрессию
    Ребенок не реагирует на просьбы родителей или проявляет агрессию Психологические статьи Психология общения||Детская психология Психология детей и подростков

    Здравствуйте! У нас такая ситуация: Ребенку 7 лет учится в1 классе, на просьбы родителей реагирует с пятого раза либо делает вид что не слышит. Бывают вспышки агрессии - начинает злиться, рыдать на пустом месте например из-за того, что сначала надо сделать уроки а потом идти на улицу. Подскажите, как поступать в таких ситуациях.

    Подробнее

  • Трансактный анализ: Родитель, как одно из эго-состояний человека
    Трансактный анализ: Родитель, как одно из эго-состояний человека Психологические статьи

    Подробнее

  • Он не хочет работать над отношениями
    Он не хочет работать над отношениями Психологические статьи Психология отношений||Психология общения

    Как включить любимого в работу над отношениями?

    Здравствуйте. 

    Меня зовут Настасья, мне 26 лет. Мы с моим любимым вместе почти 2 года, все это время живем вместе, оба работаем, особ не нуждаемся. Для меня это уже 3й опыт совместной жизни, серьезных отношений (предыдущие длились макс. чуть больше года, был очень болезненный разрыв). Для него - первый, ему 27 лет, до этого у него было пару увлечений, влюбленностей, отчасти безответных. Я его люблю и уверена, что именно с ним будет связана моя дальнейшая жизнь. Хотя четкого о ней представления я не имею... Но это отдельная тема - я знаю о своих проблемах, о нелюбви к себе и неуверенности, постоянно хожу к своему психологу, мы над этой проблемой и многими другими работаем. Один раз даже вместе с парнем сходили к другому психологу, я была инициатором - чтобы улучшить наши отношения. Но у меня возникла острая необходимость именно сейчас (поскольку психолог в отпуске) задать кому-то этот вопрос. 

    У нас много разных ситуаций и нюансов в отношениях, но я знаю, что он тоже хочет, чтобы у нас все получилось, чтобы мы были вместе и чтобы это не было так проблемно, как сейчас. Но больше к психологу он ходить не хочет. И он уверен в том, что сам знает, что и как делать, чтобы сохранить наши отношения. В основном это конечно требования ко мне) Но мы уже договорились (спустя почти 2 года), что менять друг друга - это не метод построения отношений. В общем, в силу своего опыта, любив, будучи уже любимой, расставшись, встречаясь с психологом, читая книжки и статьи, я стараюсь вести себя и строить отношения так, как ''советуют'' эти специалисты, так, чтобы они были долгими, взаимными, полными любви и искренности, поддержки. Такими я хочу, чтобы они были. Но одних моих действий и знаний недостаточно. Но я не знаю, как приобщить, включить любимого в этот процесс!

    Недавно у нас была ссора, после которой мы решили ''начать заново и очень стараться'', договорились о некоторых вещах. И я была уверена, что теперь он будет более чутким к моим предложениям по улучшению совместной жизни. Какое-то время так и было. Однажды я попросила его, как меня учила психолог, о том, чтобы мы с ним каждый вечер садились и искренне обсуждали интересующие нас темы, рассказывали о себе, как прошел день, что делать на выходных, что нам нравится и нет. (Это одна из тех вещей, на которых лично для меня строятся близкие отношения и любовь - это понимание! А чтобы было понимание, мне необходимо человека узнавать и чувствовать. А у меня это через беседу происходит. Я ему это все объяснила и мягко спросила его согласия) Во время этого разговора он сидел, потупив взгляд и немного отстранившись от происходящего. Хотя согласился беседовать каждый вечер. Но прошла неделя, и мы так и не поговорили, как договаривались. И вот пару дней назад я напомнила ему об этом, и мы пошли, уединились в комнате с чайком, и я хотела обсудить, почему мы не общаемся все же. Но он перевел тему на другое. На то, что ''Вот такие натянутые разговоры, постоянные выяснения отношений ничем нам не помогут. Нужно просто научиться радоваться жизни, себе самим, а ПОТОМ уже друг другу''. В чем-то он конечно прав. Но по его мнению чувство любви тогда вернется САМО СОБОЙ. Поэтому он предлагает ни в чем не копаться, а жить как живется, легко и радостно просто идти по жизни, занимаясь личными делами и не ''усложняя'' все. Ну мы и отдалились, ушли типа от ответственности друг перед другом, то есть живем, как будто мы не обременены отношениями. Практически не разговариваем, хотя постоянно в компании, с друзьями общаемся. Не целуемся, сексом не занимаемся, спим под разными одеялами и при этом я делаю вид что все хорошо! И это под одной крышей... тяжко... но не об этом((.

    Я понимаю, у него сейчас такая стадия, когда хочется свободы, и потом он захочет вернуться к близости... Но даже когда у нас отношения на подъеме, он сторонится всяких разговоров, чтения статей, на которые я ему присылала ссылки, выяснения отношений... Я понимаю, это ему все ''усложняет''. Влюбленность у нас была волшебная. И несколько раз что-то подобное за 2 года возобновлялось)) Но в остальном ежедневно мы имеем натянутые и скорее соседские отношения, чем любовь и перспективы счастья вдвоем... Зная, как нам бывает хорошо, что мы в принципе можем обо всем договориться, что мы подходим друг другу и любим (я уверена, он тоже любит, просто не привык любовь видеть такой) - я верю, что у нас все получится!!! По-моему, он путает любовь с влюбленностью и никак не хочет осознавать, что это разные вещи, что отношения вообще требуют работы, требуют выбора любить! Или это я заблуждаюсь? Я боюсь ему навязывать это мнение, разрушать его мечты об идеальной любви и о том, что все может быть просто и само собой (нет, оно конечно так и будет, но для этого надо сначала научиться тому, что потом будет само собой)).

    Я понимаю, что я не такой человек, чтобы одной ''вытянуть'' наши отношения... Я не могу одна танцевать этот парный танец... Помогите! Как сохранить нашу любовь? 

    Подробнее

  • Сказка о том, как из Феи сделать Бабу Ягу
    Сказка о том, как из Феи сделать Бабу Ягу Психологические статьи Сказки и притчи) Сказки и притчи)

    Вы сами знаете как начинаются сказки. Начнем с главного. А главное — это то, что они жили вместе Он и Она. Жили долго и счастливо. Он был волшебником Цветочного царства — а она его прекрасной Феей. Волшебник всегда был чем-то занят. Он делал свои волшебные дела легко и с удовольствием, был активным, энергичным и молодым. Его мечтой было стать Главным волшебником и отправиться со своей Феей в кругосветное путешествие по разным странам и планетам. Для этого он должен многому научиться и добыть очень много пыльцы, чтобы с ее помощью получить силу и молодость, а также энергию для воплощения своих прекрасных великих идей.

    Подробнее

  • У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей
    У моей дочери много комплексов и неуверенность в себе. У нее нет подруг и друзей Вопрос психологу Психология общения Популярная психология||Психотерапия

    Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, советом. Моей дочери 20 лет. В детстве у нее были проблемы с речью.Отсюда небольшой опыт социального общения. У нее нет подруг, друзей. Много комплексов и большая неуверенность в себе. На этой почве были депрессии. С ней работает индивидуальный психолог. Дочь хочет общения, просит помочь ей в этом. Я больше не могу смотреть на ее переживания. Я пыталась найти какие-то групповые занятия, но везде была ориентация НА ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, на уверенных, успешных и целевых людей. НА эти тренинги ее не хотели брать. На мой вопрос, а что делать таким, как моя дочь, разводили руками. Неужели моя дочь одна такая в мире. На данном этапе ей надо всего лишь научится общаться без страха, что ее обидят и посмеются над ней. Подскажите, может кто проводит занятия позитивной групповой психотерапии. Буду очень благодарна.

    Подробнее

  • Если мужчину бросила любимая женщина, что делать? Почему женщина бросает любимого мужчину, и как забыть любимую женщину?
    Если мужчину бросила любимая женщина, что делать? Почему женщина бросает любимого мужчину, и как забыть любимую женщину? Консультация психолога онлайн Популярная психология

    Меня бросила любимая женщина. Уже месяц назад. А я все думаю о ней, не сплю... Подскажите что делать?
    Здравствуйте! Первое, что важно понять в этой ситуации - действительно ли женщина Вас бросила. Могут быть варианты. Вариант 1. Иногда женщины делают вид, что уходят в то время как это один из видов...

    Подробнее

  • Я строга к себе. Что это? Помогите понять и исправить!
    Я строга к себе. Что это? Помогите понять и исправить! Вопрос психологу Психология и стресс||Психология жизни Популярная психология||Психотерапия

    Почему я так строга к себе? С одной стороны, я знаю, что сделала все возможное, но проходит время и начинаю себя поедом есть - тут можно было бы иначе сделать и тут лучше, устаю страшно. Что это? Помогите понять и исправить!

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси