Сайт о психологической помощи онлайн консультация психолога в Минске
*
Минская область
Могилевская область
Брестская область
Витебская область
Гомельская область
Гродненская область



Психолог онлайн

Надо и должна | Популярная психология

Надо и должна

Эти бесконечные «надо» и «должна»!
ДОЛЖНЫ жить так, как мы ХОТИМ…
Эта фраза в полной мере отражает парадоксальность многих долженствований в жизни взрослого человека.
В том случае, если ты внутренне принимаешь долженствования, они перестают быть тяжким гнетом.
Конфликтов не будет, если «надо» внешнее превратится в «надо» внутреннее.

Ребенок рождается с требованием «хочу». Потом появляется «могу», но для того, чтобы в обществе как-то жить, возникает понятие «надо». Если бы в своих поступках мы руководствовались только личным волеизъявлением, то не смогли бы жить друг с другом: только «хочу» разрушает общество. Поэтому долженствования разного рода необходимы, в этом есть некая правильность. Хочу есть, но чтобы есть, надо ходить на работу и зарабатывать деньги. Хочу в туалет, но в данный момент надо потерпеть, чтобы не испортить жизнь окружающим.

Родители forever!

И понятно, что первым «надо» и «должна» нас учат родители. Но, как говорится: вначале мамы и папы мечтают о том, чтобы дети ходили и говорили, а позже — о том, чтобы они сидели и молчали. Звучит утрированно, но рациональное зерно есть в этом высказывании: то есть в семье закладываются азы взаимоотношений людей в сложном мире взрослых. Если ребенок нарушает родительские «надо», то в свою очередь ощущает чувство вины. Так вот во взрослую жизнь человек часто входит с довольно парадоксальной установкой: лучше сделаю, как «надо» (мы забиты этими догмами) и не буду чувствовать себя виноватым. Но я не хочу, как «надо»! Столкновение надо и хочу? Не совсем так.
Рассмотрим такой пример: мама говорила, что жена должна быть внимательной к мужу. Парадокс, потому что если я должна быть внимательной, значит, я заставляю себя быть таковой. А когда я себя заставляю, то все время оглядываюсь на незримо присутствующий мамин образ. И злюсь на нее, вступаю с ней в конфликт. И в этой ситуации ни до мужа, ни до своих желаний уже никакого дела нет. Есть дело только до выяснения отношений с маминой властной фигурой. Но мамы рядом нет, а супруг вот, рядом с тобой, значит, адресованная маме агрессия выливается на кого? Ответ очевиден. Или другой парадокс: «Я бы не стала бы этого делать, но ради детей я вынуждена….» Выходит, что заставляют делать «нежелаемое» именно дети. Вот уже и готов образ нового «врага».

Понять, чего хочу на самом деле.

И подобного рода догмы касаются всех наших социальных ролей, а у взрослого человека слишком много «перевернутых» долженствований. Обычно с чем работают психотерапевты? Как раз с тем, чтобы человек разобрался в том, чего он хочет. И не подменял свои желания желаниями других, и не навешивал «чужие роли» на своих близких. Если этого не происходит, мы фактически насилуем себя, протестуя против долженствований, что позже выливается в насилие над окружающими, вольно или невольно. Я заставляю себя «любить» мужа, а потом я извожу себя этим, не выдерживаю, и набрасываюсь на него со словами: «Вот я люблю, стараюсь все для тебя делать, я себя заставляю, а ты неблагодарный...И ты еще требуешь от меня того-то и того-то», — говорит жена мужу. Хотя он лично ничего этого от нее не требует, этого требовали от нее родители. И она, борясь с ними, приписывает установки родителей супругу. Но муж, естественно, такой же человек, набитый своими долженствованиями. И практически получается, что общаются в семье не два самостоятельных свободных человека, а две роли, две установки. Корни где? В детстве, разумеется.
Вот до боли знакомая ситуация: ребенок хочет играть, а родители говорят ему, что он должен спать. «Если я не буду хотеть спать, — моделируем логику малыша, — я вступлю в конфликт с мамой и папой. Они меня за это накажут, перестанут меня любить. Значит, я ложусь в кровать с мыслью, что хочу спать. И лежу, страдая от бессонницы. Но родители сказали: «Ты должен хотеть спать». Значит, я хочу спать?» Вот из подобных подмен желаний вырастают наши протесты против избыточных «надо» и «должна» во взрослой жизни. Родители вбили их в голову, не объяснив, а что надо для этого делать. Это как пресловутый сказочный посыл: пойди туда, не зная куда... А это работает почему: потому что ребенка всегда можно парализовать таким образом. А ты уже умная, большая девочка, сама можешь догадаться, куда сходить и что принести. Да что дети, взрослые тоже сходят с ума от абстрактных долженствований! «Ты не видишь во мне взрослого человека» — бросает женщина мужу. Абсурдный протест, потому что муж никоим образом не может лишить тебя свободы. А когда один взрослый человек доказывает другому, что он взрослый, в этом его детскость и проявляется. Ведь нет уже рядом тех самых родителей, перед которыми ты отстаиваешь свою свободу! Итак, большинство наших мучительных долженствований — всего лишь навсего слепо принятые на веру догмы. Которые не помогают, а лишь запутывают и осложняют жизнь. Вот от них лучше всего отказаться.

Подружиться с «надо» и «должна».
Нормальные и болезненные долженствования.


Итак, долженствования (спасибо им) помогают нам стать членами общества. Но не только за это свойство, мы, так их любим. Оказывается, что они очень даже удобны, потому что — это как в армии: делай раз, делай два — и думать не надо, ответственность лежит не на мне! Если ты внутренне содрогаешься при очередном «надо» и тем не мене делаешь, как «велено», задай себе вопрос: не пытаешься ли ты таким образом снять себя ответственность, переложив ее на плечи руководящей фигуры? Тем не мене жить в мире и согласии с разумными «надо» и «должна», все–таки можно. И это те случаи, когда «надо внешнее» превращается в «надо внутреннее». Как происходит этот процесс? На первом этапе — и это наше беззаботное детство — мы конформисты и следуем всем родительским «надо» (делаю так, как мне говорят). На следующей ступени, психологически от них отстраиваясь, мы превращаемся в нонконформисов, препятствуя их требованиям, бунтуя и не соглашаясь с их установками (делаю все наоборот). В связи с этим вспомним одно примечательное выражение. Что значит быть взрослым? Это значит посметь сделать что–то, зная, что этого может не одобрить мама. Наконец, наиболее развитая степень свободы: я не просто следую в поступках своим желаниям, а добровольно соизмеряю их с желаниями окружающих. Здесь тоже возникает «надо», но, как ни странно, оно уже не пугает, в нем нет уже привкуса тоски и предательства по отношению к себе. Например, я понимаю, что для того чтобы у меня было свободное время, мне надо рано утром (хотя чертовски хочется спать) отвести детей в детский сад. Я понимаю, что должна приготовить обед мужу. Но не потому, что он «тиран», а потому что в данное время он зарабатывает деньги. Если он будет заниматься детьми и хозяйством, то я вынуждена буду отвечать за семейный бюджет. То есть взрослый человек, конечно, используя свои волевые усилия, выбирает те или иные «надо», понимая, что осознанно заставляет себя. Но лишь он сам, а не какие-то «авторитетные» фантомы, будь то родители, супруг, дети или кто-нибудь другой. Вопрос не в том, что долженствований в принципе быть не должно, а вопрос в том, что они должны иметь свое место.

Борис Новодержкин, психолог психотерапевт

Подписка

Консультация психолога онлайн проводится бесплатно .

Кликните на изображение, чтобы узнать условия.

Все статьи Психологические статьи, упражнения, ответы психолога на похожие темы

  • Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости
    Зачем же занимаются сексом? Какие мотивы стоят за желанием интимной близости Психологические статьи Сексология

    На первый взгляд неестественный вопрос ставится в заголовке. Как это зачем? В ответ на мою статью о близости мужчины и женщины, частой реакцией было: «Секс - это все, что связывает мужчину и женщину, и каждый нормальный мужчина всегда ищет секс. Если у него нет этого желания, то он импотент, или боязливый ботаник, который элементарно боится завоевать женщину». Вопрос о желании секса с любой красивой женщиной часто ставит такие рассуждения в тупик. «Потому что это биология!» Впрочем, если подумать ...

    Подробнее

  • Соль и наше питание: опасность натрия
    Соль и наше питание: опасность натрия Психологические статьи Красота и здоровье

    Нет сомнения в том, что мы любим соль — это естественно. Еще до того, как появились солонки, сделав приятным вкус натрия в растительных продуктах, природа нас побуждала их потреблять для того, чтобы мы получали не только натрий, но и другие важные минералы, например, калий, который всегда идет вместе с натрием.

    Подробнее

  • Конфликт психический
    Конфликт психический Психологические статьи Глоссарий

    Психоаналитический конфликт — это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конфликт искаженно выражается в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях поведения, в трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желаниями и защитой, конфликт между различными системами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором происходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкновение с запретом.

    Подробнее

  • Как справиться с застенчивостью (социофобией)  и избавиться от чувства стыда
    Как справиться с застенчивостью (социофобией) и избавиться от чувства стыда Консультация психолога онлайн Психология общения Случаи из практики

    Хочу справиться с застенчивостью (социофобией), со страхом стыда. В моей жизни всё вокруг стыда, либо мне стыдно за себя либо за других, либо я сам стыжу себя и окружающих, это мне неприятно и я этого часто избегаю. Но только это для меня важно. Стоит мне пережить сильное чувство стыда, как у меня полностью пропадает мотивация, и желание вообще делать что-либо, време…

    Перейти к ответу психолога

  • Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей
    Просоциальные тенденции и эмоциональное выгорание у врачей и студентов стоматологических специальностей Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    Статья посвящена выявлению отличительных особенностей проявления просоциальных тенденций и эмоционального выгорания стоматологов, которые непосредственно связаны с их профессиональной деятельностью. Сравнительный анализ показал, что врачи от студентов отличаются по всем фазам эмоционального выгорания: «напряжение», «резистенция», «истощение», а также по проявлению альтруизма. Проведенное исследование позволило установить взаимосвязь эмпатии, альтруизма, совестливости, морально-этической ответственности личности работающих и обучающихся стоматологов с проявлениями эмоционального выгорания

    Подробнее

  • Самые полезные весенние продукты
    Самые полезные весенние продукты Психологические статьи Красота и здоровье Красота и здоровье

    Весной самым дефицитным элементом для нашего организма становится витамин С. Его главные источники — свежие овощи и фрукты, которые после зимнего хранения, увы, не могут похвастаться обилием полезных веществ/

    Подробнее

  • Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях
    Ожидание последствий проявления агрессии в служебных отношениях Психологические статьи Научные публикации||Психологический журнал Научные публикации||Психологический журнал

    В статье представлено определение понятия «агрессия в служебных отношениях», которое предполагает наличие конструктивных и деструктивных последствий проявления агрессии. Дано описание адаптированной методики для изучения последствий проявления агрессии в служебных отношениях. Излагаются результаты изучения ожиданий сотрудников в случае проявления ими агрессии в отношениях с коллегами по работе. Автор рассматривает половые различия в ожидании последствий проявления агрессии, представляет зависимость модальности последствий от уровня агрессивности. Проводится анализ взаимосвязей ожиданий последствий, форм проявления агрессии в служебных отношениях, способов выражения агрессии и агрессивности как личностной черты.

    Подробнее

  • У жены любовник. Помогите сохранить брак
    У жены любовник. Помогите сохранить брак Психологические статьи Психология отношений||Психология секса Семейная психология||Психотерапия||Сексология

    Здравствуйте. Хочу сохранить семью. У меня вот такая ситуация. У нас есть дочь, мы женаты были около 4 лет. Но в прошлом году узнал, что у жены есть любовник. Сразу же я начал стараться измениться. Занялся собой. Сначала она оправдывалась, что это просто друг, но потом сказала, что он ей предлагает жениться и она его любит. Около года не могла уйти от меня ради ребенка и давления своих родителей. Но все же подала на развод. Я в общем то понял, что все, и сразу же ее отпустил. Через несколько месяцев она переехала к ему. Они прожили 3 месяца, часто переезжали с квартиры на квартиру, ей не нравилось, что он пьет, и постоянный запах алкоголя, как сказала она мне: ''Он не для семьи''. И она через три месяца решила восстановить семью (наверное, вспомнились какие-то хорошие мои качества) и ради дочери, мы решили начать с чистого листа. Но прошло 2 недели и она опять начала общаться с ним. Говорит, что ее ко мне не влечент в сексе. Она вспоминает как ей было хорошо с ним в постели, а я для ее как друг. Говорит, что не может жить без секса. И поэтому общается с ним. Но мне тоже хочется любви, ласки, заботы, положительных эмоций, чтобы и она от меня получила наслаждение в сексе. Она пока живет со мной ради дочери, так как боится сделать больно ей. Дочь привязана ко мне и не отпускает не куда. Вроде я уговорил обратиться к специалисту, и она согласна, но она мало верит, что это поможет. Я в замешательстве, жду от нее решительных действий. Подскажите стоит ли мне самому обратиться или все же дождаться когда она сама твердо решиться. К какому специалисту нам надо обратиться? Кто поможет нам разобраться в этой ситуации, что бы мы могли жить и наслаждаться друг другом в этой жизни, наслаждаться нашей семьей, нашей жизнью. А все остальное осталось бы у нас позади.

    Подробнее

  • Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста
    Этиологический анализ психологических причин нарушений поведения детей подросткового и юношеского возраста Психологические статьи Детская психология Психология детей и подростков

    Нарушения поведения детей подросткового и юношеского возраста обусловлены целым рядом психологических причин в результате неравномерности онтогенетического развития и особенностей воспитания. Также рассмотрены различные сферы, в которых наиболее ярко проявляются данные нарушения.

    Подробнее

  • Как улучшить память?
    Как улучшить память? Психологические статьи Психология успеха

    Здравствуйте! На данный момент я являюсь студенткой. Совмещаю работу с учёбой. Запоминать приходится очень много, но память постепенно сдаёт свои позиции. Всё чаще приходится прибегать к помощи ручки и записной книжки. Прошу совета, как улучшить память? Возможно есть какие-либо методы, упражнения или же кроме витаминов ничто не поможет? Спасибо.

    Подробнее



Карта сайта


Задать вопрос
психологу онлайн

Психологический портал рекомендует
Марина Смирнова, психолог (Минск)

Автор психологических статей

Отвечает на вопросы на портале

Личный кабинет психолога


Задать вопрос
психологу онлайн



Психологи в других городах Беларуси